Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагог начальных классов

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы формирования информационных умений у младших школьников 7
1.1 Понятие и виды информационных умений 7
1.2 Самостоятельная работа как педагогическая технология формирования информационных умений у младших школьников 26
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы 37
2.1 Выявление уровня сформированности информационных умений у учащихся 37
2.2 Программа формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1……………………………………………………………………..65
Приложение 2……………………………………………………………………..69

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Практически любая деятельность человека предполагает в своем содержании получение и передачу информации. В современном обществе, которое нередко называют еще «информационным обществом», значимость полноценного получения и своевременной передачи информации становится очевидна. Средства для информационного обмена постоянно совершенствуются, а привычка их использования формируется у населения, особенно у детей, которые не представляют времени, когда человечество обходилось без компьютерных гаджетов. Поэтому именно подрастающее поколение нуждается в новом подходе к обучению, предполагающем, с одной стороны, методическую поддержку в усвоении способов переработки и передачи информации, а, с другой стороны, использование в этом процессе современных технологических возможностей.
Отечественная образовательная система претерпела за последние годы значительную трансформацию, что обусловлено внедрением федерального государственного образовательного стандарта, определившего планируемый результат образования для всех школьных звеньев.
Одной из основных целей школьного образования во все времена была подготовка ребенка к жизни в обществе. Настоящей этап общественного развития отличается высокой информатизацией и глубокой компьютеризацией всех сфер общественной жизни. В связи с этим современная школа должна подготовить ребенка к жизни в обществе с постоянно растущим объемом информации, непрерывно теряющей свою актуальность и сменяющейся новыми данными. Основной концепт образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, предполагает обеспечение «образования для будущего», что и обуславливает потребность формирования и развития информационных умений учащихся, начиная с начальной школы.
Вопросы формирования информационных умений интересовали таких ученых как: Ю.К. Бабанский, Г.И. Батурина, А.Е. Давыдов, А.Е. Дмитриев, В.Н. Зайцев, Н.И. Запорожец, И.Д. Зверев, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, B.C. Цетлин.
Проблемы самостоятельности личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон, Р. Сирс, Э. Диси и Р. Райян), и отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.К. Котырло, А.Н. Леонтьев, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Циринг, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.
Объект исследования: процесс формирования информационных умений младших школьников.
Предмет исследования: формирование информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть понятие и виды информационных умений.
2. Изучить самостоятельную работу как педагогическую технологию формирования информационных умений у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности информационных умений у учащихся.
4. Составить и внедрить программу формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.
5. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение;
— индукция и дедукция;
— тестирование;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических основ и методических аспектов формирования информационных умений младших школьников. Эти материалы могут быть использованы педагогами начального звена в процессе профессиональной деятельности, студентами, педагогами, повышающими свою квалификацию и специалистами, занимающимися разработкой схожей научно-методической проблематики.
Базой опытно-экспериментальной работы явилось МОУ «Лицей № 26» г. Саранска (Республика Мордовия). В качестве испытуемых выступили учащиеся 3 «В» класса в составе 29 учащихся.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком использованных источников
Первая глава – Теоретические основы формирования информационных умений у младших школьников – носит теоретический характер. В рамках этой главы раскрываются такие вопросы как понятие и виды информационных умений; самостоятельная работа как педагогическая технология формирования информационных умений у младших школьников.
Вторая глава – Опытно-экспериментальная работа по формированию информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы – носит практический характер. В рамках этой главы изучались такие аспекты как: выявление уровня сформированности информационных умений у учащихся; программа формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема формирования и развития информационных умений особенно актуальной становится, несомненно, в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка.
С появлением государственных стандартов нового поколения, в которых отмечается, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией, возникает проблема формирования и развития информационных умений на высоком уровне.
Учитывая психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста, процесс совершенствования информационных умений предполагает большую самостоятельность в решении возникающих проблем, происходит изменение форм взаимодействия учеников с учителями: учитель уже не выступает для ученика единственным источником информации, а превращается в посредника, облегчающего ее получение. Как следствие, в организационных формах работы увеличивается доля самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, работы творческого, поискового и исследовательского характера.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены понятие и виды информационных умений;
— была изучена самостоятельная работа как педагогическая технология формирования информационных умений у младших школьников;
— был выявлен уровень сформированности информационных умений у учащихся;
— была составлена и внедрена программа формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы;
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы формирования информационных умений у младших школьников

1.1 Понятие и виды информационных умений

В «Примерных программах начального общего образования» [42], Федеральных образовательных стандартах [50] второго поколения большое значение уделяется развитию «информационной грамотности» в начальных классах.
«Информационная грамотность» понимается как комплекс умений работы с информацией. «Информационную грамотность» запрещается объединять исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Представление информации во всевозможных источниках (книгах, аудио- и видеоносителях, компьютерах, человека как информатора, натурального объекта общественного мира как предмета исследования и восприятия) не дает ребенку ориентира в информационном исследовании. Эти основные приемы опираются на конкретные умения, которые не могут быть:
— на этапе совершения учебной задачи – это умения сформировать, осознать, вычленить информационный запрос, умение найти нужный источник информации и дать оценку адекватности источника по имеющемуся вопросу.
— на этапе поиска информации – умение результативно работать с любыми имеющимися источниками: последовательно и точно наблюдать, и получать познавательную информацию от старших школьников и сверстников, получать информацию из печатных источников;
— во время отбора информации – умение исключать основное от ведущего, структурировать и менять общий текст учебной задачи;
— на этапе сохранения информации – использование памяти учащимся должно быть осознанное и результативное использование школьником в диапазоне памяти и способности выбора информации, как для длительного, так и для недолгого сохранения [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы