Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Элементы художественной гимнастики в формировании интереса у старших дошкольников к занятиям физической культуры и спортом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Возрастные особенности психофизического развития дошкольников 6
1.2. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками 20
1.3. Теоретические аспекты формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у дошкольников 37
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Оценка исходных показателей физической подготовленности и уровня сформированности интереса у старших дошкольников к занятиям физической культуры и спортом 42
2.2. Разработка и апробация программы повышения интереса к занятиям физической культуры и спортом с использованием элементов художественной гимнастики 52
2.3. Анализ результатов повторных показателей физической подготовленности и уровня интереса у старших дошкольников к занятиям физической культуры и спортом 60
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Введение:
Актуальность темы. В последние десятилетия наметилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения [4, 6, 14, 34].
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников всегда рассматривалось как приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения [33]. Однако сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей, а также способствовали формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Проблемой разработки и внедрения различных технологий в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных образовательных организаций для повышения интереса к физкультурным занятиям занимались многие ученые [1, 7, 11, 18, 36, 49]. Однако формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий отводится незначительная роль [30].
Данный факт, по нашему мнению, нуждается в явной коррекции, поскольку, формируя интерес к занятиям, развивая физическую активность ребенка, мы подготавливаем его ко взрослой жизни.
Более того, в научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами спортивной направленности.
Актуальность данного исследования подчеркивается также тем, что элементы художественной гимнастики в практике современных дошкольных образовательных учреждений не находят широкого применения.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства и методы повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную и научно–методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной деятельности и развития интереса к физической культуре и спорту у старших дошкольников.
2. Выявить особенности физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и развития интереса к занятиям физической культурой и спортом.
3. Разработать методические рекомендации по организации занятий оздоровительной физкультурой с детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение; социологические методы (анкетирование); педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент; оценка уровня физической подготовленности детей; методы математической статистики.
Гипотеза. Предполагается, что работа, направленная на развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, может существенно повысить эффективность процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста и обеспечить повышение уровня физической подготовленности детей.
Научная новизна. Впервые разработана программа физической культуры для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов художественной гимнастики, учитывающая мотивационные интересы детей этого возраста, направленная на улучшение психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована специалистами по физической культуре при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях; преподавателями; студентами для формирования и развития профессиональных способностей в условиях практической деятельности.
Заключение:
1. В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами спортивной направленности.
2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной группы имели низкую физическую подготовленность, а также низкий интерес к занятиям физической культурой и спортом, что послужило основой для разработки методики занятий с использованием элементов художественной гимнастики у старших дошкольников.
3. Для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также достижения оптимального уровня физической подготовленности и освоения основных двигательных навыков, в программу по физическому воспитанию в дошкольном возрасте были включены элементы художественной гимнастики, такие как гимнастические упражнения с использованием мяча, обруча, «мостик», «стойка на лопатках», «шпагат», «волна», прыжки через скакалку, активные игры, упражнения в парах, стилизованные виды передвижений и их сочетания, упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки, элементы акробатики, хореографии, пантомимы), которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали, что показатели бега на 30 м были достоверно лучше у детей ЭГ по сравнению с контрольной на 0,3 с (<0,05), челночного бега 3 х 10 м (обычные условия) – на 4,9 с (<0,05), отбиваний мяча от пола – на 1,40 раз (<0,05), гибкости – на 2,23 см (<0,05), прыжка в длину с места — на 12,37 см (<0,05), что подтверждает эффективность разработанной методики занятий с использованием элементов художественной гимнастики. Повторные результаты по методике А.Н. Лутошкина показали, что у детей экспериментальной группы превалирующим был оранжевый и красный цвета, что свидетельствует о повышении интереса к занятиям физической культурой. Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности методики физического воспитания старших дошкольников, разработанной на основе применения элементов художественной гимнастики и целесообразность ее внедрения для развития интереса и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Возрастные особенности психофизического развития дошкольников
Дошкольный период является одним из важных этапов развития ребенка. Дошкольный возраст является переломным моментом в развитии ребенка и характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма. Однако ни физиологическое, ни психофизиологическое развитие ребенка не обеспечивает ему должного уровня самостоятельности, который крайне необходим для адаптивного пребывания ребенка в детском учреждении и профилактики различных отклонений [2, 27].
В этом возрасте происходят значительные изменения в деятельности всех физиологических систем детского организма, а к 6-7 годам ребенок приобретает определенный уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью». Если рассматривать данный вопрос с функциональной позиции, то возраст 6-7 лет является одним из критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды жизни ребенка.
Именно на этот период приходится ряд критических периодов развития человека. Этот период можно считать сенситивным относительно становления процессов высшей нервной деятельности ребенка и морфофункциональных изменений в центральной нервной системе. На момент рождения у ребенка сформированы рефлекторные центры продолговатого среднего и промежуточного мозга, обеспечивающих жизненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) [2, 3].
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно–мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [3].
Довольно значительной зрелости достигают первичные проекционные поля анализаторов. Однако ассоциативные структуры, особенно коры головного мозга, развиты слабо. Количество нейронов в структурах центральной нервной системы ребенка соответствует их количеству во взрослом организме, однако после рождения происходит ряд процессов, обеспечивающих совершенствование функционирования центральной нервной системы:
• интенсивный рост и ветвление отростков нейронов;
• созревания нейронов;
• рост количества синаптических контактов;
• рост и увеличение диаметра аксонов;
• проходят процессы миелинизации как в ЦНС, так и на периферии.
В дошкольном возрасте начинается стремительный рост количества синапсов в коре больших полушарий, особенно в зоне зрительного анализатора. Появляется способность воспринимать цвета, размер предметов, расстояние до них, выявлять различия между предметами. С развитием ассоциативных областей коры связано развитие языковых центров [2].
Для деятельности головного мозга детей дошкольного возраста характерен ряд особенностей:
• генерализация активации нервных структур;
• подавляющая активность подкорковых образований;
• перестройка и совершенствование взаимодействия различных функциональных зон коры и подкорковых структур.
В дошкольном возрасте происходит постепенное увеличение скорости проведения нервных импульсов, главную роль в этом играют следующие факторы:
• увеличение диаметра аксона;
• образование миелиновых оболочек и переход на быстрый тип проведения нервных импульсов;
• увеличение амплитуды потенциалов действия.
В дошкольном периоде происходят интенсивные процессы роста как глазного яблока, так и проводящих путей в центральной части зрительного анализатора.
На седьмом году величина поля зрения достигает 80% от уровня взрослого организма. Совершенствование структур обработки зрительной информации позволяет в два раза уменьшить количество выявленных изменений в объектах в период от 3-4 до 5-6 лет.
Следует отметить, что уже в возрасте 6-7 лет объем подкоркового отдела двигательного анализатора фактически достигает объема взрослого (94-98%), а объем корковых зон – близкий к нему (74-84%).
Однако формирование проприорецепторов, размещенных в суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и завершается лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет [2].
Возрастные изменения организации двигательной активности определяются неравномерностью созревания структур центральной нервной системы. Созревание структур мозжечка, полосатого тела, сопровождаются снижением тонического напряжения мышц, установлением баланса активности мышц верхних и нижних конечностей.
В конце дошкольного периода происходит значительная перестройка взаимодействия процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Параллельно с развитием коры больших полушарий головного мозга происходит усиление тормозных процессов, уменьшается генерализация возбуждения. Легче производится дифференцирование, длиннее становятся периоды содержания торможения.
Улучшение двигательной деятельности в возрасте 6-7 лет связано с совершенствованием взаимодействия коры с мозжечком и рядом подкорковых центров, в частности красным ядром.
В 6-7 лет уже оказывается зрелая форма активации, значительно возрастает роль словесной инструкции в формировании произвольного внимания. Однако в этом возрасте эмоциональный фактор имеет большое значение.
Эмоции детей неустойчивы и чрезвычайно сильные в своих проявлениях, что обусловлено отсутствием достаточного контроля со стороны высших отделов центральной нервной системы. Ребенок в этом возрасте может легко и быстро заплакать или засмеяться, переходить от плача до смеха. По мере созревания высших структур эмоциональность уменьшается.
Возрастные особенности проявляются также и в процессах памяти. Так, на ранних этапах развития, в том числе в дошкольном возрасте, особое значение имеет сенсорная память, то есть простое запоминание раздражителей.
Далее более существенную роль начинает играть образная память, которая уже связана с определенной обработкой информации – созданием образов. Образование двигательных навыков базируется на выработке условных рефлексов – особого вида памяти.
Поскольку все эти механизмы просты, то устойчивость запоминания очень велика. Только в процессе созревания больших полушарий формируется словесно-логическая память, в основе которой лежит анализ и запоминание основных положений.
Пропорции тела у ребенка в дошкольном возрасте продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В четыре-пять лет начинают проявляться половые различия в строении тела, однако они еще слабо выражены. В период от пяти до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище [2].
Для определения этого создан филиппинский тест, сущность которого заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины.