Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Физическое воспитание младших школьников с учётом уровня их физического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ |
2 |
|
ГЛАВА 1. |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
6 |
1.1. |
Современные подходы к проблеме |
6 |
1.2. |
Физиологические |
9 |
1.3. |
Особенности адаптации |
20 |
1.4. |
Педагогические |
30 |
|
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ |
35 |
ГЛАВА 2. |
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ |
37 |
ГЛАВА |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ |
42 |
3.1. |
Определение |
42 |
3.2. |
Характеристика физического развития |
45 |
3.3. |
Анализ двигательной |
52 |
|
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ |
57 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
58 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
61 |
|
|
|
Введение:
Анализ
научной литературы [6, 17, 22] свидетельствует согласованному мнению ученых о
важной роли периода обучения в школе для формирования и укрепления здоровья
школьников, формирование всесторонне развитой личности, создание базовых
положений дальнейшего гармоничного развития ребенка, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, стимулирование двигательной активности.
К
сожалению, ежегодно увеличивается количество учащихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья. Наблюдаем увеличение случаев болезни органов дыхания [5],
пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата [10, 30], нарушения
костно-мышечной системы за период обучения [4, 16] что в основном определяется
негативным влиянием условий обучения в школе.
Обучение
в начальной школе детей — важный период приобретения социального опыта, который
сопровождается сложным периодом адаптации. Снижение возраста начала
систематических занятий в школе до шести лет сопровождается проявлением
дезадаптации, физической неготовности организма, возникновением осложнений в
овладении учебным материалом и налаживании социальных отношений в детском
коллективе [7, 21, 36, 39], что создает угрозу повышения уровня заболеваемости
детей младшего школьного возраста. Широкий спектр исследований в направлении
организационно-методического обеспечения процесса физического воспитания в
начальной школе [5, 23, 35, 40] подтверждает общую тенденцию ухудшения
состояния здоровья детей младшего школьного возраста в России и мире.
Особенности
физиологического и физического развития детей 7-10 лет изучались многими
учеными (С.Ф. Цвек, 1896; Н.В. Москаленко, 1990; А.Д. Дубогай, 1991; С.М.
Корниенко, 2001 и др.). Они отмечают, что именно в этом возрасте закладывается
фундамент их дальнейшего физического развития, формируются основные умения и
навыки, активно развиваются интересы и привычки, формируется характер [6, 7, 9,
13]. А.А. Маркосян, А. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер утверждают, что
анатомо-физиологические особенности ребенка являются одним из главных факторов,
определяющих уровень здоровья, развитие и проявление физических способностей
[9, 12].
Согласно
положениям, существующих в современной литературе [1, 2, 4, 12, 14] показатели
физического развития характеризуются соматическими величинами — длина и масса
тела, объем грудной клетки; физиометрические — ЖЕЛ, сила кисти, становая сила;
соматоскопические — развитие костно-мышечной системы, жироотложения, половое
развитие, тело строение, осанка. Руководствуясь совокупностью этих показателей,
можно установить уровень физического развития ребенка. Авторы отмечают важность
учета сенситивных периодов развития двигательных способностей, гетерохронность
развития которых обусловлена гетерохронностью морфофункционального созревания
систем организма, содержанием и направленностью средств физического воспитания,
влияющих на организм ребенка.
Цель исследования
— определить особенности физического развития младших школьников в процессе
физического воспитания для повышения показателей их физического состояния,
мотивации и оптимизации процесса адаптации к условиям обучения в школе.
Задачи исследования:
1.
Определить эмоциональное состояние младших школьников до, вовремя и после урока
физического воспитания.
2.
Проанализировать показатели физического развития детей в разные возрастные
периоды.
3.
Исследовать показатели двигательной активности в режиме дня у детей младшего
школьного возраста.
Объект исследования
— процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования –
физическое развитие детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – занятия
по физическому воспитанию строятся на основе физиологических особенностей
младших школьников и способствуют их физическому развитию и повышению
эмоционального фона.
Методы исследования.
Комплекс методов исследования определялся, исходя из системного подхода к
предмету исследования, необходимости получения объективных результатов
исследования, статистического анализа полученных данных, и включал в себя:
—
теоретические методы исследования: анализ и синтез данных научно методической
литературы, информационных ресурсов сети Интернет и передового опыта по
вопросам организации процесса физического воспитания детей школьного возраста;
—
эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение за осуществлением
педагогического процесса физического воспитания школьников способствовало
формированию понимания смысла деятельности школьников и учителя в процессе
физического воспитания; педагогический эксперимент в форме констатирующего для
определения эффективности процесса физического воспитания в начальной школе на
современном этапе. статистические
методы исследования: статистический анализ данных, полученных в процессе
педагогического эксперимента, предусматривал первоначальный анализ полученных
эмпирических данных с использованием описательной статистики, выборочного
метода; оценка уровня взаимосвязи между показателями физического развития
осуществлялась на основе корреляционного анализа.
— отражена в
выявлении возрастных особенностей физического развития у детей младшего
школьного возраста, характеризующихся гетерохронностью развития;
— выявлении эмоционального
состояния младших
школьников до, вовремя и после урока физического воспитания.
— выявлении показателей двигательной
активности в режиме дня с уроком физического воспитания и в выходной день у
детей младшего школьного возраста.
Практическая
значимость состоит
в определении значимости уроков по физическому воспитанию на улучшение
физического развития и повышения эмоционального состояния детей младшего школьного
возраста вовремя и после занятий физической культурой.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
(49 наименований), иллюстрирована 3 рисунками и 4 таблицами. Общий объем работы
— 65 страниц.
Заключение:
Подводя
итоги проведенных исследований с позиции теоретического анализа и эмпирического
опыта, следует подчеркнуть, что полученные данные нашли отражение в решении
актуальной проблемы современной системы физического воспитания детей младшего
школьного возраста, связанной с внедрением здоровье формирующих технологий в процесс
физического воспитания.
Анализ
научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что здоровье
детей школьного возраста и его приумножение является важным вопросом научной
мысли исследователей многих отраслей знаний, не теряет актуальности длительное
время. Критическое состояние здоровья детей в России является отражением
сложной социально-экономической и политической ситуации на фоне высокого уровня
заболеваемости детей, низкого уровня их двигательной активности и мотивации к
систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям. Исследователи
подчеркивают, что нарушения резистентности организма неблагоприятными факторами
влияния наблюдается уже во время учебы в начальной школе и со временем только
ухудшается. В контексте решения вопроса повышения резервов здоровья детей
ученые особое место отводят определению факторов, непосредственно влияющих на
состояние здоровья детей, и раскрывают возможные пути нивелирования их влияния
средствами физического воспитания. Среди факторов влияния на состояние здоровья
детей школьного возраста доказано влияние образовательной среды, особенно для
учеников первого класса, характеризуется значительными изменениями в
двигательном режиме ребенка и новыми социальными требованиями к члену
ученического коллектива, длительным процессом адаптации к новым условиям
обучения.
В начале педагогического эксперимента
эмоциональный фон учащихся до начала урока физической культуры был охарактеризован
как умеренно стабильный. Дети описали настроение — спокойный — 13,73%, приятный
– 12,74%, радостный — 4,90%, печален — 19,61%, обеспокоен — 13,73%. Во время
урока ФК уменьшилось количество учащихся с негативным настроением. Так,
школьников, крайне недовольны окружением, стало меньше на 9,80%. Озабоченным
состоянием характеризовались 9,80% учащихся, что на 3,93% меньше по сравнению с
началом занятий, детей с приятным ощущением во время пребывания в коллективе,
увеличилось на 16,67%. После урока ФК радостных детей было 9,12%, приятные
ощущения испытывали 26,73 %, спокойные -10,33% и обеспокоенных было 13,73%.
После эксперимента несколько уменьшилась
численность школьников с восторженным настроением от пребывания в детском
коллективе и составила 12,75%; одновременно наблюдали увеличение количества
учащихся с радостным (13,73%) и приятным (17,65%) настроением к началу урока ФК.
Изучение показателей физического
развития детей младшего школьного возраста показывает, что морфологические
показатели большинства учащихся младших классов соответствуют значениям
возрастной нормы, предложенным в специальной литературе. Так, среди
исследуемого контингента детей 6-10 лет выявлено 72,08% детей с гармоничным
физическим развитием, среди которых 49,74% мальчиков и 50,26% девочек, 22,64%
учащихся младших классов с дисгармоничным физическим развитием (22,90% от
общего количества мальчиков и 22,39% девочек) и 5,28% детей с резко
дисгармоничным физическим развитием (4,58% от общего количества мальчиков и
5,97% (девочек соответственно).
Анализ содержания ДА учащихся младших
классов в режиме дня с уроком ФК дает основание утверждать, что наибольшую ее
продолжительность наблюдали именно в режиме учебного дня с уроком ФК (65,96%
учащихся младших классов). В возрастном аспекте наибольшая по продолжительности
ДА в режиме учебного дня с уроком ФК прослежено в 70,83% учащихся 2-х классов,
в 55,55% — 3-х, и 73, 52% — 4-х.
Длительность ДА от суточного
количества времени имела тенденцию к постепенному увеличению с ростом возраста
ребенка: 3,26% — во 2-х классах, 4,32% — в 3-х и 4,52% — в 4-х. Особенностью
этого распределения является то, что продолжительность ДА на высоком уровне
обеспечен именно за счет времени, потраченного на урок ФК.
Изменение двигательного режима в
условиях без урока ФК приводит к снижению ДА почти вдвое — до 1,44% во 2-х
классах, 1,49% — в 3-х и 1,84% — в 4-х, что свидетельствует о недостаточной ее
продолжительность. Среди участников исследования наибольшую по
продолжительности ДА в режиме учебного дня без урока ФК наблюдали в 12,5%
учеников 2-х классов, 11,11% — 3-х и
8,82 % — 4-х.
Социальные
предпосылки формирования здоровья детей младшего школьного возраста обусловлены
стремлением общества к воспитанию гармонично развитой личности, создание
общественной потребности в формировании общественного здоровья, и стимулирует
внимание социальных институтов к проблематике формирования здоровья, поддержания
ее на законодательном уровне. Биологический аспект формирует понимание
генетической обусловленности высокого уровня заболеваемости детей, соблюдение
индивидуальной программы биологического развития, биологической потребности в
оздоровительной двигательной активности. Относительно личностных аспектов
формирования здоровья ребенка на первый план выходит восприятие ребенка как
целостной личности, которая имеет свои мотивы, ценности, восприятие окружающего
мира. На этапе разработки средств формирования здоровья это требует учета.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Современные
подходы к проблеме оценки и сохранения здоровья школьников в процессе
физического воспитания
Современная начальная школа — это заведение, формирует
основы учебной деятельности, развивает личность и одновременно решает вопрос,
как научить ребенка учиться [8]. Эта проблема приобретает большую остроту по
сравнению с предыдущими десятилетиями, поскольку связана с общим вектором тех
изменений, которые происходят в обществе. Начальное звено образования начинает
формировать человека, который хочет и умеет самостоятельно учиться, воспринимать
информацию, осмысливать и анализировать ее, в перспективе обеспечивая
критическое мышление [8].
Смещение акцентов педагогического процесса в сторону
увеличения учебной нагрузки на учащихся вызывает дисбаланс гармоничного
развития ребенка в период обучения, преимущественно увеличение времени на
теоретическую и практическую подготовку школьников происходит за счет
уменьшения времени на специально организованную двигательную активность детей,
реализацию мероприятий по сохранению их здоровья.
В то же время результаты анализа научно-методической
литературы свидетельствуют о применении неэффективных форм работы по сохранению
и укреплению здоровья учащихся, не созданы условия для обучения и воспитания,
которые учитывали возрастные функциональные возможности организма детей [22,
39].
Ученики страдают болезнями, которые в определенной
степени связаны со школой и социальной средой: нарушение осанки, зрения;
расстройства нервной системы и др. [19, 25, 40].
По результатам системного анализа функционирования
современной системы физического воспитания в России исследователями выявлены
недостатки, которые не учитывают положительного опыта и перспективы
совершенствования содержания, организации и системы внедрения форм занятий
физическими упражнениями в практическую деятельность учителя [19, 23].
Систематизация накопленного опыта по проблемным вопросам формирования здоровья
детей школьного возраста дала основание А. П. Аксеновой, Ю. В. Пивненко [1]
определить ряд проблемных вопросов, для решения которых нужно направить педагогическую
деятельность (табл. 1).
Таблица
1 — Проблемные вопросы в направлении сохранения здоровья детей школьного
возраста и способы их решения (По А. П. Аксеновой, Ю. В. Пивненко, 2016 [1])
Здоровье
|
Способы решения |
Недостаточность |
Реализация
|
Абстрактная |
Направленность
|
Недостаточная |
Реализация |
Отсутствие |
Формирование Дидактически |
Важность вопроса формирования здоровья детей во время
обучения в школе нужно рассматривать сквозь призму определения факторов внутри
школьной среды, что объясняется возможным влиянием особенностей организации
образовательного процесса, негативных факторов влияния и наличии системного
подхода к учету индивидуальных особенностей детей школьного возраста при
планировании образовательного процесса [42].
В связи с актуальностью формирования и сохранения
здоровья детей в период обучения в школе научное сообщество различных научных
направлений [10, 29, 25, 42] рассматривает теоретические и практические аспекты
применения технологий сохранения здоровья в образовательном процессе учреждений
общего среднего образования. Большинство работ в этом направлении охватывает
массив знаний по рассмотрению содержания учебного процесса в школе и
организации процесса физического воспитания. Анализ наработок ученых [1, 12,
22, 39] дает основание утверждать, что ведущее место среди подходов к
сохранению и формирования здоровья детей школьного возраста занимают
методические подходы расширения оздоровительного потенциала процесса
физического воспитания.
Ученые [1, 13, 23] рассматривают возможности повышения
эффективности процесса физического воспитания в направлении оздоровления детей
благодаря увеличению многообразия средств физического воспитания, реализации
инновационных средств, возможной спортизации процесса физического воспитания.
Подытоживая рассмотренные данные научно-методической
литературы и практического опыта, убеждаемся, что деятельность в учреждениях
общего среднего образования в направлении сохранения и формирования здоровья
детей требует определенной системы управления этим видом деятельности, а это
предполагает выполнение определенных действий:
• соблюдение гигиенических условий обучения и
воспитания, создание здоровье сохраняющей среды в учреждении общего среднего
образования;
• формирование знаний, умений и навыков ученика по
культуре здоровья, соблюдение принципов здорового образа жизни; оптимизация
процессов адаптации к условиям обучения и стрессоустойчивости, мотивации к
систематической физкультурно-оздоровительной деятельности;
• достижение
высокого уровня компетентности учителя к внедрению технологий формирования
здоровья школьников в процесс физического воспитания, его активная жизненная
позиция относительно соблюдения принципов здорового образа жизни;
• установление тесного сотрудничества семьи и школы в
направлении формирования здоровья детей и родителей.