Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование гражданской позиции юных петербуржцев средствами художественно- выразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирование гражданской позиции подростков средствами художественно- выразительной деятельности 7
1.1. Особенности формирования гражданской позиции подростков 7
1.2. Художественно-выразительная деятельность: сущность, основные понятия 12
1.3. Художественно-выразительная деятельность как средство формирования гражданской позиции подростков 16
Вывод по Главе 1 21
Глава 2. Реализация проекта «Звездный двор» на базе Дома культуры «Богатырский, 52» 22
2.1. Характеристика Дома культуры «Богатырский, 52» 22
2.2. Анализ предпочтений подростков в сфере досуга, формирования гражданской позиции, художественно-выразительной деятельности по формированию гражданской позиции юных петербуржцев 12-14 лет 24
2.3. Исследование деятельности по формированию гражданской позиции подростков средствами художественно- выразительной деятельности 27
2.4. Проект создания цветника во дворе дома № 3 33
Вывод по Главе 2 43
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение 52
Введение:
Актуальность исследования. В современное время в условиях переоценки ценностей и смены идеологических позиций формирование гражданской позиции детей школьного возраста представляется направлением приоритетным и достаточно сложным. Следует отметить, что социальный заказ государства в области образования как основного, так и дополнительного направлен непосредственно на формирование образованной личности, нравственной, готовой к самостоятельному принятию решений. Такой человек способен к сотрудничеству и осуществлению межкультурного взаимодействия, обладающий активной гражданской позицией. Данное находит свое подтверждение в следующих нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентской программе «Дети России» и др., а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Проблема исследования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование гражданского пространства, формирование условий для проявления гражданской позиции, взаимодействия различных институтов воспитания являются в настоящее время основным направлением политики в области дополнительного образования. Таким образом подтверждается необходимость рассмотрения проблемы гражданственности на методическом уровне.
Исходя из логики новых стандартов образования, страна нуждается в творчески активных личностях, которые имеют свою гражданскую позицию, умеют принимать самостоятельные решения и могут нести ответственность за свои поступки. Сущность гражданского образования посредством художественно-выразительной деятельности заключается в том, чтобы сформировать гражданскую позицию, выражающую стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, а также патриотической и интернациональной сознательности, что реализует творческие возможности детей.
Что касается Санкт-Петербурга, следует отметить, что это, прежде всего, культурная столица страны, город исторического и гражданственного значения, поскольку именно здесь формировались идеалы человеческой личности. Отсюда, актуальность и направленность темы исследования обусловила выбор темы дипломной работы:
«Формирование гражданской позиции юных петербуржцев средствами художественно- выразительной деятельности»
Объект представленного исследования – формирование гражданской позиции у юных петербуржцев в возрасте 12-14 лет.
Предметом исследования является разработка проекта на формирование гражданской позиции детей «Звездный двор»
Цель работы заключается в выявлении педагогических и методических условий формирования гражданской позиции детей, посещающих Дом культуры.
Исходя из поставленной цели, рационально выделить ряд задач:
1. Изучить особенности формирования гражданской позиции детей.
2. Рассмотреть художественно-выразительную деятельность как средство формирования гражданской позиции.
3. Проанализировать специфику и направления деятельности Дома культуры «Богатырский,52».
4. Представить организацию подготовительной деятельности по формированию гражданской позиции юных петербуржцев 12-14 лет.
5. Реализовать проект создания цветника во дворе дома №5.
Гипотеза представленного исследования заключается в том, что патриотическое воспитание детей происходит непосредственно в процессе самовыражения и самоидентификации каждого ребенка с родным краем, городом, что и формирует гражданскую позицию.
Методологическая база исследования. Проблема формирования гражданской позиции на сегодняшний день, действительно, занимает значимое место в различных педагогических исследованиях. Так, в исследованиях Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Г. Асмолова, Б.З. Вульфова, Н.Д. Никандрова, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, Б.Т. Лихачева и других авторов уделяется особенное внимание становлению гражданина как такового.
Психолого-педагогический аспект становления гражданской позиции личности изучали отечественные исследователи: Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, В.И. Слободчиков и зарубежные исследователи: К. Роджерс, Дж. Патрик, С. Шехтер, Э. Фромм и другие. Кроме того, аспекты гражданской позиции рассматриваются в трудах Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелик, А.Ю. Лазебниковой, Я.В. Соколова, Р.И. Хмелюк, Л.К. Фомичевой, Ю.А. Маринкиной, А.Ф. Шалич и других исследователей.
Степень изученности проблемы. Представленные исследования внесли значимый вклад в теорию и практику формирования гражданской позиции детей школьного возраста. Тем не менее, аспекту формирования гражданской позиции детей в процессе художественно-выразительной деятельности уделяется в настоящее время недостаточно внимания, чем, собственно, и обусловлена новизна исследуемой проблемы.
База исследования: Дом культуры «Богатырский, 52», Санкт-Петербург.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
— теоретический анализ (изучение философской, педагогической, исторической и социально-психологической литературы, документов и материалов по проблеме исследования);
— педагогический эксперимент, включающий методическую организацию педагогической деятельности; анализ результатов творческой деятельности школьников.
Методика и организация исследования.
1. Теоретико-аналитический этап.
2. Диагностический этап.
3. Проективный этап.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении значимости художественно-выразительной деятельности в условиях формирования гражданской позиции детей 12-14 лет.
Практическая значимость данного исследования заключается в реализации проекта, направленного на формирование гражданской позиции детей 12-14 лет, что может впоследствии использоваться как методическая разработка по организации деятельности, направленной на формирование гражданской позиции детей в условиях Дома культуры.
Структура исследования отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
В решении поставленных задач нами были изучены особенности формирования гражданской позиции и национального самосознания подростков. Мы сделали вывод о том, что формированию активной гражданственной позиции подростков способствует развитию патриотизма, что способствует развитию ценностных ориентаций личности, обуславливая тем самым самоидентичность народа и гражданского общества в целом.
Отсюда представляется значимость социальной деятельности, в ходе которой происходит развитие личности. Следовательно, значимая социально-проектная деятельность проецирует рад условий для социализации и воспитания у подростков активной гражданской позиции и гражданской ответственности, патриотизма.
Художественно-выразительная деятельность, в то же время, определяется как процесс самоуважения личности тем или иным способом. Причем, область творческой деятельности в данном аспекте достаточно велика.
Художественно-выразительная деятельность как развитие у подростков активной гражданской позиции и гражданской ответственности, патриотизма происходит достаточно эффективно, поскольку в процессе реализации творческой детальности происходит запоминание зрительных образов, смысловых основ.
Следовательно, художественно-выразительная деятельность благоприятно воздействует на воспитание гражданственности у подростков.
Дом культуры «Богатырский,52» является уникальным современным учреждением, который реализует передовые программы обучения, воспитания и развития. В Доме культуры имеется большое количество направлений для творческой самореализации подростков.
В ходе подготовительного этапа к проекту «Звездный двор» первоначально был проведен опрос среди подростков на тему того, как они проводят свой досуг. По результатам опроса было выявлено, что подростки очень любят проводить время на территории Дома культуры «Богатырский, 52», поскольку здесь сформирован круг их друзей.
Кроме того, были проведены подготовительные мероприятия: конкурс рисунков, встреча с ветераном, поездка по местам боевой славы Санкт-Петербурга и прочее. По результатам проведенных мероприятий было принято окончательное решение по реализации проекта «Звездный двор».
В процессе реализации проекта по созданию клумбы в форме звезды было определено место посадки клумбы, выбран перечень светов соответственно их гармонии сортовой и цветовой. Был выбран окончательный вариант проекта.
По итогам проекта у подростков были сформированы гражданские позиции, эстетические чувства, национальное самосознание. По этой причине можно полагать, что представленный проект является удачным.
Гипотеза представленного исследования, которая заключается в том, что патриотическое воспитание детей происходит непосредственно в процессе самовыражения и самоидентификации каждого ребенка с родным краем, городом, что и формирует гражданскую позицию, является подтвержденной.
Теоретическая и практическая значимость исследования реализованы.
Таким образом. Можно говорить о том, что задачи представленного исследования решен, цель исследования достигнута.
Методика и организация исследования.
1. Теоретико-аналитический этап.
2. Диагностический этап.
3. Проективный этап.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении значимости художественно-выразительной деятельности в условиях формирования гражданской позиции детей 12-14 лет.
Практическая значимость данного исследования заключается в реализации проекта, направленного на формирование гражданской позиции детей 12-14 лет, что может впоследствии использоваться как методическая разработка по организации деятельности, направленной на формирование гражданской позиции детей в условиях Дома культуры.
Структура исследования отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирование гражданской позиции подростков средствами художественно- выразительной деятельности
1.1. Особенности формирования гражданской позиции подростков
В постоянно трансформирующемся современном обществе чрезвычайно важным является осуществление помощи ребенку в выстраивании системы отношений к обществу и непосредственно самому себе на основании ценностных ориентаций. Необходимо воссоздать процесс становления гражданственности как целенаправленное явление для подростков. При этом отмечается, что преимущественную роль в данном процессе играет социальная компетентность как определенная совокупность духовно-нравственных ценностей и личностных установок, которые дают возможность производить социальный выбор и, соответственно, самостоятельно решать возникающие проблемы.
В свою очередь, развитие социальной компетентности дает возможность реализовываться следующему функциональному перечню:
— актуализация,
— когнитивная,
— проективная [30, с.40].
Развитие позитивной социальной активности в период подросткового возраста подразумевает вполне логичное развитие активной гражданской позиции личности подростка. В данном смысле можно сказать, что активность как качество личности в целом присуща подросткам, о чем можно судить непосредственно по их поведению, жизненных ориентирах, взглядах, в непосредственной деятельности.
На гражданское воспитание в период отрочества оказывают влияние различные государственные документы и нормативные акты, среди которых можно отметить следующие: Национальная доктрина образования РФ (2000), Конвенция о правах ребенка, принятая Организацией Объединенных Наций (1989), Закон РФ «О государственной поддержке детских и молодежных организаций» (1995), «Закон об образовании» (1996).
Обоснование проблемы формирования гражданственности у подростков можно рассмотреть в трудах следующих исследователей: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, в работах С.М. Годника, К.Г. Курбанова, А.А. Реана, и других. В трудах исследователей, в свою очередь, имеются методологические основы построения целостного воспитательного и обучающего процесса, который, в свою очередь, является адекватным имеющимся целям и задачам формирования гражданской позиции подростков.
В сущности, личность развивается исключительно в процессе активной, целенаправленной деятельности и коммуникативной активности. Компетентность как определенное интегральное качество личности подразумевает, прежде всего, креативность, гражданственность, ответственность, социальную активность, то есть, в сущности, раскрывает качества личностного развития подростка, определяет смысловое начало образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, которая нацелена, преимущественно, именно на формирование духовного мира, социальной активности подростка, то есть, подготовку его к социальному миру [20].
В настоящее время учреждения дополнительного образования обязательно должны учить детей подросткового возраста самостоятельности, формируя тем самым жизненный опыт детей на основе деятельностного подхода. Вместе с тем, необходимо идти и по пути реализации основного результата обучения, а именно, по пути к осмысленному деятельностному опыту в следующих сферах: самостоятельной, познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой, коммуникативной, информационной и организационной.
Патриотизм на сегодняшний день, по сути, рассматривается в качестве приоритетного направления в организации деятельности детей вне школы. При этом наиболее важное качество, необходимое для молодежи в условиях нестабильного мира – патриотизм. Отмечается, что работа в данном направлении имеет в качестве цели быть основной идеей воспитания и обучения. Так, необходимо воспитать в подростке почтение к прошедшим событиям, уважительное отношение к народности, формировать бережное отношение к родному языку, который, в свою очередь, является основным хранителем исторического опыта русского народа.
Ключевые идеи, которые можно связать непосредственно с развитием гражданственности и патриотизма у детей подросткового возраста также заложены известными педагогами, такими как А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков, К.С. Чиряев.
Отмечается также и то, что патриотическое воспитание содержит в своей основе ряд аспектов:
• Нравственный, который подразумевает не только понимать, видеть и ощущать красоту природы, но также еще и испытывать чувство гордости и уважения к своему Отечеству.
• Гражданственный, который подразумевает формирование творческой личности с активной жизненной позицией;
• Патриотический, включающий в себя региональный и народный компоненты, подразумевающие под собой изучение родины, культурных традиций.
Среди наиболее важных задач развития национального компонента рассматривается приобщение детей подросткового возраста к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям русского народа. Необходимо также заметить, что привитие интереса к родному языку и отечественной истории, а также воспитание культуры межнациональных отношений достаточно сильно влияет на формирование гражданственности у молодого населения.
В настоящее время в системе образования на территории России воспитание подростков расценивается как компонент общенационального приоритета, в то время как преимущественном приоритетом государственной политики в области воспитания и образования рассмтаривается формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [41]. Данное, в свою очередь, подразумевает формирование у детей подросткового возраста мировоззренческой системы отношений личности к обществу и к непосредственно самому себе, обращаясь при этом к компонентам ценностной ориентации. Перечисленное действительно требует от настоящего образования, в том числе и дополнительного, осмысления накопленных теоретических знаний в воспитательных аспектах социально компетентной личности, обладающей активной гражданской позицией.
В психологическом словаре термин «позиция» трактуется в качестве «устойчивой системы отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре». Позиция, таким образом, представляется как целостная, интегративная характеристика образа жизни личности, которая становится непосредственным субъектом собственной жизнедеятельности. Отмечается, что представленный способ реализации основополагающих ценностей личности в структуре ее взаимоотношений с социумом рассматривается как определенное единство сознания и деятельности. Исходя из этого, обретение позиции представляет собой не одноразовое событие, а определенный непрерывный процесс становления ее в непосредственной деятельности человека.
Формирование активной гражданской позиции включает развитие основ социализации и самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы общественной жизни. Для этого необходимы социальные компетентности как фактор развития базовых аспектов социализации.
По представлению Е.А. Ануфриева, сензитивным периодом для становления гражданственности любой личности является именно период отрочества, ведь непосредственно в это время у подростка происходит развитие потребности в самореализации при помощи участия в общественно активной деятельности [7].
В процессе развития и формирования гражданского самосознания у подростков, как правило, возникает достаточно выраженная потребность в осуществлении правильной оценки собственной личности путем оценки личного участия в общественно значимых процессах. Принимая непосредственное участие в представленном виде деятельности, ребенок подросткового возраста реализует имеющуюся потребность в социальном признании, на базе чего уже впоследствии им осознается значимость гражданских ценностей [27].
Представим основные показатели становления активной гражданственности детей подросткового возраста:
– уровень овладения знаниями, умениями и навыками гражданского поведения;
– сформированность основных нравственных понятий, которые являются основной характеристикой понимания личностью необходимости участия в общественно активной деятельности;
– степень мотивации, которая, в свою очередь, связывается непосредственно с общественной деятельностью, составляющей характеристику направленности гражданственности личности подростка, которая, в свою очередь, дает возможность определить меру соответствия интересов личности интересам общества;
– самодеятельность, инициатива и ответственность;
– участие в создании и реализации социальных проектов [29].
М.И. Шиловой, в свою очередь, были выделены следующие уровни проявления гражданственности детей в подростковом возрасте:
– устойчивый;
— позитивное отношение к гражданским правам и обязанностям;
– ситуативный
– фрагментарный [47, с.41].
Следовательно, можно говорить о том, что формированию гражданственности в период отрочества активным образом содействует принятие ведущих национальных и культурных ценностей и также ценностной ориентации гражданского общества, в частности, осознание личностной сопричастности к будущему родины. Важным направлением также представляется непосредственно социально значимая деятельность и, как следствие, самореализация личности в ее структуре. Таким образом, значимая социально-проектная деятельность формирует определенные условия для последующей социализации и воспитания у подростков активной гражданской позиции, гражданской ответственности, которая базируется на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях общества.