Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………6
1.1 Сущностные основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6
1.2 Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.…………………………….……………………………………29
2.1 Диагностика исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Разработка и реализация проекта по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….50
Введение:
Актуальность исследования. Высокая информатизация современного общества, оперативное обновление научных знаний, рост темпа жизни, беспрерывное реформирование системы образования на всех ее ступенях приводят к тому, что невозможно точно предсказать, какие знания и умения будут наиболее востребованы через несколько десятилетий. В связи с этим подготовить ребенка к получению образования и будущей профессиональной деятельности, снабдив его некими универсальными, не устаревающими знаниями на данный момент не представляется возможным. Однако способность действовать в нестандартной ситуации, делать собственные выводы на основе наблюдений, обобщать отрывочные данные для выявления тенденций, проверять свои предположения опытным путем – то есть все те умения, что ребенок приобретает в ходе исследовательской деятельности, – позволят сформировать личность, готовую динамично изменяться и своевременно адаптироваться к любым условиям жизни.
Развитие исследовательских умений обеспечит старшего дошкольника способностью находить способы преодоления различных затруднений, выходить из нестандартных ситуаций, подготовит как к самостоятельной жизни в общем смысле, так и к предстоящему обучению в школе – первому шагу к этой самостоятельности. Именно участие в исследовательской деятельности позволяет ребенку постигать новое, т.к. дает возможность проводить собственные эксперименты и наблюдения, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, что гораздо эффективнее получения уже добытых кем-то знаний в «готовом виде». Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе детского сада.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нельзя не отметить, что соблюдение баланса между самостоятельной исследовательской активностью дошкольника и соблюдением требований безопасности, поиск компромисса между свободой детского выбора и обеспечением соблюдения стандартов образования, санитарных норм, требований и указаний руководства дошкольного образовательного учреждения содержит в себе определенные сложности, недостаточно разработанные в теоретико-методологической литературе. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Научная разработанность проблемы. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым, обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей:
— расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева);
— становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова, Г.И. Щукина);
— развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко, Н.А. Короткова);
— развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова);
— становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель).
Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Объект исследования – развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что организация проектной деятельности может стать эффективным способом развития таких начальных исследовательских умений у дошкольников как:
— умение планировать свои действия;
— умение выполнять исследование;
— умение представлять продукты исследовательской деятельности на основе рефлексии, т.е. рассказывать о выполненном исследовании.
Задачи исследования:
1. Изучить механизмы развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать проектную деятельность как средство формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать проект по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
— теоретические методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, обобщенных данных, представленных в педагогической, психологической и методической литературе, изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов дошкольных образовательных организаций;
— эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование;
— педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов:
— для оптимизации работы воспитателей ДОО по развитию у воспитанников начальных исследовательских умений в рамках проектной деятельности;
— в целях самообразования родителями, воспитывающими детей-дошкольников.
База исследования – Центр развития ребенка – детский сад №5 Щелковского муниципального района Московской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
Исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребёнка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.
Отдельные аспекты организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста выступали в качестве предмета исследования у целого ряда ученых. Так, исследования О.В. Афанасьева, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, А.И. Савенков, Н.Н. Совгир, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков были посвящена рассмотрению возможностей организации исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены сущностные основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
— были рассмотрено формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста;
— была проанализирована проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
— была выполнена диагностика исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста;
— был разработан и реализован проект по формированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста;
— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что организация проектной деятельности может стать способом развития таких начальных исследовательских умений у дошкольников как умение планировать свои действия; умение выполнять исследование; умение представлять продукты исследовательской деятельности на основе рефлексии, т.е. рассказывать о выполненном исследовании.
В заключение сформулируем рекомендации воспитателям по стимулированию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста:
1) Организовывать простые, непродолжительные по времени исследования, доступные детскому сознанию.
2) Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
3) Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
4) Необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых еще не сформировались умения (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
5) В работе с детьми нужно стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что исследовательская деятельность – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
6) Обеспечивать условия для детской исследовательской деятельности: создать развивающую предметную среду, оборудовав «Центр науки» или «Мини-лабораторию» в группе.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1.1 Сущностные основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Познавательная деятельность дошкольника заключается в сознательной деятельности субъекта, нацеленной на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательная деятельность реализуется ребенком посредством психических процессов, входящих в его познавательную сферу. Познавательная сфера – это сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Познавательная сфера ребенка представлена комплексом таких психических процессов как: восприятие, ощущение, память, речь, воображение и мышление. Рассмотрим эти позиции более подробно.
Процесс познания окружающего мира дошкольником осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды дошкольник получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств [4].
Ощущения являются источником знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
— рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
— проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
— корковых проекционных зон головного мозга [25].
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).
Г.И. Щукина [50] понимает под познавательной деятельностью процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых, либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания.
Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Функциональное назначение познавательной деятельности:
— вооружает знаниями умениями и навыками;
— содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей;
— развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
— выявляет и реализует потенциальные возможности детей;
— приобщает к поисковой и творческой деятельности [40].
Таким образом, резюмируя сказанное, необходимо отметить следующее. Познавательная деятельность заключается в активном приобретении развитии знаний с помощью познавательных процессов – восприятия, ощущения, памяти, речи, воображения и мышления. Значение познавательного развития в процессе формирования личности старшего дошкольника нельзя переоценить. Это связано с тем, что процессы сознания развиваются именно под влиянием познавательной активности. По мнению Г.И. Щукиной [50], познавательная активность дошкольника, которая осуществляется в процессе игры, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Отдельного внимания заслуживает понятие «познавательная активность».
Как показал анализ психологической литературы, все попытки ученых (начиная с 1915 года) «расщепить» феномен познавательной активности на составляющие – отдельные психические процессы, не увенчался успехом.
Данные проведенного теоретического анализа свидетельствуют о том, что и в современных психолого-педагогических исследованиях о новых механизмах формирования познавательной активности дошкольника, ученые делают попытки выделить составные части этого феномена, что, как показывает практика, не дает желаемого результата. Такое разделение представляет собой не отдельные стороны познавательной активности, а в лучшем случае, мотивы тех или иных действий дошкольников.
Психологи утверждают, что познавательная активность формируется и развивается в деятельности и, как свидетельствуют теоретические исследования и практика, влияние на его формирование оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность – характер, процесс, результат.
На этой основе ряд ученых (Б.Г. Скоморовский и А.В. Фурман [46], Г.И. Щукина [50] и др.) сделали попытки условно разделить последовательные стадии развития познавательной активности ребенка.
Так, Г.И. Щукина [50] выделяет четыре стадии:
— любопытство;
— любознательность;
— познавательный интерес (активный);
— теоретический интерес [50].
Кратко рассмотрим каждую из стадий:
Любопытство – элементарная, эмотивная стадия избирательного отношения учащегося к учению, вызванная занимательностью ситуации или предмета. Она не обнаруживает подлинного отношения к познанию, но может служить начальным толчком к выявлению познавательной активности.