Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование экологической культуры школьников основного общего образования во внеклассной работе по курсу «Биология»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Подходы к формированию экологической культуры в педагогике 8
1.2 Содержание, формы и методы внеклассной работы 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Выявление уровня экологической культуры учащихся 25
2.2 Разработка методики для проведения внеклассной работы
по теме экологии 29
2.3 Анализ результатов применения методики на практике 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Введение:
По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в XXI веке вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
На данный момент акцентируют внимание на проблеме экологической культуры, как в целом в обществе, так и в отдельных отраслях науки. Так в 2000 году в Государственную думу РФ был внесён проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области.
В свою очередь, наука педагогика уделяет внимание формированию ценностного отношения к природе и развитию экологической культуры населения. Великие педагоги, отмечали в своих трудах, что духовная жизнь человека самым неразрывным образом связана с природой. Это такие авторы педагогической мысли, как А.Гумбольдт, Ф. Дистервег, Г.Песталоцци, Ж.Руссо. Основы философского осмысления взаимодействия человека с природой отражены в трудах известных ученых В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, В.А.Сухомлинского и др.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда дают возможности ответить на природоведческие вопросы, которые интересно детям. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее становление личности школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает внимание к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание вопросам экологического образования и воспитания школьников.
Учащиеся средних классов начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в собственном мироощущении расстояние от «Я — природа» до «Я и природа», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к находящемуся вокруг. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию у учащихся прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
Проблема формирования и развития экологических представлений, как в теории методики, так и в практике обучения, — одна из наиболее актуальных и сложных. В Концепции учебного предмета «Человек и мир» подчёркивается, что «учебный материал по предмету «Человек и мир» распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих экологических представлений, как «природа», «живая природа», «неживая природа», «растения» и т.д., для получения элементов экологических знаний. В ходе работы по формированию экологических представлений решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.
Начало экологическому подходу в ознакомлении учащихся с природой положили работы, связанные с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена повсеместной значимостью проблемы экологической культуры, экологического воспитания, развития ценностного отношения к природе. Обостряется важность данной проблемы на фоне развития цивилизации и экологического загрязнения, связанного с этим, безответственного отношения человек к месту своего обитания и потере связи между человеком и природой. Именно поэтому среди важных отраслей науки, в государственном аппарате поднимаются вопросы об экологические культуры населения, которую необходимо формировать уже с детства. В связи с поставленными проблемами, мы отмечаем важность и необходимость формирования экологической культуры у учащихся.
Всё вышесказанное предопределило выбор темы исследования и послужило основанием для определения его цели, объекта и предмета.
Цель исследования – заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке внеклассной работе на формирование экологической культуры обучающихся в курсе «Биология».
Объект исследования – процесс формирование экологической культуры
Предмет исследования – являются педагогические условия формирования экологической культуры учащихся во внеклассной работе по курсу «Биология».
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры учащихся на внеурочных занятиях по биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— включение в содержание занятий разнообразных заданий, направленных на общение учащихся с природой;
— побуждение учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал.
Заключение:
В ходе теоретического исследования нами были проанализированы работы зарубежных и отечественных авторы: В.И. Вернадского, Р.Эмерсона, Дж. Катлина, Дж. Мьюира, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, и др.ученых. Экологическая культура — это восприятие людьми природы и окружающего мира, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды. Структурой экологической культуры является: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность. Компоненты экологической структуры взаимосвязаны между собой и проявляются в деятельности человека. Наиболее эффективным методом формирования экологической культуры является внеурочная деятельность. В школьном возрасте преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления, которые могут обеспечить понимание усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В этом возрасте в сознании школьников происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которое предопределяет отношение учащегося к природному и социальному окружению. Ребенок еще только учится взаимодействию с природой и отношению к природе. Целью формирования экологической культуры у учащихся, формами школьного туризма является укрепление в сознание детей ответственности за природу, развитие потребности в заботе об окружающем мире — как чувство долга, и развитие гуманного отношения к природе и восприятия ее красоты.
В ходе исследования нами была составлена программа по формированию экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности по биологии. После реализации программы, мы сравнивали полученные эмпирические данные до проведения программы и после, по итогам которых мы диагностировали развитие компонентов экологической культуры. Таким образом, поставленная нами ранее цель была эмпирически подтверждена.
По итогам реализации программы, мы оформили рекомендации по созданию условий для формирования экологической культуры. К ним относятся, как активное педагогическое взаимодействие, так и психологическое просвещение детей по проблемам экологии, работа с родителями и другие методы. Формирование экологической культуры является важным в развитии ответственности ребенка, а также носит значение для решения экологических проблем человечеством, в будущем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Подходы к формированию экологической культуры в педагогике
Экология — это из важнейших аспектов науки, который стал таковым в конце прошлого столетия. Экологическая культура в некотором роде представляет собой жизнедеятельность человека в настоящей жизни. Экология и культура являются составляющими компонентами понятия экологическая культура.
С. Гончаренко в педагогическом словаре определил «культуру сочетанием общественных приобретений практического, духовного и материального характера, для которых характерно отражение достигнутого уровня в истории развития человека в обществе в целом, а также воплощение в продуктивной деятельности» [17, с. 182]. Личностная культура кроет в себе уровень знаний, дающий его обладателю возможность находиться с окружающей средой в полной гармонии.
Первые минуты жизни каждого человека тесно и неразрывно связаны с природой. Издавна для людей характерно накопление знаний, касающихся экологии. Природа интересовала человечество всегда, однако наукой ее значение было признано относительно недавно.
Общая человеческая культура должна включать в себя культуру экологического направления как совокупность отношений человека и природы. На протяжении многих веков народы на личном опыте накапливали знания об экологической культуре. Они заключаются в умении бережно и внимательно относиться к природе, сохранять богатства, данные нам родной землей, природой. Издавна природа изучалась предками, которые умели находить взаимную зависимость живых организмов и среды их обитания. Духи природы имели огромное значение в жизни людей, которые поклонялись им и одновременно чувствовали себя частью природы. Еще будучи безграмотными и не имея письменности люди умели читать книгу природы и, самое главное, передавали полученные знания следующим поколениям [15].