Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание понятия «коллективизм» в педагогической науке 16
1.3 Роль игры в развитии дошкольника и специфика строительно-конструктивных игр 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Диагностика уровня коллективизма у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Программа формирования коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..56
Введение:
Актуальность исследования. Тенденции развития общества, как в России, так и зарубежом, отличаются ростом чрезмерной индивидуализации, усилением негативного влияния массовой культуры, развитием конкуренции во всех областях жизни, нагнетанием социальной напряженности, распространением таких форм деструктивного поведения как агрессия и насилие у взрослых и детей. Образовательную среду вышеуказанные тенденции также не обходят стороной. К сожалению, следует признать, что между детьми все чаще происходят случаи неконструктивного, а порой и откровенно жестокого поведения. Одним из путей преодоления нарастающей отчужденности детей в образовательных учреждениях, на наш взгляд, может стать развитие детского коллектива и коллективизма.
Педагогическая теория коллектива и коллективизма, разработанная в советской науке Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и др., длительное время выступавшая в качестве теоретико-методологической основы для организации воспитательного процесса, в современных условиях уже не может быть реализована без изменений, учитывающих актуальные образовательные принципы и трансформацию личности ребенка.
Поэтому современная педагогическая наука стремится к уточнению потенциала коллективной деятельности в процессе воспитания подрастающего поколения (В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский), к поиску наиболее эффективных форм сплочения коллектива (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин), прорабатывает методы стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц) и инструментарий по ее изучению (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова).
Сказанное позволяет отметить, что проблема изучения формирования коллективизма у детей старшего дошкольного возраста актуальна, как с научной точки зрения, так и с точки зрения имеющегося запроса в обществе.
Объект исследования: формирование коллективизма у старших дошкольников.
Предмет исследования: строительно-конструктивные игры как средство формирования коллективизма у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы формирования коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что строительно-конструктивные игры станут эффективным средством развития коллективизма у старших дошкольников.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Описать психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Представить содержание понятия «коллективизм» в педагогической науке.
3. Определить роль игры в развитии дошкольника и специфика строительно-конструктивных игр.
4. Выполнить диагностику уровня коллективизма у детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить и внедрить программу формирования коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение научных теорий;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. социометрия «Два домика»;
2. методика «Угадай эмоцию» (Г.А. Урунтаева);
3. методика изучения коммуникативных умений М.А. Поваляевой.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими группами лиц:
— педагогами материалы могут быть положены в основу воспитательной работы по сплочению детского коллектива и развития коллективизма;
— администрации образовательных учреждений материалы могут помочь в организации аттестации педагогов;
— студентами-педагогами материалы могут быть использованы для самоподготовки к семинарским и практическим занятиям, а также для организации воспитательной работы в период производственной практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
Личностное становление ребенка дошкольного возраста – сложный и противоречивый процесс, определяемый целым рядом факторов. Детский коллектив, его благоприятная атмосфера и высокая сплоченность, способен обеспечить необходимые условия для развития личности воспитанника. Так, по данным известных отечественных педагогов (Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и пр.) индивидуальное развитие человека всегда имеет границы, в то время как развитие внутри коллектива позволяет обогащать свой личный опыт опытом других членов коллектива. В связи с этим формирование коллектива и доброжелательных отношений сотрудничества в нем позволит решать целый ряд задач: от личностного развития детей до активизации готовности к школьному обучению. В связи с этим выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена формированию коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель, которая позволила теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы формирования коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были описаны психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
— было представлено содержание понятия «коллективизм» в педагогической науке;
— была определена роль игры в развитии дошкольника и специфика строительно-конструктивных игр;
— была выполнена диагностика уровня коллективизма у детей старшего дошкольного возраста;
— была составлена и внедрена программа формирования коллективизма в процессе строительно-конструктивных игр у детей старшего дошкольного возраста;
— было проведено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что строительно-конструктивные игры станут эффективным средством развития коллективизма у старших дошкольников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития человека определяются во многом возрастом, в котором он пребывает. В связи с этим можно отметить, что каждый возраст – это особый период человеческого развития, отличающийся своими признаками и чертами. В течение всей жизни у человека можно выделить различные возрастные периоды. При этом эти возрастные периоды будут отличаться в зависимости от того, какой признак (или параметр) мы будем использовать для классификации. Так, человеческий онтогенез можно разделить по таким основаниям как социокультурные аспекты, физические изменения, культурные представления и пр. Наиболее распространенным критерием для подобного деления выступает социокультурный критерий, например, такой как участие в системе общественного образования. В соответствии с этим критерием период, в который ребенок посещает детский сад, выделяется в отдельный – дошкольный – возраст.
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.
Так, Л.С. Выготский [13] относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.
В.С. Мухина [29] в рамках предложенной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В.С. Мухина [29] также отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.
Согласно периодизации Н.И. Гуткиной [16], целесообразно выделить три периода в дошкольном детстве: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Наибольший вклад в изучение старшего дошкольного возраста внесли такие ученые как Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.Г. Каменская, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.
Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте, отмечает Н.Е. Веракса [8], интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер.