Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование государственных приоритетов по развитию городской среды (на примере г. Волжского)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1. Понятие и суть концепции развития городских территорий 7
1.2. Факторы развития городских территорий 16
1.3. Государственные приоритеты по развитию городской среды 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В Г. ВОЛЖСКИЙ 28
2.1. Общая характеристика г. Волжский 28
2.2. Анализ социально-экономического развития г. Волжский 34
2.3. Оценка эффективности развития городских территорий г. Волжский 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В Г. ВОЛЖСКИЙ 59
3.1. Направления повышения эффективности развития городских территорий в г. Волжский 59
3.2. Оценка результативности предлагаемых мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Введение:
Основной проблемой устойчивого развития регионов России является недостаточность практических действий и отсутствие многовариантного сценария развития городской среды. В зарубежных странах разработка программ устойчивого развития городской среды проводится совместно с новейшим информационным оборудованием, технологиями и математическими моделями. В нашей стране все еще не разработан единый механизм управления устойчивым развитием городской среды.
Проблемы современных городов во многом обусловлены тем, что их развитие подчинено интересам крупных корпораций. В постиндустриальном обществе происходит дегуманизация, деэстетизация городского пространства. Рост городского населения усложняет проблемы градостроительства в связи с необходимостью рациональных взаимосвязей между социальными, техническими, экологическими подсистемами.
Программы благоустройства территории часто рассматривают с позиций управления материальными факторами и человеческими ресурсами. Однако большое значение имеет также сохранение и рациональное использование социально-культурного потенциала территории. В современных условиях задачи по формированию государственных приоритетов по развитию городской среды связаны не только с интересами местных сообществ, но также предполагают повышение туристской привлекательности региона.
Полифункциональное использование ресурсов территории в современной теории и практике градостроительства рассматривается как наиболее рациональный способ организации городского пространства. Современные архитекторы при проектировании дворового пространства уделяют внимание критериям экологичности, рационального использования природного ландшафта, органичного встраивания в пространство города.
Проблемы благоустройства городской среды часто рассматривают с позиций эффективности развития городских территорий. При оценке благоустройства городской среды ученые рекомендуют принимать во внимание множество социально-экономических показателей, характеризующих состояние материальной инфраструктуры города. Уровень удовлетворенности населения состоянием городской среды является важной характеристикой благоустройства города. Он находит выражение в показателях развития бытовой, социальной, культурной и обслуживающей инфраструктур, а также в качестве жилищно-коммунальных услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы уделяется большое внимание формированию государственных приоритетов по развитию городской среды в Российской Федерации государственным программам и программам социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.
Целью исследования является формирование государственных приоритетов по развитию городской среды на примере г. Волжского.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить понятие и суть концепции развития городских территорий;
— рассмотреть факторы развития городских территорий;
— ознакомится с государственными приоритетами по развитию городской среды;
— дать общую характеристику г. Волжский;
— провести анализ социально-экономического развития г. Волжский;
— оценить эффективности развития городских территорий г. Волжский;
— определить направления повышения эффективности развития городских территорий в г. Волжский;
— оценить результативность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является г. Волжский.
Предметом исследования является приоритетов по развитию городской среды г. Волжский.
Понятию социально-экономического развития территорий уделяется широкое внимание. Наиболее значительный вклад в исследование проблем социального развития внесли такие ученые, как Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Решению вопросов формирования эффективной региональной экономики и экономики муниципального образования посвящены труды отечественных экономистов Бабанов А.В., Бабкин А.В., Бондалетов В.В., Брусов П. Н., Воротилова Н. Н., Каткова М. А., Мальцева Ю. Н., Шерстнева Г. С. и др.
Недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов регулирования социально-экономического развития муниципальных образований, актуальность и возрастающая практическая значимость этих направлений деятельности муниципальной власти предопределили выбор темы, цели и задач выпускной квалификационной работы.
В современных условиях существует множество подходов к формированию государственных приоритетов по развитию городской среды.
Это создает определенные трудности для муниципальных органов в использовании эффективных инструментов управления. В настоящее время получила широкое распространение практика создания различных рейтингов, направленных на сравнение региональных показателей. Данные рейтинги включают различные параметры уровня и качества жизни населения. Как справедливо отмечают Казакова Н.А., Федченко Е.А., Маматов Б.С., система показателей, применяемых в рейтингах, не дает возможности оценить качество благоустройства городской среды. Ученые считают необходимым разработать универсальный подход, позволяющий оценивать государственные приоритеты по развитию городской среды.
Исторические аспекты становления современного понятия «развития городской среды» нашли отражение в работе Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. В центре внимания исследователей находятся развития городской среды. Во многих работах проблемы развития городской среды рассматриваются в контексте повышения качества жизни.
При рассмотрении социально-экологических параметров городской среды современные ученые выделяют два подхода: стратегический и повседневный. В идеале они не должны противоречить друг другу. Стратегический подход задает направления развития города на длительный период. Подход к городской среде с позиций повседневности предполагает формирование городской среды с учетом потребностей горожан.
Многие ученые отмечают необходимость синтеза технико-технологического и аксиологического подходов к решению современных проблем развития городской среды. Очевидно, что без внедрения новых технологий невозможно обеспечить рациональное развитие городской среды. В то же время возрастает необходимость формирования системы ценностей с учетом экологических императивов. Интегративный подход к решению социально-экологических проблем применяется по отношению к развития городской среды.
Заключение:
В большинстве крупных городских территорий мира происходят стремительные экономические и социальные трансформации — потоки людей, информации, товаров и финансов расширяются, интенсифицируются связи между городами, изменяется конфигурация урбанизированных регионов.
Для обеспечения устойчивого развития городских территорий в современных условиях следует учитывать следующие четыре группы факторов: экономические, экологические, градостроительные и социальные. Основными факторами, препятствующими устойчивому развитию городских территорий являются: информационные, организационно-экономические, нормативно-правовые.
Государственные приоритеты по развитию городской среды определяются нормами градостроительного планирования, которые учитывают и охраняют экологически благоприятные условия проживания, обеспечивают горожан благоустроенным общественным пространством в пешей доступности от мест их проживания. Кроме закрепления наиболее важных принципов нормирования и установления правил городского проектирования, характерных для любых поселений, в РНГП должны учитываться индивидуальные особенности городов.
Обеспечение устойчивого развития городов непосредственно зависит от динамичности градостроительных преобразований. Однако эффективность и целесообразность таких преобразований обязаны определяться в процессе их экономической оценки. Каждая функция земельного участка или имущественного комплекса требует множество единовременных и текущих затрат на содержание и поддержание объекта, так же обеспечивает свою долю общих доходов населенного места.
Так же в результате исследований выявлено, что для повышения уровня энергетической эффективности нужно вводить документы с перечнями обязательных мероприятий, которые будут иметь юридическую силу: разработку плановых документов, прописывать комплексные целевые программы, которые будут направлены на преобразование городской среды и повышение комфортности жизни населения. Так же такие программы дадут сильный толчок в развитие возобновляемых источников энергии: энергия солнца, ветра, воды. Так как в настоящее время существует один документ, регулирующий развитие городских территорий — это генеральный план, который не учитывает экономию энергии.
Городской округ — город Волжский является крупным промышленным, научным и культурным центром Нижнего Поволжья с населением 326,1 тыс. человек. Это второй по численности населения город Волгоградской области, образованный в сентябре 1950 года как поселок строителей крупнейшей в Европе Сталинградской ГЭС. Наименование — город Волжский присвоено рабочему поселку 22 июля 1954 года.
Темпы социально-экономического развития экономики г. Волжский — город Волжский, в целом, соответствуют темпам развития экономики Волгоградской области и общероссийским тенденциям. Основным сектором экономики г. Волжский остается промышленность. От общего объема отгруженной продукции крупных и средних предприятий порядка 94 % приходится на крупные и средние промышленные предприятия. Доля промышленности города Волжского составляет более 18 % объемов промышленного производства Волгоградской области.
В экономике г. Волжский доминируют обрабатывающие отрасли, и вместе с Волгоградом он образует сильную промышленную агломерацию региона. Ожидается, что промышленное производство будет демонстрировать умеренный рост на уровне 1-2 % в среднесрочной перспективе, что соответствует ожиданиям Fitch относительно постепенного восстановления экономики России. Промышленность г. Волжский является крупным многоотраслевым комплексом и представлена практически всеми видами экономической деятельности. Наиболее перспективными направлениями развития промышленного комплекса должны стать отрасли машиностроения, металлургической и химической промышленности.
Главной проблемой развития городских территорий г. Волжский является слабая развитость коммунальной инфраструктуры, то есть нехватка мощностей по воде, канализации, электричеству и т.д., а также отсутствие земельных участков, имеющих инженерную и транспортную инфраструктуру под жилищное строительство. Снижение показателя обусловлено экономическими причинами. Строительство многоквартирных домов осуществляется застройщиками в основном за счет заемных средств. В связи с финансовой нестабильностью в 2017 году многие кредитные организации перестали выдавать кредиты либо ужесточили условия кредитования физических и юридических лиц. Таким образом, застройщики столкнулись с проблемой недостатка финансирования строящихся объектов, им приходится приостанавливать строительство и продлевать установленные проектом сроки строительства.
С целью совершенствования развития городских территорий в г. Волжский было предложено дополнить существующую программу развития городских г. Волжский такими мероприятиями как: внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы; развитие системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих; повышение эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и методов кадровой работы.
При реализации предлагаемых мероприятий в прогнозе до 2025 года произойдет сохранение текущего бюджета расходов на развитие городских территорий наблюдается повышение эффективности результативности выполнения мероприятия, что свидетельствует о эффективности предлагаемых мероприятиях и целесообразности их реализации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1. Понятие и суть концепции развития городских территорий
Интерес к проблеме структурной организации городов и зоны их ближних пригородов, образующих так называемый реальный город, существует давно. С середины 20 века крупные города стали объектом исследований и широких дискуссий в географии, планировании, региональной политике. Крупные города, являющиеся центрами деловой активности, концентрации инвестиций и прилегающие к ним территории все в большей степени взаимно обуславливают развитие друг друга. Агломерации продолжают увеличивать свою роль в экономическом развитии своих стран. При этом возникают вопросы соответствия подходов государственных и региональных властей к управлению развитием городских территорий, задачам устойчивого развития.
Прежде чем рассмотреть теоретические основы устойчивого развития городских территорий, осветим основные аспекты теории устойчивого развития.
Понятие «развитие» часто применяется в разнообразных сферах: развитие предприятия, региона, города, страны. Управление развитием в каждой сфере можно выделить в самостоятельные действия, которые отличаются от управления функционированием.
Кроме того, в границах управления каждым из перечисленных объектов можно сформировать более мелкие объекты, которые снова можно разделить на разные виды управления: развитием и функционированием. Применительно к нашей теме, управление функционированием разных городских служб [21, с. 22].
Управление развитием может проявляться в разных формах, в особенности при стратегическом планировании, организационном развитии, а также в определенных технологиях менеджмента, например в бизнес-планировании, группе качества и др. Главной формой, при которой реализуется управление развитием, выступает стратегическое планирование.
Теория устойчивого развития за последнее время получила достаточно широкое применение и распространение. Анализируя научную литературу можно найти более 60 определений данного понятия.
Развитие научно-технического прогресса и индустриализация в конце 19 — начале 20 вв. вызвало резкое увеличение концентрации населения и экономической деятельности в городах. В условиях стремительного развития промышленного производства урбанизация стала средством обеспечения производственных потребностей общества — структура городского пространства становилась результатом борьбы за наиболее эффективное использование земельного фонда. Объяснение процессов развития города происходило, в первую очередь, с позиций экономической теории и рыночных принципов. Рост городского населения в середине 20 века способствовал повышению внимания к социальной составляющей города [23, с. 33]. Урбанизация начала трактоваться как процесс высокой концентрации и интеграции человеческой деятельности, охватывающий различные ее сферы, размещения производительных сил, расселение населения [24, с. 36].
С территориальной урбанизацией связано несколько типов расширения и функционального изменения городских территорий, первой стадией которого явилась субурбанизация. Субурбанизация получила развитие в 18 — начале 19 века в Великобритании, позже — в США, Канаде, Австралии и других странах.
Снижение значимости городских ядер повлияло на изменение городской политики планирования, в т.ч. в части развития транспортных сетей, с целью реанимации центростремительных потоков в агломерациях городскими властями были предприняты меры по оживлению городской среды. В 1950-х гг. в центральных и субцентральных районах Лондона и Нью-Йорка началась активная джентрификация — процесс социо-пространственного обновления центральной части городов. Производилась реконструкция расположенных во «внутреннем городе» производственных зон, неиспользуемых транспортных артерий, территории приобретали торговые, финансово-деловые, рекреационное функции. Джентрификация, в т.ч. заключалась в переделке (лофтизации) заброшенной индустриальной застройки в элитное жилье.
В начале 1970-х информатизация экономики, развитие телекоммуникаций, транспорта, формирование нового мирового разделения труда и глобализация потребовали создания новой модели развития городской среды — во многих европейских странах проводилась политика экономического выравнивания уровня социально-экономического развития территорий путем стимулирования промышленного производства, создания рабочих мест и развития инфраструктуры.
В конце 1980-х гг. произошел переход к так называемой стратегии «глокализации» — дифференцированной политике развития отдельных городов, регионов или промышленных округов. Приоритетами этой политики стали не социальное развитие и формирование общедоступного городского пространства, а реализация крупномасштабных проектов, призванных повысить конкурентоспособность городов и сделать их привлекательными для инвесторов, девелоперских компаний, туристов, тем самым получить максимальную прибыль от использования городской земли.
К началу 1990-х гг. проявились негативные последствия таких подходов к городскому развитию — нестабильность, как результат неравномерности экономического развития, усиление социального неравенства. В связи с этим развитие городов стало включаться в более широкий контекст регионального развития. В 1990-е гг. в западноевропейских странах произошел переход от «нового локализма» к «новому регионализму» (new regionalism) [29, с. 87] .
Политика регионализма как «внутренняя глобализация», отличная от глокализации 1980-х и 1990-х гг., стала, нацелена на нахождение баланса глобального развития и обеспечения потребностей внутреннего развития, развитие периферийных районов городских территорий и инфраструктуры урбанизированного региона в целом.
Считается, что классическое определение категории «устойчивое развитие» было сформулировано в 1987 г. в докладе «Наше будущее» Всемирной комиссии по охране и развитию окружающей среды. Согласно докладу, устойчивым является «развитие, при котором удовлетворяются существующие потребности без риска возможного причинения ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений» [32, с. 54].
В соответствии с мнениями таких исследователей Левченко Т.П., Янюшкина В.А., Рябцева А.А., «фундаментальное отличие концепции устойчивого развития от традиционных воззрений и практики хозяйствования заключается в интегральном подходе к развитию как целостному процессу… «природы — населения — хозяйства». Эта классическая триада приобретает не только интегральное выражение, но и новые приоритеты» [36, с. 77].
К настоящему времени не сложилось единого определения по устойчивому развитию городских территорий. Так, в «Концепции устойчивого развития городских территории Российской Федерации на период до 2020 г.» устойчивое развитие городских территорий связано лишь с динамичным развитием производственного сектора без учета устойчивости отраслей экономики. Нами разделяется позиция Левченко Т.П., который под устойчивым развитием городских территорий понимает стабильное развитие городского общества, стимулирующее рост эффективности экономики, повышение уровня и качества жизни городского населения, поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение городских территорий [38, с. 43].
Поддерживая точку зрения Левченка Т.П,, можно отметить, что устойчивое развитие городских территорий представляет собой бескризисное и стабильное социально-экономическое развитие данных территорий, которое базируется на действенной экономике, расширенном воспроизводстве человеческих ресурсов и эффективной занятости местного населения, увеличении уровня и повышении качества его жизни, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Современное развитие городских территорий в столичных регионах развитых стран мира характеризуется переходом от стадии субурбанизации к следующей стадии — постсубурбанизации [40, с. 52], когда нарастает функциональное разнообразие периферии городских территорий, существенно меняется экономическая база пригородов: развитие получает не только производственный сектор и сфера обслуживания, но и образование, наукоемкие отрасли промышленности, перераспределяются потоки маятниковых мигрантов (снижаются центростремительные, возрастают — между периферийными частями).
Региональные особенности процессов субурбанизации, постсубурбанизации в мире и управления развитием городских территорий. В различных странах и регионах мира современная урбанизация порождает специфичные модели и формы развития городского пространства. Американская модель периферийного роста основывается на появлении новых форм деятельности на значительном удалении от центрального города. В европейской модели периферийные центры имеют значительную связь с ядром. Это отражается на территориальной близости новых зон роста к ядру агломерации, они сливаются в единое застроенное пространство.
В крупных городах восточноевропейских стран, несмотря на формирующуюся постсубурбию в западном смысле, роль центра сохраняется, здесь продолжает концентрироваться основная доля рабочих мест, головные офисы компаний, развлекательная и торговая индустрия. Японская модель развития характеризуется сохранением роли центральных городов, активной реорганизацией внутренних районов центрального города, формированием полицентрической структуры урбанизированной территории. В японских агломерациях городское развитие на периферии сочетается с сельскохозяйственной деятельностью, постсубурбия в западном контексте не появляется. Азиатская модель заключается в большой роли государственного регулирования развития городских территорий, строительстве субцентров — новых городов на периферии агломерации, сохранении доминирования центра агломерации. Южноамериканская модель развития крупных городских территорий характеризуется расширением деловых и бизнес-функций в ядре, появлением крупной преимущественно жилой застройки на внеурбанизированных территориях — так называемых «мегапроектов» [41, с. 89].
Главной целью устойчивого развития городских территорий можно определить в создании благоприятных условий жизни городского населения путем создания саморазвивающейся социоэкономической территориальной системы. Достижение данной цели позволит укрепить и приумножить культурное наследие городских территорий, достичь долгосрочного эффективного использования природных ресурсов, обеспечить диверсификацию всех видов хозяйственной деятельности путем развития приоритетных отраслей, а также и других областей и сфер деятельности.
В научной литературе выделяют такие основные составляющие устойчивого развития городских территорий как: экономическую, социальную, экологическую и институциональную [42, с. 56].
Ключевыми критериями устойчивого экономического развития городских территорий можно считать стабильный рост и повышение экономической продуктивности экономики, которое базируется на сбалансированном воспроизводстве производственного потенциала, а также его рациональном использовании. Социальной составляющей устойчивого развития городских территорий является постоянное повышение качества и уровня жизни населения, стабилизация миграционных и демографических процессов, поддержка традиций и культуры, вовлечение населения в развитии города. Экологическая составляющая включает в себя обеспечение в стратегической перспективе устойчивого развития качества окружающей среды и эффективного использования ресурсов. Институциональная составляющая включает в себя стабилизацию институциональной среды развития городских территорий.
В долгосрочной перспективе достичь устойчивого развития городских территорий становится возможным лишь обеспечив сбалансированность развития всех его составляющих. При этом огромную роль играет реализация государственных программ развития, с помощью которых достигается повышение эффективности использования доступных ресурсов, обеспечение скоординированной и комплексной трансформаций при решении приоритетных задач.
Успешность реализации стратегии развития города определяется эффективностью деятельности органов городского самоуправления, которая должна быть сфокусирована на формировании необходимых условий и реализации, конкретных мер по достижению поставленных стратегических целей. Императивом такого стратегического планирования, который определяет перспективность развития городских территорий, является Концепция социально-экономического развития города [53, с. 73].
Согласно данной концепции, сначала разрабатывается сама стратегия и ее целевой блок, следующий шаг определяет частные стратегий, их ресурсное обеспечение, общее направление социально-экономической политики, т. е. разрабатываются концептуальные основы реализации стратегии. Таким образом, Концепция в завершенном виде содержит элементы механизма реализации стратегии саморазвития города.
Далее, такая концепция рассматривается и одобряется властями городского самоуправления, решая тем самым задачи по комплексном развитии города, принимаются и обосновываются управленческие решения стратегического выбора.
Также следует отметить, что концепция как документ, носит рамочный характер и предполагает дальнейшую конкретизацию действий городской власти на основании программно-целевого подхода, а именно предполагается разработка муниципальной программы комплексного социально-экономического развития города. Такая программа носит директивный характер, так как может предусматривать мероприятия, необходимость реализации которых предусмотрены постановлениями и указами органов государственной власти и местного самоуправления. Выступая одним из главных элементов нового механизма управления, программа способствует эффективному сочетанию государственных и территориальных интересов в процессе решения проблем территориального развития.
В общем случае комплексная программа социально-экономического развития города имеет систему целей, включающую главную цель и специфические «внутренние» и «внешние» цели, вытекающие из стратегии саморазвития местного сообщества [54, с. 43]. Главная цель программы состоит в разработке системы мер по достижению намеченных ориентиров развитии города, результатом которой будет существенное улучшение качества жизни населения, обеспечение вклада его в решение общегосударственных и межрегиональных проблем, вытекающих из принятой системы территориального разделения труда.
«Внешние» цели программы обусловлены необходимостью участия города в решении проблем социально-экономического развития федерального и регионального характера и определяются в рамках общенациональных и межтерриториальных программ с учетом задач, стоящих перед страной в целом, субъектами РФ. «Внутренние» цели программы вытекают, в конечном счете, из необходимости улучшения качества жизни населения города [56, с. 104].
Формирование комплексной стратегии социально-экономического развития города основывается на следующих основных принципах: целенаправленности, комплексности, эффективности, социальной приоритетности, преемственности, управляемости, гласности.
Таким образом, переход к устойчивому социально-экономическому развитию городских территорий в Российской Федерации является возможным в случае повышения занятости городского населения, развития форм альтернативной занятости, уменьшения разницы в доходах между сельским и городским населением, повышения уровня доступности социальной и производственной инфраструктуры и создания оптимальных условий для жизни и хозяйственной деятельности.
Новейшие тенденции пространственного развития урбанизации и внутренней структуры городских территорий выявляют ограниченность прямого применения каждой из современных зарубежных концепций и моделей городского развития для изучения постсоциалистических городов, которые имеют специфические особенности и были позже вовлечены в глобальные процессы мирового развития. Сочетание и дополнение существующих подходов может позволить провести анализ трансформаций функционально-территориальной структуры таких городских территорий в глобальном, региональном и локальном контексте.
Города и городские агломерации являются территориями, на которых пересекаются частные, государственные, региональные и местные интересы. В одних случаях современные процессы урбанизации подчинены эффективным формам управления развитием городских территорий, в других случаях, демонстрируют нескоординированность и неэффективность подходов в политике городского планирования. От успешности взаимодействия различных факторов трансформации городского пространства зависят направления развития городских территорий — будет оно происходить более рационально и организованно, либо урбанизация будет происходить стихийно.