Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Формирование диалогической речи в дошкольном возрасте 6
1.2. Общая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи 28
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 35
2.1. Цель и задачи исследования 35
35
2.2. Методика констатирующего эксперимента 41
2.3. Анализ результатов эксперимента 47
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 49
3.1. Содержание работы по формированию диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры 49
3.2. Выявление эффективности проведенной работы 56
Выводы по третьей главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Введение:
Актуальность темы исследования. Диалогическая речь детей дошкольного возраста приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых происходит благодаря монологической контекстной речи и форме внутренней речи. Важным направлением развития диалогической речи выступает превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
Проблемой развития диалогической речи у детей дошкольного возраста занимались такие известные педагоги как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, Н.Ф. Ладыгина, О.С. Ушакова, Г.М. Лямина. В речевом развитии у детей дошкольного возраста изучались закономерности Л.С. Выготским, А.Н. Гвоздевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и другие.
Такие ученые как О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, М.В. Ильященко и другие считали, что формирование грамматически правильной, осознанной, последовательной, логичной речи у детей, в особенности старшего дошкольного возраста, является необходимым условием речевого развития и подготовки детей к школьному обучению. Но в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование важности развития диалогической речи дошкольников, это проблема в педагогике мало исследована.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников дефектами речевого развития. Речевая недостаточность сказывается на правильном, чётком произношении звука. Воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи. Дифференциация звуков. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Диалогическая речь детей также развита недостаточно. Дошкольникам сложно общаться между собой, взрослые зачастую их не понимают.
На основе исследований выявлены следующие проблемы: у детей с ОНР недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога, был выявлен эгоцентрический тип отношений партнеров, неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах и т. д.
В процессе изучения вопроса развития диалогической речи дошкольников с ОНР возникает противоречие между необходимостью развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, имеющим нарушения речи, и выбором средств педагогической работы по ее развитию в условиях ДОУ.
Имеющееся противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, которая содержится в поиске педагогических средств, обеспечивающих развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Использование сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
В процессе таких игр отражаются совершенно разные стороны повседневной жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняются знания об окружающей действительности.
Сюжетно-ролевые игры – это наиболее характерные игры дошкольников, они занимают значительное место в жизни детей. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры выступает то, что ее создают дети самостоятельно, а их игровая деятельность носит ясно выраженный творческий и самодеятельный характер. Дети, находясь в игровой среде и постоянно общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи, поэтому одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра.
Цель нашего исследования: выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ФГОС
Объект исследования: процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие диалогической речи дошкольников с ОНР посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами программа, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, будет способствовать наиболее успешному развитию диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития диалогической речи дошкольников в научно-методической литературе;
2. Выявить роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольников.
3. Выявить уровень развития диалогической речи у дошкольников с ОНР;
4. Разработать и реализовать программу по развитию диалогической речи у дошкольников, имеющих нарушения речи, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр;
5. Проверить эффективность программы.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на закономерности речевого развития детей дошкольного возраста и сформулирована в трудах Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева.
Опытно-экспериментальная база исследования:
В опытной работе приняли участие 20 воспитанников старшей дошкольной группы.
Текст работы:
Таким образом, в результате теоретического анализа основ развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры, мы можем сделать следующие выводы:
1) Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в процессе нее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль. Разновидностью диалогического общения выступает беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность, у говорящих появляется возможность высказываться.
2) В дошкольном возрасте у детей должны сформироваться следующие критерии навыков диалогического общения: способность проявлять инициативу; умение использовать различные средства общения – к словам подключают жесты и мимику; навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы; проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик; умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика
3) Сюжетно-ролевая игра – это игра, в процессе которой дети выполняют выбранные ими роли и совершают определенные действия. Сюжеты для игр обычно дети выбирают из жизни. Со временем, с изменением действительности, получением нового жизненного опыта и новых знаний, меняются сюжеты и содержание ролевых игр. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры выступает наличие в ней той или иной воображаемой ситуации. Такая воображаемая ситуация складывается из ролей и сюжета.
Нами была проведена опытно-исследовательская работа по развитию диалогической речи дошкольников с ОНР. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа было выявить уровень диалогической речи детей, имеющих нарушения речи. Мы обследовали две группы детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась по методике А.В. Чулковой.
Были получены следующие результаты: высокий уровень диалогической речи был выявлен у 3 детей (15%), средний уровень – у 11 детей (55%) и низкий уровень – у 6 детей (30%).
Результаты детей были средними. Для подтверждения поставленной нами рабочей гипотезы о том, что разработанная и реализованная нами программа, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, будет способствовать наиболее успешному развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нами было решено провести цикл занятий по развитию диалогической речи дошкольников с ОНР посредством использования сюжетно-ролевых игр. Это был формирующий этап эксперимента.
Целью контрольного этапа являлось проведение анализа эффективности проведенной экспериментальной работы. Для этого мы провели контрольное тестирование. Оно проводилось по тем же диагностикам, что и на констатирующем этапе.
Были получены следующие результаты: высокий уровень диалогической речи был выявлен у 9 детей (45%), средний уровень – у 9 детей (45%) и низкий уровень – у 2 детей (10%). Мы видим, что показатели высокого уровня развития диалогической речи выросли на 30%, среднего – уменьшились на 10% и низкого – уменьшились на 20%, что говорит об эффективности проведенной нами работы.
В результате проведенной работы были получены улучшенные показатели. В речи детей произошли изменения, которые стали заметны и родителям, и педагогам.
Целью нашего исследования было выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Изучили и проанализировали состояние проблемы развития диалогической речи дошкольников в научно-методической литературе;
2) Выявили роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольников.
3) Выявили уровень развития диалогической речи у дошкольников с ОНР;
4) Разработали и реализовали программу по развитию диалогической речи у дошкольников, имеющих нарушения речи, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр;
5) Проверили эффективность программы.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Заключение:
Актуальность темы исследования. Диалогическая речь детей дошкольного возраста приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых происходит благодаря монологической контекстной речи и форме внутренней речи. Важным направлением развития диалогической речи выступает превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
Проблемой развития диалогической речи у детей дошкольного возраста занимались такие известные педагоги как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, Н.Ф. Ладыгина, О.С. Ушакова, Г.М. Лямина. В речевом развитии у детей дошкольного возраста изучались закономерности Л.С. Выготским, А.Н. Гвоздевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и другие.
Такие ученые как О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, М.В. Ильященко и другие считали, что формирование грамматически правильной, осознанной, последовательной, логичной речи у детей, в особенности старшего дошкольного возраста, является необходимым условием речевого развития и подготовки детей к школьному обучению. Но в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование важности развития диалогической речи дошкольников, это проблема в педагогике мало исследована.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников дефектами речевого развития. Речевая недостаточность сказывается на правильном, чётком произношении звука. Воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи. Дифференциация звуков. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Диалогическая речь детей также развита недостаточно. Дошкольникам сложно общаться между собой, взрослые зачастую их не понимают.
На основе исследований выявлены следующие проблемы: у детей с ОНР недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога, был выявлен эгоцентрический тип отношений партнеров, неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах и т. д.
В процессе изучения вопроса развития диалогической речи дошкольников с ОНР возникает противоречие между необходимостью развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, имеющим нарушения речи, и выбором средств педагогической работы по ее развитию в условиях ДОУ.
Имеющееся противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, которая содержится в поиске педагогических средств, обеспечивающих развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Использование сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
В процессе таких игр отражаются совершенно разные стороны повседневной жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняются знания об окружающей действительности.
Сюжетно-ролевые игры – это наиболее характерные игры дошкольников, они занимают значительное место в жизни детей. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры выступает то, что ее создают дети самостоятельно, а их игровая деятельность носит ясно выраженный творческий и самодеятельный характер. Дети, находясь в игровой среде и постоянно общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи, поэтому одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра.
Цель нашего исследования: выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ФГОС
Объект исследования: процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие диалогической речи дошкольников с ОНР посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами программа, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, будет способствовать наиболее успешному развитию диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития диалогической речи дошкольников в научно-методической литературе;
2. Выявить роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольников.
3. Выявить уровень развития диалогической речи у дошкольников с ОНР;
4. Разработать и реализовать программу по развитию диалогической речи у дошкольников, имеющих нарушения речи, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр;
5. Проверить эффективность программы.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на закономерности речевого развития детей дошкольного возраста и сформулирована в трудах Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева.
Опытно-экспериментальная база исследования:
В опытной работе приняли участие 20 воспитанников старшей дошкольной группы.
Список литературы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1. Формирование диалогической речи в дошкольном возрасте
Речь – это одна из линий развития ребенка. Благодаря родной речи, дети входят в наш мир, получают широкие возможности для общения с другими людьми. Речь помогает нам понять друг друга, формирует взгляды и взаимоотношения, а также играет серьезную роль в понимании мира, в котором мы живем.
В дошкольном возрасте впервые проявляются индивидуальные недостатки и особенности речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в этот период (в среднем около 5 лет) формирование речи завершается. Это означает, что дети правильно произносят все звуки родного языка; обладают значительным словарем, освоили основы грамматической структуры языка; овладели начальными формами согласованной речи (монолог и диалог), позволяющие им свободно общаться с людьми.
Вместе с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание различных явлений родного языка. Дети понимают словарь и звуковую структуру слова; они знакомы с ударением; с антонимами и синонимами; со словесным составом предложений и т.д. [29, с.77].
Нормально развивающиеся дети активно вступают в разнообразные отношения с другими людьми; другие люди, сверстники, играют все более важную роль в их жизни. Способность общаться с ними является одним из необходимых условий для нормального социального и личностного развития детей. В то же время наличие этих навыков является показателем нормального развития.
Развитие речи также тесно связано с когнитивным и интеллектуальным развитием ребенка, поскольку в мышлении и речи один физиологический источник — это человеческий мозг. Если когнитивные (психические) процессы, например, память, восприятие, мышление, внимание развиваются нормально, то речь ребенка будет богаче, более развитой, выразительной, совершенной.
Одним из необходимых условий для нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше дети общаются со своими родителями и близкими людьми, тем более качественно и интенсивно происходит их речевое развитие.
Цель развития речи достаточно динамична. Она расширяется, когда ребенок становится старше. При этом каждая новая позиция не исключает предыдущую, а наоборот, дополняет ее.
Таким образом, взрослые должны придерживаться следующей цели:
— в раннем возрасте обеспечить богатый опыт и внешние впечатления для расширения и создания базы развития речи ребенка;
— в дошкольном возрасте (3-7 лет), обеспечить комплексное развитие абсолютно всех составляющих устной речи (словарный запас, произношение, грамматическая структура);
— в дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечить подготовку к усвоению письменных форм речи (письма и чтения).
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей дошкольного возраста, решается в процессе взаимодействия между детским садом и семьей [2, с. 40].
К задачам развития речи детей 5-6 лет относят:
1) Развитие лексической стороны речи.
— Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире и активизировать его в самостоятельных высказываниях.
— Активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные, числительные, глаголы.
— Формировать умение более точно подбирать слова, которые отражают качество явления или предмета.
— Пополнять словарь словами, что обозначают материал, из которого сделан тот или иной предмет.
— Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета.
— Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, которые находятся в родовидовых отношениях (мебель – это стул, стол, кресло, кровать; цветы – это роза, ромашка, мак), и слов, что входят в широкие родовые понятия (растения – это деревья, цветы, кусты, трава и т.п.; жилище – это дом, дворец, изба; движение — это бег, ходьба, ползание, прыжки и т. п.).
— Ознакомить детей с синонимами.
— Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (к примеру, мокрый и влажный); для выражения эмоциональной окраски (шлепнулся и упал; великолепный и красивый).
— Продолжать знакомить детей с антонимами.
— Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, что относятся к разным частям речи (прилагательным, глаголам, существительным, наречиям).
— Продолжать знакомить с доступными для детей многозначными словами разных частей речи.
— Продолжать работу над лексическим (или смысловым) значением слов.
— Учить понимать, использовать и объяснять переносное значение слов, фразеологические обороты.
2) Формирование грамматического строя речи.
— Упражнять детей в верном употреблении глаголов.