Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в современной литературе 6
1.2. Особенности развития исследовательских умений у младших школьников 12
1.3. Возможности уроков русского языка для формирования исследовательских умений у младших школьников 19
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 29
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников 29
2.2. Система работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка 39
2.3. Анализ полученных результатов 57
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Введение:
На сегодняшний день особенно остро возрастает необходимость в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, подходить творчески к решению различных проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником духовного и социального развития страны, что потребует от него самостоятельности в ходе приобретения новых умений и знаний в школе, в вузе, а также на протяжении всей жизни. Главным результатом обучения в школе должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе нужно не только достижения прошлого, но также и те технологии, способы, что пригодятся в будущем. Школьники должны быть вовлечены в различные исследовательские проекты, творческие занятия, в процессе которых они научатся изобретать, осваивать и понимать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, осознавать возможности и формулировать интересы. Это требует создания в образовательной практике условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в частности, развитие у них исследовательских умений.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагогической практикой и наукой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, который будет достаточно сложно восполнить в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому особенно важно именно в школе выявить всех, кто интересуется разными областями техники и науки, помочь претворить в жизнь их мечты и планы, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования.
Проблема исследования: как организовать учебный процесс в начальной школе для формирования исследовательских умений младших школьников?
Цель: способы формирования исследовательских умений у младшего школьника на уроках русского языка.
Объект исследования – формирование исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования – способы формирования исследовательских умений у младших дошкольников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования – формирование исследовательских умений у учащихся будет успешным, если целенаправленно работать с различными текстами. Включить упражнение на формирование исследовательских умений и навыков. Условие создания проблемной ситуации.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) Дать определение понятию «исследовательские умения»;
2) Изучить особенности развития исследовательских умений у младших школьников;
3) Выявить возможности уроков русского языка для формирования исследовательских умений у младших школьников;
4) Провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников;
5) Определить способы работы по формированию исследовательских умений младших школьников, проверить их эффективность;
6) Проанализировать полученные результаты.
Теоретические основы исследования. Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы формирования исследовательских умений школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И. Пирогов, Н.И. Новиков, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Я. Коменский, И. Песталоцци и др.) педагогов-классиков. Дидактические и методические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы И.А. Ильницкой, Д.Б. Богоявленским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали А.М. Матюшкин, И.А. Зимняя; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А. И. Савенковым. Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать в практике обучения такую деятельность, которая развивала бы исследовательские умения школьников.
Практическая значимость исследования: разработанная нами система занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка может быть использована педагогами общеобразовательных учреждений.
Методы исследования: метод изучения и анализа психолого-педагогической литературы; наблюдение за проведением и организацией исследовательской работы в начальном звене; обучающий эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: в исследовании принимало участие 20 учеников 3 класса школы 705 г. Москвы.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении нами актуализируется проблема использования исследовательского метода обучения на уроках русского языка в начальной школе. Ставится цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза.
В первой главе (Теоретические основы изучения проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников) мы рассматриваем понятие «исследовательские умения», выявляем особенности развития исследовательских умений младших школьников, рассматриваем возможности уроков русского языка для формирования исследовательских умений детей.
Во второй главе мы проводим опытно-экспериментальную работу по формированию исследовательских умений младших школьников. Сначала нами была организована диагностика уровня исследовательских умений, по результатам которой была проведена система работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка. В третьем параграфе мы проводим повторную диагностику уровня исследовательских умений детей, прослеживаем динамику ее развития.
В заключении даются основные выводы проделанной работы, подводятся итоги исследования.
Заключение:
В результате теоретического анализа по проблеме исследования, нами были сделаны следующие выводы:
1) Под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Исследовательские умения младших школьников имеют свои специфические характеристики и особенности.
2) Младший школьник проявляет исследовательскую позицию по-разному: при наблюдении и проведении опытов в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании изделия, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и тому подобное.
3) Использование различных средств для формирования и развития исследовательских умений на уроках русского языка приводит к тому, что не только повышается грамотность, уровень речевой культуры младших школьников, но и вырабатывается их готовность активно участвовать в обсуждении, а также формируется умение аргументировать свои суждения, то есть все выше перечисленное позволяет быть ученикам успешными в жизни.
Нами была проведена диагностика уровня сформированности исследовательских умений третьеклассников. Диагностика показала, что уровень исследовательских умений детей довольно низкий.
Мы разработали систему занятий с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов работы по русскому языку, способствующих развитию исследовательских умений детей. Нами велась обширная работа по развитию исследовательских навыков школьников: мы учили детей видеть ту или иную проблему, развивали у них умение задавать вопросы, учили устанавливать общие признаки у предметов, выдвигать гипотезы, организовывали самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по определенному признаку, учили делать вывод к проделанной работе (соотносить и обобщать с проблемой полученные результаты). Мы обширно использовали такие формы работы со словами, как этимологическая справка, толкование слова, подбор однокоренных слов, наблюдение над функционированием слова в русской речи, мнемические приемы, работа с текстами, анализировали использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
Повторная диагностика показала, что результаты по сравнению с констатирующим этапом заметно выросли. Это говорит об эффективности проведенной нами работы. Исследовательские умения детей действительно выросли. Они больше не испытывают затруднений при формулировке гипотезы, при поиске недостающей информации, с легкостью презентуют полученные результаты. Кроме того, нам удалось повысить интерес учащихся к урокам русского языка с помощью разнообразных традиционных и нетрадиционных упражнений и приемов, которые использовались нами на занятиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в современной литературе
Формирование и развитие исследовательских умений обучающихся на сегодняшний день является актуальной проблемой. Умение — основа мастерства и творчества человека. «Умение — это мастерство, способность использовать имеющиеся у личности сведения для достижения своих целей», отмечает Д. Пойа [34, с. 33].
Зачастую умение ученые называют знаниями в действии. Существенной особенностью умений выступает их обобщенность, в результате чего они с успехом реализуются в разнообразных и меняющихся ситуациях. В широком смысле умение — это усвоенная готовность сознательно решать какие-либо задачи. Н.Г. Недодатко, В.И. Андреев, В.П. Ушачёв, В.В. Успенский учебно-исследовательские умения выделяют в одну отдельную группу. Это обусловлено ростом темпов развития технологий, науки, техники, роли научного подхода к любой деятельности, даже если она не носит научного характера.
Под «учебно-исследовательскими умениями» учащихся понимают умение использовать прием соответствующего научного метода познания в условиях решения проблемы, в ходе выполнения научно-исследовательской задачи (В.И. Андреев); систему интеллектуальных, практических навыков и умений учебного труда, что необходимы для выполнения исследования или его части (А.Г. Иодко); способность ученика выполнять практические и умственные действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности, а также подчиняющиеся логике научного исследования, на основе умений и знаний, что приобретаются в процессе изучения основ наук (В.П. Ушачёв); сложное психическое создание (синтез практических и интеллектуальных действий, закрепленных и усвоенных способов деятельности), которое лежит в основе готовности школьников к познавательному поиска (Н.Г. Недодатко); свойство личности, характеризующее его способность к поисково-преобразующей деятельности в образовательном процессе, его способность приобретать новые знания, навыки и умения, которые способствуют его развитию (С.П. Балашова).
Общий анализ и обзор основных исследований ученых, что рассматривали исследовательские умения учащихся, обнаруживает наличие разнообразных точек зрения на определение понятия учебно-исследовательских умений учащихся и позволяет сделать выводы, что учебно-исследовательские умения:
— относятся к общеучебным умениям (то есть касаются всех учебных предметов);
— составляют систему действий (умственного и практического характера);
— подчиняются логике научного исследования, а также сознательно используются школьниками в образовательном процессе для разработки новых знаний.
Любые умения формируются в ходе какой-либо деятельности. С точки зрения общей психологии деятельностью называется форма активного отношения к действительности, в результате которой человек устанавливает связь с внешним миром. Вследствие непрерывной изменчивости внешних условий и чрезвычайной сложности уже на относительно ранних стадиях филогенеза создавалась жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практической взаимодействием живого существа с окружающей средой [34].
Особое значение имело при этом развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, что заключалась в обследовании окружающего мира и в формировании образа ситуации, на основе которого происходила ориентация в соответствии с создавшимися условиями. В связи с чем М.О. Лазарев пишет, что «человеческая природа ребенка или подростка такова, что творчество, то есть исследовательская деятельность, для подрастающего человека находится на первом месте» [27, с. 21].
«Учебно-исследовательская деятельность начинается на основе физиологических представлений, осуществляется под действием и благодаря наличию у человека врожденного исследовательского рефлекса», считает В.И. Андреев [3, c. 38].
А.И. Савенков, подчеркивая, что в основе исследовательского поведения находится психическая потребность в конкретной поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает совершенно другое определение: «Исследовательскую деятельность необходимо рассматривать в качестве особого вида интеллектуально-творческой деятельности, который возник в результате функционирования механизмов поисковой активности и строится на основе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения, а также механизмы его осуществления» [42, с.315].
Встречаются различные толкования исследовательского поведения в научной литературе, в частности:
1) исследовательское поведение — это поиск информации (Поддьяков А. Н.) [39];
2) исследовательское поведение — это вид поведения, который основан на базе поисковой активности и направлен на изучение нестандартного объекта или решения нетипичной ситуации (Савенков А. И.) [42].
И.П. Павлов, российский филолог, в связи с этим отмечал: «Вряд ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или, как я его называю, рефлекс «что такое». Данный рефлекс идет очень далеко, сказывается, на остальных, в той любознательности, что создает науку…» [33, с. 41].
Таким образом, интерес и стремление к исследованию заложено природой в живом существе и развивается непрерывной изменчивостью внешних условий. Исследовательские умения формируются в ходе соответствующей деятельности, организуемой педагогом в условиях развивающего обучения в качестве целостной системы. Анализ методических и психолого-педагогических исследований показал различное толкование исследовательской деятельности: поисково-исследовательская, исследовательско-творческая, учебно-исследовательская, исследовательско-проектная, научно-познавательная, научно-исследовательская, исследовательская [41].
Исследовательская деятельность учащихся в педагогической литературе иногда называется научно-исследовательской (Г.И. Артемчук, О.И. Анисимова, В.М. Гнедашев, В.В. Маскин, Л.С. Левченко, В.И. Романчиков, Г.С. Цехмистрова, В.М. Сиденко, Л.С. Шевченко), учебно-исследовательской (С.М. Коршунов, А.Ю. Карлащук, И.А. Кравцова, И.В. Усачова, Н.Г. Недодатко) или экспериментально-исследовательской (В.И. Смагин).
С учетом практики проведения учебных исследований в школе, практическое применение современных технологий, методов, форм обучения в учреждениях среднего образования, а также опыт работы с учениками, можно утверждать, что в современных условиях обучения учебно-исследовательская деятельность школьников преобладает над научно-исследовательской. Поэтому целесообразно определиться с понятием учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учебно-исследовательская деятельность учеников — это разновидность учебной деятельности с одной стороны и составная часть исследовательской деятельности с другой. Поэтому необходимо рассмотреть особенности каждой из этих деятельностей.
Важный дидактический принцип единства обучения, развития и воспитания характеризует учебную деятельность школьников в качестве системы, которая не ограничивается практическими действиями, а напротив предусматривает активное отношение обучающихся к учебному материалу и включение их во взаимодействие с учениками и учителями, во время которого происходит формирование личностных качеств школьников. Учебная деятельность учащихся, как конкретный вид деятельности человека, характеризуется по всем признакам познавательной деятельности, а также составляет систему «практических и умственных действий, осуществление которых обеспечивает усвоения знаний, овладение навыками и умениями применения их для решения различных задач» [26, с. 14].
Под учебной деятельностью психологи подразумевают деятельность учащихся, которая направлена на получение теоретических знаний о каком-либо предмете изучения, а также общих приемов решения задач по данному предмету и, следовательно, на развитие школьников и формирования их личности. А.О. Кирсанов подчеркивает, что «учебная деятельность — это:
— практические и умственные действия ученика, опосредованные педагогическим воздействием, осуществление которых обеспечивает усвоение способов действий, научных понятий, личностное развитие;
— форма активного отношения обучающихся к учебному материалу (к изучаемым явлениям, предметам и т. д.);
— форма включения обучающихся в систему общественных отношений, в коллективную деятельность, при которой усваиваются специфические черты личности» [26, с. 45].
О.М. Новиков подчеркивает, что учебная деятельность направлена на овладение различными видами деятельностями: «Учебная деятельность нацелена на освоение иных видов человеческой деятельности — практической, ценностно-ориентировочной, познавательной. Только человек деятельный и умелый является в полном значении человеком. Поэтому умения определяются в качестве способности выполнять какую-либо деятельность (или действие), являясь при этом конечной целью учебной деятельности» [31, с. 33].
Исследовательская же деятельность нацелена на производство принципиально новых знаний об обществе, природе и процессах мышления. Инструментом выработки знаний выступает мышление человека. Оно, также, как и все вокруг, подлежит действию конкретных законов. Одной из функций исследовательской деятельности является образование и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, что окружает человека [38]. Определяющим ее признаком является наличие таких элементов, как собственный научный материал, практическая методика исследований, анализ собственных данных, а также выводы по исследуемой проблеме [18].
В процессе исследования при этом наиболее важным выступает не состав источников, а именно подход к изучению проблемы. Учебная деятельность учащихся строится в соответствии со способом представления теоретических знаний, со способом перехода от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет что-то общее с мышлением ученых, которые получают результаты своих исследований при помощи содержательных абстракций, теоретических понятий и обобщений, функционирующих в процессе перехода от абстрактного к конкретному [35].
Учебно-исследовательская деятельность — это такая «деятельность учащихся, что организуется педагогом с использованием преимущественно дидактических средств перспективного и опосредованного управления, направленная на поиск доказательства и объяснения закономерных отношений и связей теоретически анализируемых или экспериментально наблюдаемых фактов, процессов, явлений, в которой доминирует самостоятельное применение приемов, научных методов познания и в результате которой школьники активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские способности и умения» [3, с. 45].
При этом цель учебно-исследовательской деятельности — это поиск обоснования и объяснения определенных явлений, фактов, закономерных отношений и связей, поиск нового средства или способа деятельности, а результатом — субъективное открытие. Поиск, в свою очередь, — это специально организованное разыскивание чего-либо; творческая работа, нацеленная на открытие нового в науке [30]. Такое определение понятия «поиска» более соответствует исследовательской деятельности.
Понятие «исследовательская деятельность» шире, нежели понятие «учебно-исследовательская деятельность». Учебно-исследовательскую деятельность определяют и как высшую форму самостоятельной познавательной деятельности учащихся [29]. Понятие «познавательная деятельность», в свою очередь, более широкое, чем понятие «учебная деятельность», так как познание осуществляется не только для обучения, но также и для открытия нового в науке. Под самостоятельной деятельностью обучающихся понимают учебную деятельность, которая осуществляется учениками на учебных занятиях или дома по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия [28].
«Исследовательская деятельность школьника проявляется в конкретной ситуации и заставляет его задавать себе проблемный вопрос, формулировать гипотезы, а также проверять их в ходе практических и умственных операций» [32, c. 90].
Но во всех случаях исследовательская деятельность школьников должна основываться на совокупности нормативных (то есть апробированных научным сообществом) средств, к которым относятся: ранее приобретенные научные знания, упорядоченные с помощью системы научных понятий; соответствующие методы получения сведений от объектов исследования (в первую очередь, разные виды экспериментов), соответствующие определенной системе логических норм методы обработки этих сведений [6].
Таким образом, исследовательские умения в отечественных и зарубежных исследованиях не имеют общего определения. В целом под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач.
1.2. Особенности развития исследовательских умений у младших школьников
Целью исследовательской деятельности, как отмечалось нами ранее, является овладение учениками функциональным навыком исследования в качестве универсального способа освоения действительности, развития исследовательского типа мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний — то есть самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми, а также имеют личностное значение для конкретного ученика.
Проблеме формирования учебно-исследовательской деятельности у младших школьников посвящены научные труды Т.А. Байбара, В.И. Андреева, Н.И. Бибик, JI.В. Занкова, В.В. Давыдова, А. Савенкова, В.А. Паламарчук, Я.С. Кодлюк, Т.К. Чернецкой, А.Я. Савченко и др.
Важной задачей начального образования является формирование общеучебных навыков и умений, уровень усвоения которых в значительной степени предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается в качестве достижения учащимися новых уровней развития в процессе овладения ими универсальными способами действий и способами деятельности, что являются специфическими для изучаемых предметов.
Реализация исследовательского подхода в образовательном процессе требует совершенно новой его организации на основе планирования совместной деятельности учащихся и учителя. В исследованиях многих психологов и педагогов отмечается, что умение сотрудничать, оригинальность мышления, а также творческие навыки школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, особенно в той, которая имеет исследовательскую направленность. Это является актуальным для учащихся начальной школы, ведь в данном возрасте учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей младшего школьника. Такое качество личности, как исследовательский интерес, особенно свойственен ребенку, который только приходит в школу [19].
Исследовательская деятельность — это вид интеллектуально-творческой деятельности, которая осуществляется на основе исследовательского поведения и поисковой активности. Процесс осуществления такой деятельности включает в себя анализ учебной ситуации (проблемы, задачи), прогнозирование будущих и анализ полученных результатов, реализации и моделирования учебных действий, а также коррекцию исследовательского поведения.
Поисковая активность появляется в результате нестандартной ситуации, которая требует решения, она может быть направлена на изменение проблемной ситуации или своего отношения к ней. Такой процесс лежит в основе исследовательского поведения. Главным признаком нестандартной ситуации является активизация поисковой активности, потому что возникает объективная невозможность удовлетворить потребности личности привычными, автоматизированными способами.
Психологи рассматривают исследовательское поведение в качестве проявления жизненной активности, которая выполняет функцию развития. В контексте исследовательского поведения творчество человека выступает наиболее ярким ее проявлением. Мир меняется очень быстро, и это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения. В связи с этим актуализируется роль развития умений и навыков младших школьников, в частности в развитии исследовательских умений [33, с. 31]. Эти умения необходимы каждому человеку.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Каждый здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать традиционно рассматривают, как важные черты детского поведения.
Исследовательская активность — это естественное состояние ребенка. Именно такое внутреннее стремление к познанию путем исследования вызывает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательское обучение формирует у обучающихся способность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательский метод обучения — это организация поисковой познавательной деятельности детей с помощью постановки педагогом практических и познавательных задач, требующих самостоятельного творческого решения. С помощью данного метода учеников привлекают к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.
Выполнение исследовательских работ в сравнении с другими формами учебной деятельности позволяет наиболее эффективно и постепенно производить переход от традиционного подхода в обучении к прогрессивному, новому обучению. Именно исследовательский подход в обучении нацелен на развитие таких универсальных способностей и компетенций младших школьников, как:
способность к самообучению;
навыки ориентироваться в информационных потоках;
умение видеть, решать и понимать ту или иную проблему.
Обучение путем исследования в современной педагогической практике рассматривают в качестве одного из эффективных способов познания мира, который окружает ребенка. Важно именно в начальной школе создать условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Основу исследовательской деятельности составляют:
развитие познавательных навыков и умений учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение конструировать самостоятельно свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
С учетом срока обучения в начальной школе и важности отдельных способов деятельности для детей младшего школьного возраста, возникает необходимость выделения группы таких действий, которые являются важнейшими, незаменимыми в структуре каждого исследовательского умения и доступными для усвоения материала на начальном этапе обучения. Аккумулируя исследования ученых, передовой педагогический опыт и собственные разработки, можно выстроить систему формирования исследовательских умений по следующим направлениям:
1) умение осознавать проблему. Нельзя требовать от детей, чтобы они, начиная исследование, четко сформулировали ту или иную проблему. Сама формулировка проблемы зачастую возникает только тогда, когда проблема уже решена. Не нужно требовать ясной формулировки проблемы, четкого определения цели. Достаточно лишь ее общей приблизительной характеристики; умение задавать вопросы. В самом процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Он нацеливает мышление ребенка на получение ответов и так вызывает потребность в познании;
2) умение выдвигать гипотезы. Гипотезой называют предположение, которое доказано логически и не подтверждено опытом;
3) умение давать определения понятий. Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, которые ему принадлежат. Цель определения — это уточнение содержания понятий. Приемы определения понятий: описание, характеристика, сравнение.
4) умение классифицировать. Классификация — это операция распределения понятий по каким-то определенным признакам;
5) умение наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, который характеризуется целеустремленностью. Для того чтобы исследование стало возможным, нужно иметь наблюдательность;
6) навыки и умения проводить эксперименты. Эксперимент — это важный метод исследования. Каждый эксперимент требует проведение любых практических действий с целью сравнения и проверки;
7) умение высказывать суждения и делать умозаключения. Суждение — это высказывание о явлениях или предметах, которое складывается из отрицания или утверждения чего-либо;
8) умение делать выводы;
9) умение составлять тексты.
Навыки исследовательской деятельности формируются постепенно.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как умения:
— классифицировать;
— обобщать;
— отбирать все возможные варианты решения;
-составлять программу действий своей работы;
— рассматривать объект с разных точек зрения;
— сравнивать различные объекты;
— составлять задачи по предложенной теме;
— осуществлять самоконтроль.
Исследовательская деятельность дает детям возможность насладиться радостью своего открытия. Многие педагоги и психологи отмечают важность исследовательского поведения для развития и саморазвития личности. Постоянным стимулом для развития умственных способностей младших школьников является их природная любознательность. Если в процессе обучения отсутствует поисковая активность, то это может стать причиной неспособности личности решать нестандартные ситуации [26].
В своей статье «Учебная среда как фактор стимулирования исследовательской деятельности младших школьников» А.Я. Савченко отмечает, что развивающее влияние учебной среды становится более заметным при условии, когда дети вступают с ней в активный познавательный контакт, который приобретает продуктивное взаимодействие [43].
В начальной школе исследовательская деятельность является широкой по содержанию и разноуровневой по типу познания, иными словами осуществляется теоретически и практически. Младший школьник проявляет исследовательскую позицию по-разному: при наблюдении и проведении опытов в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании изделия, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и тому подобное. Сильная исследовательская позиция постепенно влияет на отношение ребенка и к обучению, и к повседневному стилю жизни. В таком случае можно говорить, что у него развивается исследовательское поведение, которое ярко проявляется в любой среде [22].
В развитии ключевой компетентности «умение учиться» приоритетное значение имеет система общеучебных умений и навыков для 1 — 4 классов. На сегодняшний день принципиальным является то, что к ним также относятся умения учащихся: работать с учебным оборудованием, выполнять элементарные исследования, участвовать в различных видах проектной деятельности, моделировать и прогнозировать результаты, выражать рефлексивные суждения, работать с различными источниками информации и воспроизводить ее с элементами логической обработки и тому подобное.
По мнению А.И. Савенкова, в процессе участия в исследовательской деятельности, для наибольшей результативности проводимой работы, учащиеся должны обладать следующими умениями:
— умение видеть проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение наблюдать;
— умение проводить эксперименты;
— умение давать определения понятиям и др. [42].
Естественное стремление ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира лежит в основе исследовательского подхода к обучению. Формирование готовности и способности ученика самостоятельно, творчески овладевать новыми способами деятельности — является целью исследовательского обучения.
Цель учителя начальной школы в контексте реализации исследовательского подхода заключается в создании условий для полноценного формирования и развития исследовательских умений младших школьников в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности. Достижение цели обеспечивается решением задач, которые стоят перед учителем:
1) развивать у учащихся навыки и умения логически и творчески мыслить;
2) знакомить их с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании;
3) учить грамотно оформлять свою работу;
4) учить использовать ИКТ, формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Таким образом, исследовательская деятельность — вид интеллектуально-творческой деятельности, осуществляемой на основе поисковой активности и исследовательского поведения. Исследовательские умения младших школьников имеют свои специфические характеристики и особенности: у детей недостаточно сформировано произвольное внимание, но несмотря на это в данном возрасте они стремятся узнавать что-то новое, осуществлять поиск, добывать информацию, исследовать. С психологической точки зрения младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития исследовательских умений. Учащиеся лучше усваивают новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав или потрогав. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как умения: классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль.
Младший школьник проявляет исследовательскую позицию по-разному: при наблюдении и проведении опытов в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании изделия, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и тому подобное.
К основным задачам учителя при формировании исследовательских умений детей, можно отнести следующие: развивать у учащихся навыки и умения логически и творчески мыслить; знакомить их с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании; учить грамотно оформлять свою работу; учить использовать ИКТ, формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.