Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1 Сущность понятия «навыки здорового образа жизни» 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития подростков 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 30
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков здорового образа жизни у подростков 30
2.2 Программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения 40
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..58
Введение:
Актуальность исследования. Здоровье выступает важнейшей ценностью, как каждого человека в отдельности, так и всего общества в целом, потому что является основным условием и залогом полноценной и счастливой жизни. Здоровье обеспечивает человека возможностью достигать поставленных целей, решать основные задачи, преодолевать жизненные трудности. Разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако нередко люди не соблюдают даже простых, обоснованных наукой требований к своему образу жизни, чем наносят непоправимый вред здоровью.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку обеспечивает не только текущее благополучие, но и влияет на создание условий для благополучия будущих поколений.
Тот факт, что сохранение и укрепление здоровья детей выступает одной из главных стратегических задач страны, отмечается и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а также Указом Президента РФ от 20.04.1993 г. N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др.
Отдельные аспекты здоровьесбережения подрастающего поколения регулируются также и в федеральных государственных образовательных стандартах: ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования.
Государственная программа развития образования на период 2013-2020 годы также предполагает всемерную поддержку здоровья обучающихся в процессе получения образования.
В решении проблемы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения значительную роль играет средняя общеобразовательная школа, призванная обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и готовой к творческому саморазвитию и преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.
Проблема формирования навыков здорового образа жизни у подростков в качестве предмета исследования рассматривалась такими учеными, как Л.П. Анастасовой, А.В. Белоконь, A.M. Беркутовым, И.И. Бецким, В.П. Вахтеревым, Г.В. Ганыдиной, Г.К. Зайцевым, И.Д. Зверевым, Е.И. Кальченко, М.Ю. Кондратьевым, Д.В. Колесовым, Н.Н. Куинджи, В.В. Колбановым, В.Н. Касаткиным, Г.А. Кураевым, С.П. Поповым, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумаковым, И.И. Хажилиной, А.Г. Хрипковой и др.
Проблема исследования: Как формировать навыки здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения?
Тема исследования: «Формирование навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения».
Объект исследования: формирование здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования: особенности формирования навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «навыки здорового образа жизни».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику уровня сформированности навыков здорового образа жизни у подростков.
4. Разработать и апробировать программу по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет проходить наиболее эффективно, если:
— учитывать имеющийся у подростков уровень сформированности навыков здорового образа жизни;
— использовать программу занятий с элементами тренинга «Жить здорово», практические занятия «Лучше без наркотиков», празднование Дня ЗОЖ, обеспечивать деятельность поста ЗОЖ.
Методы исследования:
— теоретические методы – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
Текст работы:
Под навыками здорового образа жизни в своем исследовании мы понимаем автоматизированные компоненты сознательного действия человека, вырабатывающиеся в процессе его выполнения, направленные на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Они трактуются не просто как сумма усвоенных знаний, но как стремление к такому стилю жизни, который обеспечит адекватное поведение в различных ситуациях.
К подростковому возрасту относится период развития личности с 10-12 лет до 15-17 лет. Ведущей деятельностью для подростков выступает общение, а основным новообразованием является чувство взрослости. Этот возраст выступает оптимальным для окончательного усвоения навыков здорового образа жизни, поскольку нередко именно воспринятые в этом возрасте нормы и правила становятся определяющими на протяжении всей последующей жизни.
На констатирующем этапе исследования была подобрана выборка испытуемых, диагностические методики, проведена первичная диагностика навыков здорового образа жизни у подростков.
На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе была реализована на практике программу по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения. На контрольном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент; сделаны выводы об эффективности программы.
По итогам опытно-экспериментальной работы было установлено, что под воздействием программы подростки смогли расширить свои представления о здоровом образе жизни, влиянии и составляющих здорового образа жизни. Участие в программе способствовало личностному росту школьников в отношении к здоровью, что обеспечило формирование навыков здорового образа жизни.
Заключение:
Актуальность исследования. Здоровье выступает важнейшей ценностью, как каждого человека в отдельности, так и всего общества в целом, потому что является основным условием и залогом полноценной и счастливой жизни. Здоровье обеспечивает человека возможностью достигать поставленных целей, решать основные задачи, преодолевать жизненные трудности. Разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако нередко люди не соблюдают даже простых, обоснованных наукой требований к своему образу жизни, чем наносят непоправимый вред здоровью.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку обеспечивает не только текущее благополучие, но и влияет на создание условий для благополучия будущих поколений.
Тот факт, что сохранение и укрепление здоровья детей выступает одной из главных стратегических задач страны, отмечается и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а также Указом Президента РФ от 20.04.1993 г. N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др.
Отдельные аспекты здоровьесбережения подрастающего поколения регулируются также и в федеральных государственных образовательных стандартах: ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования.
Государственная программа развития образования на период 2013-2020 годы также предполагает всемерную поддержку здоровья обучающихся в процессе получения образования.
В решении проблемы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения значительную роль играет средняя общеобразовательная школа, призванная обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и готовой к творческому саморазвитию и преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.
Проблема формирования навыков здорового образа жизни у подростков в качестве предмета исследования рассматривалась такими учеными, как Л.П. Анастасовой, А.В. Белоконь, A.M. Беркутовым, И.И. Бецким, В.П. Вахтеревым, Г.В. Ганыдиной, Г.К. Зайцевым, И.Д. Зверевым, Е.И. Кальченко, М.Ю. Кондратьевым, Д.В. Колесовым, Н.Н. Куинджи, В.В. Колбановым, В.Н. Касаткиным, Г.А. Кураевым, С.П. Поповым, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумаковым, И.И. Хажилиной, А.Г. Хрипковой и др.
Проблема исследования: Как формировать навыки здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения?
Тема исследования: «Формирование навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения».
Объект исследования: формирование здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования: особенности формирования навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «навыки здорового образа жизни».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику уровня сформированности навыков здорового образа жизни у подростков.
4. Разработать и апробировать программу по формированию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет проходить наиболее эффективно, если:
— учитывать имеющийся у подростков уровень сформированности навыков здорового образа жизни;
— использовать программу занятий с элементами тренинга «Жить здорово», практические занятия «Лучше без наркотиков», празднование Дня ЗОЖ, обеспечивать деятельность поста ЗОЖ.
Методы исследования:
— теоретические методы – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «навыки здорового образа жизни»
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов [14, с. 16].
Я.М. Герчак [19], опираясь на исследования по социологии, философии, медицине, психологии, педагогике характеризует понятие «здоровье» следующим образом:
— здоровье является фундаментом полноценного существования и жизнедеятельности человека, условием его гармоничного развития как личности;
— здоровье выступает интегральной категорией, включающей биологические, психологические, социальные, духовные аспекты природы человека;
— здоровье является не только биологической, но и глубоко социально-психологической, регулируемой и управляемой категорией [19].
Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье – это важнейшая предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
В. Бушуева [12] в своем исследовании отмечает, что здоровье является внутрисистемным порядком, позволяющим человеку достигать поставленной цели своей жизни. Данный порядок осуществляется механизмами здоровья, являющимися механизмами саморегуляции системы. Степень порядка может быть различной, что выражается в соответствующих уровнях здоровья. По мнению В. Бушуевой [12], основной задачей педагогов является формировать и поддерживать здоровье обучающихся на «безопасном уровне», на котором не возникают или быстро проходят болезни. Здоровьесбережение, вернее его отдельные аспекты, рассматривали ещё Я. Коменский [32], И. Песталоцци [37] и др. Но активно понятие «здоровьесбережение» в педагогику вошло лишь в начале 1990-х гг. XX в. Данное понятие стало отражать специфику отношений к сохранению здоровья учащихся в процессе учебно-воспитательного процесса.
По мнению Д.В. Викторова [15], понятие «здоровьесбережение» учёными трактуется в различных аспектах. Так, Н. Амосов [5] данное понятие трактует с точки зрения самоактуализации и самоосуществления. В. Быков [13], П. Костенок [33] изучают здоровьесбережение через призму физического саморазвития и самовоспитания. В. Шилько [49] изучает здоровьесбережение в контексте интеграции физкультурного образования. В. Ильинич [23] воспринимает здоровьесбережение составной частью индивидуальности личности. В. Вишневский [16] считает здоровьесбережение частью здоровья и здоровьесбережения. Е.Н. Назарова [35] предполагает здоровьесбережение условием автономии личности. В.К Бальсевич [8] в рамках исследования здоровьесбережения рассматривает субъективные культурные потребности в освоении здорового стиля жизни.
В настоящее время в общественном сознании приобретает распространенность убеждение, что человек является основным субъектом, ответственным за состояние своего здоровья, что характеризует более высокий уровень осмысления собственных возможностей и жизненных задач, выход на философский уровень самопознания, предполагающий сформулированную систему ценностей по отношению к своему жизненному поведению.
Рост осознанности в отношении собственного здоровья обуславливает общественный интерес к понятию «здоровый образ жизни».
Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии (валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих).
Понятие «валеограмотность» – понятие педагогическое, а не медицинское. По латыни «валео», значит быть «здоровым». «Познай себя» – такое изречение пропагандировали древние греки. «Сотвори себя» – девиз всеобщей валеограмотности. Он тем более актуален, что развитие цивилизации не способствует развитию культуры, и чем выше уровень медицины, тем меньше люди заботятся о собственном теле, о собственном здоровье.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
— оптимальный двигательный режим;
— рациональное питание;
— закаливание;
— личная гигиена;
— отказ от вредных пристрастий;
— положительные эмоции [20].