Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирование конструктивных сценариев поведение дошкольников в ситуации проигрыша»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование поведения дошкольников в игре 7
1.1 Психологические особенности межличностных отношений дошкольников в игре 7
1.2 Особенности переживания ситуаций выигрыша и проигрыша в игре дошкольников 17
1.3. Модели конструктивных сценариев поведения дошкольников в игре 26
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Формирование конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша 40
2.1 Описание хода и методов организации исследования 40
2.2 Результаты первичной диагностики поведения дошкольников в ситуации проигрыша 44
2.3 Комплекс упражнений на формирование конструктивных сценариев поведения в ситуации проигрыша у дошкольников 52
2.4 Результатов повторной диагностики поведения дошкольников в ситуации проигрыша 60
Вывод по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 76

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Детство — основа формирования человеческой личности. Время, когда своевременное создание условий, правильная организация жизни и воспитания становятся залогом полноценного развития личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки поведения, формируется характер.
Различные социально-психологические условия воспитания детей по-разному влияют на формирование их социального поведения. Характер такого влияния обусловливает как изменения, так и взаимодействие в определенном кругу признаков психологических особенностей, которые формируют поведение.
Анализ современной педагогической практики свидетельствует о том, что детей почти не учат формировать у себя установку на эмоциональные контакты с окружающими, корректировать свои эмоциональные реакции на внешние и внутренние воздействия. Кроме того, сегодня многие дети наблюдают образцы асоциального поведения в собственной семье. Наиболее распространенным проявлением дезадаптации детей в ситуации проигрыша является агрессивное поведение, одно из самых острых проблем современности.
Отметим, что агрессивность у многих детей дошкольного возраста проявляется как отражение непосредственности и импульсивности. Как известно, до пяти-шестилетнего возраста агрессивность в поведении детей не является нарушением. Но в старшем дошкольном возрасте при наличии определенных факторов (унижение, образ, формирование чувства незащищенности перед враждебным миром, выявление родителями нелюбви к ребенку их постоянная агрессивное поведение) она может закрепляться и трансформироваться со специфической формы поведения в ее нарушения. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.
Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом работы педагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников.
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии отношений на первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Проблематика конструктивного поведения и межличностного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К данной проблеме в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.М. Мясищев, В. С. Мухина, М.И. Лисина и др. [10, 52,19, 27, 31, 25]
Однако, современные условия воспитания дошкольников требуют разработанности методик по профилактике конфликтов с учетом всех факторов, педагогических условий и особенностей дошкольников.
Неконтролируемое поведение в дошкольном возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения в дошкольном учреждении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Изучение формирования конструктивного поведения детей дошкольного возраста продолжается и сегодня. Поэтому актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью данной темы, ее психической, педагогической и социальной значимостью.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей формирования конструктивного поведения у детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, практически эта проблема еще далека от решения. Формированию конструктивного поведения, посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов диагностики агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в дошкольной практике.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования — выявление наиболее эффективных условий формирования конструктивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формированию конструктивного поведения детей дошкольного возраста будет способствовать реализация следующих условий:
1. учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников;
2. учитывать факторы, влияющие на возникновение конфликтов;
3. применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива;
Объект исследования — конструктивные сценарии поведения дошкольников в игре.
Предмет исследования — формирование конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша.
Цель исследования: поиск эффективных способов формирования конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
— изучить психологические особенности межличностных отношений дошкольников в игре;
— рассмотреть особенности переживания ситуаций выигрыша и проигрыша в игре дошкольников;
— рассмотреть модели конструктивных сценариев поведения дошкольников в игре;
— разработать и реализовать комплекс мероприятий на формирование конструктивных сценариев поведения в ситуации проигрыша у дошкольников;
— определить эффективность комплекс упражнений на формирование конструктивных сценариев поведения в ситуации проигрыша у дошкольников.
В исследовании использовались методы:
— анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы;
— диагностические методы, направленные на изучение поведения дошкольников в игровой деятельности в случае проигрыша: наблюдение, опрос-тестирование, математическая обработка и интерпретация результатов.
База исследования: ГБОУ школа 1534 ДК 1, г. Москвы. В исследовании принимали участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему агрессивности детей младшего дошкольного возраста в игре Коломинский Я.А., Эльконин Д.Б., Репина Т.А. и другие.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний по формированию конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша не только в МДОУ, но и в других образовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа представлена на 62 с., состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, х таблиц, х рисунков, библиографический список включает 45 источников литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе выполнения дипломной работы была достигнута цель исследования: определены эффективные методы формирования конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
— проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей поведения дошкольников в игре;
— рассмотрены особенности переживания ситуаций выигрыша и проигрыша в игре дошкольников;
— рассмотреть модели конструктивных сценариев поведения дошкольников в игре;
— описаны ход и методы организации исследования;
— проанализированы результаты первичной диагностики поведения дошкольников в ситуации проигрыша;
— разработан и реализован комплекс упражнений на формирование конструктивных сценариев поведения в ситуации проигрыша у дошкольников;
— определена эффективность комплекс упражнений на формирование конструктивных сценариев поведения в ситуации проигрыша у дошкольников.
Таким образом, желание и умение сотрудничать, потребность в общении, социальный статус ребенка в группе — это важные моменты, которые требуют специального внимания, как родителей, так и педагогов.
Качественное своеобразие межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста заключается в неразрывной связи отношение человека к окружающим и к самому себе.
Дошкольное детство является периодом первоначального становления личности, периодом развития личностных механизмов и образований. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. Основную роль в психическом развитии, становлении личности играет взаимодействие ребенка со средой и, в первую очередь, с социальным окружением, усвоения им опыта взрослых в игровой и учебной деятельности.
Игра и социальное поведение ребенка взаимосвязаны. Ребенок, который отстранённо играет в одиночестве не может быть социально адаптированным. Она не желает и не умеет общаться, стремится уединиться, избегает контактов с другими детьми, не имеет интереса к тому, что его окружает. Если это явление нестабильное и продолжается недолгое время, то нужно выяснить причины такого поведения. Возможно, ребенок устал от общения, скучает по товарищам по игре или просто имеет богатый внутренний мир, ее интересует больше. Таких детей не нужно заставлять, возвращать к коллективным играм, а необходимо заинтересовать так, чтобы она сама захотела играть со сверстниками. В этом и есть основное назначение игры в социальном развитии ребенка. Посредством игры у дошкольника можно развить ораторские способности, уверенность в своих силах, повысить его самооценку, уменьшить Работы в своих силах, повысить его самооценку, уменьшить или вовсе преодолеть застенчивость в общении. Игра помогает ребенку в развитии важных моральных качеств таких, как честность, порядочность, доброжелательность и другие. Дети, которые в детстве, много играют, лучше адаптируются в обществе.
Практическая часть работы проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 120 «Ромашка», г. Москва. В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.
Анализ результатов по двум рисуночным методик показывает, что высокий уровень агрессивности детей в этой группе значительно снизился, что подтверждает эффективность нашей коррекционной работы с использованием технологии игровой терапии.
1. В экспериментальной работе мы подтвердили гипотезу нашего исследования: эффективная социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ возможна при следующих условиях:
— учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников;
— учитывать факторы, влияющие на поведение дошкольников;
— применять при разработке занятий эффективные методы и средства формирования конструктивных сценариев поведения дошкольников в ситуации проигрыша в игровой деятельности, направленной на сплочение команды.
1. Метод игротерапии для социальной коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста, представленный в данной работе, согласно полученным результатам, обладает повышенным уровнем эффективности.
2. Наши коррекционные исследования показали необходимость этой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, качественный анализ результатов контрольной диагностики уровней агрессивности детей показывает, что уровень агрессивности в этой группе детей значительно снизился, дети в этой группе стали более спокойными, более общительными, и был установлен более позитивный контакт с их родителями.
По результатам наших наблюдений у детей увеличилась общая поведенческая активность. Дети стали охотнее вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились вести переговоры, а главное — разрешать конфликтные ситуации без проявлений агрессии. Все это подтверждает эффективность проведенной нами коррекционной работы.
Разработанная и частично реализованная программа помогает снизить агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Диагностические данные, полученные в промежуточный период, указывают на положительную тенденцию снижения агрессивного поведения старших дошкольников

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование поведения дошкольников в игре
1.1 Психологические особенности межличностных отношений дошкольников в игре
В советской школе психологии в 60-70-х годах ХХ в. проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива [1, 2]. Основным объектом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими и оценивалось в основном лишь количественно (по числу выборов, их устойчивостью, тому подобное). Межличностные отношения сводились к оценочным: сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки [2]. Субъективный образ другого человека, представление ребенка о ровесника, качественные, психологические особенности других людей оставались за пределами данных исследований.
Этот пробел частично были заполнены в работах [4, 3], в которых выяснились возрастные особенности восприятия дошкольниками людей, понимание эмоционального состояния человека, влияния социальных категорий и стандартов на восприятие других и т.п. Главным предметом этих исследований были восприятия, понимания и познания ребенком людей. Отношение к окружающим приобретало выразительной когнитивистской ориентации: другой человек рассматривалась как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и взаимодействия детей дошкольного возраста.
Также необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие четкого и однозначного определения понятия межличностных отношений, на что указывала еще Л. Божович, признавая, однако, важность его использования при изучении личности ребенка, отечественная психология активно оперировала этим понятием в достаточно различных контекстах.
Так, Л. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного элемента развития личности ребенка. Рубинштейн расценивал отношение одного человека к другому как такое, которое у ребенка генетически предшествует отношению к себе. Для В. Мясищева это была система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, а для А. Петровского – многоуровневая система межличностных взаимоотношений. широко используется это понятие и в исследованиях специалистов по детской психологии (А. Запорожцем и Я. Неверович; Я. Коломинский, И. Дубровиной, В. Котырло, Т. Репин и другими), в работах которых оно приобретает двоякого содержания: как связь, зависимость, следовательно — как взаимоотношения, общение; как мысль, оценка и, наконец — как социальное настройки, ценностная ориентация.
Исследователи (М. Дьяченко, Л. Кандибович, Я. Коломинский) предлагают такую структуру межличностного взаимодействия:
1) определенные побуждения (интерес, понимание необходимости во взаимодействии, сотрудничестве, общении и т.д.);
2) определенное поведение (речь, действия, жесты, мимика и т.п.);
3) эмоции и чувства (удовольствие от общения, симпатия или антипатия, взаимная аттракция или негативные состояния и др.)
4) познания (восприятие другого, мышление, воображение, представление)
5) саморегуляции, воля (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи другим в трудной ситуации и т.д.) [5].
Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным, практическим контактам детей и их влиянию на становление отношений. Среди этих исследований можно выделить два основные теоретические подходы:
• концепцию деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский)
• концепцию генезиса общения, в которой взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности (М. Лисина) [31, с.92].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы