Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Эстетическое воспитание младших школьников средствами природы родного края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ 8
1.1 Понятие «воспитание» и «эстетическое воспитание» младших школьников в научно-педагогической литературе 8
1.2 Роль и значение природы в процессе эстетического воспитания младших школьников 14
1.3 Методы и средства эстетического воспитания младших школьников посредством природы родного края 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ НА УРОВЕНЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Методика эстетического воспитания младших школьников посредством природы родного края 32
2.2 Выборка, организация и методики исследования 47
2.3 Анализ результатов исследования влияния природы родного края на уровень эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
Введение:
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших средств эстетического воспитания ребенка является природа. Рядом с природой ребенок учится видеть ее красоту, гармоничность, искренность оттенков каждого времени года, учится анализировать, рассказывать, воспроизводить в рисунках или других видах своего творчества. Так окружающий мир влияет на формирование эмоций ребенка.
Рассматривая человека и природу в диалектическом единстве, мыслители и педагоги подчеркивают, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и что он сам является лишь частью её.
Теоретические исследования и практика показывают, что способность воспринимать эстетическое в природе можно развивать и воспитывать. Только данное развитие и воспитание должно идти от частного к общему, т.е. от освоения эстетических средств выразительности объектов природы к эстетической образности природы в целом.
Эстетическая восприимчивость природы оказывает глубокое влияние на личность, именно поэтому, уже на начальном этапе обучения школа должна заложить основы гуманизма, прекрасного и эстетичного.
В педагогической науке и практике возрастает внимание к изучению процессов формирования у школьников эколого-эстетической культуры. В этой связи возникает необходимость исследования особенностей эстетического освоения природы младшими школьниками на уроках общеобразовательного и эстетического циклов, в частности, ознакомления с окружающим миром, природоведения и изобразительного искусства, поскольку именно здесь учащиеся начальных классов чаще вступают в контакт с эстетическим образом природы в реальности и искусстве.
Степень научной разработанности. Освоение человеком окружающей природной среды в настоящее время является объектом внимательного изучения в области философии, психологии, педагогики, искусствознания. Возникает комплекс проблем, решаемых на стыке наук. Природа как объект эстетического освоения раскрывается в трудах Г.З. Апресяна, J1.H. Гордиенко, С.С. Гольдентрихта, Н.А. Кормина, Н.З. Короткова, А.Ф. Лосева, А.С. Майхровича, И.Ф. Смольянинова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, Д.Х. Хацкевич, Ф.С. Худушина и др. В истории эстетики эту проблему разрабатывали B.C. Соловьёв, Н.Г. Чернышевский; в истории педагогики — П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.
В трудах психологов заложены основы эстетического освоения природы, изучались особенности чувственного познания окружающего мира (Б.Г. Ананьев, Д.Ф. Николаенко и др.). Проблема эстетического освоения природы в педагогике многогранна. Аспекты её изучения охватывают эстетическое восприятие природы школьниками (В.М. Вдовиченко, И.Ф. Гончаров, B.JI. Лола, В.А. Сухомлинский и др.), формирование эстетического отношения к ней учащихся разного возраста (Е.Т. Лихачев, Л.П. Печко и др.),. эстетических оценок (С.А. Аничкин, Л.И. Олифиренко), бережного отношения к эстетическим свойствам природы (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, В.М. Минаева, Н.А. Рыков, Т.И. Тарасова).
Таким образом, в психолого-педагогической литературе проанализированы многие аспекты проблемы эстетического воспитания школьников средствами природы. Однако имеется ряд мало разработанных вопросов: не поставлена задача формирования у них эколого-эстетической культуры в её элементарном виде; особенности эстетического освоения природы родного края учащимися 1 — 4-х классов в учебном процессе не нашла должного освещения в научной литературе; не обоснована система развития у школьников эстетической восприимчивости к природно-прекрасному, а также особенности воспитания у них понимания природы как источника эстетически ценных объектов и явлений, нуждающихся в защите, охране и сбережении.
Актуальность исследования в том, что именно природа родного края может стать самым благоприятным средством эстетического воспитания младших школьников. Занятия, основанные на использовании регионального компонента более близки младшему школьнику, именно природа родного края способствует развитию эстетических эмоций и чувств.
На основании вышесказанного можно обозначить следующие противоречия:
— между потребностью общества в эстетически воспитанной личности и недостаточным использованием регионального компонента в этом процессе;
— между важностью использования материалов о природе родного края в процессе эстетического воспитания и отсутствием методики по их использованию в учебном процессе.
Данные противоречия позволили выявить проблему исследования: какова роль и значение природы родного края в эстетическом воспитании младших школьников?
Ведущей идеей данной работы становится создание условий для формирования эстетически воспитанной личности, через использование средств природы родного края. Необходимость решения данных проблем и определило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — процесс использования материалов о природе родного края в процессе эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования материалов о природе родного края в процессе эстетического воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: материалы о природе родного края будут являться фактором повышения эстетической воспитанности младших школьников при следующих педагогических условиях, если:
— разработать и апробировать программу, содержащую в себе материалы и природе родного края;
— включить в процесс эстетического воспитания младших школьников всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители и дети).
Задачи исследования:
1. изучить содержание понятия «эстетическое воспитание»,
2. определить особенности эстетического воспитания посредством природы,
3. проанализировать формы и методы эстетического воспитания посредством включения материалов о природе родного края в учебном процессе,
4. обосновать эффективность предложенной программы, направленной на эстетическое воспитание младших школьников,
4. провести педагогическое исследование по выявлению эффективности предложенной методики.
Научно-теоретическими подходами к данному исследованию выступили:
— Деятельный подход к развитию детского творчества (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В.).
— Педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Флерина Е.Ф., Юсов Б.П.).
— Положения о роли и значении природы в эстетическом воспитании младших школьников (Веретенниковой С. А., Залкинд Э. И., Каменевой Л. А., Кондратьевой H. Н., Логиновой В. И.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тестирование, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана программа, включающая в себя материал о природе родного края с целью повышения уровня эстетической воспитанности, включающая в себя: планирование, объединение всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, родители, дети) в процессе ознакомления с природой родного края, включение разнообразного материала в воспитательно-образовательный процесс, соответствующий возрасту детей.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №122 г. Саратова. В исследовании принимало участие 25 младших школьников с 1 по 4 классы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс программы; возможностью использования содержащихся в работе научно-методических материалов в системе повышения квалификации педагогов, при разработке программ спецкурсов на факультетах начального образования и в педагогических колледжах.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
В исследовании теоретических основ показано, что специфика приобщения личности младшего школьника к природно-прекрасному состоит в диалектическом сочетании эстетического, нравственного и педагогического её аспектов, в котором развитие у детей эстетических переживаний, восприятий, представлений, способности ориентации и оценки природно-прекрасного
В ходе изучения особенностей эстетического воспитания посредством природы младшими школьниками в условиях учебной деятельности подтверждены выводы о том, что традиционное воспитание детей средствами природы в начальной школе не способствует развитию у них эстетической восприимчивости к природно-прекрасному, расширению сферы эстетических представлений, формированию ценностно-эстетических ориентаций как основы эколого-эстетической культуры личности.
Важнейшие условия при этом
— организация эстетической деятельности на всех этапах взаимодействия детей с природой в процессе её восприятия и изображения;
развитие у ребенка всех органов внешних чувств как проводников эстетических впечатлений соответствующими эстетическими средствами;
— систематичность и последовательность эстетико-педагогического воздействия на различных этапах развития школьников, учет их индивидуальных и возрастных особенностей;
— комплексное взаимодействие содержания и методических форм урока по изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром, природоведения с целью более глубокого освоения детьми эстетического образа природы;
— организация тесного контакта педагогов с родителями младших школьников с целью координации общих усилий семьи и школы, направленных на эстетическое освоение детьми родной природы.
В ходе теоретического и практического изучения проблемы нами выявлены и обоснованы пути совершенствования эстетического воспитания посредством родной природы младшими школьниками в процессе её восприятия.
Мы считаем, что в системе начальной школы необходимо, во-первых:
1. разработать программу, направленную на повышение уровня эстетической воспитанности младших школьников посредством природы родного края,
2. система работы должна быть реализована в трех направлениях: педагог-педагог, педагог-ребенок и педагог-родитель.
В результате исследования доказано, что разработанная система работы эстетического воспитания посредством родной природы и экспериментально выявленные условия и пути её реализации оказывают положительное влияние на приобщение младших школьников к красоте и выразительности природы.
На основе включения в процесс эстетического воспитания посредством родной природы выявленных компонентов содержания, методов, приёмов, форм деятельности у учащихся 1 — 4-х классов эффективно развивается личное качество восприимчивости к природно- прекрасному, эмоциональный отклик, расширяется сфера эстетических представлений о природе, формируются ценностно-эстетические ориентации и тем самым основа эколого-эстетической культуры.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы, а представляет одну из её попыток. Его можно рассматривать как первичный этап в разработке одного из аспектов эстетического воспитания посредством родной природы. В связи с этим исследователям предстоит разрабатывать следующие проблемы:
— преемственность в эстетическом воспитания посредством родной природы учащимися начальных, средних и старших классов;
— особенности подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению эстетического воспитания посредством родной природы в условиях учебно- воспитательного процесса начальной школы;
— проблема влияния художественно организованной среды на формирование у младших школьников понимания природы как источника эстетически ценных предметов и явлений, нуждающихся в защите, охране и сбережении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
1.1 Понятие «воспитание» и «эстетическое воспитание» младших школьников в научно-педагогической литературе
Традиционно в педагогике категорию «воспитание» рассматривали в разных аспектах, а именно:
1) в широком смысле:
— как социальное явление (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Т.С. Шацкий и другие);
— как процесс и результат развития личности под влиянием целенаправленного обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский)
— как общественное явление, охватывающее все воспитательные силы общества (М.Г.Стельмахович, Т.О.Ильина)
— как процесс формирования личности в целом, направленный на овладение детьми всей совокупностью социального опыта, общечеловеческих знаний, умений и навыков, способами творческой деятельности, социальными и духовными ценностями (И.Т.Огородников, М.П.Петухов, И.Ф.Харламов, В.Г.Кузь и другие).
2) в узком смысле под воспитанием чаще понимают
— влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных свойств и качеств (И.Т.Огородников, М.П.Петухов, М.Г. Стельмахович)
— специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей (И.Ф.Харламов, М.Д.Касьяненко)
— систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения (Г.С.Костюк, Г.О.Балл, И.Д.Багаева и другие).
Некоторые ученые рассматривают понятие «воспитание» и в специальном педагогическом смысле как «… процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. И в широком педагогическом смысле, когда понятие «воспитание» охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом [50].
Выделим категорийные признаки термина «воспитание».
1. Воспитание рассматривается как социально-историческое явление, которое концентрирует социальные достижения человечества. Одновременно воспитание — это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Педагогами, особенно в последнее время, подчеркивается роль воспитания в культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях, обрядах[38].
2. Воспитание есть процесс (процесс формирования и развития личности; многогранный процесс духовного обогащения личности; процесс взаимодействия двух участников воспитания). Чаще воспитание рассматривают как процесс формирования и развития личности [8].
3. Влияние воспитания на развитие личности.
Представители данного направления подчеркивают, что влияние понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая вызывает соответствующую внутреннюю положительную реакцию воспитанников, которая пробуждает их активность, стремление к саморазвитию.