Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование экологической культуры старших дошкольников в системе дошкольного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Анализ современной практики формирования экологической культуры старших дошкольников 16
1.3. Особенности использования метода наблюдения в старшем дошкольном возрасте 25
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ 40
2.1. Программа формирования экологической культуры старших дошкольников посредством метода наблюдения 40
2.2. Экспериментальная проверка программы формирования экологической культуры старших дошкольников посредством метода наблюдения 52
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний день экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня представляет собой целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, установок, убеждений и нравственных качеств, обеспечивающих формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности. Содержание экологического образования включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и преобразование их в отношение.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовно-нравственных ценностей. Научить детей видеть прекрасное – трудная задача. Если учитель сам искренне любит природу и заботится о ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, поступкам и настроению взрослого, они быстро видят все положительное и подражают своему наставнику.
Сегодня наиболее актуальной является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработка у каждого человека потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы.
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические и практические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработана методика формирования экологической культуры старших дошкольников посредством наблюдений.
Таким образом, нами были определены противоречия:
 между необходимостью формировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью использования для этого метода наблюдения, как педагогического средства;
 между необходимостью проводить работу по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения и недостаточной подготовленностью к этому педагогов дошкольной образовательной организации.
Противоречия обусловили проблему исследования, заключенную в вопросе: является ли метод наблюдения результативным педагогическим средством формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста?
Проблема определила цель исследования – обосновать и экспериментально проверить программу формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: программа формирования экологической культуры старших дошкольников посредством метода наблюдения.
Гипотеза исследования заключается в следующем – процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:
 для этого использовать специальную программу, основанную на методе наблюдении, как педагогическом средстве;
 при составлении программы будут учитываться особенности экологической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты исследования проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ современной практики формирования экологической культуры старших дошкольников.
3. Определить особенности использования метода наблюдения в старшем дошкольном возрасте.
4. Обосновать и экспериментально проверить программу формирования экологической культуры старших дошкольников посредством метода наблюдения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой: Н.А. Рыжова. В.И. Ашиков, С.Н. Николаева, В.А. Зебвеева, Л.А. Каменева; вариативные образовательные программы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста: Н.Н. Вересов,» Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и другие; экологизация разделов комплексных программ воспитания и образования ребят дошкольного возраста; исследования по методологии и теории экологического образования: С.Д. Дерябо, JI.В. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегин и другие.
При проведении исследования использовались теоретические методы (теоретический анализ объекта и проблемы исследования, обобщение и систематизация научных представлений по проблеме исследования); эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент качественный и количественный анализ эмпирических данных).
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что представленная в исследовании программа формирования экологической культуры старших дошкольников, составленная на основе использования метода наблюдения как педагогического средства, может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных организаций любого вида.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (80 источников), 1 таблицы, 5 рисунков.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда Центр развития ребенка – детского сада № 121.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Научные работы и исследования ученых и педагогов последние десятилетия посвящены актуальности и необходимости использования наблюдений в целях формирования экологической культуры дошкольников в условиях дошкольного образования.
Решая первую задачу исследования, нами была изучена проблема формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Культура, пронизывая все звенья общества как социальной системы, выступает одновременно как средство и результат жизнедеятельности социальных субъектов, отдельных личностей, определенных социальных групп и сообществ, отдельных обществ или даже человечества в целом.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, установок, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающих формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности.
Можно утверждать, что экологическая культура ребенка будет иметь место только тогда, когда будет выражаться в деятельности и состоит из трех обязательных компонентов, включающих экологические знания и представления, убеждения и потребности, поведенческие умения. Настоящая экологическая культура является деятельной и именно из-за деятельности она приобретает совершенство. Однако не следует считать деятельность центральным элементом культуры, не менее важны все ее составляющие.
Решая вторую задачу, проанализировав педагогическую литературу было установлено, что формирование экологической культуры ребенка происходит в организации целенаправленного и систематического воспитательного процесса. А так же в повседневной жизни, не только в стенах дошкольного учреждения, но и в непосредственном общении с родителями, т.е в семье. Экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание гуманности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности дошкольников и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями. Поэтому очень важно, чтобы дети еще в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. И по этой причине во всех образовательных программах большое внимание уделяется экологическому образованию дошкольников.
Экологическое образование детей – это одна из самых важных воспитательных областей в ДОО. Мы можем сделать вывод, что для эффективного воспитания экологической культуры дошкольников в арсенале воспитателя должно быть множество методов и приемов работы. Целесообразнее использовать приемы и методы не по отдельности, а в сочетании. В экологическом образовании прогулка является одной из основных форм взаимодействия с детьми, разнообразие методов работы, формирует более устойчивое экологическое понятие. Обязательными являются наблюдение (за явлениями и объектами) и трудовые действия в природе. Но полезны и тематические экскурсии, экологическая тропа, экологические игры на свежем воздухе.
В соответствии с третьей задачей, мы изучили особенности старшего дошкольного возраста – это этап психического развития ребенка в диапазоне от 5 до 7 лет. У ребенка старшего дошкольного возраста происходит динамичное активное развитие.
Старший дошкольный возраст – период дошкольного детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей старшего дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.
Целенаправленные наблюдения позволяют формировать как конкретные, так и обобщенные представления, а также учат детей выявлять и замечать наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Поэтому наблюдение является основным методом развития наблюдательности у дошкольников.
Развитая наблюдательная деятельность дошкольников характеризуется наличием таких умений: понимать познавательную задачу; принимать план наблюдения; отвечать на вопросы взрослых; самостоятельно ставить краткосрочные цели наблюдения; использовать освоенные методы познания в новых видах деятельности, которые впоследствии обеспечивают высокую результативность наблюдений.
Содержание наблюдений – это то, чему дети могут научиться в непосредственном взаимодействии с природой; сенсорная информация об объектах природы, которую можно получить самостоятельно, при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Решая четвёртую задачу, нами была составлена программа формирования экологической культуры старших дошкольников посредством наблюдения.
Программа формирования экологической культуры старших дошкольников посредством наблюдения состоит из двух разделов: диагностического и формирующего.
Раздел I (диагностический) состоит из диагностической методики и используется перед реализацией программы и после, для того, чтобы оценить результат воздействия. В него входит следующая методика: «Диагностика уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, основана на методике О. Соломенниковой».
Раздел II (формирующий). При составлении этого раздела программы за основу были взяты вариативные образовательные программы экологического воспитания и образования ребят дошкольного возраста «Мы земляне» Н.Н. Вересова, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и другие подобные программы; экологизация разделов комплексных программ воспитания и образования ребят дошкольного возраста: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Я — человек».
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество учителя и ребенка, исключала авторитарную модель обучения. Процесс обучения был организован так, чтобы ребенок имел возможность задавать вопросы, выдвигать собственные гипотезы, не боясь ошибиться.
Мы придавали большое значение исследовательской деятельности детей – проведению наблюдений. В процессе обучения мы уделяли внимание использованию всех органов чувств ребенка, а не только слуха и зрения. Для этого детям давали возможность потрогать, понюхать окружающие предметы и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя прививать эмоциональное отношение к природе из книг и рисунков. Ребенку нужно понюхать траву после дождя или сухие листья осенью, услышать пение птиц. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура занимает особое место среди различных других культур. Культура является сложным, многоаспектным понятием, она имеет отношение ко многим областям человеческой деятельности. Поэтому, существует множество моделей культуры, методологических подходов к пониманию этого феномена, а затем и множество определений, каждое из которых имеет право на существование.
Первоначально термин «культура» (от латинского слова «cultura»), означал «возделывание», «уход» почвы, эффективную сельскохозяйственную деятельность, а впоследствии получил значение воспитания, обучения. Словари и энциклопедии, как правило, приводят несколько значений этого слова. В Большом толковом словаре культура представлена в различных определениях. Эти определения включают:
1. Комплекс всевозможных материальных ценностей, а также и нематериальных, которые создавало общество на протяжении своего исторического существования.
2. Определенный уровень образования либо воспитания.
3. Показатель безупречности и завершенности сферы хозяйства, а также интеллектуальной деятельности.
4. Размножение и выведение определенных видов (зверей, растений).
5. Микробы, бактерии и иные небольшие организмы, взращиваемые в лабораториях, в соответствии с определенной средой питания [5].
Эти, на первый взгляд, разноплановые дефиниции имеют одни и те же основополагающие идеи. В любом смысле этого понятия в основе культуры лежит преобразование чего-то, превращение на ценностной основе для удовлетворения какой-то потребности. Об этом красноречиво говорит и происхождение этого понятия. Можно утверждать, что культура имеет место только тогда, когда она опирается на знания, имеет ценностную основу, и выражается в деятельности, подчеркивают и другие определения. Например, культура – совокупность материальных и идеальных (духовных) ценностей. Она неотделима от человека и его творческой деятельности во всех сферах бытия и сознания. Такая деятельность человека как субъекта культуры, направленная на творческое преобразование действительности и состоит из процессов опредмечивания (создания ценности, нормы, знаковой системы и т.д.) и распредмечивания (постижение ценностей культуры и их использования в ходе практической деятельности) [7].
Социологическая энциклопедия, рассматривая культуру как социальный институт, толкует ее как то, что определяет ценности и нормы поведения людей в конкретной системе общественных отношений, обеспечивает регулирование этих отношений в обществе, его стабильность и удовлетворяет духовные потребности, связанные с потреблением и освоением определенных культурно-символических кодов (ценностей, норм, обычаев, традиций, образов жизни), является способом социализации человека.
Итак, культура, пронизывая все звенья общества как социальной системы, выступает одновременно как средство и результат жизнедеятельности социальных субъектов, отдельных личностей, определенных социальных групп и сообществ, отдельных обществ или даже человечества в целом [13].
Очевидно, что когда мы рассматриваем культуру в обще ее понятии, то роль ценностей в содержании и функционировании культуры не вызывает сомнения. Кроме того, культурная деятельность в качестве социального явления зачастую может быть определена напрямую за счет ценностных ориентаций.
Экология возникла как особая отрасль науки в XIX веке. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала только взаимоотношения животных, сообществ между собой и окружающей средой.
Понятие «экология» впервые прозвучало достаточно давно. Так в конце 19 века (1868 год) его использовал в своей работе Э. Геккель. Так в соответствии с его вариантом, ее можно определить как определенную научную область, которая раскрывает особенности отношений любого живого с окружающим миром и с другими живыми. Данное понятие присутствует в греческом языке и означает научную область изучающую дом, жилье. Так, «Oikos» — жилье, «logos» — научная сфера. На сегодняшний день это классическая экология, либо биологическая [7].
В отношении содержания экологической культуры авторы придерживаются различных взглядов. В то же время их мнения схожи в том, что особым значением обладают такие составляющие как культурная ценность, культурное знание, культурное практическое действие.
На содержания экологической культуры указывается и в тексте экологического толкового словаря. Так в нем она описывается в качестве определенной культурной формы, ориентированной на несколько аспектов: высвобождение людей от природных зависимостей, на гармонизацию отношений между обществом и природой [13].
По сути, экологическая культура – это своеобразный «кодекс поведения», а по содержанию – совокупность знаний, норм, стереотипов и «правил поведения» человека в окружающей среде так, чтобы были учтены не только практические потребности человека и общества, но и возможности природы по сохранению ее постоянного равновесия (гомеостаза), а также не допущения такой человеческой деятельности, которая приводила бы к экологическим кризисам в экосистемах разного иерархического уровня [9, с. 97].
В. Крисаченко и М. Хилько, отмечают, что экологическая культура является целеполагающей деятельностью человека (включая и последствия данной деятельности), направленной на организацию и трансформацию природного мира (объектов и процессов) в соответствии с собственными потребностями и намерениями [22, с. 212].
Л.И. Юрченко также указывает на то, что экологическая культура:
 по большей части устанавливает норму во взаимоотношениях непосредственно социума и природной среды, определяет некоторую структура целей по приоритетам;
 находит свое отражение в общественном сознании и общественной психологии, в конкретных формах жизнедеятельности и образа жизни [20].
Вполне понятно, что экологическая культура регулирует отношения человека и природы на основе системы ценностных ориентаций и установок. Она направлена на воспроизводство и развитие природно-социального богатства, позволяет приспосабливаться к природной среде, а также регулирует деятельность общества по отношению к природной среде. Соответственно, чтобы сформировать экологическую культуру следует влиять на ценностные ориентации, уделять достаточно внимания популяризации экологических знаний, предлагать модели природоохранной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы