Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Финансовые причины банкротства российских предприятий и пути их решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. БАНКРОТСТВО КАК ПРОБЛЕМА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
1.1. Понятие банкротства и его
финансовые причины
1.2. Методика оценки
вероятности банкротства
1.3. Проблема банкротства
предприятий в РФ
2. АНАЛИЗ ВЕРОЯТНОСТИ
БАНКРОТСТВА АО «УРАЛКОМПРЕССОРМАШ»
2.1. Общая
характеристика предприятия
2.2. Оценка
финансового состояния и вероятности банкротства предприятия
2.3.
Финансовые причины возможного банкротства предприятия
3. РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА АО «УРАЛКОМПРЕССОРМАШ»
3.1. Пути
снижения финансовых рисков предприятия
3.2. Оценка
эффективности рекомендаций
Введение:
В современных условиях открытой
конкурентной среды, политической и экономической нестабильности, субъекты
хозяйствования обладают полной самостоятельностью в принятии решений в области
определения стратегии развития, организации производства и сбыта продукции,
выбора контрагентов, источников финансовых ресурсов и других управленческих
решений. Непредсказуемость хозяйственной деятельности, отсутствие реакции на
воздействие внутренних и внешних угроз могут привести к нежелательным
последствиям и даже к банкротству предприятия.
На сегодняшний день изучение
вопроса несостоятельности (банкротства) отечественных предприятий и организаций
являются весьма актуальным ввиду ряда некоторых причин: неустойчивость
экономики; высокие налоги; и другие негативные обстоятельства, создающие
неблагоприятную атмосферу в ведении бизнеса, владельцам которого сложно и
развиваться, и сохранять свое дело.
В современных экономических
условиях предпринимателям важно не только уметь грамотно оценить величину
возможной прибыли, но и устранить возможность банкротства. Проблема разорения
предприятий считается одной из наиболее значимых не только в экономике, но и в
политике как в мире, так и в Российской Федерации в настоящее время.
Практически каждое предприятие может столкнуться с таким явлением. Так как оно
является открытой системой, то и банкротство одного субъекта влечет за собой
предупреждение другим фирмам о возможности разорения. Процедура признания
субъекта банкротом регулируется государством с помощью специально созданных
законодательных актов и правительственных документов.
Актуальность темы исследования
обусловлена также тем, что важным направлением устойчивого функционирования
предприятий является формирование адекватной системы обеспечения
финансово-экономической безопасности, которая органично дополняла бы общую
работу предприятия и стала неотъемлемым элементом его успешной деятельности и
длительного и эффективного ведения бизнесу.
В отечественной правовой науке
изучению проблемы о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц посвящены
работы таких исследователей, как А. Н. Трайнин, И. Я. Фойницкий, И. А. Бланк,
Г. В. Савицкая, П. С. Безруких, В. А. Слепышев, Е. А. Лебедева и Г. Ф.
Шершеневич.
Целью исследования является разработка
направлений решения финансовых проблем банкротства российских предприятий.
Задачи
исследования:
—
изучить
банкротство как проблему предпринимательства в РФ;
—
проанализировать
вероятность банкротства исследуемого предприятия;
—
предложить
мероприятия по снижению влияния финансовых рисков на деятельность предприятия.
Объектом исследования является АО «Уралкомпрессормаш».
Предметом исследования является
несостоятельность (банкротство) юридического лица.
Теоретическую базу исследования
составила литература и статьи по теме исследования.
Нормативную базу исследования
составило законодательство РФ, в частности, Федеральный закон № 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)".
Заключение:
Банкротство является той гранью,
которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполученные
средства за отгруженную продукцию, и неэффективная финансовая деятельность, и
недобросовестная конкуренция со стороны других предприятий. Угроза банкротства
побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления
принимать активные меры и влиять на происходящие процессы.
Внутренние причины банкротства
можно сгруппировать в разрезе функциональных подсистем:
— маркетинг (нерациональна
ценовая политика, несбалансированность в системе материально-технического
снабжения, ошибочный прогноз спроса на продукцию, низкое качество гарантийного
и после гарантийного обслуживания);
— производство
(нерациональное распределение результатов хозяйственной деятельности, низкий
производственный потенциал, отсутствие контроля за качеством продукции);
— управление персоналом
(низкий уровень трудовой дисциплины, квалификации персонала, отсутствие
оперативного планирования и контроля);
— финансы (неоптимальная
структура капитала; отсутствие инвестиционной политики, планирования контроля и
движения средств; нерациональная структура активов предприятия).
Проанализировав состояние причин
разорения предприятий Российской Федерации на протяжении 2013-2018 годов, можно
прийти к выводу о том, что ситуация крайне нестабильна. Возможность
предпринимателей преодолеть такие причины банкротства, как: кризисное состояние
экономики государства, подорожание ресурсов, ухудшение финансового состояния
партнеров, от которых зависит экономическое благополучие компании, инфляция
вполне реально при стабилизации экономики в целом, а также при сведении к
минимуму причин несостоятельности российских предприятий. Для предотвращения
банкротства руководству предприятия необходимо анализировать существующие
проблемы, выявлять возможные причины наступления кризисного положения и
принимать соответствующие решения по их устранению. Благодаря конкретным
действиям можно снизить негативное влияние внешней и внутренней среды
предприятия, что в итоге позволит избежать появления признаков
несостоятельности. В случае наступления кризисной ситуации только выявление
истинных причин и их устранение позволит избежать банкротства, в случае же
неудачи, имущество руководителя может подвергнуться продаже по требованию кредиторов,
также, могут быть выделены доли в общем имуществе. Исключается имущество, на
которое не может быть обращено взыскание согласно гражданско-процессуального
кодекса РФ.
Акционерное Общество
«Уралкомпрессормаш» с 1995 года производит оборудование для компримирования
газов.
За 2019 год годовая выручка
равнялась 970 673 тыс. руб. За весь анализируемый период годовая выручка
ощутимо уменьшилась (-61 739 тыс. руб.).
Убыток от продаж за последний год
равнялся -1 393 тыс. руб. Финансовый результат от продаж в течение
анализируемого периода (31.12.16–31.12.19) резко снизился (-5 523 тыс.
руб.).
Проведенный анализ позволил
выявить следующие проблемы в деятельности предприятия, обусловленные
финансовыми факторами:
—
рост
дебиторской задолженности, в т.ч. просроченной;
—
рост
запасов, обусловленный некачественной системой управления поставками сырья и
материалов;
—
рост
стоимости заемного капитала, обусловивший увеличение процентов по кредитам.
Рекомендовано:
—
использовать систему управления запасами с фиксированным интервалом времени
между заказами;
—
использовать
резервирование;
—
использовать
факторинг;
—
сменить
банк и перекредитоваться.
Оценка
эффективности рекомендация выявила следующее:
—
остатки запасов нормализуются, затоваривания не будет;
—
дебиторская задолженность снизится до 9668 тыс. руб.;
—
просроченная дебиторская задолженность будет ликвидирована;
—
проценты по кредитам снизятся в 5 раз (до 607 тыс. руб.).
Рекомендации
также позволят увеличить собственный капитал и денежные средства, что
положительно скажется на финансовом состоянии предприятия, снизит вероятность
банкротства.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие банкротства и его финансовые причины
В истории развития современного
российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) специалисты
выделяют три этапа, соответствующих законам о банкротстве, которые действовали
в Российской Федерации в разные периоды времени.
Первый этап развития
законодательства о банкротстве был предопределен принятием Закона РФ от 19
ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[1].
Второй этап связан с принятием 8
января 1998 года нового Закона о банкротстве, в котором была сделана попытка
синтеза зарубежного опыта правового регулирования института банкротства и
специфики российских реалий. Вместе с тем, данный Закон не смог в полной мере
обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота
в области несостоятельности и стать средством восстановления платежеспособности
должников и оздоровления экономики в целом, так как являлся по преимуществу
прокредиторским. Это привело в итоге к дисбалансу интересов должника и
кредиторов, в связи с чем в некоторых источниках Закон о банкротстве 1998 г.
называют инструментом рейдерских захватов, так как содержащиеся в нем правовые
нормы создавали условия для банкротства потенциально платежеспособных
предприятий, захвата их имущества.
В целях исправления сложившейся в
сфере банкротства ситуации в 2002 году был принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»[2], обозначивший третий этап
развития российского законодательства о банкротстве.
В настоящее время в периодизации
российского законодательства о банкротстве следует выделить современный,
четвертый этап, обусловленный реформированием гражданского законодательства,
объективными экономическими обстоятельствами, в частности,
финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. Начало данного этапа следует
датировать 30 декабря 2008 г., когда был принят Федеральный закон от 30 декабря
2008 г. № 296-ФЗ[3],
предусмотревший существенные изменения первоначальной редакции Федерального
закона № 127-ФЗ и предопределивший важнейшие тенденции развития института
банкротства в современный период. Среди данных тенденций следует назвать
совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного
управляющего, а также саморегулируемых организаций; сокращение сроков процедуры
конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового
положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и
очередности удовлетворения их требований.
Впоследствии в сфере развития
института банкротства актуализировалась тенденция к формированию в Законе о
банкротстве общей и особенной частей. Так, появилась глава «Оспаривание сделок
должника»; вместе с тем, был расширен перечень субъектов, в отношении которых
предусмотрены специальные правила о несостоятельности (банкротстве), уточнен
перечень финансовых организаций, появились нормы о банкротстве застройщиков.
Важнейшей новеллой современного
этапа развития законодательства о банкротстве является возможность признания
банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем[4].
С 1 января 2018 года вступили в
силу подготовленные и принятые в июле 2017 года правки и нововведения ФЗ №-127
о несостоятельности юрлиц. Изменения затрагивают не только общие положения
проекта, но и конкретные его элементы. Нововведения признаны сделать
процедуру признания банкротства более
прозрачной и оптимизированной с целью исключить мошеннические операции и
затягивание процесса принятия решений.
Новая редакция предполагает
необходимость предоставить данные об обращении в суд для признания банкротом
самим должником, конкурсным кредитором и бывшим наемным работником. Ранее эта
обязанность налагалась только на кредитора. Информация, касающаяся данного
процесса, будет вноситься в специальный Реестр, контролирующий коммерческую
деятельность юрлиц.
Подобные нововведения призваны
повысить степень доступности и распространенности данных об инициации процедуры
банкротства. Это позволит контрагентам получать актуальную и честную информацию
о проверках, используя открытые источники. В результате правки спровоцируют
снижение рисков при сотрудничестве с новыми партнерами.
Изменения в ФЗ затрагивают в особой
степени предприятия-застройщики и их процедуру признания банкротом. Согласно
новым правилам, процесс признания несостоятельности будет начинаться с
конкурсного производства без попыток экономического оздоровления и мониторинга
деятельности. Возможно постановление о ведении внешнего управления, если это
позволит оздоровить финансовое положение должника с целью полного исполнения обязательств
перед кредиторами. Эти нововведения будут работать на сокращение сроков
инициации банкротства.
Также правки закона предполагают
возможность формирования «Фонда защиты прав участников долевого
строительства» — некоммерческой структуры, учредителем которой выступает
РФ. Участниками являются застройщики, которые будут перечислять 1,2% от суммы
договора ДУ в общий компенсационный фонд.
Собранные средства могут быть
использованы для решения двух основных проблем:
—
Финансовая
компенсация для людей при инициации застройщиком банкротства. Выплаты будут
осуществлены при соблюдении двух требований: признание судом несостоятельности
и выплата данных отчислений в фонд.
—
Финансовая
помощь компании для завершения строительства недвижимости. Средства также будут
направлены на поиск юридических лиц, которые окажут помощь в завершении
проекта.
Новый состав законопроекта
направлен в первую очередь на защиту финансов и интересов частных граждан,
которые желают приобрести недвижимое имущество в строящихся домах. Закон позволит
им защитить себя от противоправных действий застройщика и ущерба в случае
банкротства компании. Также проект будет выступать страховкой для клиентов,
которые заключают договора на ранних этапах строительства, когда отсутствуют
полные гарантии о завершении проекта.
Также внесены нововведения в
порядок внесения требований в государственный реестр. Согласно им, процедуру
включения требований в реестр и их рассмотрение сможет осуществлять не только
суд, но и конкурсный управляющий. Законом также определяется срок
предоставления заявлений — 3 месяца с даты размещения данных о начале
конкурсного производства.
Понятие «банкротство», как один
из вариантов установления контроля над предприятием, получило широкое
распространение в 90-х годах и, как правило, ассоциируется с недружественным
поглощением. В последнее время институт банкротства вызывает особый интерес в
обществе, т.к. «поточное» банкротство предприятий стало доходным бизнесом. В
отечественном законодательстве под несостоятельностью (банкротством) понимается
— признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Можно выделить несколько
основных признаков банкротства предприятия:
Рисунок 1 — Основные признаки банкротства
предприятия
Стоит отметить наличие соблазна
собственника при наступлении признаков банкротства изъять активы
предприятия-должника и передать их вновь созданной организации, учредителем
которой является он же. Юридическая фирма:
—
ссылается
на имеющуюся у неё филиальную сеть для удобства в работе;
—
предлагает
в контексте политики «Всё для удобства клиента» сопровождение в течение 3 лет
(срок исковой давности в РФ) с оплатой 50000 руб. в месяц;
—
под
лозунгом оказания «комплексной услуги» они предоставляют «своего» (аффилированного)
арбитражного управляющего при условии выплаты последнему вознаграждения в
размере 30 000 руб. ежемесячно и компенсации всех накладных расходов;
—
не
стесняясь, рекомендует проведение процедуры банкротства организациям, имеющим
существенную задолженность перед бюджетом и кредиторами, называя свою работу
легальной и полностью вписывающейся в действующее законодательство[5].
В современном мире существует
значительное множество классификаций банкротства:
—
техническое
банкротство. Данный вид банкротства характеризуется состоянием
неплатежеспособности компании, которое вызвано значительной просрочкой
дебиторской задолженности;
—
криминальное
банкротство – это инструмент недобросовестного завладения собственност