Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Выразительность речи как предмет исследования в современной науке 8
1.2. Психологические особенности формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста 16
1.3. Игры драматизации как одно из средств формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВОМ ИГР ДРАМАТИЗАЦИИ 32
2.1. Диагностика интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание и методика формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации 41
2.3. Результаты уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Литература 64
Приложения 70

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и выражения мыслей. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь является каналом развития интеллекта. Раннее освоение речи обеспечивает легкое и полное усвоение знаний. Формирование речи ребенка во многом зависит от его речевой практики, которая начинается с момента его рождения, а также от его речевого окружения, социального статуса окружающих его взрослых.
Речь формируется от момента зарождения до конца жизни человека параллельно с его физическим и умственным развитием, а также служит показателем его общего развития и не является врожденной способностью. В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где гаджеты заменили живое общение взрослых между собой и с детьми. Неблагополучная наследственность, экология нашего мира, социальные факторы сказываются на развитии речи дошкольников. В связи с этим речь детей не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, словарный запас очень беден и т. д.
Дошкольный возраст является периодом активного освоения детьми разговорного языка, развития всех его сторон и поэтому педагоги дошкольного образования должны со всей ответственностью подойти к этой проблеме. Качественной характеристикой речи является выразительность, именно поэтому она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, насыщена выразительными особенностями. Под влиянием эмоций легко и непринужденно появляются средства речевой выразительности.
Выразительность речи не только обеспечивает развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности посредством выражения речи. Эта проблема отражена в исследованиях многих школьных психологов: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Т.Н. Доронова, Е.Г. Чурилова. Но следует отметить, что эти исследования учитывают только определенные характеристики выразительности речи и определенные аспекты ее формирования, не принимая во внимание ее интегративный характер.
В поиске решения проблемы формирования интонационной выразительности речи мы решили использовать средства игр-драматизаций. Игры-драматизации являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной, выразительной речи. Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарный запас, разговорную речь, способствуют нравственному и эстетическому воспитанию, решают многие насущные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативные качества личности, развитие воображения, воображения, инициативы, эмансипации и т. д.
Системные исследования особенностей использования средств игр-драматизаций в формировании интонационной выразительности речи детей отсутствуют, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида игр в коррекционную работу с дошкольниками (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста интонационной выразительности речи и недостаточным использованием средств игр-драматизаций для решения данной задачи в образовательном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности средств игр-драматизаций в формировании интонационной выразительности речи детей 5-6 лет?
Актуальность, противоречия и проблема определили тему исследования: «Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности формирования интонационной выразительности речи средствами игр-драматизаций.
Задачи исследования:
1. Изучить выразительность речи как предмет исследования в современной науке.
2. Рассмотреть психологические особенности формирования выразительной речи у дошкольников.
3. Выявить особенности инсценировки игры как одного из средств формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
4. Диагностировать интонационную выразительность речи детей дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание и методологию формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников с помощью инсценировочных игр.
6. Проанализировать результаты уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи детей 5-6 лет с будет эффективным, если:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы. У старших дошкольников развитие речи достигает очень высокого уровня. Овладейте правильным произношением звуковой, выразительной и эмоциональной речи. Детские высказывания становятся более значимыми, точнее, более выразительными. Они используют различные средства интонации: ритм речи, ритм речи, логический стресс.
Основными направлениями развития речи дошкольников являются:
 диалогическая и монологическая речь;
 развитие речевого творчества, выразительности речи;
 развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
 подготовка к чтению, чтение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дошкольный возраст — это период интенсивного личностного развития, для которого характерно формирование у ребенка уверенности в себе и творческой индивидуальности в различных видах деятельности.
Выразительность языка в человеке может быть подчеркнута только тем, что его с детства привлекает речь перед аудиторией. Вопрос о воспитании интонационного языка выражения связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее язык ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его или ее отношение к содержанию языка. Выразительный язык дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Развитие ритма и интонации — это не только проблема улучшения выразительности самого языка: богатый ритмический язык способствует общему умственному развитию ребенка и способствует обучению.
Драматизирующие игры в дошкольных образовательных учреждениях могут оказать большую помощь. Он оказывает большое влияние на развитие зрительных, последовательных, компетентных, эмоциональных и содержательных детских речей, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и различных качеств личности — независимости, инициативы, эмоциональности.
В практической части нашей работы была описана работа по формированию интонативной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Первым этапом практической части нашего исследования было проведение диагностического исследования навыков, которые мы выделили. В ходе него были получены следующие результаты: низкий уровень – 4 детей (20 %), средний уровень – 11 детей (45%), высокий уровень – 5 детей (25%). На основе анализа проведенного диагностического исследования нами был разработан и описан комплекс педагогических мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс включает в себя следующие направления:
 комплекс игр-драматизаций для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
 занятия по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста;
 создание развивающей предметно – пространственной среды для театральной деятельности;
 активное взаимодействие с родителями воспитанников по совершенствованию и систематизированию знаний о роли театрализованной деятельности в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Ряд реализованных мер оказался эффективным для развития интонационного выражения языка у детей дошкольного возраста. Для формирования выразительности языка мы использовали различные логорифмические упражнения, все упражнения выполнялись в игровой форме, поскольку игра является одним из самых доступных и понятных для детей методов.
Благодаря систематическим упражнениям, детский язык стал более выразительным и эмоциональным.
Например, процесс построения интонационной выразительности языка с помощью игр драматизации будет более успешным у старших дошкольников, если работа по организации игр драматизации строится с учетом индивидуальных психологических и образовательных характеристик и с использованием эффективных методов развития интонационной выразительности языка у детей старшего дошкольного возраста. стать старым.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса игр-драматизаций, который можно использовать не только в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях семейного воспитания с целью развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и гармоничного развития личности в целом.
Исходя из итогов исследования характеристик интонационной выразительности, мы можем сделать вывод о том, что самыми трудными для детей стали задания на формирование темпа речи, потому что данные задания подразумевают в своей сути одновременную реализацию движений и речи. Таким образом, динамика, которая произошла в сформированности интонационной выразительности, доказывает эффективность проведенной нами работы и правильности гипотезы.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и выражения мыслей. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь является каналом развития интеллекта. Раннее освоение речи обеспечивает легкое и полное усвоение знаний. Формирование речи ребенка во многом зависит от его речевой практики, которая начинается с момента его рождения, а также от его речевого окружения, социального статуса окружающих его взрослых.
Речь формируется от момента зарождения до конца жизни человека параллельно с его физическим и умственным развитием, а также служит показателем его общего развития и не является врожденной способностью. В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где гаджеты заменили живое общение взрослых между собой и с детьми. Неблагополучная наследственность, экология нашего мира, социальные факторы сказываются на развитии речи дошкольников. В связи с этим речь детей не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, словарный запас очень беден и т. д.
Дошкольный возраст является периодом активного освоения детьми разговорного языка, развития всех его сторон и поэтому педагоги дошкольного образования должны со всей ответственностью подойти к этой проблеме. Качественной характеристикой речи является выразительность, именно поэтому она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, насыщена выразительными особенностями. Под влиянием эмоций легко и непринужденно появляются средства речевой выразительности.
Выразительность речи не только обеспечивает развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности посредством выражения речи. Эта проблема отражена в исследованиях многих школьных психологов: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Т.Н. Доронова, Е.Г. Чурилова. Но следует отметить, что эти исследования учитывают только определенные характеристики выразительности речи и определенные аспекты ее формирования, не принимая во внимание ее интегративный характер.
В поиске решения проблемы формирования интонационной выразительности речи мы решили использовать средства игр-драматизаций. Игры-драматизации являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной, выразительной речи. Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарный запас, разговорную речь, способствуют нравственному и эстетическому воспитанию, решают многие насущные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативные качества личности, развитие воображения, воображения, инициативы, эмансипации и т. д.
Системные исследования особенностей использования средств игр-драматизаций в формировании интонационной выразительности речи детей отсутствуют, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида игр в коррекционную работу с дошкольниками (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста интонационной выразительности речи и недостаточным использованием средств игр-драматизаций для решения данной задачи в образовательном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности средств игр-драматизаций в формировании интонационной выразительности речи детей 5-6 лет?
Актуальность, противоречия и проблема определили тему исследования: «Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности формирования интонационной выразительности речи средствами игр-драматизаций.
Задачи исследования:
1. Изучить выразительность речи как предмет исследования в современной науке.
2. Рассмотреть психологические особенности формирования выразительной речи у дошкольников.
3. Выявить особенности инсценировки игры как одного из средств формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
4. Диагностировать интонационную выразительность речи детей дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание и методологию формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников с помощью инсценировочных игр.
