Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование навыков выразительного чтения у обучающихся второго класса посредством творческих упражнений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения выразительному чтению 6
1.1. Выразительное чтение и его сущность 6
1.2. Процесс формирования навыков выразительного чтения 13
1.3. Творческие упражнения как средства совершенствования качества чтения 21
Выводы по 1 главе 29

Глава II. Практический опыт по формированию навыков выразительного чтения у второклассников 31
2.1. Диагностика качеств чтения второклассников 31
2.2. Творческие упражнения на формирование навыков выразительного чтения 43
2.3. Анализ результатов работы и рекомендации 52
Вывод по главе 2 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение – Бланки для творческих упражнений 69

  

Введение:

 

Актуальность. Сегодня под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей [33].
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались в начальной школе, им становится неинтересно. Постепенно учителя перестают использовать на уроке специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении школьниками текста произведений. Проведение речевых разминок (пятиминуток) продолжает оставаться актуальным для слабоуспевающих детей и в старшей школе, но возникает проблема подбора материала для речевой разминки. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.
Проблемой изучения выразительного чтения занимались следующие исследователи: В.А. Вагапова, Б.А. Буяльский, Л.А. Горбушина, С. Волконский, З.А. Шелестова, К.В. Маданова и другие.
Объект исследования: навыки выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Предмет исследования: творческие упражнения в процессе формирования навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Цель исследования: выявить эффективность творческих упражнений при формировании навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования заключается в том, что творческие упражнения являются эффективным средством формирования навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения при следующих условиях:
— творческие упражнения обеспечивают совершенствование качества чтения;
— поэтапный и системный подход позволяет обучающимся все больше понимать содержание текстов.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть выразительное чтение и его сущность;
— представить процесс формирования навыков выразительного чтения;
— изучить творческие упражнения как средства совершенствования качества чтения;
— провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыка выразительного чтения.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Луга (Ленинградская область). В исследовании приняли участие 25 обучающихся 2 «а» класса в возрасте 8-9 лет.
Структура исследования. В данной работе имеется введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В ходе решения первой задачи мы рассмотрели сущность выразительного чтения. Было выяснено, что выразительное чтение представляет собой эмоциональную передачу выразительности излагаемого смысла, который понимается адресатом в соответствии с его жизненным опытом и той социальной реальностью, в которой происходит усвоение литературного текста. Соответственно, актуальным является вопрос о процессе формирования навыков выразительного чтения, причем, у детей в период обучения в младшей школе, что, как мы выяснили, является одним из основных направлений педагогического процесса.
В ходе решения второй задачи был исследован процесс формирования навыков выразительного чтения. Было выяснено, что навык выразительного чтения формируется при помощи непосредственного осознания задачи чтения, когда младший школьник постепенно осознает, что необходимо передать весь спектр сопутствующих чувств и эмоций, вызванных прочтением литературного текста.
В ходе решения третьей задачи были представлены творческие упражнения как средства совершенствования навыка выразительного чтения. творческие упражнения по совершенствованию навыка чтения реализуются в урочное и во внеурочное время, в зависимости от задач урока. Их ценность заключается в том, что ребенок начинает чувствовать литературный текст или его фрагмент, поскольку углубляется в его суть, старается понять его для того, чтобы успешно выполнить творческое упражнение. И это чувствование литературного текста в конечном итоге будет выражаться в старании максимально выразительно показать те эмоции, которые были младшим школьником поняты.
В ходе решения четвертой задачи была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было выяснено, что у детей имеется преимущественно средний уровень выразительного чтения, они совершают достаточное количество ошибок в интонациях, ударениях, правильности чтения.
На формирующем этапе исследования были подготовлены творческие упражнения, направленные на развитие у детей ключевых навыков и чувств, которые помогут обучающимся более выразительно читать литературные тексты на уроках.
На итоговом этапе экспериментальной работы были получены высокие показатели навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста, что подтверждает гипотезу о том, что творческие упражнения являются основой для формирования навыка выразительного чтения. Показатели были существенно повышены, детей на высоком уровне стало значительно больше.
В общем, следует обратить внимание на то, что формирование навыка выразительного чтения достигается при помощи организации осознанного чтения. В свою очередь, осознанного чтения можно достичь тогда, когда в чтении присутствует эмоциональный и образный компоненты. В соответствии с этим можно сказать, что процесс осознанного выразительного чтения достаточно сложен, более того, человек на протяжении всей своей жизни совершенствует навыки выразительного чтения.
Очень важным и интересным является то, что творческие упражнения могут успешно формировать навык выразительного чтения, поскольку выразительность и творчество – это очень схожие константы. Творческие образы помогают «вживаться» читателю в текст, совершенствуя данный процесс в каждом упражнении. вообще.
Творческие упражнения способствуют развитию восприятия на уровне зрительного и слухового каналов, кроме того, они развивают внимание, речевую деятельность, память.
Понимая тот или иной текст, читатель может понимать и тот смысл, который вложил в него автор, соответственно, он будет выстраивать свою эмоциональную составляющую соответствующим образом, правильно расставляя паузы, делая ударения. Поэтому, можно посмотреть несколько шире: творческие упражнения формируют не только навык чтения, но и развивают ребенка с точки зрения его личности.
Низкие навыки выразительного чтения у детей как таковые – это признак того, что с ними ранее не работали в направлении формирования именно выразительного чтения текста, а не просто чтения. Задачи здесь принципиально разные, и выразительное чтение, по сути – это следующий этап научения чтению вообще.
Использование комплекса творческих упражнений позволило нам повысить навык выразительного чтения у детей младшего школьного возраста. Прежде всего, им стало гораздо проще и легче читать, они стали наиболее точно интерпретировать авторскую мысль, обобщать ее и перекладывать в собственные интонационные установки. Вербально это достигалось расстановкой ударений, выдержкой пауз, акцентными голосовыми выражениями и прочими приемами голосового аппарата.
Гипотеза данного исследования является подтвержденной.
Задачи проведенного исследования решены.
Цель представленного исследования является достигнутой.

 

Заключение:

 

Актуальность. Сегодня под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей [33].
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались в начальной школе, им становится неинтересно. Постепенно учителя перестают использовать на уроке специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении школьниками текста произведений. Проведение речевых разминок (пятиминуток) продолжает оставаться актуальным для слабоуспевающих детей и в старшей школе, но возникает проблема подбора материала для речевой разминки. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.
Проблемой изучения выразительного чтения занимались следующие исследователи: В.А. Вагапова, Б.А. Буяльский, Л.А. Горбушина, С. Волконский, З.А. Шелестова, К.В. Маданова и другие.
Объект исследования: навыки выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Предмет исследования: творческие упражнения в процессе формирования навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Цель исследования: выявить эффективность творческих упражнений при формировании навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования заключается в том, что творческие упражнения являются эффективным средством формирования навыков выразительного чтения у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения при следующих условиях:
— творческие упражнения обеспечивают совершенствование качества чтения;
— поэтапный и системный подход позволяет обучающимся все больше понимать содержание текстов.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть выразительное чтение и его сущность;
— представить процесс формирования навыков выразительного чтения;
— изучить творческие упражнения как средства совершенствования качества чтения;
— провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыка выразительного чтения.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Луга (Ленинградская область). В исследовании приняли участие 25 обучающихся 2 «а» класса в возрасте 8-9 лет.
Структура исследования. В данной работе имеется введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.

 

 

Список литературы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

1.1. Выразительное чтение и его сущность

На сегодняшний день в педагогике чтение понимают в качестве одного из видов речевой деятельности, в то время как сама речевая деятельность рассматривается как достаточно активный, направленный языковой системой и зависимый от ситуации общения процесс передачи или приема сообщения. В соответствии с этим можно сказать, что речь представляет собой непосредственно язык в коммуникативном процессе. Так, имеют место быть четыре вида речевой деятельности, которые между собой являются попарно связанными, а именно: слушание и чтение, говорение и письмо. Данные пары демонстрируют, что чтение является непосредственно связанным со слушанием, поскольку и там и там присутствует процесс общения [7, с. 28].
Речевая деятельность, и, соответственно, само чтение демонстрирует четкую структуру, а также предметное содержание и определенные механизмы речевой деятельности [25].
Размышляя над тем, что такое выразительность, можно прийти к выводу о том, что выразительность – это определенная речевая структура, поддерживающая внимание и подогревающая интерес читателя и слушателя, по мнению Б.Н. Головина [11, с.186].
С другой точки зрения, которая была выдвинута Г.З. Апресяном, выразительность можно рассматривать как высокий уровень точности в выражении при обозначении того или иного явления или предмета [1, с.152].
Л.А. Горбушина, как, собственно, и С. Волконский, полагали. Что выразительность в процессе говорения побуждает человека к отбору образных слов, которые побуждают воображение работать, ментально воспринимая эмоциональную оценку того явления, которое описывается [10, 13].
Представленные определения такого понятия как «выразительность» дают возможность пояснить, что разные исследователи, говоря о выразительности, подразумевают совершенно разные типы речевой выразительности. Исходя из того, какие именно структурные языковые единицы имеются ввиду, можно говорить о наличии следующих видов выразительности:
— произносительная выразительность;
— лексическая выразительность;
— словообразовательная выразительность;
— морфологическая выразительность;
— синтаксическая выразительность;
— интонационная выразительность [1].
Соответственно, с точки зрения лингвистических особенностей выразительности, следует отметить определенное развитие в определениях и понятиях, которые к ней относятся. Рассмотрев феномен выразительности как явления следует перейти к рассмотрению феномена выразительного чтения.
Выразительно чтение – это правильное, и осмысленное чтение того или иного художественного произведения, которое при этом чаще всего носит эмоциональный характер. И именно этими качествами выразительное чтение существенно повышает качество усвоения литературных текстов, при этом хорошо способствуя их осмыслению. Интересно обратить внимание на то, что выразительное чтение появилось как феномен русской школы, а также как воспитательный феномен в XVII в. [3, с. 125].
Причем, его появление связывалось изначально с театральным искусством, а основные методические принципы чтения были разработаны К.Д. Ушинским, который говорил о том, что необходимо смотреть на литературный текст «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни». К.Д. Ушинский в том числе говорил о том, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [31, с.177].
Выразительное чтение как процесс подразумевает под собой то, что у читающего должна произойти выработка конкретного минимума навыков, которые должны быть связаны с произносительной речевой культурой. Обусловленный минимум состоит из ряда структурных компонентов, которые выделила О.В. Кубасова:
— голосовой тон;
— голосовая сила;
— тембр высказывания;
— речевой ритм;
— речевой темп;
— наличие пауз;
— тоновая мелодика;
— логические и синтагматические ударения.
Все интонационные средства, выразительность речи и чтения как правило поддерживаются общей речевой техникой, а именно, дикцией, дыханием, орфоэпически точным произношением [21, с.27].
Значение интонации в выразительном чтении является достаточно существенным. Совокупность всех действующих звуковых элементов устной речи в процессе чтения, которая определяется содержанием и целевыми назначениями высказывания, позиционируется именно как интонационный окрас текста.
Л.А. Горбушина предположила, что выразительное чтение проходит этап своего становления непосредственно при анализе литературного произведения. Автор полагает, что выразительно чтение – это средство устной речи, при котором представляется возможным с высокой точностью и при учете замысла писателя передать весь спектр чувств, которые были вложены автором в литературный текст. Одним из средств выразительного чтения является интонация [16, с.24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы