Психология, педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование личности в ходе изучения обществознания (права)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
изучения вопросов формирования личности в ходе изучения обществознания (права) 6

1.1 Содержание понятие
«личность» и основные теории личности. 6

1.2 Психолого-педагогические
особенности учащихся среднего и старшего звена школы.. 14

1.3 Обществознание как
интегративный курс социально-экономических наук  27

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию личности в ходе изучения
обществознания (права) 39

2.1
Диагностика особенностей личности учащихся на констатирующем этапе  39

2.2 Комплекс
уроков по обществознанию, ориентированный на формирование личности учащегося. 48

2.3
Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 50

Заключение. 57

Список литературы.. 59

Приложение……………………………………………….……………………..65



 

  

Введение:

 

Актуальность изучения
обществознания как учебного курса обусловлена переходом современного общества
из индустриального в информационное, который необратимым образом изменил отношения
во всех сферах жизни: от политической до социально-бытовой. В этих условиях
преподавание обществознания призвано ориентироваться на достижение социально
значимых результатов, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся и
потребности государства.

В современных условиях
Российская Федерация находится в ситуации становления новой ценностной системы,
выбора политических приоритетов и поиска путей формирования общества нового
типа, в котором граждане, осознавая ответственность за свои поступки, являются
носителями правовой культуры и гражданской инициативы.

Подрастающее поколение сейчас
с раннего возраста оказывается вовлеченным в потребление самой разнообразной
информации, требующее критического отношения и формирования собственной позиции
по целому ряду вопросов. Обществознание при этом является одним из тех
предметов, который реально способен обеспечить правовую, патриотическую и
личностную подготовку обучающихся. Значительный потенциал обществознания в
отношении развития навыков социального проектирования, получения опыта в
общественно значимых делах позволяет полагать, что в процессе обучения этому
предмету мы имеем реальные возможности влияния на личность учащегося.

Проблема
исследования:
Как обеспечить формирование личности в
ходе изучения обществознания (права)?

Объект
исследования:
личность учащегося среднего и старшего
звена общеобразовательной школы.

Предмет
исследования:
формирование личности учащегося в ходе
изучения обществознания.

Цель
исследования:
теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс уроков по обществознанию, ориентированный на формирование
личности учащегося.

Гипотеза
исследования:
предполагается, что внедрение специально
составленного комплекса уроков по обществознанию, ориентированного на
формирование личности учащегося, будет способствовать развитию личностных
качеств учащихся, в частности их лидерских способностей.

Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1.               
Рассмотреть содержание понятие «личность»
и основные теории личности.

2.               
Представить психолого-педагогические
особенности учащихся среднего и старшего звена школы.

3.               
Изучить обществознание как интегративный
курс социально-экономических наук.

4.               
Провести диагностику особенностей личности
учащихся на констатирующем этапе.

5.               
Составить и апробировать комплекс уроков
по обществознанию, ориентированный на формирование личности учащегося.

6.               
Выполнить обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической
основой
исследования являются:

— деятельностный подход к
развитию личности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;

— гуманистические идеи
воспитания ребенка А.С. Макаренко, Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого;

— концепция развития в
подростковом возрасте М.В. Гамезо, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна.

Для реализации
поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:

— теоретический анализ
социально-педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

— тестирование;

— констатирующий и
формирующий эксперименты;

— количественный и
качественный анализ результатов исследования.

В психодиагностический комплекс вошли:

— подростковый вариант
многофакторного опросника Р. Кеттела;

— методика
«Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» В.В. Синявского и В.А.
Федоришина.

База
исследования:
государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа №1436».
Опытно-экспериментальная работа была проведена при участии 40 учащихся 8-х
классов школы №1436.

Структура
работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Развитие личности
обучающегося – одна из главнейших целей образования в его современной
гуманистической парадигме. Все предметы школьного цикла обладают потенциалом
для того, чтобы способствовать личностному развитию учащихся. При этом
обществознание обладает широкими возможностями не только для формирования
личности ученика нового типа, но и для расширения его опыта социального
проектирования и коммуникативного взаимодействия. Сочетая в себе и
гуманитарные, и социальные, и экономические, и политические знания,
обществознание способно помочь ученикам приспособиться к жизни в новых условиях
и усвоить правила усвоения информации.

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс
уроков по обществознанию, ориентированный на формирование личности учащегося.

Для достижения поставленной
цели были решены следующие задачи:

— было рассмотрено содержание
понятие «личность» и основные теории личности;

— были представлены психолого-педагогические
особенности учащихся среднего и старшего звена школы;

— было изучено обществознание
как интегративный курс социально-экономических наук;

— была проведена диагностика
особенностей личности учащихся на констатирующем этапе;

— был составлен и
апробирован комплекс уроков по обществознанию, ориентированный на формирование
личности учащегося;

— было выполнено обсуждение
результатов опытно-экспериментальной работы.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу
исследования о том, что внедрение специально составленного комплекса уроков по
обществознанию, ориентированного на формирование личности учащегося, будет
способствовать развитию личностных качеств учащихся, в частности их лидерских
способностей.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.

В заключение отметим, что
выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость
исследования заключается в обобщении и систематизации научных теорий,
посвященных личности; в уточнении психолого-педагогических особенностей
учащихся среднего и старшего звена школы; в рассмотрении обществознания как
интегративного курса социально-экономических наук.

Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими
категориями лиц:

— педагогами,
преподающими обществознание, с целью расширения представлений о возможности
оказания влияния на личность учащихся в процессе обучения;

— студентами,
обучающимися по направлению «история и обществознание», с целью самоподготовки
к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных.

При этом составленный
комплекс уроков по обществознанию, ориентированный на формирование личности
учащегося, может быть внедрен в педагогический процесс общеобразовательных
учреждений.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения вопросов формирования личности в ходе изучения обществознания
(права)

 

 

1.1 Содержание понятие
«личность» и основные теории личности

 

В процессе изучения специфики личности у ученых возникло
великое разнообразие теорий. Основными из них являются: теория развития
личности Ч. Кули
 [22], Д. Мида [24], психоаналитическая теория З.
Фрейда
 [51] и Э. Эриксона [59], теория развития познания Ж.
Пиаже
 [34] и теория нравственного развития Л. Колберга [6].

Уточним их основные положения.

В теории «зеркального Я» Ч. Кули [22] отметил, что представления людей о самих себе
являются отражением представлений о них «обобщенных других».

Теория развития личности Д.Г. Мида [24] предполагает, что развитие личности включает
несколько стадий, которые связаны с принятием на себя роли других людей и
формированием «Я» и «Меня».

Психоаналитическая теория развития личности З.
Фрейда
 [51] говорит о том, что в процессе развития личность минует ряд
последовательных стадий, в каждой из которых возникает закономерный кризис,
выражающийся в напряженности между «Оно» и «Сверх-Я».

Теория развития познания Ж.Ж. Пиаже [34] рассматривает развитие личности через
прохождение последовательных стадий, способствующих овладению новыми
познавательными навыками.

Теория нравственного развития Л. Колберга [6] развитие личности изучает через нравственное
совершенствование, которое предполагает несколько стадий, каждая из которых
характеризуется определенным уровнем развития познавательных способностей и
понимания чувств окружающих людей.

Совершенно очевидно, что среди миллионов людей нет
двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно также как нет
двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по
складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента
личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека.

Так, с точки зрения общественно-ценностных
ориентации личности  убедительно выступил
видный азербайджанский психолог профессор А.С. Байрамов
 [7]. Он писал, что любое внешнее воздействие
преломляется через внутренний мир человека. Какова установка человека, какие у
него стереотипы и привычки, какие ценностные ориентации, жизненные идеалы и
стремления без учета таких личностных факторов добиться эффективности
воспитательных мер трудно. Соответственно этому ближайшие и перспективные цели диктуют
критическое отношение к своей личности у каждого человека. А для этого он
должен уметь адекватно познать и оценить себя. В самооценке личности отражается
мнение субъекта о самом себе, благодаря чему создается собственный проект
самоорганизации, что необходимо как для управления своим поведением, так и для
формирования высоких нравственных качеств
 [7].

И далее он утверждал, что при рассмотрении
ценностной ориентации человека мы встречаемся с двумя сторонами: с одной
стороны ценностные представления каждой личности, ее самооценка; с другой – реальное
поведение и стремления данной личности. Как видим, подход к одному из аспектов
разбираемой проблемы осуществлен с другой стороны – через общественно-значимые
нравственные ориентации личности. Это также важно и актуально, так как
доказывается, что самооценка, самокритика и самосовершенствование человека
определяет и регулирует его потребности.

На это А.С. Байрамов [7] прямо и указывает, что ценностные представления
человека непосредственно связаны с его реальной жизнью, потребностями,
интересами, идеалами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы