Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование композиционных навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения декоративной аппликации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы формирования компо-зиционных навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения деко-ративной аппликации
6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования композици-онных навыков у детей дошкольного возраста
6
1.2 Потенциал занятий декоративной аппликацией в формирова-нии композиционных навыков у детей 4-5 лет
16
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию композиционных навыков у детей 4-5 лет на основе использо-вания декоративной аппликации
27
2.1. Анализ уровня сформированности композиционных навыков в аппликации у детей средней возрастной группы на констатиру-ющем этапе эксперимента
27
2.2 Организация и содержание экспериментальной деятельности по формированию композиционных навыков детей 4-5 лет на за-нятиях декоративной аппликацией
35
Заключение
47
Список литературы
49
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 71
Введение:
<p>На современном этапе развития образовательной системы, в условиях реформирования и модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г., основным целевым ориентиром образования становится обеспечение оптимальных условий для развития детей на основании их возрастных и индивидуальных характеристик развития, интересов и увлечений, а также раскрытия и реализации способностей и творческих возможностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, детьми, взрослыми и окружающим миром. Соответственно, можно сделать вывод о том, что дошкольная организация, которая предполагает продуктивное и активное развитие в современных социальных условиях должна основывать собственную деятельность на новейших постулатах и достижениях педагогической науки, в том числе, для решения задачи формирования творческой стороны личности. <br />Именно на дошкольном этапе развития личности формируется основа для успешного освоения и последующего развития разнообразных форм деятельности воспитанника, что является благоприятным фактором для эффективного освоения знаний, умений и навыков в будущем. В качество одного из значимых направлений развития личности дошкольника выступает ее художественно-эстетическое развитие. Необходимо сделать акцент на том, что освоение новых знаний предполагает наличие основы из уже сформированных знаний. Такая база упрощает процесс овладения новой информацией, а также увеличивает возможности применения новых знаний детьми в практической деятельности. <br />Часто возникает ситуация, когда в работе с детьми возникают проблемы в достижении качественного результата в виде достаточно грамотных и художественно выразительных детских работ в художественной деятельности. В качестве одного из источников такого положения может выступать недооценка обучающей и воспитывающей роли развития композиции. Композиция интегрирует все изобразительные средства представляет собой один из максимально содержательных компонентов художественной формы.<br />Развитие композиционных умений начинается уже на этапе среднего дошкольного возраста (4-5 лет). На этом этапе дети начинают осваивать композиционные умения: учатся определять центр композиции, знакомятся с феноменами ритма, симметрии, закрепляются их представления о выразительных средствах, таких как форма, цвет, величина.<br />Развитие композиционных умений рассматривается в контексте общего творческого развития личности, которое интегрируют несколько видов опыта: эстетический, культурный, профессиональный, опыт социализации и саморазвития, опыт самостоятельной творческой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов, Б.М. Теплов) [5].<br />Соответственно, возникает необходимость выбора и организации таких форм деятельности, которые позволили бы эффективно развивать композиционные умения дошкольников 4-5 лет. Однако анализ научных и методических публикаций показал, что основное внимание исследователей сосредоточено на особенностях развития композиционных умений старших дошкольников, а данному процессу у дошкольников среднего возраста уделено очень мало внимания. Наличие противоречия между значимостью обозначенной проблемы и недостаточной степенью ее исследованности обуславливает актуальность исследований в данном направлении.<br />Цель исследования: изучить специфику формирования композиционных навыков у детей4-5 лет в аппликации<br />Объект исследования: композиционные умения дошкольников 4-5 лет<br />Предмет исследования: формирование композиционных навыков детей 4-5 лет в аппликации.<br />Задачи исследования:<br />1) Определить понятие «композиционные навыки» и критерии развития композиционных навыков;<br />2) Охарактеризовать методику развития композиционных навыков с помощью аппликации;<br />3) Исследовать уровень сформированности композиционных навыков у детей 4-5 лет в аппликации;<br />4) Описать комплекс занятий, направленный развитие композиционных навыков детей 4-5 лет в аппликации.<br />Гипотеза: занятия по декоративной аппликации являются эффективным средством развития композиционных навыков детей 4-5 лет.<br />Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных.<br />Методологическую основу исследования составили работы Комаровой Т. С., Вераксы Н. Е., Телегиной И. М., Погодиной С. В., Казаковой Т. Г., Лыковой И. А. и др. В данных работах рассматривается непосредственно понятие «композиционные навыки», особенности развития композиционных навыков на разных этапах дошкольного детства, а также методика проведения занятий по декоративной аппликации в дошкольном образовательном учреждении.<br />Практическая значимость исследования состоит в том, что нами предложен комплекс занятий по декоративной аппликации для детей 4-5 лет, который направлен на эффективное развитие у них композиционных навыков.<br />База исследования: МБДОУ Кяхтинский детский сад «Березка».</p>
Заключение:
Дошкольный период является значимым этапом в становлении композиционных навыков в изобразительной деятельности. Важно начинать деятельность по формированию композиционных навыков именно в дошкольном возрасте, иначе в дальнейшем нельзя будет достичь высокого уровня сформированности художественно-эстетической стороны личности ребенка.
Композиционные навыки являются необходимым компонентом общего художественного развития ребенка. В рамках формирования данных навыков происходит развитие технических умений изобразительной деятельности, умения ориентироваться в пространстве, формирование сенсорных эталонов. Кроме того, композиция позволяет развивать эстетический вкус и художественное видение, а также творческое мышление, так как ребенку следует обдумать и представить, каким образом следует разместить элементы будущего изображения, чтобы получить максимально гармоничную, эстетичную и оригинальную работу. Также ребенок осваивает умение использовать цвет, величину и форму элементов как средство создания выразительной композиции.
Важным способом формирования композиционных навыков представляются занятия аппликацией. Целесообразность использования занятий аппликацией для выработки композиционных навыков у дошкольников обусловлена тем, что рисование требует достаточно высокого уровня технических навыков и приемов, тонких движений руки, например, для передачи формы предмета и т. д. Тогда как на занятиях аппликацией дети занимаются созданием композиции, например, из готовых элементов, природного материала и т.д. Особую роль в формировании композиционных навыков выполняет декоративная аппликация, задачей которой является создание эстетически интересной, композиционно выверенной работы.
Анализ научно-теоретических исследований ученых показал, что возрастные особенности развития в среднем возрасте позволяет формировать у дошкольников ряд композиционных навыков: умение выделять композиционный центр, использовать свойства элементов поделки для повышения выразительности работы, использовать особенности предложенной формы (например, украшать углы квадрата), создавать ритмические и симметричные композиции. Однако в работе современных дошкольных образовательных учреждений не уделяется достаточно внимания работе по формированию композиционных навыков дошкольников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности композиционных навыков детей среднего дошкольного возраста. В качестве основных навыков для данного возраста учеными выделяются такие, как умение выделять композиционный центр, украшать края работы, а также создавать ритмический узор. В качестве критериев выполнения заданий нами были приняты самостоятельность выполнения работы, качество и эстетическая привлекательность результата. Данные, полученные в экспериментальном исследовании, показали, что уровень композиционных навыков детей 4-5 лет является недостаточным: многие из участников исследования оказались неспособны выделить композиционный центр работы даже с помощью педагога, заполняли края работы и составляли узор на полосе в хаотическом порядке, не соблюдая принципов симметрии и ритмичности.
Для формирования данных навыков нами был предложен комплекс занятий по декоративной аппликации. В результате проведения данных занятий увеличилась самостоятельность детей в создании композиции, они научились выделять композиционный центр с помощью величины или цвета фигуры, симметрично украшать углы и стороны фигуры, опираться на особенности самой фигуры при создании композиции, создавать ритмические композиции. Также сформировалось умение не просто повторять образец педагога, но и создавать собственную композицию на основе собственного замысла. Таким образом, декоративная аппликация является эффективным средством формирования композиционных навыков у детей 4-5 лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Научно-теоретические основы формирования композиционных навыков у детей 4-5 лет в процессе обучения декоративной аппликации
1.1 Психолого-педагогические основы формированиякомпозиционных навыков у детей дошкольного возраста
Композиция (в переводе с латинского)– построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов [16].
Основная задача при выборе композиции – стремление добиться такой организации элементов изображения, которая в завершенной отделке поверхности обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись бы главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов изображения используют следующие средства выразительности, правила и приёмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др. Это подчеркивает В. С. Мухина. Она объясняет ее природу с точки зрения теоретического положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством [39].
Деятельность по созданию композиции протекает от первичного замысла до завершения произведения. К композиционному построению или композиционным умениям могут быть причислены навыки расположения изображения на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Композиционные навыки представляют собой сочетание методов реализации действий по согласованию отношений между частями и целым, которые базируются на сформированных представлениях о материалах, средствах, способах, приемах композиции. Соответственно, все композиционные навыки ориентированы на формирование интегрированного образа.
Главной целью при определении будущей композиции выступает организация компонентов будущего изображения композиции, для которой были бы характерными целостность и единство, а вспомогательные детали содействовали бы решению главной задачи. В соответствии с данными критериями по сочетании компонентов изображения опираются на следующие средства выразительности, правила и приёмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др.
Композиционные навыки – это сознательное освоение и применение средств и способов художественной деятельности, базирующейся на изобразительно-выразительных средствах. В процессе совершенствования композиционных навыков осуществляется их развитие, что зависит от сложности выполняемой деятельности, индивидуальных специфических характеристик психического состояния личности, от методики реализации деятельности, методики образовательной деятельности в процессе практических работ, обстановки, знания обязанностей [14].
С. В. Погодина делает акцент на то, что на дошкольном этапе развития у детей происходит становление интереса к художественно-творческой деятельности, на базе которого в последующем осуществляется формирование художественной культуры человека [26]. Именно поэтому в качестве одной из основных целей формирования художественно-эстетической сферы ребенка выступает выработка у него фундамента для освоения изобразительной грамоты, в структуру которой входят навыки выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение.
Композиционные навыки представляют собой одно из наиболее значимых средств освоения художественного образа. Композиция, согласно представлениям И. С. Телегиной, представляет собой своеобразный комплекс средств, раскрытие содержания картины, который основан на законах, правилах и приемах, служащих полному целостному и выразительному решению замысла. Именно композиция упорядочивает изображение и организует внимание зрителя [26].
С точки зрения М. В. Алпатова, композиционные навыки представляют собой сочетание освоенных методов реализации действий по согласованию отношений между частями и целым, которые базируются на полученных представлениях о материалах, средствах, способах, приемах композиции [1].
Формирование образа и развитие композиционных навыков в детских работах осуществляется поэтапно и начинается с младшего дошкольного возраста, чтобы предупредить проблемы в дальнейшем процессе становления композиционных умений, так как нецелесообразно предполагать в старшем дошкольном возрасте высокое качество сформированности композиционных навыков и творческой активности, оригинальных работ, если на более раннем этапе для ребенка был характерен примитивизм, состоящий в упрощении развития композиционных умений.
Согласно представлениям С. В. Погодиной сначала ребенок демонстрирует способность реагировать на цветовые стимулы, окружающие предметы, объекты, именно на данном этапе дети демонстрируют высокий уровень чувствительности к цвету, форме и у них совершенствуется умение дифференцировать характерные свойства объекта и осуществляется овладение и развитие сенсорных эталонов. А педагог целенаправленно концентрирует внимание ребенка на цвете объекта, силуэте игрушки, чтобы ребенок начал рефлектировать и выделять отдельный цвет из множества других, затем отождествлять его с окружающими предметами, объектами. Каждый этап в формировании композиционных навыков соотносится с тем, что на базе более раннего этапа формирования композиционных навыков формируются новообразования, содействующие последующему совершенствованию композиционных навыков. Соответственно, композиционные навыки у детей совершенствуются на разных возрастных этапах в процессе деятельности.