Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Физическая реабилитация обучающихся младшего школьного возраста с учётом показателей функции внешнего дыхания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика заболеваний дыхательной системы у детей 15
1.3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы 16
1.4. Роль дыхательных упражнений в реабилитации детей с заболеваниями дыхательной системы 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ 42
3.1. Оценка исходных показателей функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста 42
3.2. Разработка и апробация методики дифференцированной физической реабилитации детей младшего школьного возраста с учетом нарушений функции внешнего дыхания 46
3.3. Оценка эффективности дифференцированной физической реабилитации детей младшего школьного возраста с учетом нарушений функции внешнего дыхания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

  

Введение:

 

Актуальность темы. Заболевания органов дыхания является наиболее распространенными патологиями внутренних органов, которые отличаются тенденцией к интенсификации. Особое место среди таких патологий принадлежат заболеваниям бронхолегочной системы у детей младшего школьного возраста [8, 12, 13].
Реабилитация занимает ведущее место в комплексном лечении детей с заболеваниями бронхолегочной системы. Она должна быть органично внедрена в медикаментозное лечение болезней, что позволит уменьшить проявления болезни, оптимизировать функциональный статус ребенка и снизить стоимость лечения за счет стабилизации или уменьшения системных проявлений болезни.
Главными принципами физической реабилитации детей, страдающих бронхолегочными заболеваниями, являются: раннее начало реабилитационных мероприятий, индивидуальный подход, комплексность и целостность программы восстановительного лечения, непрерывность и последовательность применения реабилитационных мероприятий, преемственность этапов, длительность периода реабилитации (до полного восстановления нарушенных функций) [4, 5].
На сегодня в технологиях физической реабилитации детей младшего школьного возраста используется широкий спектр медикаментозных и немедикаментозных воздействий, позволяющий достигать синергизма во влиянии на различные патогенетические звенья заболевания [26, 44, 52].
К сожалению, имеющиеся в доступной литературе единичные исследования по данной проблеме не систематизированы. Предлагаемые программы физической реабилитации не учитывают особенности нарушений функции внешнего дыхания у детей, не предусматривают индивидуализированного подхода. По нашему мнению, перспектива решения данной проблемы лежит в плоскости определения интегральной оценки функционального состояния системы внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста, разработке дифференцированных средств и методов, которые необходимо внедрять в процесс физической реабилитации детей с бронхолегочными заболеваниями в зависимости от пола и степени тяжести заболевания.
В то же время анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о том, что существует объективная необходимость более углубленного изучения, уточнения, корректировки и совершенствования процесса физического реабилитации детей с учетом типа вентиляционной недостаточности.
Учитывая это, становится насущной потребность реализации всех мероприятий для последовательного изучения инновационных подходов, гарантирующих внедрение наиболее эффективных средств физической реабилитации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – разработать методику физической реабилитации для улучшения функционального состояния дыхательной системы у детей младшего школьного возраста с учетом типа нарушения внешнего дыхания.
Объект исследования – процесс физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями бронхолегочной системы.
Предмет исследования – средства и методы физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушениями внешнего дыхания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу о проблеме физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушениями внешнего дыхания.
2. Оценить функциональное состояние системы внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность дифференцированной методики физической реабилитации у детей младшего школьного возраста с учетом типа нарушения внешнего дыхания.
Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые автором было индивидуализировано респираторную реабилитацию для детей младшего школьного возраста, которая привела к расширению резервных возможностей функции внешнего дыхания, у детей данного возраста.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке программы по улучшению функции внешнего дыхания у детей младшей школы. Материалы исследования могут использоваться в практике работы учителей валеологии, физической культуры и на лекционных курсах физкультурных учебных заведений разного уровня аккредитации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Таким образом, анализ литературных данных показал, что в мировой и отечественной литературе накоплен значительный материал по вопросам использования средств физической культуры с оздоровительной целью.
В результате таких разработок установлена роль двигательной активности, дыхательной гимнастики, сформулированы общие принципы использования физических упражнений, уточнены цели и задачи занятий, предложены тесты и системы для оценки физического здоровья, физической подготовленности, установлена эффективность использования отдельных способов программирования в физкультурно-оздоровительных занятиях для улучшения функции внешнего дыхания.
Однако, на фоне наличия характеристик нормативов отдельных показателей функции внешнего дыхания существуют противоречивые данные по поводу количественных значений у детей младшего школьного возраста. И, что весьма существенно, в литературе практически отсутствует информация о взаимосвязи этих параметров с показателями заболеваемости дыхательной системы и роли физической реабилитации для улучшения различных типов вентиляционных нарушений у детей младшего школьного возраста.
2. Проведенное исходное обследование выявило, что исходный уровень функционального состояния дыхательной системы (по результатам функциональных проб и спирографии) у детей младшего школьного возраста был удовлетворительным.
Индекс Скибинского свидетельствовал об удовлетворительном состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы у детей. По результатам проб Штанге и Генчи отмечено также удовлетворительное состояние дыхательной системы, что требует внедрения специальных средств для повышения резервов дыхательной функции.
Систематизация и анализ показателей ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1 и ПОС у школьников младшего школьного возраста показала, что они ниже нормы, что свидетельствует о плохой функциональной способности легких и проходимости крупных бронхов у детей.
Для обеспечения повышения оздоровительных мероприятий учащихся младшего школьного возраста разработаны практические рекомендации, позволяющие выбрать формы занятий дыхательными упражнениями с учетом вентиляционных нарушений. Разработана методика по использованию специальных дыхательных упражнений и гимнастики с элементами йоги в форме внеурочных занятий. Детям с учетом типов вентиляционных нарушений рекомендованы дыхательные упражнения с различной продолжительностью вдохов и выдохов, длительностью пауз отдыха, степенью форсированности выдоха, что соответствовало индивидуальным особенностям занимающихся.
3. Проведение формирующего этапа исследования показало улучшение показателей, характеризующих работу дыхательной системы в обеих группах, но изменение в экспериментальной группе было значительней, чем в контрольной. У детей экспериментальной группы показатели функции внешнего дыхания стали выше (приблизились к норме), что свидетельствует об улучшении проходимости бронхиол вследствие специфического воздействия проведенных реабилитационных мероприятий. После эксперимента показатель индекса Скибинского у младших школьников ЭГ был статистически лучше на 2,06 усл. ед. (р<0,05) по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, результаты практической реализации разработанной методики физической реабилитации для детей младшего школьного возраста свидетельствуют о ее высокой эффективности.

 

Фрагмент текста работы:

 

В настоящее время накоплены значительные данные, характеризующие особенности роста, развития детского организма и его способность определенным образом реагировать на воздействие окружающей среды в различные возрастные периоды.
Физиологически рациональная подготовка детей и организация процесса физической реабилитации должны принимать во внимание особенности морфофункционального развития, а также сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [3].
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорно-двигательного аппарата.
Значительный рост позвоночного столба наблюдается в 7-9 лет [3]. В 10 лет усилено растут поясничные и нижние грудные позвонки. Процесс окостенения позвоночного столба происходит поэтапно.
В 6-9 лет образуются самостоятельные центры окостенения для верхней и нижней поверхности тел позвонков, также концов остистых и поперечных отростков: шейный лордоз и грудной кифоз устанавливаются к 7-ми годам, а поясничный – к 12-ти годам. Отсюда, у младших школьников случаи разнообразных нарушений осанки и деформации позвоночника. При неправильной позе во время сидения увеличивается грудной кифоз или возникает искривление позвоночника в сторону, из-за несоответствия высоты парты (стола) длине тела увеличивается поясничный лордоз [3].
Интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7-ми годам поперечный размер волокон в этих мышцах больше, чем во всех других, дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие определенной координации движений. Сила мышц еще невелика, но она заметно возрастает, растет их выносливость. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей.
Системы и органы продолжают совершенствоваться. Молочные зубы сменяются постоянными. Ежегодный прирост в массе тела составляет 2-3 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки (ОГК) на 1,5-2 см.
В младшем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков. Морфологическое развитие нервной системы почти полностью завершается, заканчивается рост нервных клеток, но функциональные показатели нервной системы еще далеко несовершенны.
Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика. И хотя, все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к истощаемости клеток головного мозга, быстрому утомлению.
Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условия, рефлексы у большинства сразу же закрепляются
Однако формирование проприорецепторов, размещенных в суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и завершается лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет.
Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для определения степени морфофункциональной зрелости организма, связанной с уровнем созревания нервной системы, создан «филиппинский тест», сущность которого заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуостовной скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха.
Завершение полуостовного скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает единство роста и созревания нервной и костно-мышечной системы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы