Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 9
1.1. Сущность и структура понятия «логическая культура» 9
1.2. Особенности формирования логической культуры мышления у младших школьников 20
1.3. Дидактические условия и методические основы формирования логической культуры мышления у младших школьников в процессе обучения информатике 24
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 33
2.1. Диагностика сформированности логической культуры мышления у младших школьников 33
2.2. Разработка авторской методики формирования логической культуры младших школьников на уроках информатики 42
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 60
Вывод по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа – это место инноваций, изменения технологий преподавания и платформа для творчества. Быстроменяющееся общество запрашивает новую личность, гибкую к трансформации и находящую новые решения старых проблем. Поэтому школа создаёт условия для развития личности учеников на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Другими словами, учебное заведение должно научить младшего школьника «учиться». Больше всего в этом процессе принимает участие учитель.
В ФГОС прописаны основные метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» [48]. В результате освоения перечисленных умений у учащихся формируется логическая культура. То есть, согласно ФГОС, школа должна осуществлять формирование логической культуры.
Младший школьный возраст является едва ли не лучшим периодом для формирования и развития логической культуры. Исследуя потенциал учебных предметов в процессе формирования и развития логической культуры младших школьников стоит отметить значительные возможности информатики. Ведь именно в процессе изучения основных информационно-коммуникативных понятий, развития умений и навыков работы с программным и техническим обеспечением компьютера, овладению основами информационных технологий и развития собственной информационной культуры младших школьников необходимо активно задействовать мышления, особенно — логическое.
Проблемой формирования у младших школьников логической культуры мышления занимались такие ученые, как В. В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Н.С. Рождественский, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.С. Веринга, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин. Изучением формирования логической культуры учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий занимались такие ученые как: Максимова Н.А., Дресвина П. А., Кухтина Е.С., Сорокин А.В., Бархатова Д.А., Белонович Е.И., Климина И.Д., Каган Э.М, Нажимова Ю.В. и др.
В постоянно развивающемся обществе каждое новое поколение учится по непрерывно-прогрессирующим информационным технологиям, где ключевым звеном являются логическая культура. Логическая культура младших школьников еще не достигли уровня взрослого человека, поэтому среди основных особенностей логической культуры учащихся начальных классов выделяют: преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным; преимущественное осуществления синтеза в наглядной ситуации на основе действий с предметами; недостаточную сформированность базовых умений проведения обобщения; неумения выделять характерные признаки (при этом происходит их замена внешними наиболее яркими признаками предметов).
Исследуя особенности формирования логической культуры младших школьников, можно утверждать, что практически каждый первоклассник и некоторые второклассники используют преимущественно практически-действенный и образно-речевое анализ предметов, событий, явлений и тому подобное. Начиная с третьего (реже — второго), класса он становится систематическим и продолжается в четвертом классе. Так, ученики начальных классов сравнительно легко выполняют упражнения тогда, когда они выполняют практические действия с самими предметами (картами, палочками, пуговицами, кубиками и т.п.) или выделяют признаки частей предметов, наблюдая за ними. Выполняя такую деятельность, ученики анализируют полученные результаты. Рассматривая части и свойства предметов, ученики находят среди них главные, обнаруживают их взаимосвязи и взаимозависимости. Сначала такой анализ является элементарным. Постепенно он приобретает комплексный характер, становится полным, поскольку школьники все полнее, расширение рассматривают все части или свойства предмета, события или явления, хотя еще не устанавливают взаимосвязей между ними.
Сегодня трудно найти сферу человеческой жизнедеятельности, в которой бы не использовались компьютеры. Именно поэтому одной из приоритетных задач сегодняшней начального образования является вооружение школьников необходимыми знаниями, умениями и навыками в сфере информатики и компьютерной техники, информационных технологий. Кроме этого, работа детей младшего школьного возраста в интерактивной компьютерной среде благоприятно сказывается на формировании логической культуры учащихся, которая в свою очередь, способствует также развитию творческого потенциала и художественных возможностей младших школьников.
Введение в начальные классы пропедевтического курса информатики, а также начавшийся процесс компьютеризации начальной школы создают реальные предпосылки для её решения (Е.В. Баранова, В.А. Буцик, A.B. Горячев, И.А. Донина, Н.С. Жуйкова, O.A. Завьялова, И.И. Игнатович, A.A. Кузнецов, А. Кэй A.A. Меньшакова, Ю.А. Первин, Л.Б. Переверзев, И.В. Пахомова, С. Пейперт, О.Л. Русаковой, Б. Сендов, A.A. Узденова, H.H. Ускова, У. Фюрцайг и др.).
Данная работа посвящается актуальной проблеме формирования логической культуры учащихся начальных классов на уроках информатики.
Актуальность работы. В условиях социально-экономической жизни для современного образования особую значимость приобрела проблема формирования логической культуры обучающихся. Младшие школьники должны научится эффективно перерабатывать поступающую им информацию, владеть способностью не только запоминать ее, но и уметь анализировать, сравнивать, абстрагировать, делать правильные выводы и т.д. Информатизация образования указывает на потребность общества в творческих людях, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способных быть самостоятельными и имеющих высокую мыслительную активность.
Для того чтобы формировать логическую культуру учащихся, детскому мозгу нужно постоянно указывать на новые оригинальные проблемы и задания. Решение логических заданий на уроках информатики в школе представляют собой один из приемов формирования логической культуры, дает возможность привить внимание, развить память и навыки правильного логического мышления.
Проблема исследования состоит в противоречии между имеющимися разработанными информационными технологиями недостаточной разработанностью путей формирования логической культуры мышления школьников на уроках информатики с использованием этих технологий.
Объект исследования: процесс изучения информатики в начальной школе.
Предмет исследования: формирование логической культуры мышления у младших школьников в процессе изучения информатики в начальной школе
Цель исследования: изучить понятие логическая культура мышления и разработать авторскую методику формирования логической культуры мышления младших школьников на уроках информатики.
Исходя из этого были сформированы задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и структуру понятия «логическая культура».
2. Рассмотреть особенности формирования логической культуры мышления у младших школьников.
3. Изучить дидактические условия и методические основы формирования логической культуры мышления у младших школьников в процессе обучения информатике.
4. Проанализировать уровень сформированности логической культуры мышления у младших школьников.
5. Разработать авторскую методику формирования логической культуры младших школьников на уроках информатики
6. Проанализировать результаты педагогического формирования логической культуры младших школьников на уроках информатики.
Гипотеза исследования: если использовать информационные технологии по авторской методике, то уровень формирования логической культуры младших школьников на уроках информатики повысится.
Методы исследования: теоретический анализ, тестирование, обработка данных, педагогический эксперимент.
Методологические и теоретические предпосылки исследования: теория формирования и развития интеллектуальных операций (П. Я. Гальперин), теория психического развития (В. В. Давыдов), концепция воспитания мышления (Д. Дьюи), развитие логического мышления у детей в младшем возрасте (А.Н. Леонтьев, Н.С. Рождественский, Ж. Пиаже), теории деятельностного подхода в формировании личности (С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.С Веринга, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.), различные аспекты обучения в начальных классах, затрагивающие вопросы формирования логической культуры учащихся раскрыты в работах многих ученых – педагогов и психологов (Н.И. Антипова, Н.Я. Виленкина, Б.В. Гнеденко, П.Я. Гальперина, В.В. Лавыдова, А.П.Ершова, Н.Б. Истоминой, Л.В. Занкова, А.А. Кузнецова, В.М. Монахова, Е.И. Машбица, Ю.А. Первина, В.В. Рубцова, С.Л. Рубинштейна, М.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.).
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методики, которая будет способствовать формированию логической культуры мышления учащихся начальной школы в процессе изучения информатики.
Исследование проходило на базе ГБОУ Школа №830 г. Москвы
Этапы исследования.
I Этап: Изучение научно-методической литературы для выявления проблемы научного исследования.
II Этап: Разработка плана решения проблемы, определение темы исследования, разработка методического материала.
III Этап: Разработка методики для решения проблемы исследования. Разработка плана педагогического эксперимента.
IV Этап: Обобщение теоретического и практического материала.
V Этап: Проведение педагогического эксперимента на базе ГБОУ Школа №830 г. Москвы.
Анализ результатов, оформление итогового варианта квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Проанализировав теоретические исследования проблемы формирования логической культуры мышления, в начальной школе, помогло сделать данные выводы:
В своем исследовании нами рассмотрено понятие логической культуры, выделили ее основные компоненты: умение анализировать, проводить синтез, классификацию, сравнение объектов, подводить под понятие, определять понятия, правильно понимать смысл математического текста, ориентироваться в различных вариантах решения, строить логическую цепочку рассуждений. Рассмотрели психолого-педагогические условия формирования логической культуры у школьников: всестороннее развитие логических действий; применение различных логических конструкций в решении учебных задач; учет психолого-педагогических принципов сформированности логического мышления; диагностика деятельности по формированию логических умений.
Логику мышления индивид приобретает в процессе жизни, в обучении, при рождении ребенок логикой мышления еще не владеет. Для того, чтобы индивид благополучно овладел навыками логического мышления, необходимо создавать такие условия, что бы они способствовали эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, и также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Курс информатики в начальной и средней школе вносит значительный вклад в формирование информационной компетентности, общеучебных умений и навыков, что является одним из приоритетов образования в государстве.
Проанализировав основные образовательные программы по информатике в начальной школе, видим, что практически каждый УМК формирует логическую культуру мышления младшего школьника, к недостаткам можно отнести – слабую методическую поддержку курсов, практическое отсутствие программного обеспечения.
Основные содержательные линии всех представленных программ (компьютер, алгоритмы, модели, информация и информационные процессы) соответствуют Государственному стандарту, но имеет место различный подход к их изложению. Также все рассмотренные учебники предусматривают реализацию интегративных, метапредметных проектов.
Проанализировав научно–методическую литературу можно сделать выводы, что уроки информатики проводятся в системе, и каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.
Уроки информатики в начальных классах позволяют сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышают заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляют их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
Исследование проводилось на базе: ГБОУ «Школа № 830» г. Москва. Выборка исследования, представлена учащимися 4 «А» класса, в возрасте 9-10 лет, в количестве 22 человек. Дети обучаются по программе «Школа России».
В ходе исследования сформированности логической культуры мышления, было выявлено, что операции, сравнения, синтез и обобщения, сформированы у большинства обучающихся недостаточно, снижая общий показатель логической культуры мышления у учащихся 4-го класса, так как все компоненты логических действий тесно взаимосвязаны между собой, и недостаточность развития любого из них снижает уровень развития всех остальных.
Действительно, при недостаточно сформированном навыке объединения выделенных в ходе анализа компонентов в целое, с недостаточной сформированностью у обучающихся навыков сопоставления и противопоставления выявленных признаков предметов и явлений, они затрудняются с формулированием общего вывода по результатам исследования.
В результате исследования были разработана авторская методика и подобраны задания, направленные на формирование и развитие определенных видов логических умений: анализировать, проводить синтез, сравнение, классификацию, строить логические цепочки рассуждений и т.д. Рассмотрели результаты, проведенной диагностики уровня сформированности логических умений при изучении информатики в начальной школе. Проанализировали данные, полученные при повторной диагностике. Выявили, что предложенная методика по формированию логической культуры мышления школьников на уроках информатики была эффективной; перечень подобранных заданий способствует формированию логической культуры.
Гипотеза исследования подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
1.1. Сущность и структура понятия «логическая культура»
«Культура» – такая же значимая социологическая категория, как «общество». Есть определенное различие между этими понятиями, но при этом одна категория дополняет другую. Общество и культура – лишь два аспекта одной реальности. Человеческое общество, с одной стороны, является важным и необходимым условием для каждой культуры. С другой стороны, любому человеческому обществу культура свойственна. Она является его продуктом и условием дальнейшего существования. В этом состоит причина, по которой проблема культуры требует, чтобы прослеживалась естественная связь с проблематикой общества. Разъединяют их только с аналитической целью [45].
Впервые термин «культура» был упомянут во времена античности. Слово латинское, изначально его связывали с процессом обработки почвы. В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в средние века в Европе с добавлением приставки «агри», но в том же значении, оставшемся и до наших дней. Когда люди говорят о культуре земледелия, культуре хлопка, льна, кукурузы и т.п., то используют слово именно в этом смысле.
В ином значении слово стали использовать в речи жители Древнего Рима. Выражение философа Цицерона «culturaanimi» (в переводе – «культура души») призывало современников заботиться о развитии своих задатков и способностей, лелеять дух и душу [52].
Следовательно, слово «культура» употребляется не только в связи с обработкой почвы, но и в значении: формирование, воспитание человека. Выяснено ядро античного понятия культуры. Его связывают с облагораживанием как природы, так и человека. В более широком значении культура в античные времена означала заботу о человеческой жизни, в противостоянии ее стихии и силам природы.
Идея культуры впервые была утверждена в Германии в XVIII веке, раньше чем в остальных европейских странах. В документальных материалах периода термин «культура» употребляется с двумя оттенками смысла. Первый связывают с господством человека над природой с помощью наук и ремесел, другой – с внутренним духовным богатством отдельной личности.
Некоторые немецкие авторы (И.Г. Гердер, С. Пуфендорф, И.К. Аделунг и другие) все чаще стали связывать термин «культура» с идеей прогресса. К примеру, Иоганн Готфрид Гердер писал, что культура является ступенью исторического совершенствования человечества, которое связано с просвещением, науками, культура появляется в результате преобразования «первой» природы на «вторую», созданную людьми, то есть искусственную, рукотворную. Иммануил Кант, с отсылкой на Жан-Жака Руссо, также объясняет прогресс как становление и развитие культуры. С другой стороны, И.Г. Фихте просматривает в культуре, прежде всего, независимость личности и волю духа [40].