Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Экспрессивно-оценочная лексика в программе «Мужское&женское» с Гордоном на Первом канале

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 6
1.1. Экспрессивная лексика 6
1.2. Оценочная лексика 28
Выводы к главе 1 43
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ В РЕЧИ АЛЕКСАНДРА ГОРДОНА И ЮЛИИ БАРАНОВСКОЙ В ПРОГРАММЕ «МУЖСКОЕ&ЖЕНСКОЕ» НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ 45
2.1 Функционирование экспрессивной лексики 45
2.2 Функционирование оценочной лексики 62
Выводы к главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Приложение А 91
Тематические доминанты шоу «Мужское / Женское» 91
Приложение Б. 93
Иллюстративный материал 93

  

Введение:

 

Жанр ток-шоу стал одним из наиболее распространенных жанров телевизионной публицистики последних лет.
Социальная значимость ток-шоу чрезвычайно велика, поскольку именно ей доступно проведение и формирование определенных мировоззренческих ориентиров и воздействие таким образом на зрительское сознание. Ток-шоу имеет возможность донесения коммуникативных ценностей, перенесения моделей поведения, визуальных образов в повседневную жизнь, куда, собственно, и призвана вписаться его продукция. Просмотр ток-шоу способствует эмоциональной разрядке телезрителей, восполнению недостатка разнообразия в личной жизни, в некоторых случаях даже способствует разрешению проблем универсального характера, поскольку ток-шоу охватывают разную возрастную аудиторию.
Сюжеты ток-шоу зачастую содержат одну сюжетную линию, которая является достаточно простой и известной. Зритель, который сталкивается с разными трудностями, при просмотре ток-шоу может осознать неуникальность собственной жизненной ситуации, наличие людей, занятых близкими вопросами, готовыми поделиться с ним собственным опытом по их разрешению. Структура ток-шоу предполагает предложение какого-то, хоть и промежуточного, решения поставленной проблемы. Ток-шоу способствует моделированию ситуации, общему переживанию их при поддержке виртуального коллектива, проговариванию допустимых поведенческих линий, восполнению нехватки авторитетных советов и суждений
Важность решения вопросов, связанных с жанровыми и тематическими изменениями телевизионного пространства, в частности, с изучением такой интересной жанровой модификации, как ток-шоу, определяет особую актуальность исследования. Также важным является то, что форма ток-шоу на современном российском телевидении является актуальной практикой, и оперативное обобщение данного опыта является полезным в контексте общей аналитики указанного направления телевизионной журналистики.
Формат ток-шоу способствует реализации различных коммуникативно-поведенческих моделей. Их воплощают в своей речи как участники шоу, так и его ведущие. В исполнении последних данный фактор играет даже, на наш взгляд, более важную роль, поскольку именно от того, в какое русло направят сюжет программы ведущие, зависит, какая аудитория станет ее зрителями.
Важным элементом современного медиадискурса является эмоционально-оценочная лексика. Прошли времена, когда телеведущий должен был без лишних эмоций озвучивать собственный текст. В настоящее время от него требуется высказывание собственного мнения и помощь в определении и разрешении тех или иных морально-нравственных коллизий. Совокупность данных тенденций обусловила актуальность представленного исследования.
Целью исследования является изучение закономерностей использования экспрессивно-оценочной лексики в формировании речевого портрета ведущих ток-шоу «Мужское/Женское» на Первом канале – Юлии Барановской и Александра Гордона..
Реализация указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Исследовать значение экспрессивной лексики в языковом функционировании;
2. Проанализировать закономерности использования оценочной лексики в современном русском языке;
3. Изучить идейно-тематические доминанты использования экспрессивной лексики ведущими ток-шоу «Мужское/Женское»;
4. Определить психологические особенности использования оценочной лексики в дискурсе ток-шоу «Мужское/Женское»;
Объект исследования – ток-шоу «Мужское/Женское» Первого канала.
Предмет исследования – особенности функционирования экспрессивно-оценочной лексики в речи ведущих ток-шоу «Мужское/Женское» Юлии Барановской и Александра Гордона.
Методологию исследования составили сравнительно-исторический, описательный, структурный методы, а также метод наблюдения.
Материал исследования составили 20 выпусков ток-шоу «Мужское/Женское» на Первом канале за 2018 год.
Практическое значение результатов исследования состоит в расширении представлений относительно структуры и функционирования особого сегмента телевидения, которым является ток-шоу на российском медиарынке. Полученные в ходе работы над заявленной проблематикой сведения могут также быть полезными преподавателям журналистики в высших учебных заведениях при разработке учебных курсов, посвященных проблеме исследования.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования экспрессивно-оценочной лексики. Вторая глава посвящена идейно-тематическим особенностям применения экспрессивно-оценочной лексики в формировании речевого портрета ведущих ток-шоу «Мужское/Женское» на Первом канале – Юлии Барановской и Александра Гордона. Заключение подводит итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экспрессивность интересует исследователей по той причине, что в центре их внимания чаще всего оказывается языковая личность. Они стремятся описать язык как средство, которое оказывает определенный комплекс влияний в отношении языковой личности, определяет то, как она себя ведет и какова ее внутренняя деятельность духовного характера. Следовательно, в первую очередь экспрессивность облекает своим воздействием те сферы личности реципиента, которые так или иначе связаны с его интеллектуальным, эмоциональным, волевым центрами. Благодаря ей у реципиента появляется возможность выражения всевозможных отношений, которые осуществляют связь между обозначениями действительности, эмоциональностью ее восприятия, а также стремлением к передаче упомянутого восприятия для реципиента, оказывая на него влияние в той или иной мере и с тем или иным назначением. Под воздействием экспрессивности происходит изменение эмоционального состояния носителей языка, определенным образом изменяется его целенаправленная деятельность.
Современные концепции речевой экспрессивности основываются на идеях Ш. Балли. Этот исследователь осуществил перенесение экспрессивности в сферу стилистического изучения. Данное пересечение нельзя назвать случайным и неоправданным, поскольку стилисты всегда интересовались закономерностями выбора средств, с помощью которых появлялась возможность удовлетворения определенных социально-ролевых или эмоционально-окрашенных потребностей носителей языка как речевых субъектов.
Экспрессивность принято определять в качестве совокупности, которую составляют семантико-стилистические признаки языковой единицы, обеспечивающие ее способность к выступлению в структуре коммуникативного акта в качестве средства, субъективно выражающего то, как говорящий относится к тому, о чем говорится, и с кем он об этом говорит.
В связи с тем, что коммуникативно-прагматический подход развивался и укреплял свою значимость, произошло смещение и сосредоточение интереса лингвистов на тех аспектах речевой деятельности, которые связаны с ее процессуальностью. Так, всестороннему лингвистическому описанию подвергается связная речь, которую составляю отдельные реплики. Также она получает название стиль. В характеристике дискурса отмечается доминирование интеракционного, диалогического аспекта, определяющегося двумя измерениями: личностным и социальным.
Каждое из высказываний, имеющих оценочный характер и формирующих диалогический дискурс, в том числе и носящий негативную окраску, связано с тем, что при этом необходимо отобрать семантические единицы. В данных высказываниях интерпретируются не только личные взгляды и то, как субъект (автор) относится к объекту, который он оценивает, но и оценочные представления, которые, функционируя в социуме, приобрели признаки стереотипности.
Важнейшим элементом ток-шоу является общение ведущего и гостей программы.
Социальная значимость ток-шоу чрезвычайно велика, поскольку именно ей доступно проведение и формирование определенных мировоззренческих ориентиров и воздействие таким образом на зрительское сознание. Ток-шоу имеет возможность донесения коммуникативных ценностей, перенесения моделей поведения, визуальных образов в повседневную жизнь, куда, собственно, и призвана вписаться его продукция. Просмотр ток-шоу способствует эмоциональной разрядке телезрителей, восполнению недостатка разнообразия в личной жизни, в некоторых случаях даже способствует разрешению проблем универсального характера, поскольку ток-шоу охватывают разную возрастную аудиторию.
Сюжеты ток-шоу зачастую содержат одну сюжетную линию, которая является достаточно простой и известной. Зритель, который сталкивается с разными трудностями, при просмотре ток-шоу может осознать неуникальность собственной жизненной ситуации, наличие людей, занятых близкими вопросами, готовыми поделиться с ним собственным опытом по их разрешению. Структура ток-шоу предполагает предложение какого-то, хоть и промежуточного, решения поставленной проблемы. Ток-шоу способствует моделированию ситуации, общему переживанию их при поддержке виртуального коллектива, проговариванию допустимых поведенческих линий, восполнению нехватки авторитетных советов и суждений.
Непосредственной формой ток-шоу является диспут, связанный с обсуждением определенного вопроса, участниками которого являются как специалисты в нем, так и случайные зрители. В жанре ток-шоу происходит раскрытие таких близких и понятных телезрителю тем, как любовь и ненависть, власть и деньги, победы и поражения, жизнь и смерть.
Объектом анализа в нашем исследовании стало содержание программы «Мужское/Женское», которая выходит на Первом канале по будням в вечернем эфире. Предмет исследования составили особенности функционирования экспрессивно-оценочной лексики в речи ведущих данной телепрограммы – Александра Гордона и Юлии Барановской.
Авторы программы «Мужское/Женское» позиционируют собственный проект как предназначенный для того, чтобы с его помощью мужчины и женщины могли разобраться в своих отношениях и найти решение наиболее проблемных моментов. В студии происходит анализ и обсуждение самых острых и животрепещущих историй, носителями и участниками которых являются гости студии. Фактически, данная телепрограмма стала достойным заменителем шоу «Пусть говорят», которое прекратило свое функционирование в эфире Первого канала в связи с переходом ведущего Андрея Малахова на телеканал «Россия».
Тематика проблем, поднимаемых в ток-шоу, достаточно широка. В ней могут быть выделены такие категории: темы, связанные с отношениями мужчины и женщины, положительными и неблагополучными семьями, детьми и подростками, отношениями родственников, любовью и встречей (к примеру, после долгой разлуки), скандалами и обманом, конфликтами, здоровьем, отношениями в социуме, государственными органами (истории о конфликтах и проблемных ситуациях, возникших вследствие взаимодействия героев программы и сотрудников государственных администраций, поликлиник, органов опеки, МЧС, политических деятелей и так далее).
Проанализировав модели речевого поведения ведущих программы «Мужское/Женское» Юлии Барановской и Александра Гордона, можно сделать следующие выводы. В их тандеме объединяются две противоположные тенденции – подчеркнутое хладнокровие и некоторая безэмоциональность Александра Гордона и сверхэмоциональность и склонность к эмпатии Юлии Барановской.
Указанные коммуникативные стратегии помогают ведущим в распределении ролей в ходе самой программы. Так, Александр Гордон чаще всего высказывает подкрепленные фактами суждения, аргументирует свою позицию и предлагает конкретные пути решения сложившейся проблемной ситуации. Юлия Барановская, реализуя противоположную коммуникативную стратегию, выполняет в программе роль «доброго полицейского», стремящегося войти в положение каждого из героев и поговорить с ними по душам.
Александр Гордон не боится выносить оценочные суждения, иногда граничащие с моральным приговором по своему смысловому наполнению. Юлия Барановская стремится к нахождению компромиссов и пытается понять каждого, кто приходит в студию.
На протяжении общения с гостями ток-шоу его ведущий может примерять на себя разные коммуникативные роли. Выбор последней свидетельствует, во-первых, о степени включения ведущего в разговор, во-вторых, о манере ведения программы (к примеру, в серьезном или юмористическом ключе).
В целом, позиции ведущих программы «Мужское/Женское» определенным образом реализуются устоявшиеся стереотипы о мужских и женских коммуникативных ролях. Если Александр Гордон в данном шоу выступает типичным носителем мужского ролевого поведения с присущей ему склонностью к предельной рациональности в оценке действительности, то Юлия Барановская, напротив, реализует условно женскую модель коммуникативного поведения – она более многословна, эмоциональна, и эмпатична, чем ее партнер по эфиру.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Экспрессивная лексика
Интерес к проблеме экспрессивности объясняется вниманием к языковой личности, а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовную деятельность. Как следствие, основной функцией экспрессивности является усиление воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента. Она обладает способностью выражать всевозможные отношения, связывающие обозначения действительности с эмоциональным в своей основе восприятием действительности и стремлением передать это восприятие реципиенту, влияя на его деятельность с той или иной целью. Экспрессивность меняет эмоциональное состояние носителя языка, влияя, таким образом, на его целенаправленную деятельность.
Основоположником современных концепций экспрессивности речи является Ш. Балли. В основе его исследования экспрессивность находится в сфере проблематики стилистики. И это — не случайно, поскольку в центре внимания стилистики всегда были закономерности выбора средств, способных удовлетворить определенные социально-ролевые или эмоционально-окрашенные потребности говорящего как субъекта речи .
Под понятием экспрессивности понимают совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи .
Многие ученые отождествляют понятие экспрессивности с выраженностью (в переводе с латинского expressio — выражение, ехpresso — четко произношу, изображаю). Ряд работ определяет экспрессивность как одно из средств усиления выразительности, усиления выразительности, изобразительности, увеличение влиятельной силы выраженного, как интенсификацию выразительности, придание ему особой психологически мотивированной возвышенности, «особую и нарочитую выразительность», как «построение речи, наилучшим образом реализующее цели и задачи общения и достигающее эффективности этого общения , как выразительно-изобразительные качества речи.
Кроме того, экспрессивность рассматривается в противопоставлении экспрессивного — нейтрального, не-нейтральности, деавтоматизации, которые предоставляют речи особую выразительность и необычность, что носит относительно размытый характер, где существует возможность сопоставления, усиления определенных признаков на основе противопоставления экспрессивно нейтральных и эмоционально выразительных языковых средств .
Экспрессивность рассматривают через призму понятия коннотации, отождествляя их, подчеркивая, что экспрессивность единицы порождается ее коннотацией. При этом экспрессивность тождественна коннотации, хотя коннотация обычно шире .
Стоит заметить, что пользуясь языком, мы не только передаем информацию, фиксируем и организуем факты, явления действительности, но и выражаем многочисленные эмоциональные состояния и отношения к миру, в свою очередь, происходит эмоциональное усиление определенного высказывания именно с экспрессивной целью. Поэтому, бесспорным является тот факт, что категория экспрессивности является прагматичной категорией, поскольку она нацелена эмоционально воздействовать на участника коммуникации, имеет сообщаемую значимость , влияет на адресата речи, выступает средством выражения субъективной модальности, эмоциональной реакции на ситуацию актуализации высказывания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы