Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Федеральное присутствие в субъектах Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации 7
1.1. Сущность основ взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 7
1.2. Виды и формы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации 11
2. Механизмы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации на примере Республики Дагестан 20
2.1. Общая характеристика Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации 20
2.2. Особенности федерального присутствия в Республике Дагестан 30
3. Проблемы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации и возможные пути их решения 38
3.1. Проблемные аспекты федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации 38
3.2. Направления оптимизации механизмов федерального присутствия в субъектах Российской Федерации 47
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 67
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. 25-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. знаменует собой новый этап в развитии конституционной культуры. Конституционная культура приобретает иное качество в таких общественно-государственных системах, где наряду с Конституцией наличествует конституционализм, а Конституция служит не орудием государственной власти, а Основным законом гражданского общества и гарантирует гармоничное и стабильное развитие данного общества, не только определяя главные правила поведения, но и устанавливая пределы власти с ограничением ее правом. Высшая форма направления социального поведения человека в таком обществе − это не внешнее воздействие, а саморегуляция, основанная на верховенстве права .
Конституционализм выражается соответствующим уровнем конституционной культуры. По мнению профессора А.С. Авакьяна, «конституционализм должен быть отражен в демократическом характере и развитии общества» . «Конституционализм является фундаментальным принципом современного права, проявлением определенной конституционной культуры, адекватной осмысленному бытию данного социума, это системное и осознанное наличие конституционных ценностей в реальной общественной жизни, а чем базируется вся общественная система», а конституционная культура, лежащая в основе общественного бытия, представляет собой определенную ценностную систему традиционных убеждений, религиозных представлений, правовоспитания и правосознания, тем самым, являясь средством гарантирования гармоничного и стабильного развития общества.
Истоки идей, являющихся составляющими теории конституционной культуры, можно найти в глубокой древности, в этом смысле теория конституционной культуры генетически в равной степени связана с концепцией конституции. Однако комплексные и интенсивные исследования конституционной культуры, формирование научной теории конституционной культуры в Европе относятся к началу 80-х годов ХХ в. и связаны с воздействием процессов европейской интеграции, стимулирующим выявление национального и универсального компонентов конституционной культуры .
В.А. Кряжков и Е.М. Павленко полагают, что «конституционная культура – это особый вид правовой культуры, представляющий собой сложную систему конституционных ценностей, отражающих особенности государственного развития, становления конституционализма и баланса интересов в обществе. Высшим элементом конституционной культуры является сформированное конституционное правосознание».
Конституционную культуру можно назвать конституцией в действии. Она выявляет ценностную систему, заложенную в основу общественных отношений и деятельности государственных властей. Насколько целостной является конституционная культура российского общества? Точный ответ на него может быть получен только после специального теоретического и практического исследования.
Сейчас в России формируется новая конституционная культура, основанная на базовых конституционных ценностях. Ряд конституционалистов полагают, что отказ должностных лиц и СМИ от применения иноязычных терминов, которых нет в Конституции России, будет способствовать развитию новой конституционной культуры .
Основным требованием конституционной культуры сегодня является то, чтобы Основной закон, как подчеркивает Г.Г. Арутюнян, «агрегировал в себе всю систему фундаментальных ценностей гражданского общества и предопределил их надежную защиту и устойчивое воспроизводство на основе гарантирования верховенства права».
Отметим, что конституционная культура не может быть полноценной без учета конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Однако нередко их нормы дублируют федеральное законодательство, не отражая особенностей местности. Как представляется, в основе каждой конституционной культуры лежат традиционные ценности, приобретенные в результате длительного исторического процесса и сложившиеся у населения, населяющего определенную территорию с возможно специфическими природными условиями. Так же считают В.А. Кряжко и А.А. Ливеровский, отметив, что, обладая по предметам своего исключительного ведения «всей полнотой государственной власти» и «имея» свою конституцию или устав, субъекты Российской Федерации должны обладать определенным уровнем конституционной культуры, отражающем меру освоения и использования традиционных конституционных ценностей, характерных именно для определенного публично-территориального образования.
Целью настоящей работы является исследование федерального присутствия в субъектах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность основ взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— рассмотреть виды и формы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации;
— дать общую характеристику Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации;
— исследовать особенности федерального присутствия в Республике Дагестан;
— выявить проблемные аспекты федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации;
— определить направления оптимизации механизмов федерального присутствия в субъектах Российской Федерации.
Объектом исследования является Республика Дагестан.
Предмет исследования – особенности федерального присутствия в Республике Дагестан.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам данного исследования сформулируем следующие выводы.
В настоящее время Российская Федерация, согласно Конституции Российской Федерации, имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения), национально-государственное образования (автономная область и автономные округа).
С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.
Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Данные принципы, по мнению Михалевой Н. А., обусловливают закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как единого целостного организма, а также ее составных частей — субъектов». Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем.
Одна из таких проблем симметрия и одновременная асимметрия правового статуса субъектов Российской Федерации.
С одной стороны, если почитать статью 5 Конституции Российской Федерации можно увидеть, что все субъекты РФ (85) равноправны между собой (часть 1) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (часть 4). Так закрепляется симметрия конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Но, с другой стороны, Конституция Российской Федерации закрепляет за каждым видом субъекта свой асимметричный конституционно-правовой статус.
Например, согласно статье 66 части 1 Конституции РФ статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики, а согласно статье 68 части 2 республика вправе устанавливать свои государственные языки (так, в Республике Дагестан 14 государственных языков) в отличие от автономных округов и автономной области, которые также образованы по национальному принципу. Но они обладают дополнительными элементами статуса, согласно статье 66 части 3 Конституции Российской Федерации: «По предоставлению законодательных и исполнительных органов автономных областей, автономного округа может быть принят Федеральный закон об автономной области и автономного округа».
Однако данная норма является только формальной, но на деле, до настоящего момента не было принято соответствующего Федерального закона. В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 66 часть 2), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского.
Исходя из вышеизложенной в данной работе реконструкции проблем РД, считаем актуальным также решение следующих задач (часть из них в процессе решения, другую часть предстоит актуализировать):
1. Демонтаж сложившейся в РД порочной Системы с нейтрализацией клановых синдикатов. Деятельность главы РД В.А. Васильева за последние 9 месяцев, подкрепленная действиями силовых и правоохранительных органов, решает именно эту задачу, и в общественном мнении эта практика получает достаточно высокую поддержку.
2. Разработка, обсуждение и принятие в кратчайшие сроки научно обоснованных концепции, стратегии и кластерообразующих проектов социально–экономического развития РД (в рамках подготовки предложений к ФЗ «О стратегическом планировании»). Концепция отвечает на вопрос об образе будущего РД (это вопрос о смыслах и целях) как субъекта РФ и как историко-культурной целостности с древнейших времен; стратегия — на вопрос о путях и методах достижения целей и задач содержащихся в образа будущего РД; кластерообразующие проекты — на вопрос о системообразующих «единицах» социально-экономического развития РД.
3. Актуализация перед Правительством РФ, ЦБ и Минфином РФ методов проектного финансирования (когда подавляющая доля инвестиций формируется на основе денежной эмиссии ЦБ РФ под строгим контролем государства и разделением безналичного и наличного оборота) и задач по акселерации предпринимательского слоя в РД.
4. Руководствуясь идеей президента РФ В.В. Путина (озвученной на Петербургском международном экономическом форуме в 2015?г.) о штабах реформ (далее — «Штаб») при главах регионов страны, создать при главе РД штаб реформ с привлечением экспертов, в том числе и от имени данного Форума. Такой Штаб необходимо наделить следующими функциями: а) разработка идеологии и проекта реформ в целом, а также реформ в отдельных отраслях и сферах и муниципальных образованиях РД; б) контроль за ходом реформ и координации соответствующей работы; в) подготовка предложений по корректировке хода реформ. Кадры, которые будут отбираться и назначаться на ключевые должности в правительстве и министерствах и ведомствах, преимущественно должны получить опыт и продемонстрировать свои навыки и способности в этом Штабе.
5. Тщательный анализ кадрового потенциала из уроженцев РД на самые высокие должности, включая и должность председателя правительства РД, в сочетании с широким использованием механизмов конкурсного обора специалистов на важнейшие должности (в этом отношении работа начата в рамках проекта «Мой Дагестан», что вселяет надежду — прим. ред. «НД» на основе опроса авторов Доклада).
6. Организация системной работы по выдвижению кадров из республиканского кадрового резерва на ответственные должности и формирование критической массы служащих в государственных, а затем и в ключевых муниципальных органах власти (в особенности, в прибрежных МР), способных решать новые задачи.
Перспективные задачи (на период 2019–2021 гг.):
1. Повышение легитимности республиканских и муниципальных органов власти: исполнительной и представительно-законодательной. Для решения данной задачи Президиум НС РД должен и мог бы инициировать широкое общественное (экспертное) обсуждение желательной (идеальной) модели и возможных поправок в республиканские законы: 1. Закон о порядке избрания Главы РД (расширение легитимной базы избрания Главы РД, не нарушая ФЗ и не внося поправку о всеобщих выборах Главы РД); 2. Закон о Народном Собрании РД (создание смешанной — пропорционально-мажоритарной — системы с учетом этнонациональной и политгеографической специфики РД); 3. Закон о местном самоуправлении.
2. Организация полевого этапа исследований, мониторинг и анализ проблем микроэкономической (и микросоциальной на уровне общин) базы РД (сферы малого предпринимательства), сферы земельных и имущественных отношений. Построение реальной модели функционирования политэкономической и социально-экономической системы в РД и изучение опыта успешных стран и регионов. Задача: выявить внелегальное но зато легитимное право, коими руководствуются в предпринимательском сообществе и среди общин — джамаатов (в такой постановке проблема не ставилась ни в правительстве, ни в парламенте РД, нет и соответствующей структуры в администрации главы и правительства РД).
3. Разработка идеальной (оптимальной) модели развития в той или иной отрасли и подотрасли. «Инвентаризация» законодательной базы РД с точки зрения обеспечения успешного социально-экономического развития и реализации идеальной модели. В случае, если появляется необходимость коррекции законов в рамках совместных полномочий согласно Конституциям РФ и РД, обсуждение, согласование и выдвижение инициативы на уровень Федерального Собрания РФ.
4. В порядке эксперимента и согласно ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (от 28 июня 2014 г., ФЗ № 172) и Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (от 7 мая 2012 г. № 601), принять соответствующее решение в Центре о реформе системы управления и переходе РД от «управления ресурсами» к управлению результатами. Новая система управления (результатами) должна включать в себя:
а. четкое определение функций каждого органа власти и его структурных подразделений, служебных обязанностей каждого сотрудника, государственного или муниципального служащего на основе стандартов госуслуг и административных регламентов;
5. конкретные цели (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные показатели), количественно измеряемые и учитываемые для каждого органа власти и должностного лица на определенный период (квартал, год, несколько лет, на срок выборных полномочий и т.д.);
6. Приступить к разработке и апробации на практике системы взаимосвязанных стратегических планов и программ, законов, нормативных актов, методик, форм и методов формирования и функционирования модели управления результатами.
Несмотря на то, что полномочия и компетенции исполнительной ветви власти в регионах практически полностью установлены в федеральном документе и большинство законов субъектов РФ в сфере организации системы исполнительной власти на 2/3 идентичны друг другу, некоторые субъекты федерации все-таки вносят в региональное законодательство ключевые вопросы, касающиеся проблем текущего управления на определенной территории, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности.
В данном контексте отметим, что общественная безопасность вынесена отдельным видом в Конституцию Республики Дагестан и в закон об органах исполнительной власти Дагестана. И статистика показывает, что в плане охраны правопорядка ситуация в республике одна из самых благоприятных среди субъектов РФ – Дагестан отличается самыми низкими в России показателями преступности, занимая 83-е место среди 85 российских регионов.
Полагаем, что закрепление видов безопасности, наиболее актуальных для данного субъекта, в региональных законодательных актах, устанавливающих права и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ и органов исполнительной власти субъекта РФ, свидетельствует о более пристальном внимании власти к указанным сферам, о том, что данные направления безопасности находятся на особом контроле. Это привлекает к указанным сферам более пристальное внимание, как чиновников, так и физических и юридических лиц, поощряя их более тщательно соблюдать соответствующее административное законодательство.
Исходя из показателей социально-экономического и экономико-географического положения Республики Дагестан, для данного уникального региона сегодня и в среднесрочной перспективе могут быть выделены такие виды безопасности, как: приграничная и транспортная безопасность, безопасность и качество среды обитания населения Дагестана (особенно – в труднодоступных горных районах), экологическая безопасность и безопасность курортной зоны, антикоррупционная, социально-экономическая безопасность.
Так, например, необходимость выделения социально-экономической безопасности в республике обусловлена действием следующих факторов:
– изношенностью основных фондов в промышленности и сельском хозяйстве, в сфере транспорта; отсутствием в регионе промышленности; недостаточностью финансирования и необходимостью современного материально-технического оснащения таких социально значимых секторов, как здравоохранение и образование;
– высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения при сохраняющемся традиционно высоком уровне рождаемости;
– высокой долей дотаций из федерального бюджета, эффективность которых нивелируется коррупцией и расходованием средств на социальные нужды, а не на создание рабочих мест, ремонт дорог и развитие предпринимательства;
– изменением в сознании населения: усилением инертности, пассивности и надежды на помощь сверху.
Одним из последствий действия вышеперечисленных угроз является лидирующее место Дагестана в преступлениях, связанных с оборотом наркотиков в СКФО.
В связи с вышесказанным предлагается изложить абзац 6 ст. 18 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. № 33 «О Правительстве Республики Дагестан» в следующей редакции: «принимает меры в пределах своей компетенции по обеспечению приграничной, транспортной безопасности, безопасности и качества среды обитания населения Дагестана, экологической безопасности и безопасности курортной зоны, антикоррупционной, социально-экономической и иным видам безопасности Республики Дагестан, осуществляет руководство гражданской обороной Республики Дагестан», с целью привлечения к указанным сферам обеспечения безопасности более пристального внимания государственных органов, юридических и физических лиц, побуждая их к более тщательному соблюдению соответствующего административного законодательства.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические основы федерального присутствия в субъектах Российской Федерации
1.1. Сущность основ взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Федерализм — это устройство и внутренняя взаимосвязь между частями единого государства. В федерацию могут входить и другие государства, однако они не будут обладать суверенитетом, будут частично зависеть от федерального центра, а это означает, что государствами они будут только формально .
Как и любая форма государственно-территориального устройства федерация имеет свои достоинства и недостатки. Достоинств, конечно, больше. О главном из них рассказывал доктор юридических наук М. С. Саликов: «Федерализм обеспечивает гармоничную концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизационного порядка».
Россия — это уникальное федеративное государство, которое кардинально отличается от других зарубежных стран. За 27 лет, прошедших после распада СССР, Россия прошла сложный и долгий путь становления от советского федерализма до современной демократической Федерации. Наша страна не только самая большая по территории, но и одна из самых многонациональных государств в мире. Поэтому главной целью Российской Федерации является обеспечение единства всех субъектов Российской Федерации, сохраняя при этом принцип национальной и территориальной самобытности каждого из субъектов.
В настоящее время Российская Федерация, согласно Конституции Российской Федерации, имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения), национально-государственное образования (автономная область и автономные округа).
С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.
Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Данные принципы, по мнению Михалевой Н. А., обусловливают закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как единого целостного организма, а также ее составных частей — субъектов». Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем.
Одна из таких проблем симметрия и одновременная асимметрия правового статуса субъектов Российской Федерации.