История религии Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Элективный курс для старших школьников по теме: «Русская православная церковь 1917-1945 гг»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917-1945 ГГ. 7
1.1. Православная церковь в 1917 – конце 1920-х гг., ее отношения с Временным правительством, белым движением и советской властью. 7
1.2. Усиление репрессий в отношении церкви и верующих в конце 1920 – 1930-е годы. 14
1.3. Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917-1945 ГГ. 22
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917-1945 ГГ. 31
3.1. Особенности усвоения элективного курса. Развитие духовно-нравственной компетенции учащихся. 31
3.2. Апробация практического материала. Значимость практического курса 36
Выводы по третей главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

 

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний день положение Русской Православной Церкви на территории России является не просто стабильным, но и перспективно развивающимся. Активно строятся Церкви, а духовенство принимает участие во многих общественных мероприятиях. Однако, такое преимущественное положение Русская Православная Церковь занимала не всегда.
В начале XX века с приходом советской власти на протяжении очень длительного времени постоянно усиливались гонения на духовенство. Так происходило потому, что политика советской власти шла в разрез с церковными догматами, отвергая их и, более того, обесценивая.
Репрессивный процесс являлся достаточно долговременным и наполненным огромным количеством негативных событий и значимых потерь. Так, производилось огромное количество убийств, а сами Церкви переделывались под склады, святые мощи же ликвидировались. Все это являлось унижением русской православной традиции.
Изучение истории русской православной Церкви в настоящее время входит в структуру элективного курса. Преимущественное значение в плане духовно-нравственного единства в общественном настроении отводится непосредственно образованию. Школа в данном контексте представляется в качестве единственного социального института, посредством которого все граждане России получают базовое образование. Это значит, что непосредственно в условиях школы необходимо сосредотачивать не только интеллектуальную, но также и духовную, культурную жизнь школьников.
В свою очередь, ФГОС представляет собой совокупность требований, которые предъявляются для элективного обучения в школьном учреждении. В частности, внеурочная деятельность должна способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и улучшить условия для всестороннего личностного развития. Положение об элективных курсах обуславливает то, что ученики самостоятельно выбирают посещаемые предметы. В частности, элективный курс по истории русской православной Церкви позволяет ученикам старшей школы осознанно относится к истории своего рода и уважать традиции. Также курс призван развивать критическое мышление старшеклассников и развивать их всесторонне.
Так, актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью понимать событийный ряд истории русской православной Церкви в структуре элективного курса по истории религии.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения русской православной Церкви является достаточно понятной и широко изучаемой в обществе. При этом не было найден каких-нибудь методических разработок, которые могли бы способствовать становлению духовно-нравственных концептуальны особенностей.
Объект исследования: является процесс преподавания истории России XIX века в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: разработка и проведение элективного курса «Русская православная церковь в 1917 – 1945 гг.»
Цель исследования: внедрить методические разработки в элективный курс истории русской православной Церкви вплоть до окончания Великой Отечественной войны.
Исходя их поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Рассмотреть православную церковь в 1917 – конце 1920-х гг., а также ее отношения с Временным правительством, белым движением и советской властью.
2. Проанализировать усиление репрессий в отношении церкви и верующих в конце 1920 – 1930-е годы.
3. Изучить роль русской православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.
4. Сформировать методическую основу элективного курса для старших школьников по истории русской православной Церкви 1917-1945 гг.
5. Представить особенности усвоения элективного курса.
6. Апробировать практический материал и определить значимость практического курса.
Методологическая база исследования: П.Е. Волков, рассматривающий исторический конспект обучения; Н.Ю. Блохина и ее образование и привитие ключевыхзнани1; Н.А. Шаповалова, в свое время, изучала педагогическую значимость данного объекта.
База исследования.
Теоретическая значимость исследования. Осуществлены следующие попытки:
— собрать воедино информацию из различных источников и литературы о гонениях на русскую православную Церковь;
— показать неразрывную связь православной церкви и русской истории на протяжении XX века;
— осветить роль церкви в суровый период становления советской власти и военный период,
— привить уважение, интерес к церковной истории и истории Отечества.
Практическая значимость исследования. Разработка может быть использована как на уроках отечественной истории при изучении становления советской власти и военных событиях Великой Отечественной войны, так и в рамках элективного курса «История русской православной Церкви», на внеклассных мероприятиях духовно-нравственного и патриотического направлений, на занятиях воскресных школ.
Методы исследования: поисковый, анализ, исторических источников и литературы, метод периодизации, хронологический метод, описательный и сравнительно-исторический методы.
Структура работы. введение, три главы, заключение и список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была рассмотрена православная Церковь в 1917 – конце 1920-х гг., ее отношения с Временным правительством, белым движением и советской властью. Было выяснено, что XX век для русской православной Церкви являлся периодом вероломным. В частности, это связано с приходом к власти большевиков, которые не разделяли православных взглядов и традиций.
В ходе решения второй задачи было проанализировано усиление репрессий в отношении церкви и верующих в конце 1920 – 1930-е годы. Было выяснено, что богоборческая власть в СССР нанесли по-настоящему страшный удар по Русской православной церкви в 1920-е — 1930-е годы. Тем не менее, репрессии так и не смогли разрушить религиозное сознание населения страны, и, соответственно, православие было и остается духовной основой российской цивилизации и в наши дни.
В ходе решения третьей задачи была выявлена роль русской православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Определено, что патриотическая деятельность русской православной Церкви в годы период Великой Отечественной войны проводилась по нескольким направлениям. В частности, прорабатывалась идейная критика фашизма в качестве античеловеческой идеологии; патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; вдохновляющие проповеди пастырей; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии.
В ходе решения четвертой задачи была исследована методическая основа элективного курса для старших школьников по истории русской православной Церкви 1917-1945 гг. Было выяснено, что методическая разработка элективного курса. Работа построена на пяти этапах, каждый из которых подразумевает проработку определенных аспектов.
В ходе решения пятой задачи были определены особенности усвоения элективного курса. Развитие духовно-нравственной компетенции учащихся. Было выяснено, что учащиеся через изучение элективного курса приобщаются к православным традициям и культурным ценностям своего народа. Формируются познавательные способности и аналитические возможности.
В ходе решения шестой задачи была представлена апробация практического материала. Значимость практического курса. Было выяснено, что в процессе проведения элективного курса у учащихся были сформированы базовые духовно-нравственные компетенции, которые представляются в качестве необходимых критериев в общественных отношениях современной действительности.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования является достигнутой.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917-1945 ГГ.

1.1. Православная церковь в 1917 – конце 1920-х гг., ее отношения с Временным правительством, белым движением и советской властью.

Для Русской Православной Церкви XX век являлся периодом совершенно невероятных и страшных испытаний.
Так, прежде всего отметим, что к 1917 г. в России существовало 117 млн православных, которые находились на территориях 73 епархий [Дестивель]. Однако же, либералы из Временного правительства закрепили мнение о себе как о жестоком враге русской православной традиции, что выражалось даже в большей степени, нежели гонения со стороны большевиков.
События развивались следующим образом. Временным правительством был распушен прежний состав Священного Синода, в частности, было отстранено 12 архиереев от кафедр, которые попадали под подозрение нелояльного отношения к власти. Также была ликвидирована каноническая власть архиереев в своих епархиях, поскольку в сущности вся власть, принадлежащая Церкви, передавалась церковно-епархиальным советам.
В составе нового Синода не состояло ни одного из митрополитов. Причем, каноны были нарушены: в состав Синода вошли 4 священника.
Важно обратить внимание также и на то, что русская православная Церковь была совершенно лишена церковно-приходских школ [База данных].
Для нейтрализации влияния православного духовенства временное правительство решило, что в часть епархий необходимо направить церковных комиссаров. Для ослабления влияния РПЦ Временным правительством также было организовано нескольких старообрядческих съездов, что являлось нарушением церковных канонов и отделения государства от Церкви.
Однако, еще более серьезный размах гонения на РПЦ произошел уже после Октябрьского переворота [Шаранин].
Иррациональная ненависть большевиков к православной традиции и русской культуре вряд ли может быть объяснена с точек зрения материалистической тенденции. Тем не менее, эта теория легко объяснима, что подтверждают действия узурпировавшей верховную власть космополитической клики с позиции верующего человека.
Нет сомнений в том, что репрессии против церкви являлись серьезным продолжением человеконенавистнической политики замаскированных сатанистов.
Первые годы после прихода большевиков к власти были знаменованы массовыми убийствами духовенства и надругательствами над святыми местами. Так, бандиты врывались в церкви и храмы, разграбляли церковные ценности, оскверняли Евангелие, пытали священнослужителей, издевались над монахинями. Так, ненависть исконных врагов православной традиции была проявлена во всю силу.
Длинный и чрезвычайно скорбный список замученных большевиками деятелей церкви начинается с убийства прот. Иоанна Кочурова, которые было совершено 31 октября 1917 г., в первые же дни после Октябрьского переворота. После убийства стали регулярными и список убитых священнослужителей был действительно огромен [Польский].
Так, в 1919 г. было расстреляно 1000 священнослужителей и еще 800 священнослужителей пострадали под воздействием других методов насилия.
Все убийства не осуждались правительством, а, напротив, поощрялось «делом чести, гордости и геройства». Первостепенно, что такого же мнения держался сам В.И. Ленин, призывая расстреливать духовенство. 1 мая 1919 г. Ленин направил руководителю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому секретный документ, в котором требовал «как можно быстрее покончить с попами и религией». Также в письме В.И. Ленина было и послание относительно судьбы Церквей: «Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».
В процессе осквернения святынь Красная армия все сильнее оттесняла верующих от раки Святителя, вынув из нее мощи. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре вскрывались мощи Сергия Радонежского. Причем, вскрытие мощей записывалось на пленку, которую очень любил пересматривать В.И. Ленин. В общей сложности с 1 февраля 1919 года по 28 сентября 1920 года было осуществлено 63 вскрытия святых мощей [Кашеваров].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы