Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование навыков общения у младших школьников в условиях кружковой работы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Содержание понятий «общение», «навыки общения» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования навыков общения у младших школьников 17
1.3 Понятие и сущность кружковой деятельности 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 40
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 40
2.2 Содержание работы по формированию навыков общения у детей младшего школьного возраста посредством кружковой работы 50
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Перестройка общественных отношений в российском социуме определяет запрос на развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми.
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта Начального общего образования (ФГОС НОО) наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Навыки общения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно ФГОС НОО, «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые впоследствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Младший школьник будет иметь неудовлетворенность своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад на нравственном развитии личности.
Уровень сформированности навыков общения у младших школьников во многом определяется учителем через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллектива, которые имеют общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому, каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.
Проблеме формирования навыков общения у младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых работы С. Д. Полякова, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, О.А. Веселковой, Г.А. Ковалева, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, И.А. Королева, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, К.П. Зайцевой, Э.И. Аюповой, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже.
Формирование навыков общения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одной из форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками является кружковая работа. Занятия в кружках как нельзя лучше подходят для формирования навыков общения, помогают детям овладевать средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется формированию личностных качеств ребят, их чувств, эмоций. Здесь обогащается их духовный слой, возвышающийся над материальным. Однако на практике это значение часто недооценивается и поэтому возникает противоречие между необходимостью формирования навыков общения у младших школьников и недостаточным использованием возможностей кружковой работы в формировании навыков общения у младших школьников.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы кружка, направленной на развитие навыков общения у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования навыков общения у младших школьников.
Предмет исследования – занятия в кружке как средство формирования навыков общения у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень сформированности навыков общения младших школьников повысится, если при проведении кружковых занятий использовать:
1) групповые формы организации деятельности;
2) следующую совокупность методов: игра; мозговой штурм; дискуссия; тренинг;
4) создавать дружескую атмосферу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать уровень сформированности навыков общения у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу кружковой деятельности, направленную на развитие навыков общения у младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по формированию навыков общения у младших школьников в условиях кружковой работы.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и определение содержания основных проблем исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, опросные метод, тестирование;
Экспериментальная база исследования: МКОУ-Пролетарская СОШ в Ордынском районе Новосибирской области. В исследовании приняли участие 18 детей младшего школьного возраста 1 класса. В классе обучается 10 мальчиков и 8 девочек.
Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использовать разработанную программу кружка для формирования навыков общения первоклассников в практической деятельности учителей начальных классов.
Заключение:
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Наиболее оптимальным периодом для активного обучения социальному поведению, искусству общения детей друг с другом, усвоение речевых умений является младший школьный возраст. Этот возраст благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу чуткости общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Дети, испытывающие трудности в общении нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поскольку приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников, умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Одним из средств формирования навыков общения у младших школьников является кружковая деятельность. Кружковая работа – это самая распространенная форма внеурочной деятельности, представляющая собой групповые, коллективные или индивидуальные занятия под руководством педагога-организатора. Занятия в кружках помогают детям реализовать себя и более объективно подходить к оценке своих способностей. Кружок помогает ребенку осуществить потребность в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов и родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развивается самоорганизация и самоконтроль, появляются навыки содержательного проведения досуга. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению коллектива, формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста.
Для определения уровня формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста был составлен диагностический комплекс, выявлены критерии, определены и описаны показатели формирования навыков общения.
В ходе исследования мы выявили, что в развитии навыков общения у детей младшего школьного возраста можно выделить три уровня: низкий, средний, высокий. В дальнейшем можно говорить о особенностях детей данного возраста
В результате констатирующего этапа было выявлено, что большинство учащихся (50%) имеют средний уровень формирования навыков общения, т.е. большинство учащихся 1-го класса способны строить монологические высказывания, но они могут быть достаточно краткими, испытывают затруднения при формулировании собственной позиции. 39% учащихся имеют низкий уровень формирования навыков общения. Дети затрудняются организовать коммуникацию с партнером: высказать свое мнение, задать вопрос собеседнику. Не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтует или игнорируют собеседника. Не умеют слушать своего партнёра по общению. Если им не нравится, что человек говорит, перестают слушать его. И всего 11% учащихся имеют высокий уровень формирования навыков общения. Ребенок умеет: строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие навыков общения у младшего школьника. Основная часть кружкой программы состояла из четырех взаимосвязанных уровней: эмоционально-личностный (осознание и нивелирования негативных переживаний, развитие рефлексии, как части самопознания внутренних психических актов и состояний (в том числе тревожности и страхов) формирование способности интерпретировать эмоциональные состояния других и умение адекватно выражать свое отношение; формирование устойчивой положительной самооценки; выработки адекватного уровня притязаний, гармонизация личности); индивидуально-типологический (коррекция нарушений личностного формирования; осознание причин акцентуаций характера и появления негативных индивидуальных черт; оптимизация психического здоровья; формирование навыков общения); социально-психологический (повышение уровня социальной адаптации; формирование навыков социального взаимодействия; снятие деструктивных защитных механизмов; развитие навыков контроля поведения); рефлексивно-поведенческий (развитие навыков конструктивного реагирования на различные ситуации; стрессоустойчивость, самоконтроль; обучение конструктивным формам поведения в напряженных жизненных условиях; способность объективно воспринимать и анализировать ситуации; развитие рефлексивных навыков). В разработанной программе представлены кружковые занятия с использованием дидактических игр, направленные на развитие навыков сотрудничества, умение слушать, умения строить диалог с собеседником, строить монологические ответы и умению аргументировать свою позицию.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что число детей с высоким уровнем формирования навыков общения возросло с 11% до 39%, уменьшилось количество школьников со средним уровнем с 50% до 45 %, число среди детей с низким уровнем формирования навыков общения уменьшилось с 39% до 11%. Дети с легкостью могут строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать свою позицию, а также умеют хорошо слушать своего собеседника. Следовательно, программа, разработанная на основе комплекса кружковых занятий является эффективной в развитии навыков общения младшего школьника.
Составленная нами программа может быть полезна учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Содержание понятий «общение», «навыки общения» в психолого-педагогической литературе
Проблема общения считается предметом теоретических и экспериментальных исследовательских работ. Выделившись в отдельную группу, коммуникативная работа стала объектом особого анализа философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин), социологов (Г.М. Андреева, И.О. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (С.В. Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская).
Коммуникация – в широком значении это обмен информацией меж индивидуумами при помощи общей системы символов. Коммуникация может реализоваться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации. Коммуникация – в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодировки и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация – в деятельностном подходе – совместная работа участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до конкретного предела) взгляд на вещи и действия с ними [1].
Ключевой формой духовной связи человеческих субъектов считается вербальная коммуникация. Данного мнения придерживается А.А. Зимняя [20]. Аналогичное суждение сталкивается у Д.И. Гусевой, которая заявляет, что из материального общения развивается коммуникация – «духовное» общение людей при помощи языка. Коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения, включающая обмен представлениями, мыслями, интересами, настроем, чувствами, эмоциями, меж людьми в процессе совместной деятельности. Речевая коммуникация – такая форма общения, в ходе которой преобладают информационный и регуляторный компонент [17].
По сущности своей, общение считается социальным аспектом межличностного взаимодействия, коммуникация — информационным нюансом социального взаимодействия. Понятие «коммуникация» считается больше узким, по отношению к понятию «общение». Информация в общении несет содержательную и регуляторную нагрузку, что разрешает говорить о том, что речевая коммуникация включает в себя большую часть информационно-коммуникативный и регуляторно-коммуникативный компоненты общения, при известной редукции отрицательного окрашенного аффективного компонента [25].
До настоящего времени нет единственного и общепринятого определения категории общения. В отечественной психологии общение считается одним из видов деятельности. В зависимости от нюансов изучения категории общения определяется по-разному.
Общение А.А. Леонтьевым определяется как систематическое динамическое взаимодействие общества и личности [30]. Философскому и социологическому рассмотрению присуще такое широкое трактование. Я.Л. Коломинский отметил расширения понятия общения малопродуктивным неправомерным. Емко и лаконично определяет общение К.К. Платоновым как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Я.В. Лето дает более развернутое определение, акцентируя внимание на информационно-коммуникативной функции и речевых средствах общения: Общение и есть взаимодействие людей, содержанием которого считается знания и обмен информацией с поддержкой всевозможных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности [31].
Согласно С.Г. Шумину, общение – это система последовательно развертывающихся действий, любое из которых нацелено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый шаг в направлении к цели общения [51]. Общение – это сложная многоканальная система взаимодействия людей, ведущими сторонами которой считаются: коммуникативная; интерактивная организация общения; перцептивная – взаимопонимание.
В словаре дается следующее определении «общение – это взаимодействие двух и более человек». В ходе общения люди обмениваются информацией для налаживания отношений и достижения общего результата. Общение является основой развития взаимоотношений между людьми, оно позволяет достигать взаимопонимания между ними [44].
Г.И. Щукина утверждает, что общение является важнейшим фактором психического и социального развития личности. Навыками общения считается умение контролировать взаимодействие с другими людьми теми способами, которые дают желаемый результат. Они необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, а также для адаптации в социуме [52].
А.П. Назаретян определяет общение, как акт и процесс установления контактов меж субъектами взаимодействия с помощью выработки совместного смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском значении коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный или с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от 1-го сознания к другому при помощи знаковых систем» [38].
Вопрос об общении как специфическом процессе или особом виде деятельности считается предметом ряда дискуссий, данного взгляда придерживает Г.С. Васильев [13]. Одна точка зрения заключается в осознание общения как универсальной коммуникативной работы. Общение как коммуникативную деятельность рассматривает и Н.В. Клюева [25].
Многие авторы (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Леонтьев, К. Обуховский и др.) обращают внимание на то, что общение это не просто действие, а именно взаимодействие: оно реализуется между участниками, из которых каждый в равной степени является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.