Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему фгос ноо проблемы и пути реализации в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФГОС НОО. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Пути реализации ФГОС НОО в современной школе 5
1.2. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 25
2.1. Организация эксперимента по определению качества образования в современной начальной школе 25
2.2. Рекомендации по улучшению качества образования в начальной школе 42
2.3. Апробация и анализ результатов исследования 63
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) является разработанной совокупностью требований, которые необходимы для осуществления образовательной деятельности и реализации основных образовательных программы на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием. При этом важным моментом является изменение образования в начальной школе, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Все это способствуют формированию новых технологий школьного образования, в том числе и технологии коллективного обучения.
Основная особенность нового стандарта заключается в системно-деятельностном характере и его направленности на развитие личности обучающихся. Сегодня перед современным обществом стоят различные проблемы, которые не могут быть решены посредством простого накопления определенных знаний и умений.
Помимо того, современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.
В связи с требованиями новой парадигмы образования, главная задача школы заключается в подготовке образованной и творческой личности, которая будет способна к непрерывному развитию и самообразованию. Это, в свою очередь, приводит к поиску новых форм и методов обучения, обновлению содержания образования, в частности применение вместе с традиционными методами, методы развивающего обучения. Формулировки ФГОС и направлены на обозначение реальных видов деятельности, которые должны быть усвоены обучающимися к концу обучения.
Степень изученности темы исследования. Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы внедрения ФГОС НОО в современной школе. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко и др.
Проблема формирования УУД в процессе обучения раскрывается в трудах современных исследователей, среди которых А.Н. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин.
Цель исследования заключается в изучении особенностей внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в современной школе.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить пути реализации ФГОС НОО в современной школе.
2. Исследовать проблемы реализации ФГОС начального общего образования.
3. Организовать эксперимент по определению качества образования в современной начальной школе.
4. Составить рекомендации по улучшению качества образования в начальной школе.
5. Апробировать и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования – реализация ФГОС НОО в современной школе.
Предмет исследования – проблемы и пути решения внедрения ФГОС НОО.
Методами исследования являются следующие:
· теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
· Обобщение отечественной педагогической практики;
· Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структурно работа обуславливается предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
В условиях реформирования образования именно начальная школа должна создать серьезные предпосылки для развития способностей младших школьников, их творческого потенциала и активности. Именно начальная школа призвана формировать у детей неустанный интерес к окружающему, стремление узнать и познать, желание творчески преобразовать то, что увидел и узнал.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительных затрат умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними определенных навыков учебной деятельности, которые позволяют ему развивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Особенностями УУД является то, что они составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности обучающихся, выступая при этом как база для достижения образовательных результатов, развивая теоретические мышление школьников.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Познавательные УУД в младшем школьном возрасте представляют собой универсальные действия, которые направлены на обеспечение организации учебного процесса с целью познавательного развития личности младшего школьника. Под познавательным развитием личности мы понимаем формирование у детей научной картины окружающей действительности, способностей к осуществлению управления своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие логического и творческого мышления, продуктивного воображения и произвольных процессов памяти, внимания и рефлексии.
Основой познавательных УУД является обеспечение эффективного усвоения знаний детьми младшего школьного возраста, а также достижение достаточного уровня сформированности умений и навыков в предметных областях, которые определяются программой начального образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФГОС НОО. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Пути реализации ФГОС НОО в современной школе
ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу, он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь — модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи [11].
Именно школа фактически является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?
Главный стратегический документ развития образования – национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – видит достижение такого качественно нового результата, как вы понимаете, во внедрении ФГОС второго поколения [8].
Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к результату образования;
-требований к структуре основных образовательных программ;
-требований к условиям реализации стандарта [24].
Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:
1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам [17].