Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности разрешения конфликтов старшими дошкольниками 7
1.2. Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Игровая деятельность как средство формирования стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников 23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Процедура и методики проведения исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования особенностей разрешения конфликтов старшими дошкольниками 33
2.3. Формирующий эксперимент 45
2.4. Анализ результатов эффективности формирующего эксперимента 54
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

 

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема конфликтных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Это обусловливается общей тенденцией нарастания социальной напряженности в современном обществе, ростом социальной дифференциации и стратификации общества, снижением психологического уровня защищенности людей. Особенно остро эти противоречия выявляются в период дошкольного детства, когда возрастает роль воспитательной работы с подрастающим поколением. Отсутствие чувства психологической защищенности способствует активизации конфликтных отношений у детей. Это состояние усугубляется еще одним фактором — проблемами адаптации в дошкольном учреждении, наличием проблемных зон взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим современный уровень общественного развития диктует необходимость кардинальной перестройки всей системы образования. В качестве ведущих условий реализации воспитательного процесса становится отказ от традиционной дисциплинарной модели воспитания в пользу личностно-ориентированной модели, что предполагает педагогическое переориентирование системы воспитания. Педагогам необходимо уметь прогнозировать и педагогически грамотно предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, перерастающих в деструктивное межличностное противоборство между детьми.
Необходимо отметить, что данная проблема рассматривается преимущественно применительно к младшему школьному и подростковому, а дошкольники остаются в этом аспекте слабоизученным контингентом. А ведь именно в дошкольном возрасте ребенок вступает в новую жизнь, вырабатывает новые навыки общения со сверстниками и взрослыми. Психологические особенности конфликтных отношений у дошкольников на поведенческом и структурно-личностном уровнях предопределяют их будущую интеграцию в школьную среду. Все вышесказанное обусловливает предпосылки для постановки перед современной образовательной организацией ряд важнейших задач по профилактике конфликтных ситуаций между детьми.
В основу процесса разрешения межличностных конфликтов дошкольников положены ведущие противоречия, стимулирующие возникновение конфликтов между: неадекватным пониманием сущности конфликта и формированием конструктивного отношения к нему; необходимостью и потребностью выбора конструктивной стратегии разрешения межличностного конфликта и уровнем практической готовности дошкольника к реализации данной задачи.
В настоящее время в научной литературе практически отсутствуют эмпирические выводы в области исследования конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста. Анализ научной психолого-педагогической литературы доказывает необходимость выработки единой стратегии поиска механизмов исследования конфликтов до школьников. Отсутствие навыков разрешения конфликтов у дошкольников приводит к ситуациям соперничества, проявления агрессии в детской среде. Многие дети предпочитают избегать конфликтов, но выбирают при этом стратегию ухода, что также является непродуктивным способом выхода из ситуации. В этой связи именно в дошкольном возрасте особую значимость приобретает способность к выбору конструктивных решений конфликтов. Отсюда возникает проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности как средства формирования конструктивных стратегий разрешения конфликтов у дошкольников?
Выявленные проблемы и противоречия обусловили выбор нами темы исследования: «Формирование конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников посредством игровой деятельности».
Объект исследования: стратегии разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования конструктивных стратегий разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность применения игровой деятельности как средства формирования конструктивных стратегий разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности по разрешению конфликтов в период дошкольного детства.
2. Проанализировать особенности игровой деятельности и ее возможности в формировании конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников.
3. Выявить эмпирически особенности разрешения конфликтов у старших дошкольников.
4. Разработать и реализовать на практике комплекс мероприятий по формированию конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников
5. На основании интерпретации результатов исследования оценить эффективность реализации комплекса мероприятий.
6. Сформулировать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Гипотеза исследования: использование в рамках педагогического процесса образовательной организации игровой деятельности будет способствовать конструктивным стратегиям разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у старших дошкольниках при комплексном использовании различных средств игровой деятельности, способствующих освоению детьми бесконфликтного взаимодействия, развитию навыков группового сотрудничества и обучению продуктивному решению конфликтных ситуаций.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей;
– эмпирические: наблюдение, проективный эксперимент;
– методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса занятий на формирование конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников. Результаты исследования могут применяться педагогами ДОУ для ранней диагностики конфликтности детей в практике консультативной работы и оказания коррекционной помощи. Разработаны практические рекомендации для педагогов ДОУ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Соловушка» (РФ, ХМАО-Югра, Сургутский район, Тюменская область, п.г.т. Белый Яр, ул. Лесная 13-А). В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет общим количественным составом 30 человек.
Этапы исследования.
Структура исследования. ВКР включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения (4). Текст исследования изложен на 67 страницах. Результаты исследования представлены в 15 таблицах и 8 рисунках.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы. Понятие конфликт является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и субъектов взаимодействия; «противоречие и столкновение» (Б.И. Хасан); «открытое противоборство и скрытое противостояние» (В.С. Мухина, М.И. Лисина) и т.д.
Ученые выделяют различные причины конфликтов: «неприятие ребенка в игру другими детьми» (Н.С. Пантина); «нарушение структуры семейных взаимоотношений» (Е.Д. Белова, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова); «негативное отношение педагога к ребенку» (В.П. Иванова); «конфликты по поводу ресурсов, проблем в общении, дисциплины» (А.И. Захаров); «индивидуально-психологические особенности» (А.Я. Анцупов, А.И. Шилов); «несформированность игровых умений и коммуникативных навыков, личностная предрасположенность к конфликтности», «выбор темы для игры, состав участников игры, распределение ролей, нарушение игровых правил, правильность ролевых действий и т.д.» (Т.В. Семеновских, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин); противоречивость «Я — концепции», несоответствие реальных возможностей и уровня притязаний у ребенка (Т.Д. Марцинковская); «внутриличностные противоречия, несформированность произвольной регуляции поведения» (Т.А. Павленко); «неспособность принимать на себя ответственность в проблемной ситуации ввиду недостаточной мотивационной сформированности игры и нормативности поведения» (А.А. Рояк) и т.д.
Существуют два способа разрешения конфликтной ситуации — деструктивный (применение силовых либо агрессивных методов решения проблемы, избегание конфликта) и конструктивный (ориентация на мирные ненасильственные способы). Примерами деструктивных способов являются следующие: уход от ситуации конфликта в игре; агрессивное разрешение конфликта; привлечение внешних ресурсов. Конструктивные способы разрешения конфликтов в игре подразумевают продвижение в ситуации и ее продуктивное разрешение.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что игровая деятельность создает условия для обучения детей бесконфликтному взаимодействию. Игра служит наиболее эффективным способом обучения дошкольников конструктивным способам разрешения конфликтов. В игре дети учатся анализировать собственные поступки, выискивать причину конфликта, дети знакомятся с конструктивными стратегиями разрешения конфликта путем переговоров и путем принятия совместных решений. Игра как средство профилактики детских конфликтов направлена на то, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия со сверстниками, научились конструктивными способами разрешать возникающие в ходе игры противоречия, согласовывать собственные интересы с интересами других детей.
Вторая глава была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности применения игровой деятельности как средства формирования конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет общим количественным составом 30 человек.
В качестве критериев сформированности конструктивных стратегий разрешения конфликтов у дошкольников явились мотивационный и поведенческий. В качестве показателей определены: коммуникативная компетентность; характер общения со сверстниками; поведение детей в конфликтной ситуации и выбор стратегий разрешения конфликта; отношение ребенка к конфликтной ситуации; проявления негативного конфликтного поведения; причины возникновения конфликтов и т.д.
На констатирующем этапе эксперимента выявлено, что у большинства детей преобладают агрессивные решения конфликта, конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены примерно половиной детей. Половина детей из всей выборки имеет низкий уровень компетентности в разрешении конфликтных ситуаций и высокий уровень конфликтности, большинство детей соперничество и уход в конфликтной ситуации.
В рамках формирующего этапа исследования реализован на практике опыт использования игровой деятельности как средства формирования конструктивных стратегий разрешения конфликтов у старших дошкольников. Всего проводилось 10 занятий, направленных на обучение детей конструктивным стратегиям разрешения конфликтных ситуаций. Каждое занятие включало определенную структуру: приветствие, разминку, основную часть и рефлексию.

Игры и упражнения, реализованные в ходе программы формирующего этапа, способствовали преодолению детьми неадекватных конфликтных форм поведения и трансформацию их на новые конструктивные способы взаимодействия. Благодаря участию в игровой деятельности дошкольники осваивали эффективные формы поведения, учились бесконфликтному взаимодействию, наглядно осваивали конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций. игры способствовали развитию навыков группового взаимодействия и сотрудничества, развивали у детей умение видеть позитивные стороны другого человека. Благодаря участию в играх дети усваивали правила поведения в сложных ситуациях, обучались решению проблемных конфликтных ситуаций путем переговоров и дискуссий, осознавали важность партнеров по общению. Отдельные игры были направлены на нейтрализацию вербальной и физической агрессии детей, что также содействовало в дальнейшем обучению ненасильственному способу разрешения конфликтных ситуаций и развитию толерантности в споре. В ходе занятий у детей устранялись проблемы в общении, развивалось чувство доверия к другому и ответственность за него, преодолевалась нетерпимость к позиции другого.
Результаты контрольного этапа исследования характеризуются положительной динамикой по всем тестам. В итоге контрольная диагностика показала, что большинство детей выбирают стратегию вербального призыва к разрешению конфликта (призывы к справедливости, обращение к нормам поведения и т.д.) либо избирают мирный способ решения ситуации. Снизилось количество выборов агрессивных стратегий у дошкольников. В целом дети характеризуются более высоким уровнем социальной компетентности. В условиях конфликтной ситуации дошкольники предпочитают руководствоваться более конструктивными стратегиями поведения — сотрудничества и компромисса, при этом значительно снизился выбор стратегий соперничества. Также наблюдается снижение уровня конфликтности детей: в игровой деятельности дети способны договариваться бесконфликтно, в основном дети предпочитают примирение, способны идти на уступки во избежание противоречий.
Таким образом, использование игровой деятельности способствует эффективной коррекции конфликтных взаимоотношений среди дошкольников, формированию их конфликтологической компетентности, усвоению детьми конструктивных стратегий разрешения конфликтов, что доказывает гипотезу исследования.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния игровой деятельности на формирование конструктивных стратегий разрешения конфликтов дошкольниками. Особое внимание будет уделяться методам руководства игрой детей с опорой на правила бесконфликтного взаимодействия; поиску и апробации новых способов поведения и приобретение детьми опыта общения со сверстниками, а также повышению уровня конфликтологической компетентности детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности разрешения конфликтов старшими дошкольниками

В психологическом словаре конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и субъектов взаимодействия» [14, с. 234].
Конфликтное поведение в психологии — это действия и поступки человека в конфликтной ситуации, фактически способы реагирования человека в конфликтной ситуации [12].
Существуют две формы межличностного конфликта — конструктивная и неконструктивная. Конструктивный конфликт возникает в ситуации, когда оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов. Ведущими стратегиями поведения в условиях конфликтного взаимодействия становится сотрудничество, компромисс.
Проблемой конфликта занимались многие ученые — Л.С. Выготский [13], Д.Б. Эльконин [70], А.В. Запорожец [17], Я.Л. Коломинский [24], В.Н. Мясищев [40], А.П. Усова [61], В.С. Мухина [39], Н.Я. Михайленко [37, 38], А.С. Спиваковская [59], М.И. Лисина [32], Т.А. Репина [50] и др.
До настоящего времени отсутствует универсальное определение конфликта, можно выделить наиболее основополагающие. Так, Б.И. Хасан в качестве конфликта рассматривает такую характеристику взаимодействия, в которой не способные сосуществовать в неизменном виде действия взаимообусловливают и взаимозаменяют друг друга, для чего необходима специальная организация [66].
Такие ученые, как Е.Д. Белкин, А.Н. Белкин, В.П. Иванова и др. изучали конфликтное поведение и конфликтные отношения в дошкольный период детства, в их работах освещаются вопросы предупреждения и профилактики конфликтного поведения в системе «ребенок-ребенок». Традиционно конфликты детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (В.В. Ковалев, B.И. Куфаев, А.Н. Личко, Ю.И. Юричка) [23]. Конфликты изучаются также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С.А. Беличева, А.С. Белкин, В.Н. Гуров, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн) [3, 64]. Работы (Е.Д. Беловой, А.С. Белкина, В.П. Ивановой, Т.Н. Счастной и др.) посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений ребенка [4, 20, 60].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы