Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование этнотолерантности у младших школьников на уроках ОРКСЭ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования этнотолерантности у младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Содержание понятия «этнотолерантность» и особенности ее формирования 16
1.3 Роль уроков основ религиозных культур и светской этики в воспитании младших школьников 26
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнотолерантности у младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики 33
2.1 Диагностика актуального уровня этнотолерантности у младших школьников 33
2.2 Опыт использования уроков основ религиозных культур и светской этики в формировании этнотолерантности у младших школьников 41
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество испытывает постоянное давление, обусловленное экономическим, политическим, экологическим кризисами. Напряженная обстановка нередко приводит к поиску виноватых – инакомыслящих, представителей другой национальности или религиозной конфессии. Подобные нетерпимые установки могут проявлять себя даже в школе, где дети нередко отвергают сверстников, представляющих другую национальность, религию или просто имеющих отличия в физическом развитии или внешности. Подобная ситуация недопустима в современном образовательном пространстве. Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения одной из важнейших целей в процессе образования определяется создание условий для развития личности, уважающей историю и традиции не только своей страны, но и других народов и государств, терпимой к инакомыслию и способной к продуктивному социальному взаимодействию. В связи с этим проблема формирования этнотолерантности младших школьников выступает одной из важнейших проблем образовательной системы.
Разработанность проблемы исследования. Представители педагогической науки обратили на изучение проблемы этнотолерантности свое пристальное внимание еще в 1990-х гг. Можно выделить следующие направления научных разработок по этой проблеме:
— толерантность в русле мультикультурной коммуникации изучается в трудах В.П. Зинченко, В.Г. Зусман, В.А. Маликовой;
— толерантность в качестве основы продуктивного общения и взаимодействия рассматривается в исследованиях А.А. Погодиной, П.С. Степанова;
— роль искусства в процессе развития толерантности у учащихся выявляется Р.А. Махаевым, М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой;
— влияние школьного образования на воспитание толерантности уточняется Б.Ю. Берзиной, А.Х. Гаджиевой, А.А.Леонтьевым, В.Г. Ушаковой и др.
При всем разнообразии трудов по проблеме формирования толерантности значительная часть ученых (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков и др.) едины в том мнении, что младший школьный возраст выступает сензитивным периодом для развития этнотолерантности у учащихся. Однако изучение формирования этнотолерантности у младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики изучено в научно-методическом отношении явно недостаточно. В связи с этим в виду востребованности разработки проблемы исследования мы обосновываем актуальность данной работы.
Объект исследования: формирование этнотолерантности у младших школьников.
Предмет исследования: уроки основ религиозных культур и светской этики как средство формирования этнотолерантности у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально реализовать опыт использования уроков основ религиозных культур и светской этики в формировании этнотолерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация уроков основ религиозных культур и светской этики будет способствовать формированию этнотолерантности у младших школьников.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Привести содержание понятия «этнотолерантность» и особенности ее формирования.
3. Уточнить роль уроков основ религиозных культур и светской этики в воспитании младших школьников.
4. Выполнить диагностику актуального уровня этнотолерантности у младших школьников.
5. Описать опыт использования уроков основ религиозных культур и светской этики в формировании этнотолерантности у младших школьников.
6. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы;
— обобщение педагогического опыта;
— интервью (вопросы разработаны Т.Г. Стефаненко);
— тестирование при помощи методики измерения расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы.
Заключение:
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально реализовать опыт использования уроков основ религиозных культур и светской этики в формировании этнотолерантности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— было приведено содержание понятия «этнотолерантность» и особенности ее формирования;
— была уточнена роль уроков основ религиозных культур и светской этики в воспитании младших школьников;
— была выполнена диагностика актуального уровня этнотолерантности у младших школьников;
— был описан опыт использования уроков основ религиозных культур и светской этики в формировании этнотолерантности у младших школьников;
— было проведено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что реализация уроков основ религиозных культур и светской этики будет способствовать формированию этнотолерантности у младших школьников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения формирования этнотолерантности у младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного детства в основной мере обусловлено социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения общеобразовательной школы и стартом школьного обучения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [11], отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин [48] указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою очередь обуславливает отношение ребенка к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым следует понимать такую деятельность, вырабатывание которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей детей;
— новообразования возраста (положительные особенности, дающие ребенку потенциал для перехода к новой стадии его развития), под которыми понимаются новый тип деятельности личности и ее строения, формируемый на протяжении данного период и который обуславливает трансформацию детского сознания, его жизни, как внешней, так и внутренней [48].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский [11], А.Н. Леонтьев [23], Д.Б. Эльконин [48], переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться готовность (психологическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
— утрата дошкольником непосредственности, что свойственна этому периоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производимых им действий;
— для дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость либо чрезмерная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрослых» либо наоборот их коверкание;
— формирование феномена «горькой конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие [8].
Согласно точке зрения Л.И. Божович [4], развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системного новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.