Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 8
1.1 Сущность понятия «мировоззренческие представления» 8
1.2 Особенности формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 10
1.3 Основные методы и средства формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 20
Выводы по 1 главе 26
2 Практические аспекты формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 28
2.1 Программа формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 28
2.2 Анализ результатов работы по программе формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства 34
Выводы по 2 главе 40
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А — Анкетирование 49
Приложение Б — План конспект 52
Введение:
Актуальность исследования связана с поиском путей решения задач формирования мировоззрения у младших школьников в процессе изучения произведений искусства как процесса духовного, нравственного, эстетического развития личности.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще.
Мировоззренческая ориентация на гуманистические ценности, на научное представление об окружающем мире и его эстетическое восприятие является требованием времени. Приобщение школьников не только к материальной, но и духовной культуре, как своего, так и других народов, становится целенаправленным педагогическим руководством. В этом плане современная педагогика обращается к созданию целостных систем образования с использованием новых подходов и методов обучения.
Существующие в научной практике понятия — синкретизм, синтез, интеграция — указывают на то, что проблема формирования мировоззрения у младших школьников в процессе изучения произведений искусства как целостной системы мировосприятия актуальна и сегодня.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства?
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – процесс формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
В связи с выдвинутыми проблемой, объектом, предметом исследования нами была поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «мировоззренческие представления».
2. На основе изучения методической литературы по теме исследования выявить особенности формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
3. На основе анализа современного педагогического опыта определить основные методы и средства формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства
4. Разработать программу формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
5. Проанализировать результаты работы по программе формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что процесс формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства будет эффективным, если:
выявлены особенности формирования мировоззренческой позиции младших школьников в процессе изучения произведений искусства, обоснованные возрастом и спецификой организации учебного процесса на начальной ступени обучения;
реализуется разработанная, научно-обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования мировоззренческой позиции школьников в процессе изучения произведений искусства на начальной ступени обучения;
используется комплексный подход в применении средств искусства в мировоззренческом процессе.
Теоретической основой нашего исследования явились работы: по общим вопросам формирования мировоззрения (Л.Я. Зорина, И.С. Лернер, Н.А. Менчинская, В.М. Медведев и др.), философские вопросы мировоззрения в процессе изучения произведений исскуства (П.В. Алексеев, М.Г. Ашманис, B.C. Овчинников, В.И. Шинкарук и др.), изучение мировоззренческого потенциала общеобразовательных предметов и выявление возможности его реализации в процессе обучения (Б.В. Гнеденко, Э.И. Моно-сзон, Т.В. Смирнова и др.).
В процессе исследования использовались разнообразные методы: теоретической анализ педагогической и психологической литературы; изучение практики передового педагогического опыта; диагностические (наблюдение, беседы, опросные методы, тестирование); экспериментальные (констатирующий эксперимент).
Экспериментальной базой нашего исследования являлась МОУ «СОШ 25». В эксперименте принимали участие 3-А и 3-Б классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основании разработаны научно-обоснованные рекомендации для формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Мировоззрение оказывается не только интересным объектом психологического изучения, но и перспективным способом косвенной диагностики глубинных личностных структур.
Наиболее существенным элементом мировоззрения являются ценностные ориентации. Каждый человек обладает уникальным индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентации.
В формировании мировоззрения особая роль принадлежит социальной и профессиональной позиции педагога. Сочетание глубокой идейной убежденности с высоким профессионализмом, умение реализовывать мировоззренческий потенциал своего предмета и организовывать разнообразную деятельность для проявления учащимися своих мировоззренческих позиций – важное условие формирования их мировоззрения.
Об уровне сформированности мировоззрения свидетельствуют ответы учащихся из мировоззренческих вопросов на уроках, их деятельность и поведение в различных ситуациях, сравнительные данные наблюдений педагогов, родителей и других участников педагогического процесса, специальные собеседования, обсуждение нравственных и других проблем.
В процессе формирования мировоззрения следует гармонично сочетать два пути приобретения знаний – чувственное восприятие и умственную деятельность учащихся.
Следует подчеркнуть, что убеждения учащихся в истинности мировоззренческих понятий, идей углубляются и закрепляются, становятся органическим достижением личности в процессе непосредственной практической деятельности: в общественно полезном труде, трудовой деятельности, повседневном поведении.
Формирование мировоззрения – процесс комплексный. Наиболее успешно формируется у учащихся тогда, когда учитель одновременно углубляет их мировоззренческие представления, понятия и формирует убеждения, идеалы.
Учет особенностей выработки у учащихся мировоззренческих представлений, понятий, идей является важным залогом формирования в процессе изучения основ произведений искусства и во внеклассной работе.
Системная организация педагогом учебно-воспитательного процесса на основе специально отобранного комплекса дидактико-методических средств, обеспечивающих целостное развитие личности, является ведущим организационно-педагогическим условием в развитии мировоззрения младших школьников. Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который, так или иначе, не оказывал бы влияния на развитие у учащихся мировоззрения.
Вместе с тем большие возможности в вооружении школьников мировоззренческими знаниями (идеями) содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий предметных кружков, разнообразные формы общественно-научной, культурно-массовой работы, а также разъяснительные мероприятия в процессе организации общественно полезного труда, эстетического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоззренческими знаниями, помогают связывать их с современностью и жизненной практикой.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность предложенных теоретических и практических решений, организации процесса формирования мировоззрения школьников в процессе изучения произведений искусства на начальной ступени обучения на основании сопоставления результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Полученные данные позволяют с достаточной степенью научной достоверности фиксировать более высокий уровень исследуемой позиции у младших школьников экспериментального класса по сравнению с учащимися контрольного класса.
В этой связи, мы видим различные направления дальнейших исследований, проблемы формирования мировоззрения школьников на начальной ступени обучения, а именно: выявление разнообразных механизмов формирования мировоззрения школьников в учебной деятельности; изучение целевых, содержательных, процессуальных основ организации целостного педагогического процесса, направленного на формирования мировоззрения представлений у школьников в процессе изучения произведений искусства личности; изучение особенностей разнообразных педагогических ситуаций в учебной деятельности, их систематизация и поиск возможностей в становлении мировоззрения учащихся; сбор эмпирического материала, свидетельствующего о проявлении феномена представлений у школьников в процессе изучения произведений искусства на разных стадиях возрастного развития начальной школы; подготовку преподавателей к организации процесса формирования мировоззрения учащихся и другие.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе изучения произведений искусства
1.1 Сущность понятия «мировоззренческие представления»
Мировоззрение имеет лингвистическое значение, является составленным из двух слов «мир» и «зрение» или «взгляд».
Рассматривая мировоззрение как акт рефлексии, «миро-понимания» внешнего мира для человека это ни что иное, как прямое отражение «внутреннего мира» личности. Человек, в противоположность животному миру имеет рефлексивность, способность творить внутреннюю картину мира [24,38].
На развитие и становление мировоззрения оказывают влияние как реальное положение вещей или желательное, так и эмпирическое знание субъекта о мире, его собственные убеждения, социокультурные схематизации и особенности языка, а также вкладываемый личностный смысл, который порой может очень сильно отличаться от реального или необходимого для кого бы то ни было.
Мировоззрение всегда отражает существующие индивидуально-личностные особенности, знания о мире, которые в свою очередь формируют убеждениям, отчетливые или размытые представления, закрепленные стереотипы и схематизмы.
Мировоззрение говорит о том, как будто бы «на самом деле» устроен мир; т.е. когда кто-либо выражает свои мировоззренческие убеждения, то считает, что говорит не о себе, а об окружающей его действительности.
Но на самом деле эта общая закономерность существует только в его сознании и, рассказывая о том, как устроен мир, человек рассказывает нам о себе. Этот феномен, Д.А. Леонтьев в своих работах называет методическом принципом мировоззренческой проекции [25].
Мировоззрение личности формируется в процессе жизни под влиянием определенного воспитания, обучения и идеологии. Оно отражает определенное общественное бытие, которое совершается в процессе жизни, реальных отношений людей и их деятельности.
Изучая психику, детей младшего школьного возраста Л.С. Выготский пришел к выводу, о том, что основной «единицей» мышления ребенка младшего школьного возраста, служат так называемые «спонтанные» или «житейские» понятия.
Под «спонтанным» понятием Л.С. Выготский понимает форму связи слова обыденного языка, находящегося в языковой компетенции ребенка и «чисто образного комплекса», представления («суммированного образа многих восприятий отдельных объектов, с выделением формального, наглядного и конкретного общего между ними»). Еще более ясно эту мысль сформулировал В.В. Давыдов: «Спонтанное понятие есть не что иное, как общее представление… обозначенное словом-термином». Процесс становления значений слов обыденного языка и процесс развития «материала мышления» Л.С. Выготский понимал как «один и тот же процесс» [9, 10].
Именно «житейские», «спонтанные» понятия и выполняют функцию «интеллектуального момента», опосредствующего, регулирующего поведение детей младшего школьного возраста.
Таким образом, «спонтанные» понятия ребенка выступают в качестве «психологического орудия», с помощью которого ребенок начинает «подчинять себе свои собственные психические функции», осознавать, а затем и контролировать собственное поведение.
Спонтанные понятия развиваются преимущественно «снизу – вверх» от «опыта» к «обобщениям». Спонтанное – синоним неосознанного» – писал Л.С. Выготский.