Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Экономическое обоснование стратегического плана развития предприятия (на примере компании АО «Тандер» сеть магазинов «Магнит»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы управления стратегическим развитием предприятия 7
1.1. Понятие стратегии и ее виды 7
1.2. Стратегическое планирование и выбор стратегии 11
1.3. Методы стратегического анализа 16
Глава 2. Анализ стратегии АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности 31
2.3. Анализ стратегии предприятия 38
Глава 3. Рекомендации по стратегическому развитию АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») 49
3.1. Пути стратегического развития предприятия 49
3.2. Оценка эффективности рекомендаций 51
Заключение 55
Список литературы 60
Приложения 64
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития инновационных подходов к хозяйствованию начи-нать новый бизнес или расширять действующее предприятие возможно только после определения потребностей рынка, которые постоянно ме-няются. Динамику рыночных тенденций необходимо учитывать при разработке новой продукции, организации и финансирования ее произ-водства. То есть, перед началом каждого этапа совершенствования про-изводства, расширения видов деятельности или обновления ассортимен-та необходимо решить вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачи-вать усилия на реализацию конкретного проекта? Инструментом реше-ния этой проблемы служит бизнес-план, разработка которого позволяет согласовать инновационные возможности предприятия с потребностями рынка на определенный период времени.
В условиях рыночных отношений любую инновационную идею, направленную на внедрение и коммерциализацию новаций, принято начинать с составления бизнес-плана. Результаты исследований роли и места бизнес-планирования в системе планирования деятельности пред-приятия изложены во многих научных трудах известных ученых эконо-мистов.
В настоящее время в связи с развитием рыночных отношений воз-никла необходимость изменения имеющихся и сложившихся стереоти-пов управления. От руководителей все больше требуется обосновывать и принимать стратегические решения, а также умение видеть перспекти-вы развития организации. В связи, с чем на первое место выдвигается проблема обеспечения конкурентных отношений между предприятиями, управления данными отношениями и создание условий для проведения активных действий с применением современных научных и методологи-ческих подходов к повышению конкурентоспособности.
Признанная во всем мире технология стратегического менеджмен-та предназначена для управления организациями в условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды.
Вопросам стратегического анализа уделено внимание в работах известных российских и зарубежных ученых, как: В.Э. Керимов, А.Н. Петров, Н.С. Пласкова, А.Дж. Скринкленд, А.А. Томпсон-мл., А.Н. Хо-рин и др.
Целью исследования является разработка рекомендаций по фор-мированию стратегии развития предприятия и ее экономическое обосно-вание.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы управления стратегическим разви-тием предприятия;
• проанализировать деятельность исследуемого предприятия;
• выявить проблемы деятельности предприятия и перспективы его развития;
• разработать стратегию развития предприятия;
• оценить эффективность рекомендаций.
Объектом исследования является АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»).
Предметом исследования является формирование и реализация стратегии развития предприятия.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями по стратегическому управлению предприятием.
Методологическая база исследования представлена методами де-дукции и индукции, экономического анализа, стратегического анализа.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, за-ключением, списком используемой литературы и приложениями.
Заключение:
Современная ситуация, сложившаяся на экономическом рынке, ак-тивно способствует развитию бизнеса, как малого и среднего, так и крупного. Любой проект начинает свое существование с идеи и ее после-дующей реализации, в перспективе стартап или крупная развивающаяся организация приносят прибыль и выходят на все новые рынки. Однако, помимо определения будущей доходности и потенциальной эффективно-сти необходимо предусмотреть все риски, связанные с открытием соб-ственного дела.
Наиболее практичный способ минимизации главных рисков, пред-принимательского и финансового, по мнению авторов, представляет со-бой бизнес планирование. Данный инструмент эффективно применяется независимо от масштабов деятельности и сферы реализации, при этом грамотный бизнес план учитывает все возможные проектные решения как для существующих организаций, так и для вновь создаваемых, что делает разработку бизнес плана и бизнес планирование в общем одним из наиболее востребованных и важных этапов в жизненном цикле дея-тельности каждого проекта и бизнеса.
Открытие собственного дела предполагает наличие бизнес идеи и плана по ее реализации, то есть бизнес плана. Бизнес план решает сразу несколько ключевых вопросов, связанных с управлением и организаци-ей деятельности компании, поэтому должен включать в себя следующие элементы:
1. Основные положения и видение компании;
2. Бизнес концепция, характеристика товаров и услуг;
3. Целевая аудитория, исследование рынка;
4. Бизнес стратегия, стратегические цели, конкурентное преимуще-ство;
5. Прогноз объема продаж, ценовая политика, маркетинг;
6. Менеджмент и организация персонала;
7. Оценка шансов и рисков;
8. Финансовое планирование.
Под стратегией можно понимать программу действий, определе-ние основной цели, установление приоритетности проблем, планирова-ние технологий и ресурсов, определение последовательности достиже-ния обозначенной цели. При разработке стратегии необходимо обеспе-чить ее вариативность, то есть рассмотрение и использование различных подходов к мероприятиям по достижению поставленной цели, а также необходимо добиться верной оценки наличия финансовых ресурсов, по-нимания их возможных источников, обозначить риски.
Стратегический менеджмент — управление, где приоритет отдается стратегии над тактикой, в котором определяющее влияние на все харак-теристики и функции управления оказывает стратегия. Центральным звеном это механизма является на наш взгляд поддержание и организа-ция жизнеспособности бизнеса при соответствующем инструментарии для проведения стратегического анализа.
Анализируя роль и место стратегического анализа в деятельности организации учеными и специалистами отмечается, что данная система может помочь руководству организаций: во-первых — предвидеть тен-денции развития бизнеса; во-вторых — отслеживать и понимать влияние факторов внешней деловой среды; в-третьих – осуществить стратегиче-ский выбор, сформировать и реализовывать стратегию необходимую для дальнейшего развития.
Стратегический анализ является основой для постановки и форми-рования стратегических целей и задач организации. Проводимый стра-тегический анализ должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента.
Фрагмент текста работы:
При разработке стратегии развития предприятия в целом необхо-димо использовать в качестве основополагающего системный подход. Для этого необходимо глубокое изучение понятий, определение кон-кретных составляющих системы и их роли в реализации стратегии на предприятии.
Толковый словарь русского языка определяет стратегию как ис-кусство планирования руководства, которое основано на верных и дале-ко идущих прогнозах [21, с. 572].
Существуют различные высказывания о том, что, стратегия орга-низации представляет собой систему направлений, форм, средств, пра-вил, приемов использования ресурсов предприятия с целью повышения эффективности производства и сохранения конкурентного преимуще-ства.
Вместе с тем, становится понятным, что экономическая стратегия, которая основывается на использовании конкретных экономически обоснованных способов и средств, способствует появлению возможно-сти выработать нормы и правила, что предусматривают оптимальные варианты достижения стратегических целей.
Однако другие специалисты в области экономики под экономиче-ской стратегией понимают всевозможные направления развития, кото-рые затрагивают сферы, виды и формы деятельности организации, си-стемы экономических взаимоотношений, то есть всего того, что может привести субъекты экономики к заявленным целям [25, с. 62].
Так, В.А. Горемыкина пишет о том, что содержание экономиче-ской стратегии на уровне каждого предприятия содержится в ответе на некоторые актуальные вопросы, а именно: в каком производственном, финансовом и экономическом состоянии находится предприятие на те-кущий момент; что в перспективе необходимо, возможно и желательно; какие можно выделить сильные и слабые стороны предприятия; каковы риски, что существуют на предприятии; каков алгоритм реализации принятой стратегии [7, с. 119].
А.П. Градов считает, что стратегия — это набор правил и приемов, которые позволяют достичь заявленных целей. Таким образом, автор определяет стратегию как существующее обязательство действовать только определенным образом, таким, а не каким – либо другим [8, с. 20-27].
Н.Н. Тренев выделяет конкретные подходы к созданию стратегии: предпринимательский, адаптивный и плановый. Ученый утверждает, что такие подходы по — разному влияют на подготовку решений и воплоще-нию их в практику [26, с. 16-20].
Конечно, при разработке стратегии может применяться каждый из названных подходов, причем подходы могут быть использованы в раз-ных сочетаниях и комбинациях, с учетом современного состояния объ-екта, наличия ресурсов, наличия финансов и других факторов. Вместе с тем, каждый из обозначенных подходов должен определяться стадиями жизненного цикла и предприятия, продукта, сектора и рынка.
На стадии внедрения целесообразно использовать предпринима-тельский подход, так как динамичность среды и ее неопределенность требуют активного поиска и использования дополнительных возможно-стей. При этом на стадии зрелости оптимальным решением будет ис-пользование адаптивного подхода, что позволяет должным образом ре-агировать на ситуацию.
На стадии устойчивого роста всегда возможен плановый подход, который позволит достичь желаемого результата. Показателем успешно реализованной стратегии является устойчивое развитие предприятия, что осуществляется в рамках реализации стратегии предприятия и направлено на безусловное обеспечение его экономической, социальной и экологической безопасности.
Безусловно, как и всякий процесс, процесс устойчивого развития имеет свою длительность во времени, а также характеризуется количе-ственными и качественными показателями. Поэтому становится понятно, что важно не только верно определить стратегию, но и разработать не-обходимые действенные инструменты, чтобы добиться устойчивого раз-вития предприятия.