Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Этимологическое комментирование как средство формирования орфографических навыков младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
1 Теоретические основы применения этимологического комментирования как средства формирования орфографических навыков младших школьников
1.1 Особенности развития орфографических навыков младших школьников
1.2 Понятие этимологического комментирования и его значение для формирования орфографических навыков школьников
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию орфографических навыков младших школьников с помощью этимологического комментирования
2.1 Диагностика исходного состояния сформированности орфографических навыков младших школьников
2.2 Организация работы по формированию орфографических навыков младших школьников с помощью этимологического комментирования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Результаты констатирующего этапа»
Приложение Б «Результаты контрольного этапа»

  

Введение:

 

В современном мире технологий и виртуального общения школьники теряют интерес к предмету «Русский язык», а закономерным следствием этого можно считать снижение их грамотности. В ситуации, когда наиболее актуальным становится вопрос мотивации к обучению, одним из наиболее эффективных методических приёмов поддержания познавательного интереса на уроках русского языка в общеобразовательной школе является обращение к этимологии слова.
В методике преподавания русского языка встречаются такие термины: этимологический анализ, этимологический комментарий, исторический комментарий, этимологическая справка. Для разграничения данных понятий обратимся к дифференциации словарей: исторического и этимологического.
Исторический словарь рассказывает историю слова, не показывая родственные связи с другими словами и с другим языком, тогда как этимологический словарь показывает эти связи.
В словаре-справочнике лингвистических терминов даётся такое определение этимологического анализа – «выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение времени и источника появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы» [37, с. 499].
Этимологический анализ даёт всестороннюю информацию о происхождении слова, опираясь на которую ребенок может объяснить правописание непроверяемой гласной. Именно этимологический анализ позволяет перевести слова из разряда непроверяемых в разряд проверяемых историческим корнем. Благодаря этому анализу у школьников формируется представление о внутренней форме слова, о которой писал А. А. Потебня. Она дает возможность увидеть в слове отражение истории нации.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что с каждым годом ученик знакомится с огромным количеством новых слов, правописание которых ему сложно усвоить. Этимологический анализ дает возможность сознательно подходить к словарной работе.
Работа с этимологией возможна на всех этапах урока. Можно привлекать и свой, заранее подготовленный материал, и упражнения в учебнике. Важно, чтобы у ребенка к концу обучения в школе сложилось понимание о том, что язык – это развивающееся явление, система, в которой все разделы языкознания тесно связаны друг с другом, отражение действительности, культуры народа. Это позволит сформировать патриотичное отношение к языку, речевую культуру, повысить познавательную активность.
Сам ученик не сразу сможет включиться в знакомство с историей слова, ему в этом должен помочь учитель. Именно этимологическое комментирование пробуждает интерес к языку, способствует расширению кругозора, позволяет сознательно подходить к изучению материала, а также улучшает орфографическую зоркость. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность данной работы.
Проблема исследования: недостаточность использования материала этимологического комментирования для повышения уровня орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка.
Объектом исследования является процесс знакомства учащихся с этимологией слова и его методическое обеспечение.
Предмет исследования – методические подходы к использованию материала этимологического комментирования при изучении курса русского языка в начальной школе.
Цель работы – теоретическое обоснование аспектов этимологического комментирования и разработка материалов для повышения уровня орфографических навыков младших школьников.
Достижению этой цели способствует решение ряда задач:
1) выявить особенности развития орфографических навыков младших школьников;
2) рассмотреть понятие этимологического комментирования и его значение для формирования орфографических навыков школьников;
3) провести опытно-экспериментальную работу по формированию орфографических навыков младших школьников с помощью этимологического комментирования.
Поставленные задачи определили используемые методы исследования: наблюдение, описание, анализ, сравнение, синтез, ранжирование, классификация.
Методологическую основу работы составили лингвометодические концепции применения элементов этимологического анализа в школе вообще (К. Д. Ушинский, Н. М. Шанский, И. В. Пронина, Е. И. Никитина) и в начальной школе в частности (А. Н. Кохичко, С. И. Львова, Н. А. Подшибякина, О. Н. Лёвушкина).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы студентами и учителями в их профессиональной деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После проведения экспериментальной работы во втором классе нами были сделаны следующие выводы:
1. Разработанная нами система упражнений, основанная на использовании метода этимологического комментирования на уроках русского языка во 2 классе дала при применении в экспериментальной группе высокие результаты.
2. После проведения формирующего этапа в экспериментальной группе повысился уровень орфографических навыков учащихся при написании слов с непроверяемыми орфограммами.
3. Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность систематической работы по изучению словарных слов с применением этимологического комментирования.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование аспектов этимологического комментирования и разработка материалов для повышения уровня орфографических навыков младших школьников.
Для достижения этой цели мы выполнили следующие задачи:
1. выявили особенности развития орфографических навыков младших школьников;
2. рассмотрели понятие этимологического комментирования и его значение для формирования орфографических навыков школьников;
3. провели опытно-экспериментальную работу по формированию орфографических навыков младших школьников с помощью этимологического комментирования.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов мы предлагаем наряду с традиционной методикой использовать метод этимологического комментирования, дающий прекрасные результаты.
Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием при применении этимологического комментирования способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, использование этимологического комментирования позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Проведенный нами эксперимент показал эффективность той системы работы, которую мы применяли на уроках русского языка в экспериментальном классе, поэтому можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Особенности развития орфографических навыков младших школьников

Поиск эффективных методов в обучении орфографии учащихся начального звена — это особенно актуальная проблема методики преподавания русского языка. Именно на этапе начального развития закладываются основы верного, орфографически грамотного письма.
Достаточно полное определение орфографии дала В. Ф. Иванова: «Орфография – это:
1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
3) соблюдение принятых правил;
4) часть науки о языке (в его письменной форме), устанавливающая и изучающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)» [13, с. 33].
Сферой орфографии являются написания, в которых перед пишущим поставлена задача выбора какой-либо буквы для обозначения определенного звука, которая будет соответствовать принятой в системе языка норме правописания.
Русская орфография – это целая система правил написания слов. В нее входят из пять основных разделов:
1) передача фонемного состава слов с помощью букв;

2) раздельные, дефисные и слитные написания слов и их частей;
3) употребление строчных и прописных букв;
4) перенос частей слов с одной строки на другую;
5) графическое сокращение слов.
Разделы орфографии – достаточно большие группы правил орфографии, которые связаны с различными видами сложностей передачи слов при письме.
Все разделы орфографии характеризуются конкретными принципами – закономерностями, которые лежат в основе всей орфографической системы. Принципами орфографии являются общие причины написания морфем и слов при наличии выбора, что предоставляется графикой. Каждый такой принцип орфографии объединяет всю свою группу правил орфографии, которые являются приложением такого принципа к каким-либо конкретным фактам языка [5].
Началом создания теории русской орфографии принято считать середину XVIII века, ее основоположниками являются М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский. В дальнейшем нормы русской орфографии отразились в трудах Н. И. Греча, А. А. Барсова, А. Х. Востокова, И. И. Давыдова, Ф. И. Буслаева, Я. К. Грота. Работы Я. К. Грота имели стали особенно значимыми: «Русское правописание» (1885), издавалось более 20 раз и сыграло огромную роль в унификации правописания.
Также большой вклад в развитие истории русской орфографии вложили известные языковеды: А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, А. И. Соболевский, Ф. Е. Корш, А. И. Бодуэн де Куртенэ, Р. И. Аванесов, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие.
В учении отечественной науки о фонеме и главном принципе орфографии образовалось два направления, которые назвали ленинградским, или щербовским (Л. В. Щерба, М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер, Ю. С. Маслов, А. Н. Гвоздев, В. Ф. Иванова, Л. Л. Буланин), и московским (Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, Л. Ю. Максимов, А. А. Реформатский, М. В. Панов).
Сторонники Московской и Ленинградской фонологических школ в определении понятия фонемы в качестве минимальной звуковой языковой единицы сходятся в одной точке зрения. Принципиальное расхождение между ними относится к ведущему принципу орфографии.
«Орфографические принципы являются руководящими идеями выбора букв носителем языка именно там, где звук (или фонема) может быть обозначен вариативно» [5, с. 9].
В сильных позициях звуки (фонемы) обозначают каждый своей определенной буквой, пишущий не решает никаких орфографических задач. За исключением обозначения гласных после шипящих и ц, которые имеют свое морфологическое, историческое и фонологическое обоснование.
При своем появлении любое звуковое письмо может быть фонетическим, то есть буквы записываются по произношению. По ходу развития языка само произношение слов изменяется быстрее, нежели написание. Появившийся разрыв между письменной и устной формами речи либо устраняется, либо, что происходит чаще, закрепляется, и в этом случае появляются другие закономерности в соотношении между буквой и звуком, что возводятся в ранг закона. Именно так происходит установка принципов правописания.
У лингвистов не существует какого-либо единого мнения касательно количества принципов русской орфографии и их наименований. А. М. Гвоздев, В. В. Иванов, Л. Р. Зингер, В. Ф. Иванова считают следующим образом: русское правописание строится на трех принципах: фонетическом, традиционном и морфологическом. А. Н. Гвоздев же выделяет пять орфографических принципов:
1) фонетический (фонематический),
2) морфологический,
3) символико-морфологический (грамматический),
4) традиционный (исторический),
5) дифференцированный [7].
В качестве теоретической основы правописания морфологический принцип обозначился в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755), а затем был окончательно утвержден Российской Академией в изданной ею грамматике (1802). «Правописание, которое строится на морфологическом принципе, расходится внешне с произношением, но в определенных морфологических звеньях речи и не резко: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных» [5, с.11].
Морфологическое правописание — это следствие восприятия носителем языка структурного членения слов по составляющим их значимым частям (морфемам), а также имеет в результате по возможности единообразную передачу таких частей на письме.
Само название этого принципа – морфологический, — напрямую связано с такой единообразной передачей морфем. Все морфемы имеют свое определенное значение. Мы пишем одни и те же морфемы единообразно, несмотря на их разное произношение.
В русском письме морфемы имеют единый графический облик, поэтому происходит быстрое осмысление и понимание текста. Морфологический принцип в лингвистической литературе получил множество определений. Л. В. Щерба называл его «этимологическим» и «словопроизводственным», говоря о морфологических написаниях с соблюдением графического единства морфем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы