Финансы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Финансовые модели социального обеспечения, сравнительный анализ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения 4
1.1 Сущность социального обеспечения 4
1.2. Концептуализация финансового обеспечения социальной сферы 8
1.3 Характеристика финансовых моделей социального обеспечения 22
Глава 2. Анализ системы социального обеспечения в Российской Федерации 34
2.1 Общая характеристика российской финансовой модели социального обеспечения 34
2.2 Проблемы организации социальной защиты населения в современной России 42
2.3. Установки россиян и европейцев в отношении системы социального обеспечения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

  

Введение:

 

Несмотря на то, что Россия является независимым государством, много важных государственных вопросов до сих пор является неурегулированными на законодательном уровне. Одним из таких проблемных вопросов является социальная защита населения, поскольку нет единого законодательного акта, который мог бы гарантировать надлежащий уровень социальной защиты различным категориям населения, среди которых безработные, сироты, инвалиды, ветераны войны и труда, многодетные семьи, пенсионеры и тому подобное. Организационные структуры управления этой системой не в состоянии обеспечить достаточный уровень социальной защиты населения, а предоставляют только низкий уровень качества услуг. Недостаточное количество последних и сложности в получении, ограниченность государственных средств на предоставление социальной помощи вызывает недовольство граждан социальной политикой государства.
Исследование отечественного опыта формирования систем социальной защиты доказывает, что эта система является динамичной и требует постоянного совершенствования в зависимости от влияния различных макроэкономических условий. Актуальными остаются вопросы трактовки понятия и сущности «социального обеспечения», модернизации системы льгот и усиления адресности пособий, системы пенсионного страхования.
Толкованием понятия и сущности социального обеспечения, а также определением основных этапов становления социального обеспечения занималось много ученых. Среди них: С. И. Бандур, И. К. Бондарь, А. М. Колот, В. И. Куценко, Е. М. Либанова, В. В. Оникиенко. Социальную политику исследуют такие известные отечественные ученые, как А. И. Амоша, Н. П. Борецкая, Т. А. Заяц, М. А. Козориз, Ю. М. Краснов, А. Е. Кузьмин, В. П. Микловда , А. Ф. Новикова, С. М. Писаренко, В. Я. Садовая, Л. К. Семив и другие.
Целью дипломной работы является анализ финансовых моделей социального обеспечения,
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 рассмотреть сущность социального обеспечения;
 изучить концептуализацию финансового обеспечения социальной сферы;
 дать характеристику финансовых моделей социального обеспечения;
 предоставить общую характеристику российской финансовой модели социального обеспечения;
 изучить систему социального защиты населения в Российской Федерации;
 рассмотреть проблемы организации социальной защиты населения в современной России;
 выяснить установки россиян и европейцев в отношении системы социального обеспечения.
Объект исследования – социальное обеспечение.
Предмет исследования – финансовые модели социального обеспечения.
Информационная база дипломной работы содержит нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическую печать, Интернет-ресурсы.
Методами исследования дипломной работы являются системный, комплексный и динамический подходы, обобщение, статистический метод обработки информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В дипломной работе сделаны обобщения теоретического характера и предложены новые подходы к решению научной задачи, которая заключается в обосновании теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию финансового обеспечения реализации социальной политики России. Результаты проведенного исследования характеризуются научной новизной и представлены рядом выводов.
1. Аргументированно, что уровень и эффективность финансового обеспечения реализации социальной политики в определенной степени зависит от модели социально ориентированной экономики, которую выбрала для себя государство в соответствии с особенностями национального развития, учитывая социокультурный аспект институционализации гражданского общества и потенциал национальной экономики. Определено, что современная отечественная модель социальной политики базируется на симбиозе принципов либеральной и социальной ориентации и имеет ряд особенностей, унаследованных с советских времен, среди которых низкий уровень социальной активности граждан, значительная степень государственного регулирования социального сектора экономики, неэффективное бюджетное управление имеющимися финансовыми ресурсами как главными распорядителями, так и отдельными социальными учреждениями.
2. Определены специфические признаки финансового обеспечения социальной сферы, обусловленные особенностями источников формирования и порядка распределения финансовых ресурсов в ее отраслевых составляющих. Установлено, что в глазах социально-культурной сферы (социальная защита и социальное обеспечение, образование и наука, здравоохранение, культура и искусство) преобладает бюджетное финансирование, а в глазах социально-бытовой сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля, общественное питание и услуги, транспортная инфраструктура и связь) большинство субъектов хозяйствования осуществляет финансовую деятельность на принципах коммерческого расчета, что предполагает самофинансирование и кредитование.
3. На основании результатов исследования сущностных характеристик финансового обеспечения социальной защиты населения и его предложено позиционировать относительно финансового механизма системы социальной защиты населения как метод, обеспечивающий организацию финансовых отношений по формированию и использованию средств целевых денежных фондов (бюджетных, внебюджетных (страховых, кредитных), донорских (международных, благотворительных, частных) и т.д.), направленных на обеспечение надлежащего уровня социальной защиты населения, в том числе его социал льно незащищенных слоев. На основе обобщения и обработки научных достижений определено, что финансовое обеспечение в рамках составляющих национальной системы социальной защиты населения (социальное страхование, социальное обеспечение и социальные стандарты и гарантии государства населению) реализуется на основе установленной системы финансирования, осуществляется в трех формах: бюджетное, внебюджетное и донорское финансирование.
Границы социальной сферы в качестве катализатора развития цивилизации, фактора формирования духовно зрелой, компетентной, социально активного человека, постоянно меняются, им присущ текучий движение, особенно в период развития социально ориентированной рыночной экономики. Именно социальная сфера обеспечивает снижение давления социально-экономических потрясений на человека и общество, ей принадлежит значительная роль в повышении эффективности общественного производства, экономии живого труда, осуществлении рыночных преобразований. Это означает, что анализ структурных составляющих социальной сферы всегда целесообразно и необходимо. Попробуем выделить их и рассмотреть специфику финансового обеспечения каждой из них.
Стоит заметить, что проведенный теоретический анализ научной литературы показал наличие заметных расхождений во взглядах отечественных ученых как по определению социальной сферы, так и по ее структурных составляющих, которые обеспечивают ее воспроизведения, развитие и функционирование, и позволил выделить четыре основных подхода к структуризации исследуемой сферы :
— первый подход — «социальные отношения (семейно-брачные, социально-трудовые, жилищно-коммунальные, учебно-воспитательные), социальные процессы (естественное движение населения, миграция, образованность населения, дифференциация доходов (бедность), житлозабезпеченисть) и социальные нужды (здоровья, образования, благосостояние, жилье, деторождения, работа)»;
— второй подход — «социально-культурная (здравоохранение, образование и наука, социальная защита и социальное обеспечение, культура и искусство, спорт, туризм) и социально-бытовая (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, транспорт и связь) составляющие »(Н. Пигуль, А. Лютая, А. Бойко)
— третий подход — «социально-культурная составляющая, которая включает социально оздоровительную (социальная защита и социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм) и образовательно-духовную (образование и научная деятельность, культура и искусство) пидскладови и материально-бытовая составляющая, структура которой представлена социально-бытовой (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание) и социально-коммуникационной (пассажирский транспорт, связь, выставочная деятельность) подсоставляющей»)
— четвертый подход — «рыночные или автономные (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, доходные объекты рекреационного комплекса) и нерыночные или бюджетные (здравоохранение, образование и наука, культура и спорт, о объекты рекреационного комплекса, требуют государственного / регионального (местного) финансового вмешательства) отрасли экономики, которые прямо или косвенно удовлетворяют социальные потребности человека».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения

Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения

1.1 Сущность социального обеспечения

Понятие «социальная защита» применяется в международных актах, актах национального законодательства, в научной и учебной литературе. В ст. 10 Хартии основных социальных прав трудящихся (Европейский Союз, 1989) предусмотрено, что в соответствии с национальными нормативных положений каждый работник в странах Европейского Союза имеет право на достаточный социальную защиту и в зависимости от своего статуса и размера предприятия, на котором он работает, пользуется соответствующими социальными благами. Лица, которые не могут войти или вновь вступить на рынок труда и не имеют средств к существованию, должны получать достаточную социальную помощь с учетом личных обстоятельств.
Однако на законодательном уровне нет четкого толкования самого понятия социальной защиты и его сути, также является пробелом нашего национального законодательства.
Ученые по-разному трактуют понятие социальной защиты.
По мнению российской ученого Е. Е. Мачульського, под социальной защитой понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
Социальная защита населения — это система экономических, правовых, организационных и других мероприятий государства по обеспечению социальных прав и гарантий граждан, действие которой направлено на заботу государства и общества о гражданах, которым нужна помощь в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным обеспечением средствами существования и т.д..
Мы разделяем мнение Т. В. Семигин, которая считает, что социальная защита граждан охватывает две составляющие. С одной стороны, социальная защита — это совокупность социальных и юридических гарантий, целью которых является обеспечение государством для каждого члена общества реализации его основных социально-экономических прав, прежде всего, права на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. С другой стороны, социальная защита граждан, который реализуется государством во время государственного управления — это эффективные средства, позволяющие внедрить необходимый уровень солидарности между лицами, получающими доходы, и лицами, их имеют ввиду возраст, состояние здоровья и невозможность найти работу.
В. С. Тарасенко определяет общую и специальную социальные защиты. Общая социальная защита предусматривает деятельность государства и других органов, определенных законодательством, по обеспечению основных социальных и других прав граждан, а специальная означает систему стабилизации личности, социальной группы, что требует в результате тех или иных причин особой заботы и помощи.
По нашему мнению, социальная защита населения — это деятельность государства, направленная на обеспечение гражданам их основных социальных прав благодаря созданию и обеспечению благоприятных условий для всестороннего развития населения.
То есть государство должно не только гарантировать, но и обеспечивать различным слоям населения определенный так называемый «пакет» социальных льгот и гарантий не только в случае возникновения рисков или неблагоприятных условий проживания, но и вообще на протяжении всей жизни.
Институт социальной защиты начал формироваться еще с античных времен и его становление и развитие продолжается по сей день.

Для эффективности социальной защиты необходимо достичь определенные цели, среди которых:
 уменьшение социального неравенства;
 улучшение уровня жизни населения;
 максимальное обеспечение работой общественности;
 создание благоприятных условий для развития и обучения людей;
 уменьшение количества беспризорных;
 содействие удовлетворению жилищных потребностей граждан;
 изменение пенсионной системы страны;
 повышение уровня качества социальных услуг;
 совершенствование системы адресной социальной помощи и тому подобное.
Внезапное достижение определенных целей невозможно, несмотря на то, что первые шаги к совершенствованию системы социальной защиты государством сделано, поскольку это требует значительных материальных затрат, что сейчас проблематично для решения.
Таким образом, во время исследований нами было проанализировано взгляды разных ученых по социальной защите населения и предложено собственное толкование понятия «социальная защита» — это деятельность государства, направленная на обеспечение гражданам их основных социальных прав благодаря созданию и обеспечению благоприятных условий для всестороннего развития населения.
На основе анализа этапов развития социальной защиты населения нами определены 5 основных этапов развития социальной защиты:
I этап — основной отличительной чертой которого было отсутствие систематизированного нормативного регулирования системы социальной защиты.
II этап — характеризуется значительным вкладом Киевских князей в социальной защите населения. А также началом формирования пенсионного обеспечения, которое предоставлялось в основном привилегированным слоям населения.
III этап — открытие медицинских учреждений, приютов для содержания сирот, беспризорных. Формировалась выдача пенсий лицам пожилого возраста и инвалидам.
IV этап — основано большое количество сиротских воспитательных заведений, аптек, больниц, и тому подобное. Значительное развитие получило государственное социальное страхование.
V этап — формируется современная система социальной защиты. Определены минимальную заработную плату, минимальную пенсию, широкое распространение получили частные фонды социального страхования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы