Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Исполнительское искусство академический вокал

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Фольклор в творчестве русских композиторов 20-го века на примере работы Свиридова «отчалившая Русь».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в творчестве русских композиторов XX века 5
1.1. Понятие и сущность фольклора 5
1.2. Особенности творчества русских композиторов XX века 10
1.3. Специфика использования фольклора в различных видах искусства 35
Глава 2. Исследование использования фольклора в творчестве русских композиторов XX века на примере работы Свиридова «Отчалившая Русь» 47
2.1. Характеристика творчества Свиридова 47
2.2. Методология исследования 52
2.3. Полученные результаты 59
Заключение 67
Список источников и литературы 69

 

  

Введение:

 

Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Анализ источников показал, что впервые в 1846 году ввел его в обиход английский ученый У. Дж. Томс. Изначально трактовка охватывало всю духовную культуру народа от верования до музыки и даже резьбы по дереву. Иногда и материальную культуру (жилье, одежда). Современная наука не дает единой трактовке понятия «фольклор». С начала XX в. данный термин используется и в более узком, конкретном значении: словесное народное творчество. В нем воплощены воззрения и идеалы, стремления народа и поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний, а так же мечты о справедливости и счастье. В толковом словаре русского языка фольклор – это народное творчество; совокупность народных обрядовых действий [3].
Фольклор создается народом в нем отражение трудовой деятельности, общественного и бытового уклада, верования и культы людей, знание жизни, природы. Он включает в себя произведения, которые передают важнейшие представления народа о жизненных ценностях: родине и общественном долге; семье и любви; труде. Он был словесным искусством, органически присущим народному быту. Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ фольклора в творчестве русских композиторов XX века на примере работы Свиридова «Отчалившая Русь».
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность фольклора.
2. Выявить особенности творчества русских композиторов XX века.
3. Определить специфику использования фольклора в различных видах искусства.
4. Охарактеризовать творчество Свиридова.
5. Описать методологию исследования.
6. Проанализировать полученные результаты.
Объектом настоящего исследования является работа Свиридова «Отчалившая Русь».
В качестве предмета работы выступает фольклор в творчестве русских композиторов XX века на примере работы Свиридова «Отчалившая Русь».
В процессе работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Поэма «Отчалившая Русь» на слова С.Есенина включает в себя все основные концепты творчества Свиридова. Опорой смыслового развертывания служит миф русского сознания о потерянной Руси. В этой связи принято сравнивать данную поэму с Китежем, несущем в себе идею вознесения, преображения, гибели-спасения. Свиридов написал поэму в 1977 году.
Композитор посвятил ее своему большому другу, музыковеду А. Сохору. В поэму вошли отрывки из малых поэм Есенина, так называемой «есенинской Библии». По структуре это произведение является вокальным циклом, но Свиридов назвал его поэмой. Поэма в большей степени претендует на философскую глубину. «Отчалившая Русь» — это полное драматизма философское размышление о судьбах России.
Свиридов свободно соединяет традиции городской и деревенской музыкальных культур, его музыкальный язык обладает единством. В качестве доминирующего начала музыкального языка поэмы выступают песенность и колокольность.
Драматургия поэмы «Отчалившая Русь» выстраивается из последовательно развивающихся сквозных концептов. Главный концепт − Русь − представлен многолико: мистически-мифологическая, мчащаяся птицей-тройкой, языческая и православная; Русь уходящая, отчалившая. Иными словами, реалистическая, мистическая, христианская, апокалиптическая, с трагической судьбой. В этом сочинении сложно сплелись фольклорное, язычески-крестьянское, мифологическое, и сакральное, духовное, православное, град Китеж (так трактует этот сюжет М. Аркадьев).
Русь и Россия − двойной концепт поэмы. Это выразилось и в ее драматургии и в наличии двух финалов, противоположных по своему смыслу (№11 и 12). 12 частей поэмы представляют собой три микроцикла (1–4, 5–8, 9–12). В каждом из них есть все концепты и вся лексическая система, развивающаяся в других микроциклах.
«Где ты, где ты, отчий дом?» представляет собой вновь вопрошание. Очевидна перекличка и с №2 «Я покинул родимый дом». Результатом странничества, поиска пути оказывается потеря отчего дома. В качестве интонационной основы выступает нисходящая (опрокинутая) кварта. Опрокинутая кварта будет активно использоваться в №9 − «Трубит, трубит погибельный рог». Драматическая основа этой миниатюры связана с чувством ностальгии по родному отчему дому. Тягостным размышлениям соответствует колокол — то мощный и трагичный набат, то светлый и приглушенно-прозрачный. Единая тональность (g-moll) с предыдущим №6 связывает два вопрошания: «Симоне, Петр» и «Где ты, где ты, отчий дом?». Это тоже микроцикл, как №2 и 3.
Осмысление творчества Г.Свиридова с концептологических позиций дает возможность целостно взглянуть на художественный мир композитора, увидеть смысловые связи, помогающие раскрыть сложную картину его мира. Несмотря на многоликость и тесную взаимосвязь различных, порой взаимоисключающих, концептов, призванных воплотить сложный образ Руси-России, это целостный художественный мир, представленный как:
1) мир крестьянской Руси, предстающий разными гранями − древней мистически-мифологической, языческой и православной;
2) путь человека к духовному преображению − но итог пути неоднозначен, скорее, даже трагичен.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в творчестве русских композиторов XX века

1.1. Понятие и сущность фольклора

Фольклор (англ. folklore) — народное творчество, больше в целом непосредственно устное; художественная совместная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, взгляды, идеалы; формируемые народом и распространенные в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, небылицы, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (трагедии, сатирические пьесы, драмтеатр кукол), танец, архитектура, выразительное и живописно-практическое искусство [3, с. 25].
Термин фольклор в первый раз был внедрен в общенаучный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В дословном переводе «Folk-lore» значит: общенародная мудрость, общенародное знание. Данным термином сначала отмечали только непосредственно объект науки, однако в некоторых случаях стали им называть и научную дисциплину, но затем последнюю стали именовать фольклористикой.
Традиции и фольклор считаются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие [4, с. 77].
Народная поэзия показывает наиболее значительные связи и закономерности жизни, сохраняя в стороне индивидуальное, особое. Фольклор же дает им самые основные и элементарные понятия о жизни и людях. Он отображает интересное и существенное, то, что касается абсолютно всех и каждого: деятельность человека, его взаимосвязь с природой, жизнедеятельность в коллективе. Значимость фольклора как существенной части в воспитании и формировании в современном мире известно и общепризнано. Фольклор постоянно остро откликается на требования людей, будучи отображением коллективного сознания, накопленного жизненного опыта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы