Методика русского языка Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования коммуникативных УУД у младших школьников 5
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» 5
1.2. Коммуникативные УУД как планируемый результат начального образования 10
1.3. Факторы формирования коммуникативных УУД в начальной школе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативных УУД у младших школьников 21
2.1. Организация исследования индивидуальных особенностей младших школьников при формировании коммуникативных УУД 21
2.2. Анализ результатов уровня сформированности коммуникативных УУД 27
2.3. Практическая работа с младшими школьниками по развитию коммуникативных УУД 34
Заключение 56
Литература 58

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в начальной школе, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Все это способствуют формированию новых технологий школьного образования, в том числе и технологии коллективного обучения.
Можно отметить, что главной целью школьного образования на сегодняшний день стало формирования умения учиться. Данное положение говорит о том, что умение учиться предполагает обучения ребенка эффективному сотрудничеству с учителем и сверстниками, развитие умения вести диалог, искать решения и оказывать поддержку друг другу. Поэтому для достижения данной цели широко применяется формирование системы универсальных учебных действий (далее – УУД).
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость, способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
При этом важным моментом является то, что увеличение проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности на протяжении всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение благоприятному общению в коллективе по учебной задаче. Для выполнения названной цели, необходимо искать новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые будут активизировать мысль школьников и стимулировать их к монологическим высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению грамотно задавать вопросы и так же отвечать на них.
Особое место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования коммуникативных навыков.
Степень изученности темы исследования. Проблема формирования УУД в процессе обучения раскрывается в трудах современных исследователей, среди которых А.Н. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных учебных действий. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Цель исследования – развитие коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить понятие универсальных учебных действий
2. Охарактеризовать коммуникативные универсальные учебные действия как планируемый результат начального общего образования.
3. Изучить факторы, которые влияют на формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе.
4. Подобрать методики исследования коммуникативных УУД у младших школьников.
5. Проанализировать уровень развития коммуникативных УУД.
6. Организовать практическую работу с младшими школьниками по формированию коммуникативных УУД.
Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности развития коммуникативных УУД на уроках с детьми младшего школьного возраста.
Методами исследования являются следующие:
• теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• обобщение отечественной педагогической практики;
• экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структурно работа обуславливается предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта привело к построению новой организационной и методической деятельности образовательного процесса. Особенное место занимают формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, которые и являются определяющими при выборе специфики внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник должен не только узнавать новое, сколько научиться действовать и чувствовать, принимать самостоятельные решения и т.д.
На сегодняшний день УУД придется огромное значение. Они представляют собой совокупность различных способов действий обучающегося, которые дают ему возможность получить способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и сам процесс усвоения.
В ходе анализа теоретической литературы и проведения практического исследования подтвердилась актуальность нашего исследования, поскольку младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Это объясняется условиями образовательной среды. Обучение детей проходит за счет общения как с учителем, так и со сверстниками. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, совместной деятельности на уроках русского языка и при подготовке домашних заданий по данному учебному предмету.
В процессе эмпирического исследования были обнаружены различные уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Однако для большинства обучающихся характерно наличие среднего и низкого уровня. В связи с этим были разработаны практические задания на уроках русского языка, занятия по внеурочной деятельности, игры и коллективные творческие дела, которые позволят увеличить уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «универсальные учебные действия»

В настоящее время складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в совершенствовании современного образовательного пространства, а также определения целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями следует представлять как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а также умений и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных предметных областях [53].
Формирование универсальных учебных действий является базовым положением для развития личности в системе образования и выступает как основа образовательного и воспитательного процесса. Вместе с этим, знания, умения и навыки необходимо рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Другими словами, они формируются и сохраняются во взаимосвязи с активными действиями самих учащихся. При этом качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [20].
Термин «универсальные учебные действия» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком значении он означает умение учиться, способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если рассматривать его более узко, то следует сказать, что УУД определяются как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний или умений, а также организация этого процесса.
Таким образом, понятие универсальных учебных действий можно отнести к общему содержанию образования, которое согласуется с традиционным описанием процесса обучения одновременно с подходом, который подчеркивает способность учащегося эффективно использовать полученные знания и опыт [14].
Определим основные функции универсальных учебных действий. Итак, среди них выделяются:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы