Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование глагольного словообразования у детей с дизартрией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Специфика дизартрии как речевого нарушения 7
1.2 Психологические и педагогические характеристики детей дошкольного возраста с дизартрией 12
1.3 Особенности формирования глагольного словообразования у детей с дизартрией 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 28
2.1 Методика обследования глагольного словообразования у детей с дизартрией 28
2.2 Цель, задачи и организация обследования глагольного словообразования у детей с дизартрией 30
2.3 Анализ результатов обследования глагольного словообразования детей дошкольного возраста с дизартрией 31
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 39
3.2. Коррекционно-логопедическая работа по формированию глагольного словообразования у старших дошкольников с дизартрией 41
3.3. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию глагольного словообразования у старших дошкольников с дизартрией 50
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 65
Введение:
Актуальность исследования. Одной из ведущих психических функций человека, объединяющей перцептивные, когнитивные, мотивационные и др. аспекты, является речь, которая изучается в рамках различных научных направлений: психологии, нейролингвистики, педагогики и т.д. Нарушение функционирования отдельных элементов речи, связанное с психофизиологическими отклонениями в развитии человека, как правило влечет за собой негативные последствия в целостной речевой и мыслительной деятельности.
Рост числа речевых нарушений у детей, отмечаемый на современном этапе, очевидно проявляется уже в дошкольном возрасте. К сложным речевым расстройствам, проявляющимся вследствие нарушения центрально-органического генеза, относится дизартрия, наличие которой у детей младшего школьного возраста постоянно увеличивается (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова). Дизартрия является тяжелым речевым расстройством, проявляющимся в особенных нарушениях фонетической и просодической стороны речи и, как правило, требует длительной и систематической коррекции.
Исследование дизартрических расстройств ведется в контексте несформированности высших психических функций (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, И.А. Филатова); логопедической работы с детьми разных возрастов (О.Г. Приходько, Ф.А. Рау и др.).
Глагольная система является одним из основных компонентов языковой системы речи ребенка. Формирование словаря глаголов и глагольного словообразования у дошкольников без речевой патологии осуществляется последовательно. Глагольное словообразование в онтогенезе обусловлено развитием ребенка об окружающей действительности. По мере того, как происходит его ознакомление с новыми предметами, явлениями, действиями, у дошкольника не только обогащается словарь глаголов, но и формируются навыки глагольного словообразования (А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин).
В отличие от нормально развивающихся детей, их сверстники с дизартрическими расстройствами усваивают глагольную систему с рядом особенностей: медленнее, чем в норме. Многие исследователи, такие как Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др., считают, что у детей с речевыми нарушениями должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, т.к. предикат отражает отношение объекта к действительности, составляя основу фразы и основу внутренней речи. Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, им необходимо овладеть глагольным словообразованием.
В настоящее время недостаточно широко представлены методики по формированию глагольного словообразования у детей с дизартрией, а также комплексные методики по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко О.Е. Грибовой глагольный словарь и словообразование входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить весь объем усвоения глагольного словообразования и понять механизмы его несформированности.
На основании вышесказанного можно выделить противоречие между речевыми нарушениями у детей с дизартрией и сформированностью у них навыков глагольного словообразования, как одного из необходимых условий их преодоления.
Проблема исследования: Несмотря на очевидную значимость и актуальность формирования глагольного словообразования у детей с дизартрией и степени ее исследованности в научной литературе, необходим поиск новых форм, методов и приемов осуществления данного процесса, как одного из средств преодоления речевых нарушений у дошкольников данной категории.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение особенностей формирования глагольного словаря у дошкольников с дизартрией.
Объект исследования: лексико-грамматическое развитие детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: формирование глагольного словообразование дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по формированию глагольного словообразования у дошкольников с дизартрией будет обеспечена при условии использования специально подобранных дидактических игр и заданий.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме речевого развития детей с дизартрией.
2. Выявить особенности глагольного словообразования у дошкольников с дизартрическими расстройствами.
3. Провести диагностическое обследование навыков глагольного словообразования у детей с дизартрией и с нормальным речевым развитием.
4. Разработать программу коррекционной работы по формированию глагольного словообразования у старших дошкольников с дизартрией.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются: фундаментальные научные теории об основных закономерностях формирования и функционирования речи (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); системный подход к анализу речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Е.Ф. Архипова, Р.Е. Левина и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-теоретической литературы, систематизация и обобщение выводов); организационные (комплексный, сравнительный); эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент); статистические (систематизация результатов эксперимента).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ Тугулымский детский сад №8 «Теремок».
Этапы исследования.
Первый этап включал изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
Третий этап заключался в реализации формирующего эксперимента по организации логопедической работы. Ч
Содержание четвертого этапа составляло проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы и формулировка обобщающих выводов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные дидактические игры и упражнения по формированию навыков глагольного словообразования у дошкольников с дизартрическими расстройствами могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей ДОУ.
Структура исследования включает: введение три главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать выводы о том, что дизартрические расстройства представляют собой дефекты речи, вызываемые нарушениями центральной нервной системы, характеризующиеся комбинацией расстройств процесса речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодики. Симптомы дизартрических расстройств могут проявляться как в тяжелой, так и в не резко выраженной форме. Основным признаком дизартрии является стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи и коммуникации детей.
Для детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами характерно полиморфное нарушение формирования интонационной структуры, процесса слухового различения интонационных структур, звукопроизношения. Вторичными нарушениями у них становятся серьезные нарушения в формировании лексико-грамматического строя речи.
Важное место в этом процессе занимают процессы словообразования. Они широко исследованы в работах лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов. Словообразование свидетельствует об успешности и высоком уровне познавательного и речевого развития ребенка. Его сущность заключается как в обогащении словаря новыми словами, так и в функционировании механизма образования производных слов.
На основе научных исследований установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, в той или иной степени, нарушено овладение системой морфем, вследствие чего, глагольный словарь и глагольное словообразование отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Трудности у детей с дизартрией особенно ярко проявляются на материале глаголов с использованием приставок и суффиксов, кроме того, часто происходит замена глагольного словообразования – словоизменением.
Теоретические выводы позволили нам организовать и провести экспериментальное исследование особенностей сформированности глагольного словообразования у старших дошкольников с дизартрией.
В экспериментальном исследовании была использована методика обследования глагольного словообразования, включающая образование приставочных глаголов, префиксального и суффиксального словообразования, образования совершенной формы глагола. Результаты диагностики показали, что детей с дизартрией имеют преимущественно низкий уровень навыков глагольного словообразования. Дети отвлекались, быстро утомлялись, с трудом понимали инструкции к заданию, им постоянно требовалась помощь логопеда при его выполнении. Допущенные ошибки имеют единые причины: недостаточный объем активного глагольного словаря и неполная сформированность функции словообразования.
Специфическими ошибками в глагольном словообразовании, характерными для дошкольников с дизартрией, являются: использование исходного слова, замена глаголами несовершенного вида и замена словообразования словоизменением (использование множественного числа). Данные нарушения в словообразовании у испытуемых детей обусловлены затянутым периодом словотворчества и недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения и дифференциации.
Специальные коррекционные логопедические занятия включали подбор системы занятий, игр, дидактических упражнений по обогащению глагольного словаря и формирование глагольного словообразования у дошкольников с дизартрией. Данные методики были дополнены подборками речевого и наглядного материала.
Работу рекомендуется проводить комплексно по следующим направлениям:
— расширения объема глагольного словаря параллельно с активизацией познавательной деятельности;
— автоматизации понимания значений слов-действий;
— формирования структуры глагола в семантическом единстве;
— развития словообразования глаголов различными способами, подкрепляя их действиями или наглядным материалом.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, которая в значительной степени обеспечивает ему развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, a также мышления и речи в их взаимной обусловленности. В результате включения игровых методик в коррекционную работу по формированию навыков глагольного словообразования, у дошкольников с дизартрией отмечено увеличение объема глагольного словаря, многие слова из пассивного словаря переходят в активный словарь, улучшается понимание и употребление приставочных глаголов. Также у дошкольников с дизартрией происходит обогащение лексико-грамматического строя речи за счет суффиксального и префиксального образования глаголов и их правильного использования в простых предложениях и диалогической речи, что свидетельствует o повышении уровня навыков глагольного словообразования.
Экспериментальное исследование подтвердило, что целенаправленная и своевременная коррекционно-развивающая работа по формированию навыков глагольного словообразования, результаты детей с дизартрией могут приблизиться к показателям детей с нормой речевого развития.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположение гипотезы подтвердилось.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Специфика дизартрии как речевого нарушения
Дизартрия представляет собой сложное и тяжелое нарушение звуковой стороны речи. Согласно определению, дизартрия (от греч. Dys – приставка, означающая расстройство, arthrooo – членораздельно произношу) – это такое нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата, вследствие поражения подкорковых и заднелобных отделов мозга [5].
Также установлено, что дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения ЦНС [2].
Наличие дизартрии очевидно определяется в речи, которая является неясной, смазанной, глухой, с назальным произношением. Данные особенности были выявлены (А. Куусмауль) на основе клинических описаний, проведенных более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гетцман).
В настоящее время известно два основных подхода в изучении дизартрических нарушений [36]:
— с неврологических позиций, исходя из патогенеза клинических проявлений дизартрии, локализации очага поражения, характера речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств;
— в рамках нейрофонетического подхода, который предполагает фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики, то есть с акцентированием не клинических проявлений, а патогенетического анализа выявления нейрофонетических синдромов дизартрий.
Анализ научных данных показал, что существуют различные определения дизартрии. Например:
1) дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены речи) [36, с.132];
2) дизартрия – это нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы и следующей за этим нарушением способности членения речи и артикуляции в целом (К. Беккер, М. Совак).
Оба определения являются обоснованными: первое опирается на внешние проявления патологии, второе направлено на выявление дизартрии, как симптома поражения центральной и периферической нервной системы.
В качестве обобщающего определения можно предложить понимание дизартрии как расстройство фонетико-фонематической системы речи, вызванное поражениями двигательных отделов ЦНС. Следствием данных поражений являются патологии рефлекторного и сенсомоторного развития, которые, в свою очередь, влекут за собой нарушения в формировании артикуляции, просодики, а также серьезные лексико-грамматические нарушения.
При систематизации форм дизартрии целесообразно обратиться к топической классификации Е.М. Мастюковой, которая ориентирована на локализацию очага поражения [36]. Здесь выделены следующие формы дизартрии:
1) Бульбарная дизартрия, характеризующаяся развитием вялых параличей в мышцах речевых органов, в результате чего происходит потеря произвольных и непроизвольных движений, ограничивается подвижности мышц, присутствует гиперсаливация, излишнее напряжение в мышечных отделах. При бульбарной дизартрии в речи формируются стойкие нарушения произношения, невнятность и т.д.;
2) Псевдобульбарная дизартрия, для которой характерны спастические параличи, нарушающие управление произвольными движениями. Речевые расстройства касаются, прежде всего, произношения сложных артикуляторных звуков, в котором участвуют точные мышечные движения;
3) Экстрапирамидальная дизартрия, которая получила название от поражения экстрапирамидальной системы, из-за чего нарушенным оказывается управление тонусом мышц. Результатом этого становятся дистонии и гиперкинезы, в свою очередь, вызывающие расстройства в просодических компонентах речи и артикуляции более сложных звуков;
4) Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка, ее симптомом является нарушение координации, не позволяющее человеку регулировать интенсивность движения. Характерной здесь является так называемая «скандированная речь», являющаяся следствием не способности подчинить речь интонационным ударениям, а также невозможность чистого произношения артикуляционно сложных звуков;
5) Корковая дизартрия является следствием очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга и выражается, в первую очередь, в нарушении организации сложных двигательных навыков. Основным симптомом такой дизартрии является потеря контроля над движением со стороны корковых анализаторов.
Наиболее распространенной в логопедической практике является так называемая «стертая форма дизартрии», определяемая как «избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями – иннервационной недостаточности артикуляционных органов» [2; 47].
Е.М. Мастюковой [36], Е.Н. Вирнарской, А.И. Пулатовым [8] систематизированы характеристики основных симптомов дизартрии.
Ведущим и наиболее ярко выраженным симптомом дизартрии является нарушение звукопроизношения, которые подразделяются на антропофоническое (искажение звуков) и фонологическое (замена, смешение или отсутствие звуков).
Также существенным симптомом для всех форм дизартрии являются артикуляционные расстройства, вызываемые нарушением мышечного тонуса в речевой мускулатуре [47]:
— спастичность артикуляционных мышц, которая выражается в возрастающем тонусе мускулатуры языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры и вызывает, например, смягчение согласных звуков, ограничение произвольных движений в артикуляционном аппарате и т.д.;
— гипотония, сопровождающаяся выраженной гиперсаливацией, характеризующаяся назальной артикуляцией, нарушением произношения губно-губных смычных шумных согласных (п, п’, б, б’), глухих смычных согласных и достаточно благополучным произношением соноров (м, м’), а также губно-зубных щелевых шумных согласных (ф, ф, в, в);
— дистония, то есть, меняющийся характер мышечного тонуса, при котором в состоянии покоя имеется низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, а при попытках речи – наблюдается его резкое нарастание; вследствие чего, возникает динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Также в симптоматике дизартрии необходимо назвать дискоординационные расстройства, которые проявляются в нарушении точности, соразмерности артикуляционных движений. Здесь наблюдается: движения с чрезмерной двигательной амплитудой (гиперметрия); трудности чередования движений и сохранения определенных артикуляционных поз; наличие насильственных движений и оральных синкенезий, усиливающихся при эмоциональном напряжении. Также отмечается наличие синкенезий, то есть, непроизвольных сопутствующих движений (например, при движении языка вверх – движение пальцев рук, разгибание головы и т.п.).
Еще один известный симптом дискинезии – это нарушение проприоцептивной импульсации мышц артикуляционного аппарата, в связи с чем, человек слабо ощущает положение языка, губ и направление их движений. Следствием этого может быть диспраксия, в которой Е.Ф. Архипова выделяет кинетический и кинестетический типы расстройств [2]. В первом случае гласные звуки удлиняются, приближаясь к нейтральному «а», а согласные произносятся напряженно и с специфическими заменами (например, щелевых на смычные, упрощением аффрикатов и др.); во втором случае отмечаются недостаточность и трудности в произношении согласных звуков.
Не менее существенным симптомом дизартрии является синдром нарушения речевого дыхания, связанный с нарушением иннервации мышц дыхательной мускулатуры. В данном случае ритм дыхания не зависит от смыслового содержания речи, и поэтому характерными являются поверхностные вдохи после произнесения отдельных слогов, укорочение активного выдоха через нос и т.п. Так рассогласованность вдоха и выдоха приводит к появлению тенденции говорить на вдохе, что нарушает контроль над дыханием, фонацией и артикуляцией.
Следующий симптом дизартрии – голосовые и мелодико-интонационные расстройства определяются наличием у детей парезов и нарушений тонуса мышц языка, мягкого неба, голосовых складок и мышц гортани. Например, парезы мышц лицевой мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего, нарушается тембр голоса и способность к модуляции [56].
В целом, можно сделать обобщающий вывод о том, что основные симптомы дизартрии, связанные с нарушениями и трудностями звукопроизношения и просодики речи, определяются характером и степенью выраженности артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
В детском возрасте проявления дизартрии связаны, прежде всего, с нарушениями моторики: недостаточной координированностью движений, отставанием в ловкости и точности движений, задержкой развития готовности руки к письму, отсутствием интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности. Также Е.М. Мастюкова указывает на выраженность нарушений интеллектуальной деятельности детей в виде низкой работоспособности, нарушений памяти, внимания; замедленном формировании пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса [36].
К речевой симптоматике дизартрии исследователи относят [2; 5; 36]:
— нарушение звукопроизношения;
— нарушение просодической стороны речи;
— нарушение фонематических функций.
Нечеткая, смазанная речь детей-дизартриков не дает возможности формироваться четкому слуховому образу слова, что, в свою очередь, еще больше усугубляет звукопроизносительные дефекты, ведет к нарушению лексико-грамматического строя речи, чтения и письма.
Таким образом, дизартрии является частными речевыми нарушениями у детей. Клинические особенности и степень выраженности этих нарушений зависит, прежде всего, от локализации и степени тяжести мозгового поражения.