6. Проанализировать результаты уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи детей 5-6 лет с будет эффективным, если:

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Выразительность речи как предмет исследования в современной науке
Выразительность речи является коммуникативным качеством, проявляющимся в соотношении «речь – сознание» [1, с. 12]. Это связано со всеми лингвистическими средствами: интонационная палитра, лексическое богатство и т. д. Среди выразительных условий речи выделяются: самостоятельное мышление, интерес автора к определенной теме общения, глубокое и глубокое знание его родного языка, культуры, истории и т. д. Выразительность речи — это фактор, который во многом определяет интерес слушателей к сообщению на протяжении всей его реализации.
Условно выразительность можно разделить на две категории: информативная (логически-предметная / логически-концептуальная) и эмоциональная (чувственное выражение / воздействие) [44, с. 45]. Выразительный язык значительно усиливает воздействие на ребенка. Он привлекает и поддерживает свой интерес, а также удовлетворяет свой эстетический смысл в области языка.
Выразительность языка как особого компонента языковой культуры рассматривалась во многих языковых исследованиях. Среди исследователей Н.Д. Арутюнов, Л.А. Введенская, О.Я. Гойхман, Л.А. Горбушин, О.С. Иссерс, Л.А. Киселев, Е.С. Кубрякова Д.И. Розенталь, Г.Я. Солганика, И.А. Стернин и многие другие.
Выразительность языка может быть достигнута с помощью различных средств, из которых можно выделить следующие:
 выдвижение;  использование нераспространенных языковых средств;  книжная и народная афористика;
 лаконичность;
 нестандартная сочетаемость лексем;
 отбор фактов;
 ритм;
 специальные средства выразительности (тропы и фигуры речи);
 экспрессивный фонд речи и языка [39, с. 19].
Все компоненты, которые имеют лингвистическую и словесную реальность, могут служить цели достижения выразительности. Это потому, что даже нейтральная единица может приобрести выразительность, находясь под влиянием специфической среды и положения. Кроме того, выразительность высказывания может быть достигнута благодаря конкретной текстовой или дискурсивной организации языкового материала.
Объем использования определенного текста, а также цель его создания определяют выбор определенных средств выражения из Универсального языкового фонда. Таким образом, существуют давние традиции в некоторых типичных классах различных текстов. Например, информативность научного текста может быть достигнута путем номинации, обилия синтаксического замысла, использования метафор и различных сравнений, лаконичности важнейших положений и выводов [40, с. 65]. Однако в то же время характеристики, содержащие эмоциональность и оценку, а также эпитеты (за редким исключением) являются чертами, совершенно не характерными для языка науки. Что касается разговорных средств, то они используются крайне избирательно.
Более того, одним из факторов, определяющих специфику подбора выразительных средств, является индивидуальность конкретного автора [12, с. 48]. Автор имеет возможность выбрать такие средства выражения и методы, которые полностью соответствуют его конкретному плану, а также воспитанию, образованию и даже характеру.
Ранее мы обнаружили, что существует два типа выразительности языка. Информационное или логическое разнообразие очень характерно для более строгих функциональных стилей (научных). Эмоциональная выразительность, в свою очередь, характеризуется его влечением к чувствам реципиента и поэтому находит наиболее яркое проявление в разговорной, публицистической и художественной речи. В рамках эмоциональной выразительности уместно выделить изобразительность. Под этим понятием подразумевается создание образов средствами языка и речи. Обе разновидности выразительности могут быть реализованы двумя основными способами – открытым и скрытым [39, с. 63].
Первый способ имеет связь с использованием разнообразия интонационных и лексических средств выразительности, а также с некоторыми внешними приемами. Второй способ подразумевает использование грамматических средств, лаконичности, а также особое размещение акцентируемого материала в конкретном тексте [13, с. 29].
Выразительность выявляется на разных уровнях языковой системы: выразительные средства фонетики; интонационные средства выразительности; выразительные средства лексики и фразеологии; выразительные словообразовательные средства; выразительные средства синтаксиса.
К выразительным средствам фонетики относится аллитерация – прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте.
Выразительным средством является интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи
Непосредственно тон может помочь понятно и четко показать идею, кроме того, донести до слушателя и собеседника нужную информации. Человек обязан обладать тональным обилием стиля, который важен не только лишь с целью развития культуры выступления, но и с целью культуры

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы