Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Антикоррупционная деятельность в системе ОВД 7
§1. Понятие, правовая основа, цель и задачи антикоррупционной деятельности 7
§2. Направления антикоррупционной деятельности в ОВД. Субъекты и участники антикоррупционной деятельности в ОВД 17
Глава II. Способы, методы и формы формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД 27
§1. Способы и приемы формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД 27
§2. Методы и формы взаимодействия сотрудников ОВД по предупреждения профессиональных ситуаций, содержащих коррупционную составляющую, и их особенности 35
Глава III. Международный и зарубежный опыт формирования антикоррупционного поведения 41
§1. Международный опыт формирования антикоррупционного поведения 41
§2. Зарубежный опыт формирования антикоррупционного поведения ряда стран 46
Заключение 55
Список использованных источников 60
Введение:
Активное экономическое развитие в Российской Федерации, помимо положительных тенденций, сопровождается не менее активным распространением коррупции, что, в свою очередь создает серьезную угрозу для реализации прав человека в демократическом обществе, механизмов государственного управления, сохранения социальной справедливости и развития конкуренции. Помимо этого коррупционные явления позволяют добиваться необходимых благ и целей противозаконным путем, что противоречит нормам морали и права любого цивилизованного общества. Проблема коррупции для современного российского общества является одной из наиболее острых и актуальных. Трудности преодоления коррупционных явлений порождают большие проблемы в национальной экономике.
Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности и стратегических интересов. Данная проблема становится всё актуальнее, так как изучаемое явление в условиях ухудшающегося экономического положения наряду с другими внешними и внутренними факторами способно существенно увеличить вероятность обострения социальных противоречий и привести к дестабилизации общества. Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
Особое пагубное воздействие коррупция способна оказать на деятельность правоохранительных органов и прежде всего на органы внутренних дел. В этой связи актуальным является исследование вопросов формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
Первоочередной задачей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) является обеспечение правопорядка и законности в обществе. За восемь месяцев 2019 года МВД России выявило около 18 400 коррупционных преступлений. 5500 из них совершались в крупном размере или особо крупном. Общая сумма ущерба по ним составила 102 млрд руб., удалось обеспечить возмещение на сумму 27 млрд руб.
Уголовные дела по 15 000 преступлений были разрешены расследованием. Из них 1600 совершались группой лиц по предварительному сговору, ещё 632 – в составе преступного сообщества. Фигурантами стали более 8000 лиц, к уголовной ответственности было привлечено около 6500 человек. Число выявленных коррупционных преступлений выросло на 4,7%. Более чем на 6% больше выявлено сотрудниками органов внутренних дел, примерно на 9,5% – в крупном или особо крупном размере, почти на треть больше раскрыто преступлений, совершённых группой лиц .
Проблематикой антикоррупционной деятельности в ОВД как комплексного научного явления занимались известные ученые: Е.И. Темнов , С.Н. Шишкарев , Е.И. Голованова , М.А. Долгова , А.М. Ломов , А.В. Куракин , Н.Ю. Хаманева .
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются правовые и общественные отношения, связанные с формированием антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы составляют нормы российского законодательства, а также доктринальные источники, освещающие вопросы правового регулирования отношений в сфере формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, правовую основу, цель и задачи антикоррупционной деятельности в ОВД;
— изучить направления антикоррупционной деятельности в ОВД, субъектов и участников антикоррупционной деятельности в ОВД;
— рассмотреть способы и приемы формирования антикоррупционного поведения у сотрудников ОВД;
— проанализировать методы и формы взаимодействия сотрудников ОВД по предупреждения профессиональных ситуаций, содержащих коррупционную составляющую, и их особенности;
— охарактеризовать международный опыт формирования антикоррупционного поведения;
— обобщить зарубежный опыт формирования антикоррупционного поведения ряда стран.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные (аналитический, синтетический, метод материалистической диалектики) и специальные юридические методы (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-юридический, метод толкования норм права и др.), а также статистический метод при приведении статистики совершенных преступлений на определенной территории за определенный период времени.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость проведенного исследования обоснована спецификой современного этапа формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные на основе исследования выводы и положения могут быть использованы в правоприменительной и организационной деятельности, и правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти при совершенствовании законодательства. Выводы по результатам исследования могут оказать помощь участникам соответствующих правоотношений.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучена антикоррупционная деятельность в системе ОВД.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ способов, методов и форм формирования антикоррупционного поведения.
В третьей главе выпускной квалификационной работы обобщен международный и зарубежный опыт формирования антикоррупционного поведения.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Антикоррупционная деятельность в ОВД — это деятельность государства, подотчетных ему органов и должностных лиц, институтов гражданского общества, бизнеса и отдельных индивидов, направленная на противодействие коррупции в ОВД и её проявлениям, выражающаяся в её предупреждении, нейтрализации и ликвидации. Можно сказать, что дефиниция коррупции ёмкая, имеющая широкое, но вполне конкретное толкование и в законотворческом плане скроенная весьма эффективно. Однако следует констатировать тот факт, что, несмотря на имеющееся в России комплексное и в целом качественное законодательство, действительно выдающихся результатов в сфере широкомасштабной борьбы с коррупцией пока что не достигнуто.
Характеризуя современный этап развития антикоррупционного законодательства, обращаем внимание на тот факт, что Россия сегодня находится на том уровне развития, когда неизбежным становится концептуальное переосмысление правовых основ деятельности государства, сопряженное с качественной переработкой законодательства. Представляется, что в плане противодействия коррупции в ОВД мы имеет законодательную базу, близкую к совершенству, учитывающую все мировые тенденции и стандарты. Однако оценка правоприменительной практики свидетельствует о том, что положения действующего антикоррупционного законодательства применяются неэффективно. До сих пор, к сожалению, ответственность за реализацию его положений делит огромное количество органов государственной власти и управления, которые в вопросе противодействия коррупции зачастую действуют формально, что, безусловно, не способствует снижению уровня коррупции и ликвидации условий, порождающих ее в ОВД. Исходя из этого, противодействие коррупции в ОВД носит эпизодический и малопродуктивной характер. Поэтому очень важно предпринимать максимум усилий, направленных на повышении эффективности реализации антикоррупционной политики современного государства в ОВД.
Способы и приемы формирования антикоррупционного поведения у сотрудников ОВД включают: профессиональный отбор с применением лай-детектора; декларацию о доходах и расходах государственных служащих; проведение индивидуальной и групповой воспитательной работы (профилактических бесед); ежегодное ознакомление со статистикой количества сотрудников полиции, осужденных за коррупционные преступления; требования нормативных правовых актов, предписывающих сотруднику органов внутренних дел сообщать непосредственному начальнику обо всех коррупционно опасных ситуациях.
В результате анализа считаем возможным предложить следующие меры, направленные на формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД.
1. Изменение действующего законодательства, регулирующего деятельность ОВД, на предмет:
а) устранения института «административного усмотрения» правоприменительных полномочий сотрудника, а также расширение круга коллегиально принимаемых решений за счет сокращения единоличных;
б) применения технологии «послужного списка» (примененные наказания и поощрения копятся в личном деле на протяжении всей службы, что в итоге влияет на назначение государственной пенсии).
2. Применение «презумпции коррумпированности»:
а) осуществление постоянного контроля за финансовым и имущественным положением сотрудника и членов его семьи;
б) предложение о контроле за окружением сотрудника и его общественной жизни могут быть эффективным в разумных пределах;
в) повсеместное, массовое, длительное по времени освещение каждого случая совершения коррупционного преступления.
3. Введение института дисквалификации, при котором сотрудник может лишиться части или всего заработка за ряд незначительных проступков.
4. Переориентировать воспитательную работу на формирование у сотрудника таких категорий, как честь и достоинство, наполнить их дополнительными (профессиональными компонентами).
5. Применение политики «нулевой терпимости»:
а) изменение санкций по коррупционным преступлениям: изменение санкции на абсолютно определенные; введение в качестве обязательного к основному наказанию иных мер уголовного воздействия — конфискации имущества;
б) при рассмотрении дел не учитывать положение лица, его прошлые заслуги, раскаяние;
в) возможно, следует поразмыслить о возможности лишения социальных льгот попавшихся коррупционеров.
6. Введение в практику прохождения руководителями различного звена специальных психолого-педагогических курсов по профилактике и предупреждению коррупции среди подчиненных;
7. Что касается технологии «социальной оценки», то при поверхностном ее изучении мы не склонны утверждать о готовности нашего общества и государства принять ее в каком-то виде.
По нашему мнению, назрела необходимость пересмотра критериев начисления денежного довольствия сотрудникам ОВД, что позволит проводить грамотную политику, направленную на формирование качественного кадрового состава, повышения имиджа сотрудника ОВД, создания здоровой конкуренции внутри коллектива и атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
МВД России в соответствии с Положением о Министерстве создало Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции. На него возложили обязанности по предупреждению, выявлению, пресечению фактов коррупции. Для этого имеются подготовленные кадры, в том числе и подготовленные Университетом. Однако для того, чтобы остановить развитие коррупции необходимо шире использовать общесоциальные меры, такие как просветительские образовательные и иные, направленные на формирование у граждан, находящихся на госслужбе (не только у правоприменителей) антикоррупционного поведения. Создание и обеспечение такой работы предусмотрено в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Решить эти задачи могут уже работающие общественные организации и объединения граждан на добровольной основе для выполнения важных социальных задач.
Если сопоставить задачи, которые государство хочет решить в воздействии на коррупцию общественным организациям надежды на их успех минимальны без определенной организационной, методической и финансовой поддержки на это нет. Органы внутренних дел ограничены финансово. Нужна специальная государственная программа сотрудничества с институтами гражданского общества правоохранительной направленности.
Нельзя не учесть и работу отдельных граждан, зарегистрированных как независимые эксперты для антикоррупционной экспертизы нормативных актов, а также ученых, работающих в системе МВД, осуществляющих мониторинг документов, готовящих предложения и рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства и практики его применения.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы намечены мероприятия по повышению профессионального уровня юридических кадров. В частности, в разделе III поставлена задача повысить уровень юридических кадров и правовое просвещение, повысив квалификацию обучающихся и решить ряд других информационно-правовых проблем. Однако столь объемную учебно-методическую и научную деятельность нужно активизировать.
Изложенное позволяет сделать вывод, что активная гражданская позиция и взаимодействие сотрудников ОВД с гражданским обществом позволяет существенно снижать коррупционные риски в деятельности ОВД. Наряду с этим, соответствующие обращения граждан могут служить источниками информации о противоправной деятельности в сфере экономики.
Исходя из позитивного зарубежного опыта отдельных стран мира, успешно противостоящих коррупции, необходимо обратиться к имеющемуся опыту. Однако заимствовать можно лишь те технологии и инструменты, которые адекватно отвечают российской национальной ментальности. Ведение эффективной антикоррупционной деятельности — процесс трудоемкий, затратный и не имеющий немедленного и однозначного успеха. Необходимо распространять антикоррупционное мировоззрение среди населения, делая упор, прежде всего, на предотвращение, профилактику.
Таким образом, исследование теоретического и эмпирического материала свидетельствует об актуальной необходимости реализации на постоянной основе мер, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями в ОВД России, и повышении качества кадровой и оперативно служебной работе в подразделениях ОВД, ужесточении требований к отбору лиц претендующих на службу в ОВД или учебу системе учебных заведений МВД России. Следует на этапе уже начальной подготовки и обучения у будущих служащих ОВД формировать в сознании установку нетерпимого отношения фактам проявления коррупции в любом виде и форме своей среде, к лицам, нарушающим закон, независимо от имеющегося у них политического или материального статуса, занимаемой должности.
Для решения проблемы коррупции в ОВД России необходимо повысить эффективность государственной антикоррупционной деятельности и объединить усилия государства, институтов гражданского общества, СМИ, а также и самих правоохранительных органов. Совершенно очевидно, что только благодаря комплексной системе мер можно будет изменить существующую ситуацию и минимизировать коррупционные проявления в ОВД. Что в свою очередь положительно скажется на правоохранительном потенциале ОВД России уровне коррупции и преступности в целом в Российской Федерации
Фрагмент текста работы:
Глава I. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОВД
§1. Понятие, правовая основа, цель и задачи антикоррупционной деятельности
С целью обеспечения национальной безопасности страны, предпринимается немало усилий в предупреждении коррупции, которая выступает как одно из социальных явлений, оказывающих негативное влияние на стабильное функционирование и позитивное развитие экономики, общества и государства в целом. В связи с этим в настоящее время в современной России противодействие коррупции является одним из главных направлений государственной политики.
Коррупция, являясь сложным, многоаспектным феноменом, оказывает отрицательное воздействие на концептуально значимые основы государства, затрагивает все сферы экономики, общества, культуры, тем самым, вызывая деструкцию политического управления, публичных институтов, обостряя социальные противоречия и напряженность. Это в свою очередь обуславливает возникающее пристальное внимание к противодействию коррупции в ОВД, которые обязаны служить гарантом обеспечения законности и правопорядка, и органы внутренних дел не являются исключением.
Коррупция в современных условиях приобрела масштабные черты в Российской Федерации. По уровню восприятия коррупции Россия занимает 143 место в мире. Коррупция — негативное явление, создающее реальную угрозу демократическому развитию государства и общества, конституционному строю, ограничивающее конституционные права и свободы человека и гражданина .
Наибольшее количество фактов получения взяток зарегистрировано в Москве (249 преступлений). В Оренбургской области на сентябрь 2019 года выявлено 989 преступлений коррупционного характера, что на 28,78 % больше, чем в 2016 году (976) .
Происходит термин «коррупция» от латинского слова «corruptio», означающего «порча, подкуп». По сути эти два слова определяют понимание коррупции и определяют возможности для интерпретации этого явления .
В терминологии XVIII века было такое понятие как «посулы», переводя на современный лад – нарушение своих должностных полномочий за какие-либо материальные блага. Однако, уже к эпохе Петра I количество взяточников возросло, что император, опасаясь потерять всех подчиненных, издавал приказы о наказании только крупных коррупционеров, историки связывают это с тем что чиновники в то время не получали зарплаты, а существовали за счет народа и их подношений «кормлений», но ситуация не изменилась с их отменой Петром .