Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия мотивация 7
1.2. Характеристика детей 4-5 лет 17
1.3. Специфика формирования мотивации достижения успеха у дошкольников 4-5 лет 26
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ 40
2.1. Организация и методики исследования 40
2.2. Результаты констатирующего этапа 43
2.3. Формирующий этап 44
2.4. Контрольный этап 56
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложения 69

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дети рождаются с естественной, даже инстинктивной потребностью и желанием учиться. Малыш с впечатляющим упорством после каждого падения встает и пытается снова и снова, пока, наконец, не совершит свой первый самостоятельный шаг. Каждый раз произнесенный слог вызывает у него огромную радость и потребность неутомимого повторения, непрерывного совершенствования воспроизводимого звука. Получение новых навыков является источником большой радости и самоудовлетворения. К сожалению, этот природный дар чаще всего исчезает вместе с развитием ребенка. Почему же так происходит? Неужели нет возможности поддерживать это непреодолимое стремление к получению знаний и ценных навыков?
Мотивация ребенка на достижение успеха играет основную роль в его развитии. Ребенок, который имеет мотивацию, добивается гораздо больших успехов в получении знаний. Учится, потому что хочет этого, потому что усвоение материала делает ее счастливым, потому что он видит смысл и цель своей работы. И значительно более важную роль играют здесь удовольствие и, как следствие, целесообразность обучения, а не желание получить хорошие одобрение. Мотивация должна исходить из внутренних движений ребенка, а не быть результатом давления извне.
Отметим, что на современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности. На развитие различных способностей ребенка большое влияние оказывает игровой момент. Педагоги и психологи считают игру своеобразной формой соотношений между окружающим миром и жизненными событиями. Она является одним из видов детской деятельности.
Проблема использования игры в учебно-воспитательном процессе отражена во многих исследованиях. Ученые разработали теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности, психологического механизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Ф. Русова и др.). Об игре как методе обучения и воспитания детей, об исключительной ценности игры для ребенка и необходимость его целенаправленного использования в работе с дошкольниками писали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования мотивации достижения успеха у детей 4-5 лет.
Противоречие исследования: недостаточно разработанной остается проблема формирования мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста.
Объектом исследования является мотивация достижения успеха у детей 4-5 лет.
Предметом исследования является специфика формирования мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста.
Цель исследования состоит в выявлении специфики формирования мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста.
Задачами исследования, способствующими достижению поставленной цели, были определены следующие:
1. Раскрыть сущность понятия мотивация.
2. Дать характеристику детей 4-5 лет.
3. Описать специфику формирования мотивации достижения успеха у дошкольников 4-5 лет.
4. Провести экспериментальное исследование по формированию мотивации достижения успеха у дошкольников 4-5 лет.
5. Разработать и апробировать систему работы по формированию мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста с использованием игры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формированию мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста будет способствовать:
– реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании детей 4-5 лет;
– использование игровой деятельности.
Теоретико-методологические основы представлены трудами ученых, которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы: В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Дж. Дьюи, Т.А. Копылов, О.Е. Кравцова, Г.А. Кузьменко, А.Н. Леонтьев, Ю.В. Морозова, Л.Ю. Николаева, Е.М. Рожков, Е.А. Серышева, Ю. Хабермас, Е.А. Чадная и др.
Методами исследования были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– метод синтеза;
– метод обобщения;
– метод теоретического моделирования;
– эксперимент;
– анкетирование.
В качестве методики исследования была использована методика «Запомни и воспроизведи рисунок» Д. Макклелланда.
Эмпирическая база исследования: __________________________________.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами рассмотрена, обобщена теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость использования дидактических игр в формировании мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и результаты экспериментального исследования могу быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной и апробированной системе работы по формированию мотивации достижения успеха у дошкольников 4-5 лет; а также в возможности ее использования в практической деятельности воспитателя с целью формирования мотивации достижения успеха у детей 4-5 лет.
Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в количестве 20 детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование мотивации достижения успеха на основе деятельностной педагогики включает применение различных механизмов как самостановления личности, так и целого спектра педагогических технологий с учетом моделей проектирования деятельности ребенка 4-5 лет в единстве психофизического, коммуникативного, ценностно-содержательного компонентов.
2. Дидактическая игра – это игра, соединяющая в себе игровое и дидактическое начала. Дидактические игры являются мощным воспитательным и обучающим средством дошкольников, поскольку игра является ведущей деятельностью в данном возрасте. Большим потенциалом обладает дидактическая игра и в формировании мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста.
3. Мотивация достижения успеха сформирована у детей 4-5 лет недостаточно. Поэтому с дошкольниками проводилась работа в данном направлении, которая предполагала реализацию деятельностного подхода в работе с детьми, формирование мотивации через художественно-практическую и игровую деятельность.
4. В основе работы, направленной на формирование мотивации достижения успеха у детей четырех-пятилетнего возраста должна лежать: реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании детей 4-5 лет; использование игровой деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Знания, мотивы, навыки и поведение, которые влияют на формирование мотивации достижения успеха у ребенка дошкольного возраста динамичны, поскольку по мере роста ребенка объем его знаний и умений увеличивается, развиваются внимание, мышление, моральные и волевые качества, от чего непосредственно зависит уровень сформированности мотивации достижения успеха у детей 4-5 лет.
Стремление к успехам является важной личностной характеристикой современного человека, и это стремление закладывается в дошкольном возрасте.
Мы предполагаем, что в возрасте 4-5 лет наступает благоприятный период для целенаправленного формирования и развития мотива и мотивации достижения успехов. Существует настоятельная потребность в изучении развития мотива и мотивации достижения успехов у младших дошкольников, создании системы учебно-развивающих игровых занятий с детьми.
Для того, чтобы у ребенка дошкольного возраста была сформирована мотивация достижения успеха, воспитатель должен развивать его интеллект, волю и эмоции. Развивать день за днем, в разных жизненных ситуациях. Однако, считаем, что только работы воспитателя в данном направлении недостаточно. Необходимо привлекать и родителей, поскольку семья – это самый первый социальный институт, в котором ребенок пребывает с самого рождения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, чтобы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата – очень низкая.
В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, а также реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.
В своем развитии мотивация достижения успеха проходит последовательные этапы – от элементарного проявления активности дошкольника к зрелой самостоятельной, целенаправленной и мотивированной деятельности взрослого человека. Последняя выражается в том, что ребенок в возрасте 4-5 лет начинает использовать приобретенные знания и умения без образца взрослого. Естественно, что при этом они начинают вносить элементы инициативы.
Отметим, что наряду с развитием мотива и мотивации достижения успехов младших дошкольников происходят позитивные изменения в других индивидуально-личностных свойствах детей, связанных с такой мотивацией: самооценке, тревожности и уровне притязаний.
Разработанная нами система работы по формированию мотивации достижения успеха предполагала реализацию деятельностного подхода в работе с детьми, формирование мотивации через художественно-практическую и игровую деятельность. В качестве игровой деятельности использовалась ролевая игра и LEGO-конструирование.
Было проведено исследование, в котором приняли участие 20 дошкольников 4-5 лет. Исследование, проведенное с детьми, показало, что не у всех детей сформирована мотивация достижения успеха: I тип выявлен у 5 дошкольников (25%); II тип – у 3 дошкольников (15%); III тип – у 6 дошкольников (30%); IV тип – у 6 дошкольников (30%).
Отметим, что дети с I типом отличаются импульсивностью, эмоциональностью, поспешностью в принятии решений, стремятся к большему признанию. Детям со II типом свойственна склонность к депрессивным, невротическим состояниям, они также отличаются апатичностью, безразличием, повышенной конформностью; эти дети часто чувствуют себя бессильными и беспомощными и полностью отказываются выполнять даже простые задания. Дошкольники с III типом стремятся к достижению успеха, у них отмечается уровень выше среднего в самооценке, высокий уровень притязаний и поведение, которое адекватно ситуации; они испытывают уверенность в себе и своей деятельности. IV тип свойственен детям, которые отличаются импульсивностью, эмоциональностью, поспешностью в принятии решений, стремятся к большему признанию.
Интеграция LEGO-технологий на формирующем этапе исследования в работу с детьми 4-5 лет происходила, направленная на формирование мотивации достижения успеха, посредством использования LEGO-конструирования на занятиях по ознакомлению с природой и окружающим миром, занятиях по логико-математическому развитию, развитию речи, в процессе дидактических игр и упражнений.
LEGO-конструирование успешно интегрируется со многими образовательными линиями развития ребенка.
На контрольном этапе исследования была установлена положительная динамика в результатах исследования, свидетельствующая об эффективности проведенной работы.
Считаем, что результаты данного исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях, в работе психологических центров, в консультировании родителей по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет, в просветительской работе в детских учреждениях.
Результаты исследования позволяют педагогам и психологам детских дошкольных учреждений проводить диагностику мотивации достижения успехов, других индивидуально-личностных особенностей детей, формировать и развивать мотивацию достижения успехов, давать родителям и воспитателям практические рекомендации по развитию у детей 4-5 лет мотивации достижения успехов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия мотивация

Путь к эффективному управлению человеком проходит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы легли в основу его действий можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и каким образом мотивы можно привести к действию, как осуществляется мотивация людей [Шагивалеева 2015].
Бесспорно, каждый человек нуждается в содержательной, полезной, интересной работе, приличных условиях, также он хочет достичь перспективного роста, самоутверждаться, чувствовать самоуважение.
В таблице 1 приведены определения понятия мотивация.

Таблица 1
Определения понятия мотивация

Определение понятия «мотивация» Автор Ключевое слово
Это процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета, или, это — внутренний психический механизм человека, который обеспечивает познание предмета в соответствии с потребностью человека и который запускает правильное поведение человека на присвоение этого предмета. Майер П.А. [Майер 2016] внутренний психический механизм человека
Это желание удовлетворить свои потребности через деятельность. Зубакова Н.П. [Зубакова 2016] Желание
удовольствие
Это сознательное стремление к определенному типу удовлетворения потребностей, к успеху Лаврентьева И.В. [Лаврентьева 2015] Осознанное стремление
Это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Вакула А.А. [Вакула 2014] процесс побуждения
Это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Копылов Т.А. [Копылов 2016] Процесс стимулирования

Проведенный анализ определений понятия мотивации обнаружил, что авторы имеют собственные определения этого понятия, но в одном их взгляды совпадают – мотивация зависит от психического состояния человека, от его желания что-то сделать, ведь именно из этого вытекают его поступки. По нашему мнению, мотивация – это комплекс действий, направленных на интерес, побуждения, стимулирования для улучшения результатов деятельности. Именно поэтому задача руководства состоит в умении найти подход к каждому человеку, путем определения круга его интересов не только в деятельности, которую он выполняет, но и за ее пределами [Копылов 2016].
После анализа определений мотивации мы признали, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют поведение, формы деятельности, придают этой деятельности направленности, ориентированной на достижение личных целей [Пономаренко 2013].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы