Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование читательской компетентности младших школьников в проектной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников в проектной деятельности 9
1.1. Некоторые аспекты формирования читательской компетентности младших школьников 9
1.2. Возможности проектной деятельности в формировании читательской компетентности младших школьников 15
Выводы по 1 главе 39
Глава II. Практические основы формирования читательской компетентности младших школьников в проектной деятельности 40
2.1. Актуальное состояние педагогической практики по формированию читательской компетентности младших школьников 40
2.2. Реализация возможностей проектной деятельности в формировании читательской компетентности младших школьников 43
Выводы по 2 главе 60
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70

 

  

Введение:

 

Современный учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание ученика – субъекта культуры и собственной жизнетворчества.
Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить духовное развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь.
Большую роль в этом процессе играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно-библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, её услугами, книгой, справочным аппаратом, развитие познавательных интересов – приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.
Ученик, который работает творчески, больше проявляет себя во время чтения и анализа художественного произведения, оригинально мыслит, умеет выражать свои мысли, видеть в произведении то, чего не увидели другие.
Необходимо сказать, что нужно постоянно обогащать учащихся творческим опытом, формировать у них умение самоорганизации, саморазвития, создавать атмосферу углубления в творческий поиск. Каждым из читательских умений учащиеся овладевают поэтапно.
Умения считаются сформированными, когда все элементы их объединены в единое целое и ученик может не только его умело использовать в определённых ситуациях, но и при необходимости вносить изменения, тогда они будут иметь практическую ценность.
Глубокая начитанность, литературная эрудиция в значительной степени определяют личность ученика, его мировоззрение, круг интересов, умение воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни.
От учителя и школьного библиотекаря зависит, превратится чтение книг в их устойчивую привычку или нет.
Известно, что в начальных классах ученик должен овладеть читательскими навыками и умениями, способами работы с художественной литературой, ориентироваться в мире детских книг, печатных изданиях, справочной литературе, быть готовым к обучению в среднем звене школы на основе развитого у него интереса к чтению, к книге.
Особенно сложно формировать у учащихся умения работать с учебником, справочной и энциклопедической литературой, а также словарями. Над решением этой проблемы работают и учителя-предметники, и библиотекари, и классный руководитель.
С древних времён и до сих пор приоритетным остаётся мнение, что чтение – это базовый, компонент воспитания, образования и полноценного развития личности.
Чтение – это мощный транслятор знаний и социального опыта, накопленного человечеством тысячелетиями, уникальная возможность и лучший способ в короткие сроки овладеть им, а трансляция духовного наследия прошлого через лучшие образы художественной литературы является неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.
Этот процесс является деятельностью, в процессе которой формируется и развивается сознание, мировоззренческие позиции, нравственные ценности, коммуникативные способности; происходит построение индивидуальной модели социокультуры.
Поддержка чтения – это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности украинского общества.
На формирование умений важное влияние имеет знание теоретических понятий, представление о сущности нужных умений, сознательная установка на овладение ими, использование их в новых учебных ситуациях.
Литературно-читательские способности формируются именно в школе на уроках литературы, поэтому важной задачей учителя-словесника является научить детей читать художественную книгу, ценить литературу как искусство, готовить читателя, который способен ярко чувствовать и критически мыслить .
Литературное чтение влияет не только на отдельные психические процессы ребёнка – память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом.
Гипотеза исследования: формирование читательской компетентности младших школьников может проходить эффективнее, если в процессе проектной деятельности использовать следующие возможности:
1. Используются на уроке методы и способы деятельности по формированию читательской компетентности;
2. Включение приёмов по формированию читательской компетентности на разных этапах деятельности.
Объект исследования – процесс формирования читательской компетентности младших школьников.
Предмет исследования – возможности творческих проектов в формировании читательской компетентности младших школьников.
Цель исследования – теоретические и практические возможности использования творческих проектов в формировании читательской компетентности.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие читательская компетентность и приёмы формирования читательской компетентности;
2) Рассмотреть роль творческих проектов в формировании читательской компетентности младших школьников;
3) Проанализировать опыт использования творческих проектов в формировании читательской компетентности;
4) Провести диагностику читательской компетентности у младших школьников;
5) Реализовать творческие проекты, которые будут являться средством формирования читательской компетентности младших школьников;
6) Проанализировать эффективность использования творческих проектов в формировании читательской компетенции младших школьников.
Методы исследования:
— методы теоретического исследования – анализ и синтез;
— методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, беседа с детьми.
База исследования – 3-ий класс МБОУ «Юбилейнинская средняя общеобразовательная школа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юбилейнинская СОШ» была основана 1973 году в статусе восьмилетней школы. В 1978 году реорганизована в среднюю школу.
Учредителем является муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в них адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка.
В 2010 году была разработана программа перспективного развития школы «Образование. Здоровье. Безопасность», что является приоритетным направлением школы.
Основные направлениями программы перспективного развития стали:
1. Развитие системы качества образовательных услуг на основе общего и дополнительного образования;
2. Формирование здоровье-сберегающей среды;
3. Обеспечение комплексной безопасности окружающих
К настоящему времени в нашей школе сложился определённый опыт государственно-общественного управления школой, в 2009 году появилась такая форма государственно- общественного управления, как Управляющий совет, позволяющей школе стать более открытой для окружающего социума, понятной ему.
Педагогический коллектив школы составляет 12 педагогов, 60 % всего учительского потенциала педагогами стали наши выпускники разных лет.
Былкова Мария Анатольевна – (заместитель директора по учебной работе), Выборных Оксана Сергеевна – учитель физики, Домашова Татьяна Игоревна – учитель английского языка.
В течение 2-х лет коллектив не стабилен. Уезжают учителя стажисты-предметники, причиной является социальные условия сельской местности.
Но за годы существования МБОУ «Юбилейнинская СОШ» был накоплен серьёзный педагогический, методический, профессиональный опыт.
Социальный состав семей оказывает определённое влияние на образовательный процесс.
Контингент обучающихся, в основном, – дети работников, занятых в сельском хозяйстве, родители которых имеют невысокие доходы и относятся к категории малообеспеченных семей. Двое обучающихся воспитываются в семьях опекунов.
Наполняемость школы позволяет работать с каждой семьёй, знать особенности жизни каждого ребёнка, то есть даёт возможность вести индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Главное направление в работе – качественное обучение учащихся, здоровый образ жизни, безопасность.
Задачи школы на 2018-2019 учебный год:
– адаптировать обучающихся к образовательной среде школы;
– отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности обучающихся;
– продолжить работу по диагностике, отслеживающую динамику развития обучающихся, фиксирующую уровень обучения на каждом этапе учебного процесса;
Имеется интернат. Располагается школа в типовом здании.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач в процессе педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей формирования читательской компетентности младших школьников в процессе проектной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Очень важным элементом в формировании коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста есть читательская компетентность, коммуникативные навыки, умения, способности учителя начальной школы.
Необходимо отметить, что именно педагог является образцом для общего развития детей младшего школьного возраста, а в частности и коммуникативных качеств.
Конечным результатом развития коммуникативной компетенции детей является формирование культуры речевого общения. Составляющими частями культуры речевого общения является культура речи, выразительность, этикет.
Современные дети – свободные и открытые к общению, поэтому они нуждаются в литературе, которая воспроизводила бы реальные жизненные ситуации.
Литература должна быть современному ребёнку за «зеркала, окна, двери»:
— как зеркало, она имеет отражать опыт читателя, давать возможность познать себя;
— как окно – показывать что-то новое и проявлять другие углы зрения;
— как двери – предоставлять возможность «войти» в другой мир и узнать что-то новое, неведомое.
Чтение – это специфическая форма учебной деятельности познавательно-коммуникативного характера, смысл которой заключается в сознательном активном восприятии художественного текста, творческой обработке его с целью формирования личностных духовно-ценностных ориентаций и эстетических потребностей читателей
Чтение как вид речевой деятельности – сложный процесс опосредованного – через письменный текст — общения, заключающийся в декодировании графических знаков в устную речь и понимании содержания прочитанного.
Чтение – это особое средство художественно-эстетического познания мира младшими школьниками.
Урокам литературного чтения в начальных классах принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании личности младшего школьника.
Работа над художественными произведениями разных жанров обогащает учащихся знаниями, которые пробуждает их чувства, вызывает у них желание стать лучше, помогает осознать человеческие добродетели.
Читательская компетентность является базовой для читателя любого возраста, если он стремится не только ознакомиться с ним, но и осознать смысл, передать своё впечатление от прочитанного.
Относительно младших школьников это предусматривает:
— понимание учеником большей части слов в тексте;
— понимание содержания каждого предложения текста;
— смысловых связей между ними и частями текста;
— понимание основной мысли прочитанного.
Такие обработки учениками текста имеют целью понимание его фактического содержания, основного смысла, что является предпосылкой для определения структуры текста, осознанного и выразительного чтения, творческой работы по прочитанным.
Литературное чтение имеет исключительное значение в учебном процессе, как для углубления понимания, так и для развития эмоций, воображения и воспитания эстетических чувств.
Чтение – ключ к пониманию текста, расширяет жизненный опыт младших школьников, развивает любовь к литературе, искусству, способствует осознанию ими человеческих ценностей, норм поведения, которые поддерживаются обществом.
Проектную деятельность можно считать творческим трудом. Ведь именно она создаёт условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных способностей.
Метод проектов является инновационной педагогической деятельностью, направлена на овладение различными способами творческой, исследовательской, экспериментальной деятельности, духовное и профессиональное становление личности через активные действия и создание субъектом собственной стратегии обучения, когда внимание переносится на процесс вступления школьниками знаний, умений, навыков, жизненного опыта, трансформируется в компетенции.
По своей сущности работа над проектом имеет инновационный характер:
— требует от учащихся применять новые знания, опираясь на усвоенный ранее материал;
— вырабатывает умение действовать и принимать решение самостоятельно или в составе команды и разрешать конфликты;
— искать, компоновать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач;
— развивает критическое мышление и стремление к творчеству, саморазвития;
— формирует желание и способность самостоятельно учиться.
Метод проектов является педагогической технологией, отражающая реализацию личностно ориентированного подхода в образовании (именно педагогической технологии, хотя в названии технологии используют слово «метод»), способствует формированию умения адаптироваться к быстроменяющихся условий жизни человека постиндустриального общества.
Понятие «проект» в последние годы активно вошло в практику образования. Оно выступает как в роли эффективного метода обучения учащихся, так и в качестве формы организации инновационно-развивающейся образовательной среды учебного заведения или всей системы образования в стране.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Некоторые аспекты формирования читательской компетентности младших школьников

С. Уиддет и С. Холлифорд определяют компетенцию как отражающую способность необходимых стандартов поведения, является результатом умелого использования различных методов в сочетании с конкретной ситуацией, ценностями, способностями и знаниями .
С ними полностью согласен А. Хуторской, который даёт определение компетенции как «совокупности взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, средства деятельности), которые задаются в отношении определённого круга предметов и процессов».
Учёные С. Шишова и В. Кальней считают, что «компетенция – это общая способность, основывается на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению».
Г. Селевко определяет компетенцию как «… образовательный результат, который проявляется в подготовленности выпускника, в реальном владении им методами и средствами деятельности, в возможностях справляться с поставленными задачами; форма сочетания знаний, умений и навыков, дает возможность ставить и достигать цели в преобразовании окружающей среды».
Учёный И. Галямин считает, что «компетенция – это способность и готовность применять знания и умения при решении профессиональных задач в различных сферах – как в конкретной области знаний, так и в сферах, которые мало связанны с конкретными объектами, то есть это способность и готовность проявлять гибкость в меняющихся условиях рынка труда».
Исследователи С. Уиддет и С. Холлифорд определяют компетентность как готовность, которая необходима для решения поставленных задач и для получения необходимых результатов труда.
Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
По мнению Г. Селевко, компетентность – это «… интегральная способность личности, которая проявляется в её общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности» .
Исследователи В. Ягупов и В. Свистун, отмечают, что «компетентность проявляется в конкретной ситуации в процессе осуществления профессиональной деятельности, поскольку, если она остаётся не выявленной, потенциальной, то это не компетентность, а только скрытая возможность. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий её реализации и деятельности».
Т. Волобуева отмечает, компетентность – сложное интегративное качество личности, способствует готовности осуществлять определённую деятельность, причём речь идёт не об отдельных знаниях или умении и даже не о совокупности отдельных видов деятельности, а о свойстве, которое даёт возможность человеку осуществлять деятельность целостно.
В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова даны определения, которые дают возможность различить понятия компетентность и компетенция:
— компетентность характеризуется осведомлённостью, авторитетностью;
— компетенция определяется кругом вопросов, явлений, в которых определённому лицу присущи авторитетность, познание, опыт, круг полномочий» .
С.Г.Вершловский и Ю.Н.Кулюткин рассматривают компетентность как характеристику личности, В.Ю.Кричевский – как реализацию функций; В.А.Сластенин – как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности; Л.И.Панарин – как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы