Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Русский язык и литература

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирование коммуникативных умений учащихся третьего класса по средствам учебно-практических задач»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 6
1.1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности организации учебно-практических задач для детей младшего школьного возраста 15
1.3 Учебно-практические задачи как средство формирования коммуникативных умений 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 37
2.1 Организация и проведение исследования на констатирующем этапе экспериментального обучения 37
2.2 Методические рекомендации по использованию коммуникативных умений по средствам учебно-практических задач 52
2.3 Результаты формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста в процессе решения учебно-практических задач 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Формирование коммуникативной компетентности имеет значение, поскольку от уровня сформированности коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность выступает составляющим фактором успешного общения в современном мире. [52, c. 133-138]. В настоящее время дети очень редко общаются между собой именно посредством речевого общения. Все чаще прибегают к использованию планшетов и телефонов. Такая смена среды провоцирует снижение качества владения речевой культурой ребенка и делает актуальной проблему формирования коммуникативных навыков младших школьников [14, с. 26 — 35].
Коммуникация является неотъемлемой частью развития младших школьников, обеспечивая социализацию и общение, так необходимое детям в процессе роста. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми несет психологическую роль, помогает ребенку через коммуникации приобретать поведенческие, психические и человеческие качества. Довольно часто в образовательном процессе ученик выступает в роли пассивного слушателя, что не способствует формированию коммуникативных умений учащихся в полной мере. Вследствие этого актуализируется необходимость поиска новых концептуальных подходов и условий к развитию и формированию коммуникативной умений. [6, с. 290].
Проблемой развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста занимались многие ученые: А.П.Юсупова, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Дж.Брунер, С.Л.Новоселова, С.В.Григорьев, К.Монтенегро, М.А. Норбашева, В.М.Григорьев, Н.Н. Палагина, А.Н.Фролова, С.А.Шмаков, Н.А. Асадулаева и многие другие.
Для детей младшего школьного возраста, учебно-практическая задача всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития. Учебно-практическая задача может быть успешно реализована лишь при эффективном функционировании предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно — ролевую игру детей. В связи с эти, при необходимости в учреждении должна быть дополнена среда в соответствии с ФГОС, так как игровая деятельность является частью социально — коммуникативного развития детей.
Учебно-практическая задача рассматривалась многими учеными (А. Н. Леонтьев, как практика развития, С. Л. Рубинштейн, как социальная деятельность, которая возникает из условий жизни младшего школьника в социальной среде, Д.Б.Эльконин, А. В. Запорожец, как детская традиция, В. С. Мухина, как практика воспитания, Е.В.Субботский, Дж.Брунер, как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа, И. С. Кон, как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка) признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.
При изучении данного вопроса обнаруживается следующая особенность: формирование коммуникативных умений у младших школьников осуществляется практически без использования возможностей учебно-практических задач. Таким образом, в современном начальном образовании сложилось проблема: какие учебно-практические задачи могут использоваться для формирования у младших школьников коммуникативных умений?
Объект исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников третьего класса.
Предмет исследования: учебно-практические задачи формирования коммуникативных умений.
Цель исследования: разработать систему учебно-практических задач для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) описать теоретико-педагогические аспекты формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста;
2) исследовать учебно-практические задачи как средства формирования коммуникативных умений;
3) охарактеризовать особенности организации учебно-практических задач для учащихся третьего класса;
4) организовать и провести исследования на констатирующем этапе экспериментального обучения в ГБОУ «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств»;
5) определить содержание формирующего этапа экспериментального обучения;
6) описать результаты формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста в процессе решения учебно-практических задач.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников третьего класса будет эффективным, если учебно-практические задачи будут направлены на формирование у третьеклассников коммуникативные УУД, таких как умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета, знать вежливые и добрые слова, учиться говорить о своих чувствах, распознавать и уважать чувства других людей, учиться работать в паре и в группе.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
— Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
— Наблюдение. Беседа, анкетирование.
— Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента,
— Анализ и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования.
1. Разработана критериально-уровневая характеристика коммуникативных умений для детей третьего класса.
2. Предложена серия учебно-практических задач для формирования умения налаживать коммуникации.
Практическая значимость исследования.
1. Предложили средства диагностики, которые могут быть использованы для определения уровня овладения учениками третьего класса коммуникативными умениями.
2. Разработали учебно-практические задачи, которые могут быть использованы для развития коммуникативных умений и формирования мотивации к коммуникации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полноценное общение возможно только лишь при овладении ребенком коммуникативных умений. Благодаря данным умениям, младший школьник, имеет возможность не только полноценно общаться со сверстниками, но получать необходимую для развития информацию. Коммуникация имеет большое значение для формирования психики человека, развития и становления культуры поведения. Процесс общения предоставляет младшему школьнику обширные возможности в получении знаний, обмене жизненным опытом и т.п., тем самым осуществляется формирование личности ребенка.
Коммуникативные умения – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Главной составляющей личности являются ее коммуникативные качества. Невозможно полноценное существование человека без присутствия в его жизни общения. Таким образом, посредством применения метода математической статистики доказали гипотезу об эффективности применения учебно-практических задач для повышения коммуникативных умений младших школьников. Задачи помогли детям настроиться на общение, развить мотивацию к общению со сверстниками и взрослыми, не бояться общаться.
Коммуникативные умения– это умения и умения общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Коммуникативные умения включают как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие. От того насколько развиты коммуникативные умения человека зависит его успешность и в личной и профессиональной сфере [11. С.125].
Формирование и развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста зависит от компетентного подхода педагогов к процессу речевого развития младших школьников.
В свою очередь речевое развитие в младшем школьном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…» [13. С.63].
Речевое развитие младших школьников осуществляется не только посредством организованной образовательной деятельности, но и через другие различные виды деятельности в режимных моментах, в том числе и через игру.
Дети младшего школьного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Но, к сожалению, с каждым годом все большее количество детей младшего школьного возраста нуждается в помощи формирования умений коммуникации.
Для детей младшего школьного возраста, учебно-практическая задача всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития. Учебно-практическую задачу проще всего реализовать через игру. Детям младшего школьного возраста характерно позитивно реагировать на игру, через нее проживать различные роли и развивать способности, в том числе к коммуникации. Учебно-практическая задача позволяет ребенку изучить и понять способы взаимодействия с людьми, выстроить взаимоотношения, поэтому она является универсальным средством развития умений общения.
Именно на этом основании она может быть использована как метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений младших школьников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность и повысить коммуникативные умения.
Экспериментальная работа по теме «развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста» проводилась с детьми, ГБОУ «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств» с 01 сентября 2017 г. по 01 сентября 2018г. Экспериментальная группа составила 25 человек (10-11 лет).
Дети примерно одного возраста. Уровень развития детей примерно одинаковый, что позволяет сделать вывод, что группа детей однородная (гомогенная). У воспитанников данной группы наблюдается повышенная двигательная активность, ребята не всегда могут организовать свою деятельность, болезненно воспринимают неудачи в совместных играх, не всегда дружны. В непосредственно- образовательной деятельности активны, но не всегда контролируют свои действия, выкрикивают ответы, не могут усидеть на месте, не выслушивают инструкции педагога, перебивают друг друга.
Этапы исследования.
1 этап: знакомство и беседа с педагогом.
2 этап: подбор методического инструментария для изучения общего уровня коммуникативных умений детей 3А класса;
3 этап: проведение диагностики уровня коммуникативных умений;
4 этап: составление программы учебно-практических задач по повышению коммуникативных умений.
5 этап: проведение диагностики с целью выявления эффективности разработанной программы.
Для диагностики уровня коммуникативных умений младших школьников был подобран и проведен комплекс диагностических исследований.
Процесс развития коммуникативных умений младшего школьника зависит от нескольких сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с педагогом и со сверстниками.
Для диагностики младших школьников 3А класса был подобран и проведен комплекс методик:
— «Два домика» по Т.Д. Марцинковской;
— «Лесенка» (В.Г. Щур);
— Анкета «Какой я?» [33, с.114];
— Анкета по мотивации к коммуникации (по Н.Г. Лускановой);
Для контрольной группы (3Б класс) была проведена диагностика по тем же методикам с целью возможности сравнения результатов после реализации программы повышения коммуникативных умений.
Программа игровых действий представлена в приложении В. Также с целью учебно-практических задач проведены внеурочные занятия, представленные в данном пункте. В программу развития коммуникативных умений входила также работа с родителями, лекция для родителей также представлена в данном пункте.
Программа разработана исходя из гипотезы, согласно которой, развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным, если:
— содержание коммуникативных умений детей младшего школьного возраста будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства общения;
— технология формирования и дальнейшего развития коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим: создание коммуникации детей на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление младших школьников со средствами и способами общения, а также развитие коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; дальнейшее творческое применение детьми коммуникативных умений;
— средством формирования коммуникативных умений будет выступать специально организованная учебно-практическая задача.
Посредством применения метода математической статистики доказали гипотезу об эффективности применения учебно-практических задач для повышения коммуникативных умений младших школьников. Решение учебно-практических задач через игры помогло детям настроиться на общение, развить мотивацию к общению со сверстниками и взрослыми, не бояться общаться.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1.1 Актуальные аспекты формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста

Первым видом социальной активности, возникающим у ребенка в рамках его психического развития, является общение.
Полноценное общение возможно только лишь при овладении ребенком коммуникативных умений. Благодаря данным умениям, младший школьник, имеет возможность не только полноценно общаться со сверстниками, но получать необходимую для развития информацию. Коммуникация имеет большое значение для формирования психики человека, развития и становления культуры поведения. Процесс общения предоставляет младшему школьнику обширные возможности в получении знаний, обмене жизненным опытом и т.п., тем самым осуществляется формирование личности ребенка.
Коммуникативные умения – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая [40, С.74].
Главной составляющей личности являются ее коммуникативные качества. Коммуникация играет большую роль в жизни каждого человека.
Невозможно полноценное существование человека без присутствия в его жизни общения.
Человек является одним из тех существ, которому для психического развития необходимо общение с окружающими, контакты с другими людьми посредством коммуникации. Овладение коммуникативными умениями является важным условием для жизненного и профессионального успеха человека.
Без коммуникации невозможно качественное выполнение совместных действий между людьми. Каждый ребенок к моменту поступления в школу обладает рядом коммуникативных умений и умений, которые в процессе обучения постоянно совершенствуются. В отличие от детского сада, в школе к речи и общим коммуникативным умениям предъявляются более строгие требования [42, С.123].
В процессе обучения значительно расширяется словарный запас ребенка, он узнает много новых терминов, учится их использовать в своей речи. Вместе с новыми словами, ребенок узнает и новые правила в коммуникации.
Если в детском саду допустимо обращение к взрослым по имени (в виду возраста ребенка и порой не совершенства его речи), то в школе детей учат, что ко всем взрослым необходимо обращаться строго по имени отчеству и на «Вы».
Новые знания в области коммуникации, полученные ребенком, необходимо постоянно подкреплять, совершенствовать и развивать. Это все является основной задачей педагогов. На сегодняшний день именно начальная школа является первой ступенью, целью которой является развитие коммуникативных умений и компетенций детей младшего школьного возраста.
Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире [9. С.111].
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.
Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными [8, С.96].
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и умений в развитии ребенка младшего школьного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожцем и др. [15. С.124] Основываясь на ней, М.И.Лисина, А.Г.Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию младшего школьника (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, А.Г.Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б.Эльконин) [7. С.45].
Коммуникативные умения– это умения общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Коммуникативные умения включают как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие. От того насколько развиты коммуникативные умения человека зависит его успешность и в личной и профессиональной сфере [11. С.125].
Формирование и развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста зависит от компетентного подхода педагогов школы к процессу речевого развития младших школьников.
В свою очередь речевое развитие в младшем школьном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…» [2].
Коммуникативные УУД для детей третьего класса:
— соблюдать простейшие нормы речевого этикета, знать вежливые и добрые слова,
— учиться говорить о своих чувствах, распознавать и уважать чувства других людей,
— учиться работать в паре и в группе,
— выполнять различные социальные роли,
— слушать и понимать речь других, фронтальную инструкцию,
— осознавать особенности позиции младшего школьника и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Речевое развитие младших школьников осуществляется не только посредством организованной образовательной деятельности, но и через другие различные виды деятельности в режимных моментах, в том числе и через игру.
Дети младшего школьного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Но, к сожалению, с каждым годом все большее количество детей младшего школьного возраста нуждаются в помощи формирования умений коммуникации.
Необходимо также отметить, что особенно уязвимы в сфере формирования коммуникации дети с нарушениями речи. Отличие от детей с нормой развития заключается в том, что это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности [35, С.86].
Для такой категории детей характерны отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
А вместе с тем, полноценная речь ребенка является одним из основных условий его успешного развития, развития коммуникативных умений и как следствие успешное дальнейшее личностное развитие.
В связи с выше изложенным можно констатировать, что, коммуникативное развитие детей с является одной из важнейших задач педагогов школьного учреждения [20. С.189].
Для детей младшего школьного возраста, учебно-практическая задача всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития. Учебно-практическую задачу проще всего реализовать через игру [33, С.156].
Игровая деятельность, как отмечают А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (педагогом, который учит его учебно-практической задаче, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так, учебно-практическая задача приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий в целом эффект [16. С.147].
К сожалению, как показывает современная практика, игровая деятельность младших школьников отодвигается на второй план в связи высокой загруженностью детей другими видами развивающих и обучающих занятий, и видов деятельности.
Вместе с тем, заметное снижение потребности в общении ребенка, изолированность его от группы сверстников, определяют актуальность данной проблемы на современном этапе развития системы школьного образования. Анализ литературы показывает, что исследований в области коммуникативного развития младших школьников достаточно мало [36, С.202].
Таким образом, социальная значимость проблемы коммуникативного развития детей, недостаточная ее теоретическая разработанность, своеобразие вербальной коммуникации детей, необходимость совершенствования педагогического процесса в школьном учреждении для детей младшего школьного возраста определяют важность изучения данной проблемы.
Можно исходить из гипотезы, согласно которой, развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным, если [7. С.74]:
— содержание коммуникативных умений детей младшего школьного возраста будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе умение ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства общения;
— технология формирования и дальнейшего развития коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим: создание коммуникации детей на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление младших школьников со средствами и способами общения, а также развитие коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; дальнейшее творческое применение детьми коммуникативных умений;
— средством формирования коммуникативных умений будет выступать специально организованная учебно-практическая задача.
Необходимо отметить, что коммуникативные умения детей напрямую зависят от их самооценки.
Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств [45, С.46].
В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. В связи с этим обязательным условием для гармоничного развития личности ребенка является адекватная самооценка.
Младший школьный возраст ознаменован устойчивой мотивацией на достижение успеха во всех сферах деятельности личности ребенка.
Важнейшими особенностями личности младшего школьника являются:
— ответственность и исполнительность;
— дисциплинированность;
— умение открыто выражать эмоции и чувства;
— доверие к миру и окружающим людям;
— усиление волевой саморегуляции;
— самоконтроль.
Данный возрастной период характеризуется формированием нормального уровня притязаний – школьник учится адекватной оценке своих возможностей и умений и пониманию того, что успешность его действий зависит не только от его умений, но и от того какие усилия он прилагал для достижения цели. Повышается уровень развития его самосознания, который имеет тесную связь с развитием внутренней позиции личности [44, С.154].
Исчезает восприятие себя как изолированного существа и появляется осознание себя как существа социального, причастного к отношениям, существующим в окружающем его обществе.
Ребенок, достигший семилетнего возраста, уже обладает самооценкой, которая имеет сложную структуру и включает в себя как обобщенное, так и дифференцированное отношение к самому себе.
Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение школьника к самому себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь школьник может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.
Несомненно, что данный процесс не является стихийным и полностью самостоятельным. Ближайшее окружение ребенка: родители, воспитатели, учителя должны помогать ребенку чувствовать и понимать себя, учить его выстраивать свои действия и желания в соответствии с действиями других людей.
Этот процесс имеет и обратную сторону: для установления гармоничных взаимоотношений с ребёнком взрослому необходимо знать самооценку ребенка и уметь правильно выстраивать процесс общения с ним.
Особенно важным этот момент является для младшего школьного возраста, так как именно в этот период процесс становления и формирования самооценки сенситивен к воздействиям и корректирующим действиям.
Младший школьник в процессе воспитания и обучения усваивает установленные в обществе ценности и нормы, и под влиянием сторонних оценочных суждений вырабатывает свое собственное отношение, как к результатам собственного обучения, так и к самому себе как личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки. Не стоит забывать, что самооценка — это не только осознание своих достижений, но и стремление к будущему, его осознанию и планированию [31, С.96].
И этот процесс имеет огромное значение для саморегуляции всего поведения в целом и конкретных видов деятельности: учебной, трудовой и общения. Помимо всего прочего самооценка включает в себя учет мнения других людей о себе, которое известно ребёнку, а также его растущую активность, которая направлена на осознание собственных качеств личности.
Научные исследования выделяют у младших школьников все виды самооценок [48, С.57]:
— устойчивую адекватную;
— устойчивую завышенную;
— неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.
Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, обладающими чувством юмора, они способны к самостоятельному анализу своих действий, в том числе и ошибочных, и дальнейшему решению задач, на основе сделанных выводов.
Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, и стремлением преуспевать в учебной деятельности самостоятельно и без посторонней помощи. У них преобладает уверенность в том, что они способны сами решить все поставленные перед ними задачи. Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой переоценивают свои силы и очень часто берутся за задачи, решение которых им не под силу.
В случае неудачи продолжают настаивать на своём, либо переключаются на решение более лёгкой задачи. Занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Дети с таким видом самооценки предпочитают браться за лёгкие задачи и с осторожностью относятся вообще ко всему процессу обучения [27, С.112].
Нормальному развитию их личности и коммуникативных умений очень мешает неуверенность в себе и повышенная самокритичность. Однако для таких детей очень важно одобрение со стороны окружающих, которое способно подпитывать и поднимать их самооценку.
Следует заметить, что способность к адекватной самооценке с каждым годом возрастает, а вот переоценивание своих возможностей идет на спад. Таким образом можно сделать вывод о том, что динамика развития самооценки младшего школьника является устойчиво положительной и стремится к формированию адекватной самооценки, способствующей гармоничному развитию личности. В более старшем возрасте самооценка становится источником формирования твердой личностной внутренней позиции, мотивирует и определяет формирование различных качеств личности.
Таким образом, коммуникативные умения– жизненно важны для детей и должны быть сформированы посредством любых доступных педагогу способов, одним из которых можно назвать учебно-практическую задачу. Коммуникации детей необходимо расширять постепенно, давая ребенку возможность привыкнуть к более широкому кругу общения и набора функций коммуникации. В третьем классе у детей должны сформироваться коммуникативные умения сотрудничества в процессе совместной деятельности, рефлексии собственных ощущений во время общения, умение понимать реакции партнера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы