Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Современный русский литературный язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формант «нано» в современном русском литературном языке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1 Иноязычные форманты в современном русском языке 5
1.1 Понятия компонент, морфема, формант в отечественном языкознании 5
1.2 Место и роль форманта «нано» в новейшем словообразовании. 11
1.3 Тематические сферы использования слов с формантом нано 13
1.4. Частеречная принадлежность слов с форматном «нано»……………………16
Глава 2 Лексические единицы с компонентом «нано» 21
2.1 Область применения компонента «нано» 21
2.2 Лингвистический статус «нано» в современном русском языке 34
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 53

  

Введение:

 

Связь истории языка с историей общества – одна из фундаментальных проблем языкознания. Каждый этап в развитии общества оставляет следы в развитии языка. Словарный состав – самый подвижный элемент языка, поэтому изменения в общественной жизни народа отражаются прежде всего в нем. Динамика языкового развития столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, ни в среде журналистов и публицистов, ни среди обычных граждан, не связанных профессионально с языком [8, с. 3].
Чтобы с достаточной полнотой оценить динамику развития словарного состава русского языка в последние годы в связи с появлением большого количества интернациональных морфем, необходимо учитывать не только сами заимствования, но и те производные лексемы, которые возникли на базе этих заимствований. Участие интернационализмов в словообразовательных процессах, обусловленное как экстралингвистическими, так и внутрилингвистическими факторами, ускоряет их ассимиляцию в заимствующих языках и раскрывает их деривационный потенциал.
Среди разнообразных процессов в словообразовании русского языка конца XX – начала XXI столетий, наблюдаются и такие, которые можно характеризовать как словообразовательные «микровзрывы» [4].
В частности, ярко выраженная деривационная активность наблюдается в сфере образования сложносокращённых слов, например: авто-, гос-, парт-, полит-, радио-, соц-, спец-, теле- и др. Словообразовательные ряды и гнёзда с подобными сокращениями включают десятки и сотни производных единиц и продолжают пополняться новыми членами.
Причём такой «деривационный бум» наблюдается как с участием уже имеющихся в арсенале языка сокращений, так и в группах с новыми сокращаемыми частями, например: евро-; эко-; этно-; нарко- и др.
Одной из таких единиц, на базе которого происходит активное образование является нано-. Недостаточная изученность данной языковой единицы и её роли в процессе словообразования определяет актуальность нашего исследования.
Объектом настоящего исследования являются слова с формантом нано- в русском языке современного периода.
Предмет исследования составляет группа неологизмов с компонентом «нано-»
Цель исследования – определение лингвистического статуса форманта нано- в структуре русского языка.
Выдвинутая цель исследования предполагает решение следующих задач:
 определить место и роль иноязычных формантов в современном словообразовании русского языка;
 определить состав слов с компонентом –нано в русском языке современного периода
 определить деривационный потенциал форманта «нано-» и спектр применения данного форманта;
 определить языковой статус «нано-» в современном русском языке.
Характеристика материала. Данная работа является научным исследованием. В ходе исследования было обнаружено, что в современном русском языке существует значительное число слов, образованных с формантом нано. Собранная картотека насчитывает 199 слов (228 в употреблении).
Языковой материал собирался методом сплошной выборки из словарей, тематических пособий по физике, химии, астрономии, из журналов «Босс», «Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования» и др.; из интернет-источников: электронных журналов «Вестник Московского государственного областного университета», «Нано» на стыке наук: нанообъекты, нанотехнологии, нанобудущее» и др., с тематических сайтов и т. д..
Методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили труды таких известных ученых, как Н. С. Валгина, Е. А. Земская, С. В. Ильясова, В. Г. Костомаров, Л. П. Крысин, А.Т. Липатов, Н. А. Николина, Т. В. Рацибурская, Г. Н. Скляревская, А. Н. Тихонов, В. Н. Шапошников и др.
Теоретическая значимость работы. Обобщение языкового материала, который можно использовать как опорную точку для рассмотрения иноязычного словообразования в русском языке.
Практическая значимость исследования. Собранный во время написания работы языковой материал может быть использован в дальнейшем изучении лексикообразующего потенциала форманта «нано-», а также на элективных и факультативных курсах по русскому языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, данная работа была посвящена изучению современного состояния форманта «нано», как частицы, приставки, самостоятельного слова.
Работа состоит из двух глав. В первой были рассмотрены понятия компонент, морфема, формант в современном языкознании, влияние иноязычных формантов на русское словообразование, а также тенденция к заимствованию английских слов (англицизмов). Динамика в русском словосложении свидетельствует о том, что модель композита является проводником для многих иностранных основ, соединяя их с исконными или давно заимствованными лексемами и тем самым адаптируя к лексической системе русского языка. При этом композиты выступают проводниками не только заимствованных номинаций, но и новых концептов и их комбинаций, играя ведущую роль в номинации новых реалий конца 20-го и 21-го вв. На русской почве заимствованные концепты могут модифицироваться, приобретая «размытую универсальность» и статус маркера престижности (как, например, формант нано-). Была рассмотрена роль данного форманта и его место в новейшем словообразовании, определены тематические сферы использования слов с формантом «нано» и его частеречная принадлежность.
В ходе исследования было обнаружено, что в современном русском языке существует значительное число слов, образованных с формантом нано. Собранная картотека насчитывает 199 слов (228 в употреблении).
Языковой материал собирался методом сплошной выборки из словарей, тематических пособий по физике, химии, астрономии, из журналов.
Во второй главе определена область применения форманта «нано» и сделана попытка определить лингвистический статус в современном русском языке.
Можно говорить о «нанобуме» происходящем во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, это неизбежная действительность нашего будущего, связанного с разработкой нанотехнологий в области компьютерных модификаций, развития химических и физических процессов, внедрения новых технологий в медицину, и, конечно же, освоением космического пространства. С другой стороны, «нанобум» повлиял на возникновение «псевдонанопродукции», несуществующих товаров и услуг, которые предоставляют нам пиар-компании, которые пытаются заработать на популярном в современном обществе понятии. Но данные, несуществующие или не передающие первоначального значения слова с формантом «нано-» прочно «въелись» в нашу жизнь и не собираются ее покидать, что предоставляет огромное «непаханное» поле деятельности для лингвистов и других специалистов в области «не точных наук».
В связи с тем, что процесс «нанолизации» не остановить, нам не остается ничего другого, как изучать их деривационный потенциал, предавая им более или менее оформленную структуру и «подчиняя» их уже существующим и устоявшимся правилам русского языка. «Филологи и лингвисты в предвкушении. Эпоха «нано» ширится и захватывает не только пространства науки, но и русского языка» (Бизнес-каталог, 2008, дек. Режим доступа: http://www.bizkatalog.ru/articles/education/nano-translating.php).
Мы считаем, что поставленные нами задачи и цель, были достигнуты.
Мы определили лингвистический статус форманта «нано-» в структуре русского языка.
Изучили и определили место и роль иноязычных формантов в современном словообразовании русского языка.
Изучили компонент «нано-», как часть слова и самостоятельную единицу.
Определили словообразовательный потенциал форманта «нано-» и спектр применения данного форманта.
Также мы считаем, что данная работа «вобрала» в себя полезную теоретическую базу, созданную известными в определенных кругах исследователями-лингвистами, а также, с помощью нашего исследования, была наполнена полезным практическим материалом, который может быть использован студентами, при дальнейшем изучении иноязычных формантов в общем и форманта «нано-» в частности.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Иноязычные форманты в современном русском языке

1.1 Понятия компонент, морфема, формант в отечественном языкознании

Элементы языка существуют не изолированно, а в тесной связи и противопоставлении друг другу, т. е. в системе. Взаимосвязь элементов языка заключается в том, что изменение или выпадение одного элемента, как правило, отражается на других элементах языка (например, падение редуцированных в древнерусском языке вызвало перестройку всей его системы консонантизма, формирование категорий глухости/звонкости и твердости/мягкости).
Структурную сложность системы языка ученые осознавали давно (о системном характере языка говорил еще В. Гумбольдт: «В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого»). Однако глубокое теоретическое осмысление системности языка появилось позднее, в трудах швейцарского ученого Ф. де Соссюра. «Никто столь ясно, как Соссюр, не осознал и не описал системной организации языка», — писал Э. Бенвенист. Язык, по Соссюру, — «система, все части которой могут и должны рассматриваться в их синхронической взаимообусловленности». Поэтому каждый элемент языка должен изучаться с точки зрения его роли в системе языка.
Все, кто причастен к миру слов, прекрасно знают, что изменение и расширение словарного состава языка – это естественное необратимое явление, которое связано с общественными трансформациями, происходящими в мире.
Интерес к языку в целом всегда сопровождался интересом к изучению словообразования и наоборот, что может быть доказано отдельными комментариями и работами на тему словообразования еще со времен древнеиндийского лингвиста Панини.
Наиболее сложной в теории словообразования является категория словообразовательного значения. В современной лингвистической литературе эта категория находит различные определения.
Словообразовательное значение – это то общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, при этом носителем словообразовательного значения является формант [59]:
 «общее для ряда производных слов значение, выражаемое одинаковыми особенностями материальной структуры слова (одинаковыми приставками, суффиксами, объединениями тех и других и т. д.)» [15, с. 132];
 «общее категориальное значение слов, объединяющихся в словообразовательный тип, основанное на семантическом отношении мотивированной и мотивирующей основ» [15, с. 76];
 «значение, присущее слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам) и формально выраженное внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи» [18, с. 37].
Систематизацией характеризуется подход современного словообразования к изучению явлений, связанных с образованием новых слов в русском языке.
Словообразовательная структура слова носит двойственный характер: производное слово распадается на две части – производящую базу и формант. Это предопределяет два направления в возможности изучения словообразования – аффиксальное и гнездовое (корневое) [38].
Иноязычные форманты прочно укореняются в русском словообразовании. Это связано все с той же интеграцией, происходящей в мире.
Ученые-лингвисты выделают шесть стадий данной интеграции формантов иностранного происхождения в русский язык.
На первом этапе такие иноязычные элементы являются только лишь повторяющимися морфемами в нескольких словах иностранного происхождения.
На следующем этапе иноязычный элемент начинает формироваться как самостоятельная морфема в русском языке, так как слова, с данным компонентом, уже четко выделяются в языке с точки зрения их состава и структуры.
Например, суффикс -аж- в упомянутом словаре Т. Ф. Ефремовой дается как «достаточно регулярная, но непродуктивная словообразовательная единица, которая выделяется в именах существительных мужского рода, которые обозначают действие, названное мотивирующим глаголом, как процесс» («дубляж», «зондаж», «инструктаж», «массаж», «монтаж», «пилотаж», «саботаж», «фиксаж»). Структурный элемент «-гейт-» утверждается в русском языке как суффикс, так как имеет структурную вычленимость и четко оформленное значение «скандал, связанный с каким-либо лицом или государством» («Уотергейт», «ирангейт», «Кремлегейт»).
На третьем этапе наблюдается дальнейшее развитие иноязычной морфемы в русском языке. На этом этапе морфема является многозначной.
На четвертом этапе иноязычные структурные элементы становятся возможными единичные образования на почве русского языка с участием русских производящих основ.
На пятом этапе иноязычный структурный элемент уже прочно занимает свое место в современном русском языке. Это структурный элемент слова, который имеет определенное значение и действует в языке как продуктивный словообразующий формант. В первую очередь это относится к некоторым приставкам, так как именно приставкам свойственна способность присоединяться к различным основам, не вызывая каких-либо изменений.
На шестой стадии иноязычные морфемы развивают словообразующую активность, они становятся продуктивными, расширяют свое значение развивая многозначность.
В «Толковом словаре словообразовательных единиц русского языка» морфема имеет следующее определение: «Регулярная и продуктивная словообразовательная единица, образующая имена существительные мужского пола с общим значением лица, которое характеризуется отношением к определенной сфере занятий, общественно-политическому, идеологическому, научному направлению, а также к предмету, отвлеченному понятию, бытовому явлению, предприятию или учреждению.
В «Словаре лингвистических терминов» компонент имеет такое определение: «Составная часть какого-либо языкового целого. «Компонент словосочетания. Компонент сложного слова.»
В «Русской академической грамматике 1980 года» формант имеет следующее значение: «Наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих.»
В современном русском языке выделяют следующие словообразовательные форманты:
 аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбинации);
 сокращение (усечение) производящей основы – магнитофон – маг;
 устойчивый порядок компонентов при сложении или сращении и единое главное ударение: легкоиспаримый;
 изменение, сужение и переоформление морфологической парадигмы при переходе из одной части речи в другую: кругом (существительное – наречие – предлог) [19].
Классификация способов словообразования в плане синхронии учитывает три признака:
 характер форманта;
 количество формантов;
 отношение к системе языка.
По количеству формантов выделяются:
 простые, чистые способы: суффиксация, префиксация, постфиксация;
 комбинированные: используется два и более формантов: префиксально-суффиксальный способ, префиксально-постфиксальный способ, префиксально-суффиксально-постфиксальный способ и др.;
 по отношению к системе выделяются узуальные и окказиональные способы словообразования [19].
Исследуемый материал показал связь образований с нано- с аффиксальным способом словообразования.
При аффиксальном подходе в центре внимания исследователей находится аффикс, его способность сочетаться с разными основами (корнями). По своей природе он обладает более абстрактным значением, чем корень. Семантика аффикса кладется в основу словообразовательного значения, выявляемого у производных одного словообразовательного типа [38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы