Психология и педагогика начального образования Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе коллективной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

В настоящее время в условиях современной реальности формирование и развитие подрастающего поколения представляется важнейшей социальной задачей. Практическая значимость и актуальность развития современного поколения в нынешних условиях увеличивается и в связи с тем, что само наше общество находится на переходном этапе своего развития и формирования. И в обновлении практически всех сфер современного социума на ведущий план выступает именно системная категория коммуникативных учебных действий личности младшего школьника. Социальный заказ образованию обществом с внедрением ФГОС прежде всего ориентирован на формирование и совершенствование коммуникативных учебных действий в системе общего образования, исходя из этого, целью современной системы образования представляется общекультурное, личностно познавательное развитие младших школьников, которое и обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение и желание учиться.
Эта задача является актуальной и практически значимой, т.к. наиболее благоприятным в процессе формирования коммуникативных учебных действий является именно младший школьный возраст. Индивидуальные успехи периода младшего школьника впервые приобретают общественный смысл на начальном этапе обучения, поэтому создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы являются в качестве одной из основных задач начального образования. В данный период становления личности ребенка происходят дальнейшие расширения совместных с другими действий, развиваются характерные черты личности: организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются правила и нормы общения, которым он будет следовать независимо от складывающихся обстоятельств.
Таким образом, вышеназванными положениями и определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных учебных действий младших школьников. Предмет исследования: коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: анализ формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе коллективной деятельности.
Сформулированная цель обусловила постановку и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретические основы исследования коммуникативных учебных действий младших школьников.
2. Определить особенности развития коммуникативных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Осуществить экспериментальную работу по формированию коммуникативных учебных действий младших школьников средствами коллективной деятельности и сформулировать основные выводы по проблеме исследования.
Гипотеза исследования: коллективно-творческая деятельность будет эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если:
1) будет направлена на развитие всех компонентов коммуникативных учебных действий;
2) будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
3) будут соблюдаться основные психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности с опорой на коллективно-творческую деятельность.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности младшего школьника исследовались в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека, которые дали характеристику специфике коммуникативных умений и предложили пути их формирования. Вместе с тем, проблема формирования и совершенствования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством коллективной деятельности раскрыта еще недостаточно.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации коллективной деятельности как эффективного средства формирования коммуникативных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования решаются с помощью следующих основных методов:
1. Теоретический анализ литературы по проблемам исследования;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование;
4. Тестирование.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу теоретико-методологических основ формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в коллективной деятельности. Рассмотрены основные подходы к изучению процесса формирования коммуникативных действий, определена их специфика и характерные черты; а кроме этого, проанализированы ведущие особенности формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе их коллективного взаимодействия. Во второй главе произведено практическое исследование особенностей формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников, а также проанализированы данные исследования и сформулированы основные выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при апробации и внедрении программ по улучшению социализации и коммуникаций детей младшего школьного возраста в современной начальной школе.

  

Введение:

 

В настоящее время в условиях современной реальности формирование и развитие подрастающего поколения представляется важнейшей социальной задачей. Практическая значимость и актуальность развития современного поколения в нынешних условиях увеличивается и в связи с тем, что само наше общество находится на переходном этапе своего развития и формирования. И в обновлении практически всех сфер современного социума на ведущий план выступает именно системная категория коммуникативных учебных действий личности младшего школьника. Социальный заказ образованию обществом с внедрением ФГОС прежде всего ориентирован на формирование и совершенствование коммуникативных учебных действий в системе общего образования, исходя из этого, целью современной системы образования представляется общекультурное, личностно познавательное развитие младших школьников, которое и обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение и желание учиться.
Эта задача является актуальной и практически значимой, т.к. наиболее благоприятным в процессе формирования коммуникативных учебных действий является именно младший школьный возраст. Индивидуальные успехи периода младшего школьника впервые приобретают общественный смысл на начальном этапе обучения, поэтому создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы являются в качестве одной из основных задач начального образования. В данный период становления личности ребенка происходят дальнейшие расширения совместных с другими действий, развиваются характерные черты личности: организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются правила и нормы общения, которым он будет следовать независимо от складывающихся обстоятельств.
Таким образом, вышеназванными положениями и определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных учебных действий младших школьников. Предмет исследования: коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: анализ формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе коллективной деятельности.
Сформулированная цель обусловила постановку и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретические основы исследования коммуникативных учебных действий младших школьников.
2. Определить особенности развития коммуникативных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Осуществить экспериментальную работу по формированию коммуникативных учебных действий младших школьников средствами коллективной деятельности и сформулировать основные выводы по проблеме исследования.
Гипотеза исследования: коллективно-творческая деятельность будет эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если:
1) будет направлена на развитие всех компонентов коммуникативных учебных действий;
2) будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
3) будут соблюдаться основные психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности с опорой на коллективно-творческую деятельность.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности младшего школьника исследовались в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека, которые дали характеристику специфике коммуникативных умений и предложили пути их формирования. Вместе с тем, проблема формирования и совершенствования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством коллективной деятельности раскрыта еще недостаточно.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации коллективной деятельности как эффективного средства формирования коммуникативных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования решаются с помощью следующих основных методов:
1. Теоретический анализ литературы по проблемам исследования;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование;
4. Тестирование.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу теоретико-методологических основ формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в коллективной деятельности. Рассмотрены основные подходы к изучению процесса формирования коммуникативных действий, определена их специфика и характерные черты; а кроме этого, проанализированы ведущие особенности формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе их коллективного взаимодействия. Во второй главе произведено практическое исследование особенностей формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников, а также проанализированы данные исследования и сформулированы основные выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при апробации и внедрении программ по улучшению социализации и коммуникаций детей младшего школьного возраста в современной начальной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникативные учебные действия представляют собой комплексный многоаспектный термин, который определяет процесс приобщения человека к окружающей социальной действительности, включения его в жизнь, обучение поведения в различных коллективах, а также утверждению себя самого как активного субъекта деятельности и исполнения социальных ролей.
В общем аспекте анализа определение о формировании коммуникативных учебных действий в некотором смысле довольно близко к определению о воспитании, но кроме этого, процесс воспитания подразумевает, в первую очередь, целенаправленные мероприятия, с помощью которых человеку осознанно прививают социально желательные характеристики и свойства, в то время как формирование коммуникативных действий, вместе с процессами воспитания и обучения, включает в себя порой ненамеренные и спонтанные влияния, благодаря которым ребенок и приобщается к культуре, а также становится активным и полноправным членом социума.
Формирование коммуникативных учебных действий в общем аспекте представляет собой процесс освоения ребенком некоторой целостной системы знаний и форм, ценностей и социальных ролей, в результате чего он способен эффективно функционировать в конкретно-исторической общественной среде. На начальных этапах развития личности процесс развития идет через коммуникации и обучение, потом через определенную практическую деятельность, а также так называемое распредмечивание основных форм культуры и цивилизации. Не подлежит сомнению тот факт, что данный процесс динамичный и постоянный, по этой причине и развитие личности представляет собой непрерывно действующий процесс.
Роль школы в эффективной социализации и формировании коммуникативных учебных действий у младших школьников в коллективной деятельности служит предметом пристального внимания во многих исторически сформировавшихся педагогических системах. Современная психолого-педагогическая наука рассматривает роль школы в эффективном формировании коммуникативных учебных действий как комплекс всех социальных процессов, с помощью которых ребенок усваивает и воспроизводит некоторую систему знаний и ценностей для дальнейшего своего развития.
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, а гипотеза, определенная в начале работы, получила свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Общая характеристика коммуникативных УУД
как психолого–педагогическая проблема

В широком значении определение «универсальные учебные действия» (УУД) понимается как умение учиться, т.е. способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию с помощью активного и сознательного присвоения нового социального опыта [2, с.5].
В более узком (психолого-педагогическом) значении данное определение можно обозначить совокупностью способов действия ученика (а также связанных с ними навыков учебной деятельности), которые непосредственно обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование и совершенствование умений, включающих в организацию данного процесса [4, с. 18].
В этой связи А.Г. Асмолов обращает внимание на то, что универсальные учебные действия представляют собой действия, которые составляют необходимую базу умения учиться и обеспечивают овладение ключевыми учебными компетенциями [6, с. 118].
А.С. Белкин определяет универсальные учебные действия как обобщенные действия, открывающие прикладную возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в строении самой учебной работы, включая осознание обучающихся в целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [10, с. 94].
Умение учиться обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия предоставляют учащимся практическую возможность системного ориентирования в разнообразных предметных областях, в формировании самой учебной деятельности, в осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
По Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), младшие школьники в процессе обучения должны усвоить все компоненты учебной деятельности, включающие в себя:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (т.е. ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [14, с.68].
Обладая таким умением, как учиться, младшие школьники могут существенно повысить эффективность освоения знаний определенных предметов, формирования как умений, так и компетенций, а также образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции УУД в образовательном процессе состоят в следующих аспектах [21, с. 114]:
1. Обеспечить у младших школьников возможность самостоятельного осуществления в образовательной деятельности;
2. Помощь учащимся ставить учебные цели, находить и применять все необходимые способы и средства их достижения;
3. Возможность проведения контроля и оценки процесса и результатов образовательной деятельности;
4. Обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В педагогической науке в настоящее время выделяются следующие виды УУД [25, с. 81]:
1) познавательные;
2) личностные;
3) регулятивные;
4) коммуникативные.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы