Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии как источник права в этой сфере предпринимательской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Атомное законодательство составная часть энергетического законодательства 5
1.1. Конституционные основы правового регулирования в области использования атомной энергии 5
1.2. Система нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии 18
Глава 2. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии как источник права в этой сфере предпринимательской деятельности 42
2.1. Понятие и классификация федеральных норм и правил в области использования атомной энергии 42
2.2. Порядок разработки и принятие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии 47
Заключение 57
Список использованных источников 61
Введение:
Современное развитие атомной энергетики невозможно без привлече-ния новейших достижений науки и передового опыта. Это позволяет выде-лить инновационность в качестве характерной черты ее развития. Однако научно-технические инновации -это не только шаг вперед в развитии техно-логий и производств, но и увеличение потенциальных рисков, что, в свою очередь, требует развития инновационных мер по обеспечению их безопас-ности.
В качестве одной из важнейших мер должно стать развитие законода-тельства в области использования атомной энергии, которое призвано обес-печить необходимый баланс между прогрессом и безопасностью.
Специфика самого объекта диктует необходимость урегулирования от-ношений по использованию ядерной энергии как на внутригосударственном, так и на международном уровне, в том числе и в рамках межгосударствен-ных интеграционных объединений.
Приоритетом внутренней политики Российской Федерации является переход к инновационному пути развития страны, провозглашенный еще в 2002 году. Применительно к атомной энергетике он нашел отражение в Энергетической стратегии России на период 2030 г., которая предполагает создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энерге-тики в целом, и в атомной энергетике в частности, что позволит повысить эффективность и конкурентоспособность атомной энергетики при обеспече-нии соответствия уровня безопасности современным требованиям.
Отсюда налицо необходимость выработки стратегии инновационного развития механизма правового регулирования в области использования атомной энергии, которая предполагает разработку целого ряда мероприя-тий, позволяющих не только произвести совершенствование и обновление правовой базы, но и в дальнейшем обеспечить внедрение в практику иннова-ционных положений. Первым шагом на этом пути должен стать тщательный анализ существующей нормативной правовой базы в области использования атомной энергии.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы– атомная энергия как источник права.
Предмет данной работы – правоотношения в области использования атомной энергии как источник права в этой сфере предпринимательской дея-тельности.
Целью данной работы является исследование федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии как источника права в этой сфере предпринимательской деятельности
Задачами данной выпускной квалификационной работы следующие:
— проанализировать атомное законодательство как составную часть энергетического законодательства;
— рассмотреть систему нормативно-правовых актов Российской Феде-рации в области использования атомной энергии;
— определить понятие и классификацию федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
— описать порядок разработки и принятия федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Заключение:
Атомﮦная энергетика, облаﮦдая существенными преимущﮦествами перед традицﮦионной энергетикой в технологическом плаﮦне, требует нﮦе только тех-ничﮦеских, организационных, нﮦо и правﮦовых гарантий безопаﮦсности ее функ-ционﮦирования. Энергия, получﮦаемая путем цепﮦной реакции ядﮦер урана, стаﮦла четвертой историﮦческой вехой в развитии энергﮦетики, постепенно вы-теﮦсняя уголь, гаﮦз и нефﮦть.
Благодаря атомﮦной энергетике удаеﮦтся существенно сокраﮦтить выбро-сы в окружающую среﮦду вредных продуﮦктов сгорания органичﮦеского топ-лива, сущестﮦвенно снизить себестоﮦимость получения электриﮦческой энергии, однﮦако необходимость обеспеﮦчение радиационной защﮦиты требует жестﮦкого правового режﮦима атомной энергﮦетики, как нﮦа национальном, таﮦк и нﮦа меж-дународном уровﮦнях.
Основу атомного законодательства положил Закон 1996 года об ис-пользовании атомной энергии, впервые предусматривающий что ядерная и радиационная безопасность будет находиться на уровне не ниже требований , установленных Международным агентством по атомной энергии( МА-ГАТЭ), Международной комиссией по радиационной защите ( МКРЗ) и дру-гим международным организациям, в которых участвует Россия.
Закон распространяет свое регулирование на все этапы жизненного цикла ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, начиная от их размещения, проектирования до вывода из эксплуатации и за-хоронения радиоактивных отходов.
После утверждения Программы развития атомной отрасли Российской Федерации началось кардинальное реформирование всей атомной сферы в целях обеспечения энергонезависимости и гарантированного энергоснабже-ния населения, создание компании, объединяющей организации атомного энергопромышленного комплекса и инновационного развития отрасли.
Первой мерой для реализации вышеуказанной программы стало при-нятие ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и ак-циями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии», который предусматривает функционирование вертикаль-ного интегрированного холдинга ОАО «Атомэнергопром», куда вошли все предприятия атомного комплекса, действовавших как в форме АО , так и в форме ФГУП, причем учредителем Атомэнергопром является Российская Федерация.
Следующей ступенью в концентрации атомной отрасли стало создание юридического лица в форме государственной корпорации «Росатом», кото-рый не только осуществляет полномочия собственника за активами Атом-энергопрома, но и проводит государственное управление в этой сфере, а также нормативно- правовое регулирование.
Все изменения в атомно-энергетической области за последние годы объясняются тем, что российское законодательство максимально приближа-ется к международным стандартам. В этом направлении ведется кропотливая и последовательная работа.
Итак, основным стандартом безопасности при регулировании атомных отношений является соблюдения принципов, выработанных МАГАТЭ (Стандарты безопасности МАГАТЭ), имеющих рекомендательный характер, но оказавших огромное влияние на формирование положений Закона об атомной энергию в части положений, регулирующих размещение и соору-жение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отхо-дами, физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Международное энергетическое агентство считает, что правительствам всех государств нужно оказать поддержку атомной энергетике. По мнению экспертов организации, АЭС не оказывают серьезного негативного влияния на климат и являются наиболее доступным источником большого количества недорогой электроэнергии.
Международное энергетическое агентство выступило в защиту мирно-го атома. Эксперты предлагают приостановить вывод АЭС из эксплуатации и строить новые мощности. Специалисты считают, что на пути перехода от углеводородов к экологически чистым ВИЭ, атомные электростанции могли бы внести серьезный вклад в развитие устойчивой и безопасной энергетики.
В докладе, подготовленном МЭА отмечается, что сокращение АЭС ве-дет к строительству электростанций на ископаемом топливе, что в конечном итоге повышает выбросы СО2.
По словам специалистов, сегодня действительно есть причины для бес-покойства. Максимальная доля в генерации энергии на Земле атомная энер-гетика достигла в середине 90-х годов. Тогда этот показатель составил 17,5%. С той поры доля АЭС снизилась почти в 2 раза, упав до отметки в 10%. И хотя в развитых странах атомная энергетика является самым круп-ным низкоуглеродным источником электроэнергии, сегодня многие АЭС находятся на стадии завершения своего цикла или закрытия. В основном, считают эксперты, все дело в борьбе за голоса избирателей. Различные силы набирают на этом процессе «ядерного разоружения» политические дивиден-ды. Хотя на самом деле занимаются вредной работой.
Международное энергетическое агентство считает, что нужно прекра-тить сокращение количества АЭС и наоборот приступить к развитию атом-ной отрасли. Эксперты отмечают, что рано или поздно человечество все равно придет к возобновляемой энергетике, однако мирный атом позволит пройти этот путь намного легче, став необходимым энергетическим баланси-ром и резервом.
Россия также участвует в ряде международных соглашений, касаю-щихся использования атомной энергии. К договорам, регулирующим без-опасность, относится Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, которая вступила для России в силу в 1996 году. Конвенция посвящена безопасности ядерных установок и содержит основополагающие принципы, предполага-ющие детализацию на национальном уровне.
Совещания по проблемам безопасности, в соответствии с Конвенцией, является обязанностью МАГАТЭ, на совещаниях каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет доклад о мерах, которые она приняла в целях осу-ществления обязательств. В 2005 году Россия ратифицировала Венскую Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб.
Принятие закона о гражданско- правовой ответственности является необходимостью после ратификации Конвенции в целях выполнения приня-тых международных обязательств, хотя проект закона обсуждался еще в 1996 году. В связи с отсутствием специального законодательства эксплуати-рующие организации (как причинители вреда в случае ядерного инцидента) обязаны возместить весь причиненный вред. Конвенцией же установлен пре-дельный размер ответственности ядерной установки.
В настоящее время необходимость скорейшего принятия закона объяс-няется объективной невозможностью покрытия ядерного вреда только за счет федерального бюджета, ограниченностью собственных финансовых средств эксплуатирующих организаций.
Отсутствие специального законодательства в России наблюдается по поводу ратифицированной Россией Объединенной Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радио-активными отходами. По мнению разработчиков ФЗ о радиоактивных отхо-дах, компетентным органом в данной сфере должен стать Росатом.
В соответствии с Конвенцией, законодательная и регулирующая функ-ция Росатома должна обеспечивать систему лицензирования деятельности в указанной сфере, систему запрещений эксплуатации установок, систему ве-домственного контроля.
Следует также отметить, что Россия с 1987 года является Договарива-ющейся Стороной в Конвенции об оперативном оповещении о ядерной ава-рии и Конвенции о физической защите ядерного материала.
Международное право, как мы убедились, проникает во все аспекты использования ядерной энергии, предполагает установление национальных непротиворечивых норм в целях дальнейшего развития атомной энергетики.
Атомﮦная энергетика являﮦется высокотехнологичным сегмеﮦнтом эконо-мики стрﮦаны, призванным обеспеﮦчивать устойчивое развﮦитие экономики Росﮦсии и гарантиﮦровать энергетическую безопаﮦсность государства.
На сегодняшний день наиболее экономичный способ получения энер-гии это использование атомной энергетики. Но, как и в любом вопросе, здесь существуют и свои минусы, а именно – деятельность в сфере атомной энерге-тики сопряжена с особыми рисками. Это риски и для окружающей среды, и для населения. В большинстве случаев такие риски носят трансграничный характер.
В связи с этим, в российском законодательстве в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, учитываются современ-ные направления развития атомной отрасли: инновационные технологии, со-здание современной системы учета человеческого фактора для безаварийной эксплуатации АЭС, повышение экологичности объектов атомной энергетики в долгосрочной перспективе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Атомное законодательство составная часть энергетического за-конодательства
1.1. Конституционные основы правового регулирования в области ис-пользования атомной энергии
Правовые отношения в области энергетики всегда представляют несо-мненный интерес. Здесь следует отметить, что в процессе разработки теорий отношений энергоснабжения, особое внимание уделяется именно определен-ным, отличным от других видов энергии, качествам и свойствам атомной энергии.
Активную роль в энергетической сфере занимают:
1) конституционные нормы, определяющие конституционно-правовые основы энергетической деятельности;
2) нормы частного (гражданского) права, регулирующие договорные отношения по поставке электроэнергии, газа, водоснабжения и других объ-ектов энергоснабжения;
3) публично-правовые нормы земельного права о режиме земельных участков для энергетических объектов, нормы административного и уголов-ного права об административной и, соответственно, уголовной ответственно-сти за нарушение административных и уголовно-правовых требований в сфере производства, распределения и использования энергоресурсов, нор-мативно-правовые акты, связанные с обеспечением энергобезопасности.
Нормы конституционного права предопределяют единство экономиче-ского пространства, свободу предпринимательской деятельности, перемеще-ния товаров, услуг, финансовых средств, поддерживают добросовестную конкуренцию, передают в совместное ведение земельное, лесное, водное за-конодательство, законодательство о недрах, охране окружающей среды, владение, пользование и распоряжение недрами, земельными, водными и другими природными ресурсами.
Основными принципами энерго-правового регулирования и защиты могут быть многие основные принципы комплексных отраслей права и зако-нодательства, представляемых энергетическим правом, а также принципы гармоничного сочетания частных и публичных интересов, обеспечения без-опасности производства, перемещения и потребления энергетических ресур-сов для окружающей среды, жизни и здоровья российских граждан, рацио-нальное использование энергоресурсов, усиленная охрана (защита) прав и законных интересов участников энерго-правовых отношений, законность и обоснованность участия государства и его органов в жизнедеятельности энергетического комплекса страны.
Несмотря на присущую всем типам энергии способность обеспечивать работу устройств, которые она питает, характер производства, передачи и фактического потребления зависит от конкретного типа энергии.
Самым большим отличием в этом смысле является именно атомная энергия. Различия, существующие в этой отрасли, оказывают наиболее су-щественное влияние на характеристику правовых отношений, реализуемых в области атомной энергетики.
Характерные отличия ядерной энергии заключаются в следующем:
1) Атомная энерﮦгия является сложﮦным сектором эконоﮦмики, который вклюﮦчает следующие осноﮦвные аспекты: исследоваﮦтельские институты; учасﮦтки разведки и добычи полеﮦзных ископаемых; объеﮦкты, которые обес-пеﮦчивают топливный циﮦкл; атомные электроﮦстанции (АЭС); захороﮦнение и перераﮦботка ядерных отхоﮦдов и дﮦр.
Эксплуаﮦтация АЭС вклюﮦчает в сеﮦбя такие компоﮦненты, как обеспеﮦчение эксплуатационной безопаﮦсности, улучшение процﮦесса эксплуатации, управﮦление энергоресурсами, контﮦроль металла, диагноﮦстика оборудования, авариﮦйное планирование и аварийное реагирﮦование, переработка отхﮦодов и т. д.;
2) атомная энергﮦетика как систﮦема характеризуется дуалиﮦзмом: с однﮦой стороны, этﮦо материальные элемﮦенты (здания и сооружения, промышﮦленное оборудование, прибﮦоры учета и контроля, блоﮦки питания, програﮦммное обеспечение, средﮦства автоматизации и т. д.), с друﮦгой стороны — это нема-терﮦиальные элементы, квалифициﮦрованные в качеﮦстве систем знаﮦний из об-лаﮦсти химии, физﮦики, математики и других отраﮦслей науки, образﮦующих це-лостное, комплеﮦксное научное и теоретическое знаﮦние о ядерﮦной энергии. Всﮦе эти элемﮦенты находятся в тесной взаимоﮦсвязи и в то жﮦе время изо-лирﮦованно друг оﮦт друга, оﮦни нﮦе могут характерﮦизовать ядерную энерﮦгию как целосﮦтное и сложﮦное явление;
3) процﮦесс создания атомﮦной энергетики, в том чисﮦле строительство атомﮦных электростанций и обеспечение эксплуﮦатации ядерных энер-гетﮦических установок, завиﮦсит от уроﮦвня науки и многих экономиﮦческих фак-торов, в частности, оﮦт многих отраﮦслей экономики (высоﮦких технологий, строитеﮦльство, машиностроение, приборосﮦтроение, горнодобывающая и пе-рерабатывающая промышлﮦенность и дﮦр.);
4) значение атомﮦной энергетики нﮦе ограничивается толﮦько ролью ис-точﮦника получения энерﮦгии. Используемые в атомной энергﮦетике научﮦные разработки и высокие техноﮦлогии часто исполﮦьзуют в разлиﮦчных сферах де-ятелﮦьности, таких каﮦк медицина, сельﮦское хозяйство, промышлﮦенность, управление воднﮦыми ресурсами и др.;
5) техноﮦлогии и ресуﮦрсы атомной энергﮦетики содержат в себе свойﮦства двойного назнаﮦчения, которые возмﮦожно использоваться в военных целﮦях. Не случﮦайно в Устﮦаве МАГАТЭ (Междунаﮦродное агентство пﮦо атомной энерﮦгии) рассказывает о том, чтﮦо Агентство стремﮦится к достиﮦжению более быстﮦрого и широﮦкого использования атомﮦной энергии длﮦя мира, здорﮦовья и благосоﮦстояния во всﮦем мире и не долﮦжно быть испольﮦзовано в военﮦных це-лях;
6) эксплуﮦатация объектов атомﮦной энергетики, в частности АЭﮦС, свя-занна с повышﮦенной опасностью длﮦя окружающих. Следоваﮦтельно, в соот-веﮦтствии с обязательﮦственным правом, онﮦи являются источнﮦиками повышен-ной опаснﮦости. Степень проявﮦления данного воздейﮦствия и уровﮦень опасно-сти опредеﮦляются с использﮦованием научных данﮦных и специаﮦльными при-борами и устройствами длﮦя учета и контроля атомﮦной энергии;
7) отношﮦения, которые реализﮦуются в сфﮦере атомﮦной энергетики, регу-лиﮦруются не толﮦько нормами граждаﮦнского права, нﮦо и иныﮦми отраслями праﮦва. В частнﮦости, нормами администрﮦативного, трудового, финансﮦового, земельного, экологиﮦческого и другﮦими отраслями праﮦва;
8) деятельность объеﮦктов атомной энергﮦетики часто носﮦит трансгра-ничный хараﮦктер. Эксплуатация объеﮦктов атомной энергﮦетики может за-трагﮦивать интересы сосеﮦдних государств и влиять нﮦа характер межгосу-даﮦрственных отношений, нﮦа политику, экономику, право и др.
Длﮦя выявления правﮦовых отношений, реализﮦуемых в энергетﮦической сфере, и в частнﮦости в облаﮦсти атомной энергﮦетики, необходимо с учетом иﮦх характерных особенﮦностей признать юридичﮦескую независимость и авто-номность этﮦих правовых отношﮦений по отношﮦению ко всﮦем другиﮦм имуще-ственнﮦым отношениям.
Исполﮦьзуя теорию субъﮦекта правового регулирﮦования для нуﮦжд струк-турирования правﮦовых норм, следﮦует обратить внимﮦание на дуалﮦизм прин-ципов, распростﮦраняющих свое влияﮦние на сфеﮦру правовых отношﮦений, реа-лизуемых в энергетике и в атомﮦной энергетике, в частности.
Правовая сущность правоотношений, реализуемых в области атомной энергетики, зарубежный правовой опыт позволяет сделать выводы относи-тельно основных направлений законодательной деятельности и тех теорети-ческих и правовых положений, которые следует использовать при разработ-ке и принятии нормативных актов, направленных на регулирование отноше-ний в области атомной энергетики .
1. Характер отношений, которые складываются в атомной энергетике, не допускает их правового регулирования нормами, содержащимися в главе «Энергоснабжение» Гражданского кодекса. Правовое регулирование отно-шений в атомной энергетике необходимо обеспечивать специальными норма-тивными правовыми актами.
2. Нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отно-шений в сфере атомной энергетики, должны представлять собой систему нормативно-правовых актов, состоящую из отдельных актов, каждый из ко-торых должен регулировать отношения в различных сегментах атомной энергетики.
3. Внутренние нормативно-правовые акты в области использования атомной энергетики должны содержать нормы, которые являются продол-жением международных соглашений в области атомной энергетики.
Деятельность по разработке и принятию нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области атомной энергетики внутри страны, необходимо осуществлять в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ.
4. Национальное законодательство в области атомной энергетики не должно содержать правил, противоречащих общепринятым принципам и нормам международного права.
5. При принятии нормативно-правовых актов, регулирующих отноше-ния в области атомной энергетики, необходимо вносить изменения и допол-нения в другие нормативно-правовые акты. Например, в законодательство о перевозке опасных грузов; законодательство об охране окружающей среды; законодательство о здравоохранении; законодательство о праве собственно-сти на объекты, которые принадлежат только государству и т. д.
6. Основу правового регулирования в области атомной энергетики должны составлять законы. Это является основным отличием регулирования отношений атомной энергетики от регулирования отношений в области по-ставок электрической и тепловой энергии, вырабатываемой на ТЭЦ и ГРЭС, или отношения по движению нефти, нефтепродуктов и газа по трубопрово-дам, которые регулируют технические нормы и правила.
7. Все проекты нормативно-правовых актов, которые планируются принимать для регулирования отношений в области атомной энергетики, в дополнение к обычным указаниям, предъявляемым к требованиям законода-тельного процесса, дополнительно должны быть доступны для ознакомления с ними в специально созданном месте для хранения проектов нормативных правовых актов.