Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование коммуникативно-речевой компетенции при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7
1.1. Коммуникативное развитие как научная категория, его компоненты 7
1.2. Возрастные особенности учащихся 5-6 классов 18
1.3. Фразеологизмы как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции 23
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 40
2.1. Организация и методика исследования 40
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 42
2.3. Формирующий этап исследования 49
2.4. Контрольный этап исследования 59
Вывод по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

 

  

Введение:

 

Важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможны существование и развитие общества – это язык.
Специфика предмета русского языка предполагает такую организацию учебного процесса, чтобы каждый его участник имел возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему умений и навыков.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) одним из основных назначений русского языка как предмета области школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками в устной и письменной форме соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения и навыки, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система обучения дает возможность применять коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы к овладению родным языком как важного средства общения.
Язык представляет собой важнейший источник формирования и отражения ментальности этноса. Культура посредством языка сохраняется и передается другим поколениям. Не последняя роль в этом отведена фразеологическим единицам языка.
Фразеология любого языка характеризуется двойственностью. Характерной ее чертой является индивидуальность, представляющая собой явление современного языка, поскольку любой фразеологизм уникален и как отражение, каких-либо национальных реалий, которые в свое время составляют самобытность культуры этноса – его языковую картину мира.
Языковая картина мира – это отблеск совместного национального понятия о мире, о суждениях, которые взаимосвязаны с эталонами общества, изображениями привычных явлений внешнего мира, которые получили оценку членов общества, негативных и позитивных эмоций людей [Чепелова 2009].
По мнению лингвистов, одним из самых эффективных способов представления языковой картины мира, в силу своей образности и экспрессивности, являются фразеологизмы, обладающие широкими возможностями в формировании коммуникативно-речевых умений школьников среднего звена.
Этим и был обоснован выбор темы данного исследования: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах».
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в системе школьного образования применяется гуманистический подход к учащимся как развивающимся личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для развития школьников 5-6 классов, для формирования их активности и жизненной позиции. Учащиеся 5-6 классов должны ощущать себя активными деятелями, которые постоянно открывают что-то новое и приобщаются к коммуникативной культуре, сформировавшейся в процессе исторического развития социума. Образовательная работа педагога имеет своей целью создание таких условий, которые открывают детям возможность самостоятельной деятельности, направленной на освоение окружающего мира.
Принимая во внимание идеи Л.С. Выготского о том, что главное условие развития, обучения и воспитания ребенка – это общение (коммуникация), мы в данной работе отмечаем, что коммуникативно-речевая компетенция – это ключ к успешной деятельности, эффективной и благополучной жизни ребенка в будущем. Являясь одной из самых важных характеристик личности, коммуникативно-речевая компетенция, находит свое проявление в способности индивида к речевой коммуникации.
Возраст учащихся 5-6 классов является именно тем периодом, который благоприятен для овладения детьми коммуникативно-речевыми умениями и навыками, поскольку в данном возрасте учащиеся особенно чутки к языковым явлениям, проявляют интерес к общению. По этой причине формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5-6 классов является актуальной задачей процесса обучения в школе. Обязательными умениями, которые обеспечивают коммуникативность личности, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ставятся задачи формирования у учащегося, по окончанию средней школы, умения слушать и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5-6 классов.
Предметом исследования являются формирование коммуникативно-речевой компетенции при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах.
Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативно-речевой компетенции при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Описать специфику коммуникативного развития как научной категории.
2. Дать характеристику возрастным особенностям учащихся 5-6 классов.
3. Раскрыть возможности фразеологизмов как средства формирования коммуникативно-речевой компетенции.
4. Разработать и апробировать упражнения на основе использования фразеологизмов, направленных на формирование коммуникативно-речевой компетенции.
Теоретическая значимость исследования заключается: в расширении понятия коммуникативной компетенции; в выявлении условий формирования коммуникативно-речевой компетенций учащихся 5-6 классов; в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработаны и внедрены педагогические условия формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5-6 класса; разработаны упражнения для формирования коммуникативно-речевой компетенции на основе использования фразеологизмов; а также в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно применять в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Методами исследования были определены следующие:
– метод анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– наблюдение;
– беседа.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе анализа современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблеме формирования и развития коммуникативно-речевой компетенции уделено значительное внимание. Осмысление результатов исследования трудов ученых позволяет охарактеризовать коммуникативно-речевую компетенцию как структурный компонент личности школьника, что определяет возможность осуществления взаимодействия в плоскости «субъект-субъектных» отношений. Для ее формирования видим необходимость в разработке соответствующих методических процедур, которые позволят в полной мере восполнить сформированные компетенции ученика в составе коммуникативной.
Коммуникативное развитие – это неотъемлемая часть общего развития ребенка дошкольного возраста, которое подразумевает умения устанавливать контакт, умения непосредственного общения, взаимопомощи, поддержки и пр.
Под коммуникативно-речевыми навыками понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативные навыки формируются в процессе общения и взаимодействия между людьми. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они также предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером в процессе коммуникации.
Факторами коммуникативного развития считаем учет учителем возрастных особенностей учащихся 5-6 классов, использование фразеологизмов на уроках русского языка, правильную организацию учебного процесса.
Проведенное исследование показало, что изучение фразеологизмов является эффективным средством формирования коммуникативно-речевой компетенции на уроках русского языка в 5-6 классах.
Диагностика на констатирующем этапе показала, что коммуникативно-речевые компетенции учащихся, принявших участие в исследовании, сформированы недостаточно, поэтому на формирующем этапе исследования на уроках русского языка нами применялись разработанные упражнения на основе использования фразеологизмов.
Данные упражнения могут быть использованы не только при изучении темы фразеологизмов на уроках русского языка в 5-6 классах, но и как отдельные упражнения на любом другом уроке русского языка.
Предлагаемые упражнения предполагают использование групповых и парных форм работы, способствующих формированию таких навыков, как: учет позиции собеседника; действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества; группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи; оценочных суждений; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
На контрольном этапе диагностика коммуникативно-речевых умений учащихся показала положительную динамику по всем методикам, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1. Коммуникативное развитие как научная категория, его компоненты

Коммуникативно-речевую компетенцию каждому приходится проявлять практически во всех сферах жизнедеятельности. Степени сформированности данной компетенции у человека влияет на его способность адекватного ориентирования и поведения в различных коммуникативных ситуациях [Щеглова 2011, эл. ресурс].
Под понятием «компетенция» подразумевается совокупность у человека конкретных знаний, умений, навыков, оценочных отношений и его личного опыта [Шадриков 2004, с. 30].
Анализ литературы по теме данного исследования позволяет утверждать, что коммуникативно-речевая компетенция является способностью человека (как взрослого, так и школьника) понимать речь (устную и письменную) и пользоваться ею на таких уровнях знаний и речевых умений, как фонологический, лексико-грамматический и страноведческий, а также соответственно различным целям и специфике коммуникативной ситуации [Омельчук 2006, с. 3-4; Шадриков 2004, с. 30; Щеглова 2011, эл. ресурс].
При рассмотрении специфики коммуникативного развития и особенностей формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся целесообразным считаем раскрыть сущность понятия коммуникация. Коммуникация представляет собой процесс, направленный на обмен различной информацией (факты, идеи, взгляды, эмоции и т.д.) между двумя или более лицами [Почепцов 1999].
Коммуникативное развитие предполагает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими людьми, выработку совокупности определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают личности эффективное общение.
Составляющие коммуникативного развития личности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Составляющие коммуникативного развития личности

Коммуникативные умения являются составной коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность заключается во взаимодействии с целью получения необходимой информации в процессе общения. Особенно большое значение эта деятельность имеет для учащихся общеобразовательной школы, где им каждый необходимо вступать во взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на коммуникабельность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно выражать свои мысли.
Язык и речь, то есть речевая сторона деятельности – основные инструменты во взаимодействии коммуникантов.
А.А. Леонтьев выделяет следующие коммуникативные умения [Леонтьев 1979, с. 34]: волевые качества, то есть умение управлять своим поведением; качества внимания (наблюдательность, гибкость мышления); умение социальной перцепции; умение понимать, то есть адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние по внешним признакам; умение подавать себя в общении с собеседником; умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, то есть умение речевого общения; умение вербального и невербального контакта; «гностические» умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации.
Другую классификацию дает В.П. Наумов [Наумов 1989, с. 47]. Автор выделяет обобщенные умения общения: ориентировочно-оценочные; умение входить в контакт; умение информационного обмена; прогнозно-регулятивные; творческо-коммуникативные; умение контроля и самоконтроля; организаторские умения.
Л. Савенкова выделяет лишь четыре группы умений: умение вступать в контакт; организационные; коммуникативные; интерактивные.
Как показывает анализ литературы, коммуникативно-речевые умения имеют свою специфику и структуру. Но о недостаточной теоретической разработке вопроса свидетельствует терминологическая и логическая неустроенность в названии и определении коммуникативных умений. Во многих отдельных методиках встречается только описание отдельных компонентов этих умений.
Т.Д. Щербань, рассматривая общение (коммуникацию) как процесс взаимодействия людей, которые определенным образом отражают друг друга, относятся друг к другу и влияют друг на друга, выделяет, согласно этой модели, три основных компонента умения общения: психотехнический; экспрессивный; интерактивный [Щербань 2004].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы