Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.2. Особенности развития организации игровой деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Содержание экспериментальной работы на базе МБОУ СОШ №183 24
2.2. Выявление эффективности экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Приложение 59
Введение:
Актуальность. Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования (ФГОС) одним из основных направлений развития личности следует считать коммуникативное направление. В частности, среди личностных результатов образования указывается и «сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности» [11, с.7], а среди метапредметных результатов – «умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты» [1, с.9].
Способность к успешной коммуникации от рождения свойственна всем, однако в процессе взросления у многих она ослабевает под давлением социального непонимания и появления застенчивости, которые формируются уже к двум годам и усиливаются в период кризиса шести-семи лет. Скрытность, застенчивость, раздражительность испуг являются реакцией сознания на категоричные требования взрослого. Развитие коммуникативности в школьном возрасте оказывает активное влияние на формирование личности ребенка. Отсутствие внимания педагога к развитию коммуникативных умений снижает качество обучения и социализации учащихся.
Мы предполагаем, что игровая деятельность может быть оптимальным средством в процессе формирования коммуникативных УУД, поскольку игра – это, прежде всего, процесс общения и взаимодействия.
Объект исследования: учебный процесс, ориентированный на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Цель исследования: подобрать игры для формирования коммуникативных
УУД младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. подобрать и апробировать комплекс игровых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
3. выявить эффективность работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Одними из первых к понятию «коммуникативные УУД» обратились психологи. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в структуру коммуникативных УУД входят коммуникативные знания, умения, навыки и компетенции. Поэтому целесообразно представлять разработанность темы через коммуникативные компоненты УУД. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «коммуникативные универсальные учебные действия – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми, действия, обеспечивающие социальную компетентность учащихся во взаимодействии и сотрудничестве [24, с.177]. К этой проблеме обращались также такие исследователи как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Иванова, О.Е. Лебедев, П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, Т.Б. Табарданова, Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, Л.А. Петровская, Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и другие исследователи, а также зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен, В. Вестер и другие.
Гипотеза исследования заключается в том, что, если в процессе учебной работы в начальной школе применять игры, направленные на кооперацию, потребность общения и социальные контакты, то формирование коммуникативных УУД будет проходить эффективно.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Методика «Наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми и сверстниками в различной деятельности» (Т.В.Лаврентьева);
Методика «День рождения» (М.А. Панфилова); Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман).
База исследования: МБОУ №183 г. Новосибирск.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Заключение:
В заключении остановимся на результатах решения основных задач исследования. В ходе решения первой задачи нами был проведен анализ понятия коммуникативности и коммуникативных универсальных учебных действий, проанализированы различные подходы к определению феномена коммуникативных УУД и их структуры в работах известных исследователей. Так, разные авторы определяли коммуникативные УУД как многоуровневое свойство личности, формируемое в процессе активной социальной интеграции. Также исследователи выделяют различные, направления, виды и мотивы коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе данных исследований мы пришли к выводу, что понятие коммуникативных УУД очень объемно и разные исследователи вносят в него свои взгляды и методы формирования.
В ходе решения второй задачи нами был проведен анализ сформированности коммуникативных УУД учащихся на констатирующем этапе исследования при помощи диагностики с использованием методик, Т.В. Лаврентьева, и М.А. Панфилова; Г.А. Цукермана. Диагностика проводилась среди двух групп учащихся. Одна из групп являлась экспериментальной и показала низкие результаты сформированности коммуникативных умений на начальном этапе. В этой группе предусмотрено внедрение спроектированной системы игровых упражнений.
В ходе решения третьей задачи мы выяснили, что в младшем школьном возрасте дети сами ходят участвовать в играх, они готовы к коллективной работе, экспериментам. В ходе решения четвертой задачи мы провели анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал положительную динамику формирования коммуникативных УУД, что доказывает эффективность игровых технологий и методов. Предложенный комплекс заданий может быть применен на различных уроках в начальной школе, не требует специального оборудования или дополнительной подготовки педагога, что позволяет рекомендовать ее в работе учителей начальных классов.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования, выдвинутая во введении, является подтвержденной. Цель дипломной работы достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
В современном ФГОС позиционированы следующие виды УУД:
— личностные;
— регулятивные;
— познавательные;
— коммуникативные.
В исследовательский интерес представленной работы входят непосредственно коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия необходимы для того, чтобы реализовывать способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя принципы толерантности в процессе общения, а также учитывая все стандарты вербального и невербального поведения в соответствии с определенной ситуацией.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
В современных условиях важным компонентом социализации каждого человека является подготовка такой личности, которая обладала бы в полной мере различными умениями.
Компетенция представляет собой готовность субъекта деятельности к осуществлению мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуациях жизненных и учебных процессов.
В том числе компетенция может быть позиционирована как некоторое личностное новообразование, в структуре которого всегда имеются такие компоненты как теоретические знания и практические умения [2].
Необходимо понимать то, что, применительно к начальной школе, целесообразно несколько сузить понятие «компетенция» до понятия «умение». Умение, в свою очередь, представляет собой процесс, то есть непосредственную способность к той или иной деятельности.
Определение умений, как мы полагаем, обуславливается пониманием их как коммуникативного свойства личности. Можно говорить о том, что данное понятие актуализирует определенную систему требований к человеку, которые связаны с процессом общения. И коммуникативное умение – это одно из наиболее значимых на этапе обучения в начальной школе.
Необходимо обратить внимание на то, что основной способностью в активной мыслительной деятельности младших школьников следует назвать способность адекватно воспринимать информацию и, соответственно, верно транслировать ее другим. От качества коммуникативных умений, в частности, именно от способности младшего школьника общаться на различных уровнях зависит не только его успеваемость в школе в процессе освоения предметов, но и личностное развитие.
Из этого следует то, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий, как мы полагаем, должно являться одной из основополагающих образовательных задач. Кроме того, коммуникативные умения обеспечивают сотрудничество в группе сверстников, а также сотрудничество с педагогами и другими взрослыми. Так, младшие школьники должны уметь коммуницировать, реализовывать процессы взаимодействия в окружающем и учебном пространстве, при этом используя уже имеющиеся и приобретая новые навыки к диалоговому общению посредством интерактивной деятельности: участия в обсуждениях, обменах мнениями, конференциях, круглых столах и так далее.
Данное априори подразумевает то, что школьники понимают процессы взаимодействия с окружающими людьми, умеют осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, могут прогнозировать деятельность окружающих.
Важно понимать, что коммуникативные УУД реализуют непосредственно социальную компетентность, поскольку призваны качественно повышать знания учащихся и формировать их социальную ориентацию с позиции внешнего взаимодействия.
Коммуникативные УУД могут разделяться по следующим группам по типу действия:
— проектирование учебного взаимодействия в педагогическом процессе, которое подразумевает под собой формулирование цели, присвоение ролей участникам, определение способов сотрудничества;
— формулирование вопросов, что реализуется в качестве активной совместной деятельности в поисковом процессе;
— разрешение конфликтов относится к сфере проблемной идентификации, оценочной деятельности в процессе поиска всевозможных способов разрешения конфликта;
— регулирование действия партнера, что входит в категорию контроля, коррекции, оценки действий;
— способность формулирования собственных идей в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речевыми формами [26, с.54].
В соответствии с научными изысканиями таких исследователей как Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов и О.В. Соколова, можно говорить о существовании нескольких причин, которые свидетельствуют о том, что коммуникативные умения являются одними из самых необходимых умений [1, с. 18]. Важно актуализировать данные причины, что поможет более точно понять особенности коммуникативных учебных действий: