Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Экстрадиция в современном международном праве.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие
и значение экстрадиции
1.2. Правовое
регулирование экстрадиции
1.3. Основания
для выдачи преступников и отказа в экстрадиции
2. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ
2.1. Проблемы
института экстрадиции
2.2.
Перспективы института экстрадиции
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие
и значение экстрадиции
1.2. Правовое
регулирование экстрадиции
1.3. Основания
для выдачи преступников и отказа в экстрадиции
2. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ
2.1. Проблемы
института экстрадиции
2.2.
Перспективы института экстрадиции
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.
На сегодняшний день благодаря
экстрадиции возможно осуществление правосудия на международном уровне.
Главная же цель
экстрадиции состоит в том, чтобы не дать преступникам, покинувшим юрисдикцию
закона, избежать наказания за преступление, в котором они были обвинены или
осуждены.
Нельзя также не отметить
низкое число экстрадиций в Россию и количество безрезультативных запросов,
направляемых Генпрокуратурой РФ. Согласно последним отчетам Генпрокуратуры РФ,
каждый год наша страна направляет в различные государства около 700 запросов об
экстрадиции, и только 30-60 из них доводятся до исполнения. Одной из причин
данных неудач, на наш взгляд, является отсутствие у России двустороннего
межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (Литва,
Эстония). Отсутствует такое соглашение и с Великобританией, в которой
Генпрокуратура постоянно сталкивается с трудностями, когда дело доходит до экстрадиции.
Данный институт активно
развивается и в России, однако из-за его относительно недавнего появления в
нашей стране, существует ряд проблем, которые были изложены в работе, и которые
необходимо решить.
В частности, условия экстрадиции
нуждаются в систематизации и нормативном закреплении, что позволит в полной
мере реализовывать его на практике. Приведем универсальный, систематизированный
перечень условий экстрадиции, который, на наш взгляд, целесообразно закрепить в
УК РФ в следующем виде:
Статья 131 Основание
экстрадиции
1. Основанием экстрадиции для привлечения к уголовной
ответственности является совершение лицом экстрадиционного (влекущего выдачу) преступления,
то есть общественно опасного деяния, признаваемого как в Российской Федерации,
так и в соответствующем иностранном государстве преступным и наказуемым
лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием.
2. Основанием экстрадиции для отбывания наказания является
совершение лицом экстрадиционного преступления, за которое это лицо было
осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более строгому
наказанию.
3. При решении вопроса о том, является ли совершенное деяние
экстрадиционным преступлением, не имеют значения различия в его
терминологическом описании и юридической квалификации согласно настоящему
Кодексу и законодательству соответствующего иностранного государства.
4. Перечень деяний, которые в случаях, предусмотренных частями
первой и второй настоящей статьи, не признаются экстрадиционными преступлениями,
устанавливается международными договорами и федеральными законами Российской
Федерации.
Статья 132 Условия
экстрадиции
1. В Российской Федерации экстрадиция производится, если:
а) запрашиваемое лицо не является гражданином Российской
Федерации;
б) запрашиваемое лицо не обладает иммунитетом от уголовной
юрисдикции Российской Федерации;
в) запрашиваемое лицо не признано беженцем либо этому лицу не
предоставлено на территории Российской Федерации право убежища;
г) запрашиваемое лицо не будет подвергнуто повторному осуждению
или наказанию за одно и то же экстрадиционное преступление;
д) запрашиваемое лицо не было и не будет подвергнуто пыткам или
бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению или наказанию;
е) не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности
за экстрадиционное преступление либо сроки давности обвинительного приговора
суда.
2. Международными договорами Российской Федерации могут быть
установлены и иные условия экстрадиции, не предусмотренные частью первой
на-стоящей статьи.
Статья 133 Отказ в
экстрадиции
1. Несоблюдение условий, предусмотренных статьей 132 настоящего Кодекса,
влечет отказ в экстрадиции.
2. В экстрадиции может быть отказано также, если:
а) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не проживающие постоянно
в Российской Федерации, совершат вне пределов Российской Федерации преступление,
направленное против интересов Российской Федерации либо граждан Российской
Федерации или постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства;
б) исходя из соображений гуманности, выдача запрашиваемого лица
может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста
или состояния здоровья.
3. При отказе в экстрадиции в случаях, предусмотренных пунктами
«а», «д» части первой статьи 132 и частью второй настоящей статьи, запрашиваемое
лицо подлежит уголовной ответственности или отбыванию наказания в соответствии
с настоящим Кодексом.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРАДИЦИИ
В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие
и значение экстрадиции
Необходимо отметить, что в настоящее время нет законодательного определения
экстрадиции, но современная юридическая наука предлагает множество формулировок
данного термина.
Наиболее интересна точка зрения Н.А. Сафарова, который считает оптимальным
не связывать воедино понятия «выдача» и «передача».
По мнению Н.А. Сафарова, термин «передача» существует для обозначения
различных от выдачи (экстрадиции) правовых процедур, куда как раз входит
передача лиц для отбывания наказания, а также передача обвиняемых в
международный уголовный суд[1]. Его мнение разделяет и
О.В. Воронин, где под понятиями «экстрадиция» и «выдача» рассматривает два
совершенно разных процессуальных действия.
Ссылаясь на ст. 102 Римского статута Международного уголовного суда, О.В.
Воронин выделяет «экстрадицию» как доставку преступника одним государством
другому на основании международных договоров и соглашений, а под термином
«выдача» доставку лица государством Международному уголовному суду[2].
Если говорить о проблематике принадлежности института экстрадиции к
определенной отрасли права, следует отметить, что вопрос о природе и месте
экстрадиции в системе права является дискуссионным. В научной литературе
справедливо отмечается, что институт экстрадиции в целом носит комплексный
характер.
В.М. Волженкина считает, что деятельность института экстрадиции не должна
относиться к определенной отрасли права в связи с тем, что она взаимосвязана с
большим количеством правовых институтов, которые непосредственно затрагивают
суверенитет государств, права личности, политику, вопросы гражданства и т.д.[3]
О.В. Воронин предлагает рассматривать экстрадицию как самостоятельный
правовой институт, представляющий собой процесс взаимодействия государств по
вопросам выдачи, передачи преступников на основании действующих соглашений, а
также в соответствии с международным законодательством[4].
Изучив разные точки зрения, представляется наиболее верным считать
отношения, связанные с экстрадицией, межотраслевыми, но в большей степени
урегулированными нормами уголовно-процессуального права, так как нормативно
процедура закреплена именно в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Кроме того, экстрадиция в более широком смысле представляет собой
регулируемую нормами международного и национального права юридическую
процедуру, то есть обеспечение прав и законных интересов государства и
личности, осуществляемых за счет установленного законом порядка выдачи и
передачи лиц, предусматривающего ряд правил и норм.
Экстрадиция является важнейшим и одним из самых старых
международно-правовых институтов. Особую актуальность и значимость он
приобретает в межгосударственных отношениях в эпоху процветания современной
международной преступности в лице терроризма и иных запрещенных на национальном
и наднациональном уровне противоправных деяний[5].
Экстрадиция (выдача) понимается как передача обвиняемого или осужденного
лица государством, на территории которого оно находится, государству, в котором
оно считается совершившим преступление или в котором было осуждено[6]. Этимологически это
понятие произошло от латинского «extradere», что дословно
переводится как принудительное возвращение определенного лица суверену.
Рассматриваемый институт зародился ещё в древние века и с тех пор прошел
длинный эволюционный путь от рабовладельческой эпохи до современного этапа
развития международных отношений и международного права в целом[7].
В доктрине относительно возникновения института экстрадиции существует два
подхода, согласно которым в одном случае его связывают с параллельным развитием
всего международного права, а в другом — с буржуазными революциями конца XVIII
-начала XIX веков. Хотя в современном понимании институт начал формироваться
преимущественно с XVII века.
Изначально государства требования о выдаче распространяли только на своих
граждан, но в последствии они коснулись и иностранцев.
Договор, заключенный в 1296 году между египетским фараоном Рамсесом II и
хеттским царем Хеттушили III, свидетельствует о существовании института
экстрадиции преступников в рабовладельческую эпоху по договоренности между
определенными государствами. В нем, в частности, говорится, что если какой-либо
преступник покинет территорию Египта и отправится в страну Хеттов, то царь
хеттского государства должен будет вернуть его Рамсесу[8].
Между греческими полисами также имелись отдельные договоры о выдаче. Она
активно применялась к рабам, бежавшим из Греции и Римской империи. Одним из
древнейших договоров об экстрадиции можно считать заключенный в 1242 г. договор
между графом Брабанта Генри II и голландским князем Вильгельмом II. В этот же
исторический период было заключено множество подобных договоров. Например, в
начале XIV в., в 1303 году, между французским королем Филиппом Красивым и
английским королем Эдуардом III был так же заключен договор о выдаче, в котором
стороны обязались не давать у себя убежища обоюдным врагам и бунтовщикам[9].
Что касается России, одним из самых первых отечественных договоров в
области экстрадиции была «Договорная запись в Швеции от 19 октября 1649 года о
выдаче перебежчиков[10]».
Особенно активно регламентация указанного института происходила во второй
половине XIX в. Тогда были заключены договоры об экстрадиции с Пруссией в 1804
г., с Австрией в 1808 г., с Данией в 1866 г., с Нидерландами в 1867 г., с
Италией в 1871 г. и Англией в 1886 г.
История развития международно-правового института экстрадиции показывает,
что он развивался параллельно и в тесной взаимосвязи с развитием и историей
международного права в целом и охватывает все исторические типы классового
общества. Его дальнейшее развитие будет обеспечено расширением сотрудничества
стран на основе общепризнанных норм международного права.
Учитывая, что на сегодняшний день отсутствует международно-правовой акт
универсального характера, регламентирующий процедуру экстрадиции, нет и единого
легального определения данному термину. В доктрине международного права
существует множество разных пониманий и подходов к её определению.
Так, проф. А.Н. Вылегжанин считает, что «экстрадиция, основанная на нормах
международного права и национальном законодательстве — юридическая процедура,
состоящая в процессе доставки лица, совершившего преступление, под юрисдикцию
запрашивающего государства для целей привлечения его к уголовной
ответственности или исполнения наказания»[11].
На основе доктринальных определений, можно заключить, что наиболее удачным
будет следующее: экстрадиция является формальным процессом, посредством
которого индивид передается от государства, где он находится, запрашивающему
государству для того, чтобы предстать перед судом или, если он уже осужден,
отбыть наказание в соответствии с нормами национального и международного права[12].
Характерной особенностью института экстрадиции является то, что современное
международное право не принуждает государства к выдаче, если нет
соответствующих обязательств, вытекающих из договоров, участниками которых они
являются. Так, в соответствии с частью 2 статьи 13 Уголовного Кодекса
Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (далее УК РФ), «иностранные граждане и лица без гражданства,
совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на
территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для
привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии
с международным договором Российской Федерации»[13].
Основой для осуществления экстрадиции являются международные договоры об
экстрадиции, а также соответствующие положения международных многосторонних
договоров. Наряду с этим существуют нормы обычая, относящиеся к правилам выдачи.
Общепризнанным является принцип двойной криминализации (двойного вменения) — double criminality, в соответствии с которым выдача лица может иметь место только при
совершении деяния, уголовно наказуемого по законодательству обоих государств,
как запрашивающего, так и выдающего[14] [15].
[1] Сафаров Н.А.
Экстрадиция в уголовном международном праве: проблемы теории и практики. М.,
2005.
[2] Воронин О.В. О
понятии, содержании, типах, видах и сложившихся моделях экстрадиции //
Уголовная юстиция. 2018. № 11. 3
[3] Волженкина В.М.
Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002.
[4] Воронин О.В. О
понятии, содержании, типах, видах и сложившихся моделях экстрадиции //
Уголовная юстиция. 2018. № 11. 3.
[5] Бекяшев К.А.
Международное публичное право. — М. 2005. С. 620.
[6]Лукашук И.И.
Международное право. Особенная часть. — М. 2005. С. 234.