Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирование логического мышления младших школьников на уроках русского языка».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования логического мышления на уроках русского языка у младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности мышления младших школьников 12
1.3. Специфика формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста 26
ГЛАВА 2. Особенности формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 37
2.1. Организация исследования уровня развития логического мышления у младших школьников 37
2.2. Методы и приемы формирования логического мышления на уроках русского языка 40
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в младшем школьном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы младших школьников.
На уроках в начальной школе необходимо создать условия для самостоятельного решения задач, рассуждения о способе решения проблем и принятия решения. Таким образом, воспитание и обучение современной конкурентоспособной личности невозможно без формирования логического мышления.
Мышление представляет собой направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. Мышление реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. С помощью мышления осуществляется обобщение, анализ информации, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Младший школьный возраст имеет большие возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования младшего школьного возраста, как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Согласно ФГОС НОО формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач современного образования. Во ФГОС НОО отмечена необходимость развития у учащихся умений логического мышления.
Степень разработанности. Формированию и развитию мышления в зарубежной педагогике и психологии посвящены научные исследования таких исследователей, как Д. Брунер, Дж. Гилфорд, В. Ругиро, Д. Халперн, П. Фачоне и другие. Среди отечественных ученых, исследующих особенности развития мышления, можно назвать А. Брушлинского, Д. Вилькеева, С. Калмыкову, А. Матюшкину, Н. Череповскую и др. В педагогике эти вопросы разрабатываются С. Векслером, С. Заир-Бек, И. Загашевым, М. Клариным, А. Липкиным, А. Марченко и другими. Л.М. Векнер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов занимались изучением физиологической основы мышления, они утверждали, что самое большое значение для развития мышления, в том числе и словесно-логического, имеет вторая сигнальная система, поскольку мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека. Есть ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), которые доказывают, что при организации систематического педагогического воздействия с целью развития словесно-логического мышления у ребенка младшего школьного возраста могут быть сформированы соответствующие интеллектуальные операции.
Объект исследования – процесс формирования логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предмет исследования – условия, приёмы и упражнения, способствующие формированию логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Цель данного исследования ‒ теоретически обосновать и практически проверить возможность формирования логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка при использовании разработанной системы условий, приемов и упражнений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику особенностям мышления младших школьников.
3. Описать специфику формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста.
4. Провести исследования особенностей формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
5. Определить условия и приемы работы на уроках русского языка, способствующие формированию логического мышления младших школьников.
6. Разработать систему упражнений, способствующих формированию логического мышления.
Гипотеза исследования: формирование логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка будет проходить более эффективно, если:
1) на уроках русского языка будут соблюдаться условия, применяться приемы работы, способствующие формированию логического мышления детей;
2) использоваться упражнения, в которых предусмотрены операции анализа, синтеза, классификации, группировки.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент.
База исследования: школа, где проходило исследование (практика).
Практическая значимость данной работы состоит в разработке дидактических условий, методических приемов и упражнений формирования логического мышления на уроках русского языка в начальной школе; в возможности использования этих условий, приёмов и упражнений учителями в их практической работе на уроках русского языка.
Структура данной работы обусловлена целью, задачами и гипотезой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и заключения.
Заключение:
Мышление всегда было и в настоящее время остается предметом изучения многих дисциплин: философии, логики, педагогики, психологии, физиологии, кибернетики и т.п. Анализ философской литературы показал, что, несмотря на огромный промежуток времени, некоторые размышления древних философов перекликаются с мнениями многих современных исследователей о природе мышления.
Современные авторы определяют мышление как высшую форму отражения действительности в психике, идеальную деятельность, результатом которой является объективная истина.
Таким образом, мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе чувственного познания. Мышление заключается в отражении сущности предметов и процессов, происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов сознания человека, его абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью, которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями.
Мышление возникает и развивается на основе практической деятельности человека посредством чувственного познания. Заключается оно в отражении сущности предметов и процессов, которые происходят в объективном мире. Мышление представляет собой один из самых главных элементов сознания человека, его абстрактно-рациональную, интеллектуальную способность, тесно связанную с эмпирическими наблюдениями индивида.
Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что мышление – это социально обусловленный, связанный с языком психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности, но выходит за ее пределы.
Процесс мышления непосредственно связан с логикой. Под логическим понимается мышление, которое существенно характеризируется использованием формальных логических правил.
В процессе развития и обучения у детей формируются различные виды мышления.
Первым возникает наглядно-действенное мышление (до 3 лет жизни) на основе предметной деятельности.
Основным видом мышления в дошкольном возрасте является наглядно-образное, которое опирается на восприятие или воображение предметов. Дошкольник приобретает способность мысленно превращать образы, строить модели, представлять конечный результат деятельности, заранее планировать свои действия.
На 5-ом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. В 7 лет дети больше внимания уделяют тому, из каких частей состоят предметы.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) появляются зачатки логического мышления в элементарной исследовательской деятельности, проводимой детьми по собственной инициативе с целью познания окружающего мира. Формируется способность полно и логично передавать содержание своих мыслей, прочитанного, услышанного и тому подобное.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации. У детей активно развиваются все мыслительные операции.
В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логичному. К концу младшего школьного возраста начинают проявляться индивидуальные различия в мышлении детей (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Проведенное исследование показало, что уровень логического мышления младших школьников развит на достаточно высоком уровне, однако были выявлены дети с низким и средним уровнями.
В работе с младшими школьниками были реализованы следующие условия на уроках русского языка: 1) на уроках русского языка были использованы упражнения, в которых предусмотрены операции анализа, синтеза, классификации, группировки и др.; 2) степень сложности данных упражнений соответствовал уровню развития младших школьников.
Реализация данных условий позволила повысить уровень развития логического мышления учащихся.
В связи с вышеизложенным, нами были разработаны следующие рекомендации для повышения уровня развития мышления детей младшего школьного возраста:
1) необходим обязательный учет возрастных особенностей детей;
2) в копилке педагога непременно должен быть широкий выбор методов и форм работы с младшими школьниками;
3) за каждое удачно выполненное задание ребенка нужно похвалить, что повысит его учебную мотивацию;
4) тех детей, которые плохо справляются с заданиями ни в коем случае нельзя ругать и стыдить при других детях, поскольку такое поведение педагога снижает учебную мотивацию детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования логического мышления на уроках русского языка у младших школьников
1.1. Сущность понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе
Мышление имеет общественно-исторический характер, ведь оно не может существовать вне социума, вне языка, без накопленных человечеством знаний и наработанных им способов мыслительной деятельности (логических операций).
Задачи, которые человек ставит перед собой, своим мышлением, порождены социальными условиями, в которых он существует. А. Брушлинский отмечал, что мышление является социально обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом самостоятельного поиска и открытия человеком нового во время опосредованного, обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы, стремящийся к креативному [24].
Мышление дает возможность раскрывать не только сущность явлений, фактов, но и находить причины и факторы их истоков, предусматривать следующие действия.
Поэтому можно сказать, что оно является движением идей, раскрывает сущность вещей, а результатом мышления является не образ, а некоторая мысль. Это позволило определить мышление как высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление создает такой результат, который не существует ни в действительности, ни в сознании субъекта. В отличие от восприятия, оно выходит за пределы чувственного данного, расширяет познание.
Ретроспективный анализ развития научной мысли в понимании человеческого мышления показал, что, несмотря на более 250-летнюю традицию изучения сущности этого феномена, он остается одним из наименее исследованных и противоречивых явлений.
Сравнение представленных в современной мировой психологической науке теорий мышления, таких как: ассоциативной (У. Джемс, Дж. Милль, Д. Юм и др.), Вюрцбургской школы (Н. Ах, О. Зельц, А. Кюльпе и др.), гештальт-психологической (Х. Боген, М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.), психоаналитической (Е. Блейлер, З. Фрейд и др.), бихевиоральной (Д. Дьюи, Е.Л. Торндайк, Дж. Уотсон и др.), а также когнитивной (М. Минский, А. Ньюэлл, Ж. Пиаже и др.), – дало основания для определения общих положений о том, что, во-первых, мышление характеризуется интеллектуальным, рациональным, когнитивным знанием на противовес чувственно-эмоциональном; во-вторых, функциональным аспектом мышления является решения задач-проблем; в-третьих, мышление начинается с определения проблемы и завершается ее решением в виде определенного результата.
Традиционным для отечественной психологической науки (А. Брушлинский, Л. Веккер, П.Я. Гальперин, С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) является понимание мышления как высшего познавательного психического процесса, который обеспечивает порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление определено особой деятельностью, оно происходит по определенным этапам и выражается в определенных формах. В зависимости от содержания предметной деятельности, в которую оно включено, оно получает название профессионального: техническое, конструкторское мышление (Т.В. Кудрявцев, В.А. Моляко); математическое мышление (Б.Ф. Ломов);инженерное мышление (Ю.З. Гильбух, М.М. Грачев, В.Д. Рубахин и др.); оперативное мышление (Д.М. Завалишина, В.М. Пушкин); мышление спортсмена (А. Родионов); клиническое мышления (В. Андронов, В. Кондратьев, А.С. Попов); управленческое мышление (Ю.Г. Корнилов);дизайнерское мышление (И.А. Геннисаретская, В.В. Турчин); педагогическое мышление (М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина и др.) и др.
Обобщение научных подходов дало основания отметить, что в современной психологической науке не существует общепринятого понимания сущности мышления.
Итак, можно сказать, что мышление является социально обусловленным, связанным с языком психическим процессом опосредованного и обобщенного отражения действительности. Оно возникает на основе практической деятельности, но выходит за ее пределы. Говоря о мышлении, нельзя не упомянуть о логике. Для этого необходимо обратиться к определению основных понятий.
Логика (по-гречески «logos» – слово, понятие, суждение) является наукой, которая исследует закономерности в изменении и развитии объектов, явлений объективного мира, законы, формы мышления, способы развития и построения систем научных знаний. Также логикой называют науку о закономерности в связях и развитии мыслей. Таким образом, логика является наукой о мышлении, формах выражения мыслей, формах развития знаний, о приемах и методах познания, законах мышления [13, с. 8-11].
Итак, логика, прежде всего, формирует «правильное» мышление, чертами которого являются последовательность и доказательность.
Наиболее полно вопросы логики рассмотрел Аристотель (384-322 гг. до н.э.), его произведения считаются сокровищницей развития античной философии. Опираясь на современную ему науку, Аристотель разносторонне рассмотрел все существенные проблемы логики. Именно он впервые сделал мысль предметом детального изучения. Кроме того, философ не только анализировал основные формы мысли (суждения, понятия), но и приемы познавательной деятельности. Аристотель делал попытки раскрыть специфику логических приемов, которые применялись в обучении. Он доказал, что любое обучение выходит из ранее полученного знания и осуществляется с помощью индукции и силлогизма. Важен вывод о существовании двух путей получения знаний: обучение и научное исследование (познание). В обоих случаях, главным инструментом логики познания являются доводы и индукция.
Еще древние исследователи утверждали, что знания и умения с логики обеспечивают логическое мышление, которое начинается с восприятия окружающего мира.
Проблему формирования мышления изучали Е. Вандеева, В. Журавлев, Е. Ильин, А. Тихомирова, А. Федоренко, П. Чернета и другие. На основании анализа указанных научных исследований можно сказать, что логическое мышление является необходимым для решения задач, формирование выводов, возможного оценки и принятия решений. Логическое мышление характеризуется целеустремленностью, контролируемостью, основательностью, ведь человек использует соответствующие навыки [3].
Итак, учитывая то, что логика – это наука о формах мышления, которые изучаются с точки зрения их структуры, наука, изучающая общие логические приемы, используемые для познания действительности, считаем целесообразным рассмотреть понятие «логическое мышление».
Под логическим понимается мышление, существенно характеризующееся использованием формальных логических правил.
Процесс логического мышления невозможен без умственных операций, среди которых выделяют пять основных: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщения. Рассмотрим их.
Анализ – процесс изучения чего-либо, основанное на разделении предмета или явления на составные части, определении элементов, составляющих целое, изучении свойств предмета или явления.
Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Анализ и синтез – это два аспекта единого процесса мышления. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ чаще всего осуществляется через синтез (через синтетический акт соотношения условий задачи с ее требованиями и др.) и обусловлен тем, по каким признакам в нем объединены части. Правильный анализ целого есть всегда анализом не только частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений. Такой анализ ведет не к распаду целого, а к его преобразованию. Это преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез. Так же, как анализ осуществляется через синтез, синтез, в свою очередь, осуществляется через анализ, охватывающий части, элементы, свойства в их взаимосвязи.
Абстрагирование – процесс выделения и отделения существенных и общих признаков, связей и отношений от единичных предметов и явлений, а также выделение и отделения от несущественных признаков и связей предметов и явлений. на первом этапе абстрагирования проходит отделения существенного от несущественного, выделение наиболее важных свойств. На втором этапе – отделение от несущественного, ненужного.
Сравнение – операция выявления признаков сходства и различия между различными объектами, которыми могут быть как предметы и явления материального мира, так и различные абстракции. С помощью сравнения изучаются как внешние схожие и отличительные признаки и отношения предметов и явлений, которые можно видеть непосредственно, так и внутренние, которые не воспринимаются непосредственно и имеют место только в умственной деятельности учащихся. Путем сравнения находят не только общие и существенные признаки предметов и отношений между ними, но и несущественные, второстепенные. Сравнение является комплексным, если оно происходит на разных признаках и в разных направлениях. В учебном процессе используется последовательное сравнение, которое заключается в том, что новый изучаемый объект, сравнивается с ранее изученными и имеет с ним некое сходство или отличие [31].
В процессе получения новых знаний важную роль играет обобщение, поскольку мышление является опосредованным отражением действительности. Суть обобщения состоит из выделения наиболее общих, существенных признаков, характеристик, в формировании и формулировании понятий, законов, основных свойств изучаемого [6; 25].
Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что логическое мышление характеризуется умением применять законы логики, согласно им, организовывать свою деятельность, выполнять логические операции, аргументировать их, строить гипотезы и делать верные выводы. Когда человек мыслит логично, она оценивает результаты своих мыслительных процессов – насколько правильным принятое нами решение, то есть оно включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к выводам. Логическое мышление иногда называют еще направленным мышлением, потому что оно имеет своей целью получение желаемого результата, ведь в процессе научного познания при решении практических задач, сравнивая между собой известны истинные положения, можно получить новые, обосновать положения, опираясь на логическое мышление.
Итак, характерными чертами логического мышления являются: владение логическими приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация); динамическая умственная активность личности; умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе познавательной деятельности.
Учитывая приведенные выше трактовки, под логическим мышлением мы понимаем особый вид мыслительной деятельности, характерными признаками которой является принятие верных решений при решении задач на основании анализа, синтеза, обработки информации; осуществления рефлексивных действий, овладение логическими умениями и вывода новых знаний.
Как известно, познание есть отражение в голове человека объективного мира. Познание связано с практикой, возникает из нее. Практика – цель познания и критерий истины. Познание – не отдельный временный акт, а сложный диалектический процесс проникновения человеческого разума в суть вещей, в их закономерные связи и отношения. Познание начинается с живого созерцания, из чувства, восприятия и приводит к абстрактному мышлению [5].
В познании выделяют две ступени: чувственная и рациональная (абстрактное мышление).
Чувственное познание происходит в форме ощущений, восприятий, представлений.
Если между ощущением и предметом нет ничего промежуточного (ощущения возникают вследствие непосредственного воздействия предметов на органы чувств), то между предметом и мышлением находятся ощущения, восприятия и представления. Мышление возникает на основе ощущений, является переработкой чувственного материала. Только благодаря чувственному познанию мышление связывается с внешним миром, воспроизводит его. Каналами, через которые мир проникает в сознание человека, есть ощущение [16].
Ощущение и восприятие возникает под действием предметов и явлений на наши органы чувств независимо от того, хотим мы воспринимать предмет или явление, или нет. Процесс же мышления связан с постановкой определенных познавательных задач и проведением различных логических действий и операций. В процессе мышления мы выражаем суждение, строим умозаключения, гипотезы, доказательства, создаем понятие и тому подобное.