Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Эффективность программы формирования игровых умений у детей в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 8
1.1. Современное состояние игровой деятельности дошкольников: дидактический и развивающий потенциал игры 8
1.2. Характеристика понятий «игра» и «игровые умения» в психолого-педагогической литературе 14
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития игровых умений у детей дошкольного возраста 21
1.4. Роль педагогического руководства в формировании игровых умений детей дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ: 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Организация процедуры исследования: цель, задачи, методы 35
2.2. Проект программы формирования игровых умений дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры 50
2.3. Оценка эффективности программы. Анализ и интерпретация результатов исследования 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

 

  

Введение:

 

Дошкольное детство является важнейшим возрастным этапом, предопределяющим психологическое развитие дошкольников. Освоение игровой деятельности становится первоначальной основой для раскрытия индивидуального творческого потенциала растущей личности, реализуемой посредством игры как самоценности. Игра является важнейшим возрастным новообразованием, призванным развивать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, а также способствовать эмоционально-волевой регуляции поведения дошкольника. Игра является важным средством стимулирования инициативности и познавательной активности дошкольника. В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические — познавательную деятельность, расширение кругозора, воспитывающие — воспитание самостоятельности, инициативности, воли, коммуникативности, сотрудничества; развивающие — развитие процессов познания и мотивации к учебной деятельности.
Руководство играми дошкольников в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации ребенка. Самоценность сюжетно-ролевых игр диктует необходимость применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Большой вклад в изучение проблемы игры внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Игра как ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер), исследуется мировым сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, игра является ведущим типом деятельности дошкольников.
Интенсификация современных компьютерных игр предопределяет тенденцию полного исчезновения совместной игровой деятельности дошкольников. Современный ребенок ориентирован на телевидение, компьютер, возникли новые роли, и игры детей отражают ориентацию на новые ценности, новые социальные роли взрослых.
Актуальность проблематики обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу.
Согласно ФГОС ДОО в образовательный стандарт включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения. В рамках ФГОС ДОО, в качестве целевых ориентиров при воспитании коммуникативных умений дошкольников рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; способность ребенка к фантазии и творчеству в игре и владение разными видами игры; способность ребенка к эмоционально-волевой регуляции.
Анализ литературных источников по проблеме исследования дает представление о существующей фрагментарности и недостаточной разработанности методик по выявлению и развитию игровых умений дошкольников. Основная методологическая идея работы заключается в разработке программы развития игровых умений старших дошкольников, особенность которой заключается в адаптации существующих игр к современным дошкольникам. Содержание программы, включающей сюжетно-ролевые игры, соответствует особенностям субкультуры современных детей и современной предметно-игровой среде.
Цель: выявить эффективность программы формирования игровых умений в дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: игровые умения дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования игровых умений дошкольников.
Для реализации поставленной в исследовании цели были определены основные задачи:
1. Проанализировать современное состояние игровой деятельности дошкольников. Выявить виды, дидактический и развивающий потенциал игр в период дошкольного детства.
2. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровые умения».
3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как средство формирования и развития игровых умений у детей дошкольного возраста.
4. Выявить значение педагогического руководства в формировании игровых умений детей дошкольного возраста.
5. В ходе организации эмпирического исследования реализовать программу развития игровых старших младших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры и дать анализ ее эффективности.
Гипотеза исследования: развитию игровых умений современных старших дошкольников будет способствовать специально разработанная программа занятий, проводимая в условиях дошкольного образовательного учреждения при соблюдении следующих условий:
– создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевых игр;
– планомерное осуществление педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Изучением сюжетно-ролевой игры занимались такие ученые, как Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. Основы творчества в сюжетно-ролевой игре освещались Е.А. Аркиным, Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддъяковым, А.А. Рояк и др. Специфика развития воображения в условиях игрового взаимодействия при творческих проявлениях описана в работах таких ученых, как О.М. Гостюхина, Е. В. Зворыгина, Р.И. Жуковская, А.А. Рояк, А.П. Усова. Реализацию замысла игрового образа и ролевого поведения рассматривали Л.П. Бочкарева, Н.Н. Короткова, Е.Н. Литвинова, А.А. Люблинская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Славина. Исследованием сформированности игровых навыков в игре занимались Р.Р. Калинина, Д.Б. Эльконин, и др.
Методологическая основа исследования.
— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
— исследования проблемы совместной деятельности детей со сверстниками (Е.О. Смирновой, В.В. Рубцова, Е.Е. Кравцовой, Я.Л. Коломинским, Т.А. Репиной, Р.А. Иванова, О.В. Солнцева и др.);
— психологические концепции развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л.Новоселова и др.).
В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические: критический анализ; синтез, обобщение; экспериментальные: тестирование; методы качественного и количественного анализа: интерпретация результатов. В работе применены следующие методики: методика Р.Р. Калининой (оценка игровых умений); использование ситуаций: конфликтных, проблемных и напряженных (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко); наблюдение за сформированностью игровых навыков в сюжетно-ролевой игре (Д.Б. Эльконин), педагогическая диагностика сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста (О.В. Солнцева).
Опытно-экспериментальная база исследования_________________
Практическая значимость состоит в разработке программы развития игровых умений в игре у старших дошкольников. Методические материалы по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в построении воспитательно-образовательного процесса.
Этапы исследования.
I этап: подготовительный. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, диагностический инструментарий. Изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, организация и проведение эмпирической части исследования. Рассмотрена методика проведения работы по использованию сюжетно-ролевой игры как средства развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: заключительный (описательно-итоговый). С целью оценки эффективности и результативности работы проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы; иллюстрирована рисунками, таблицами, имеются приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При изучении современного состояния игровой деятельности дошкольников, а также теории и практики игры были проанализированы классические концепции детского развития — З. Фрейд, А. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Берна, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.Я. Басова, Д.Н. Узнадзе и др. Зарубежными исследователями игра описывается как «процесс обучения», «источник возможностей», «творчество», «развлечение» и т.д. В итоге игра рассматривалась как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходит воссоздание детьми разных видов деятельности.
Игровые умения представляют собой совокупность освоенных способов — предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия, ролевую речь. Развитию игровых умений способствует индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональное воспроизведение опыта, внешне регламентированные атрибутивные коммуникативные требования к ролевому поведению. Показателями развития игровых умений являются: наличие и разнообразие игрового замысла, самостоятельность детей, наличие в игре предметов-заместителей и воображаемых предметов, наличие ролевой речи и т.д.
Игра содействует развитию познавательной и творческой активности, содействует нравственному развитию, вырабатывает у ребенка навыки эмоциональной саморегуляции, формирует речевые навыки. В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические — познавательную деятельность, расширение кругозора, воспитывающие — воспитание самостоятельности, инициативности, воли, коммуникативности, сотрудничества; развивающие — развитие процессов познания и мотивации к учебной деятельности. Показателем свободного владения детьми игровыми способами деятельности является способность детей вводить в игровую деятельность новые ситуации и персонажей.
На констатирующем этапе эмпирического исследования путем систематизации методик были определены основные критерии оценки игровых умений детей в сюжетно-ролевой игре — способность отражать в игре разнообразное содержание; наличие и особенности ролевого поведения; способность к использованию действий игрового замещения; способность к построению игрового сюжета; способность создавать обстановку для игры; способность к игровой коммуникации; компоненты игры (содержание игры, распределение ролей, ролевое поведение, ролевая речь, игровые действия, выполнение правил, использование атрибутики); наблюдение (содержание и замысел игры; сюжет; планирование игры; взятие и выполнение роли; игровые действия и правила; ролевой диалог; создание предметной среды; характер взаимодействия; роль взрослого в руководстве).
Большинство детей инициативны в предложении тематики игр, отмечается доминирующая позиция и благополучие в общении, дети легко выбирают партнеров для игры; игры детей отличаются разнообразием, замысел игры возникает по инициативе ребенка и обсуждается с игровыми партнерами; сюжеты и роли также обсуждаются и согласуются с другими детьми; взаимодействие со сверстниками в играх конструктивное.
Однако не все дети проявляют инициативность и в распределении ролей, и в выборе игрового материала, и в наличии ролевых обращений. У некоторых детей отмечается отсутствие инициативы в игровом взаимодействии — они предпочитают оставаться на второстепенных ролях в игре и общении. Некоторые дети испытывают трудности в общении, обусловленные неумением учитывать позицию партнера по общению. Несформированность игровых навыков у дошкольников создало предпосылки для реализации программы развития игровых умений дошкольников с учетом соответствующих педагогических условий и организации предметно-игровой среды.
На формирующем этапе происходила реализация модели по применению программы развития игровых умений дошкольников в процессе игры. Определены цели, задачи, педагогические условия, структура занятий, методы, формы, организационные условия, подходы. Организационные условия предполагали наличие предметов оперирования, игрового материала. Для формирования сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста реализована совокупность педагогических условий, целей и задач педагогического сопровождения.
В ходе опытно-экспериментального исследования получены результаты, свидетельствующие об эффективности применяемой технологии.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике. Выявлены опережающие моменты развития у детей по всем компонентам. К концу исследования стали демонстрировать более развитые игровые умения, что выражалось большей инициативностью и в разворачивании игрового сюжета, и в распределении ролей, и в выборе игрового материала, в наличии ролевых обращений, организации игрового пространства, инициативностью в выборе и самостоятельном разворачивании сюжета, в совместной игровой деятельности со сверстниками, в самостоятельном выборе партнеров по игре.
Для реализации адекватной стратегии взаимодействия родителей с детьми необходимо учитывать индивидуально-возрастные особенности детей, специфику игры, отсутствие оценок; согласование игровых действий с игровыми партнерами. Родители должны объяснять ребенку смысл игровых действий, учить способам игровых действий, развивать игровые умения; учить ролевому парному взаимодействию, ролевым диалогам и т.д.
Сюжетно-ролевая игра явилась эффективным средством развития игровых навыков у детей – в совместных сюжетных играх дошкольники обучаются правилам совместного взаимодействия, учатся понимать партнера по игре, согласовывать собственные действия с желаниями сверстников. Развитию навыков сотрудничества в игре способствует проявление детьми доброжелательного отношения друг к другу, чуткости, отзывчивости, взаимопомощи, умений выражать просьбу в условиях игрового взаимодействия. В совместных играх дошкольники обучаются сообща управлять своим поведением, учатся подстраиваться под других в условиях совместной деятельности. Коллективный характер игр способствует созданию условий для развития чувства партнерства и навыков позитивного взаимодействия у дошкольников.
Однако при развитии игровых умений дошкольников воспитателям следует учитывать особенности современной детской субкультуры, компьютеризацию, появление новых ролей, персонажей, интересных детям. Следует учитывать тот факт, что, несмотря на то, что современные родители хоть и выражают согласие с важностью игры для детей, реально в данном процессе не принимают участия и не знают, каким образом необходимо развивать игровые навыки у детей. Соответственно, необходимо проводить дальнейшую работу, направленную как на организацию игрового взаимодействия детей, так и на повышение педагогической культуры родителей в области развития игровых умений современных дошкольников.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1. Современное состояние игровой деятельности дошкольников: дидактический и развивающий потенциал игры

В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические – познавательную деятельность, расширение кругозора, воспитывающие – воспитание самостоятельности, инициативности, воли, коммуникативности, сотрудничества; развивающие – развитие процессов познания и мотивации к учебной деятельности. Игровая деятельность реализует такие функции, как развлекательную, коммуникативную, функцию самореализации, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, коммуникативную и социализирующую [61]. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Подвижные игры способствуют физическому воспитанию дошкольников, музыкальные — эстетическому, а дидактические и сюжетные игры ориентированы на развитие познавательных способностей и воображения.
Помимо развития процессов познания, в игре происходит совершенствование умственной деятельности. Роль игры в активизации познавательной деятельности заключается в том, что у детей постепенно вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается стремление к познанию и овладению знаниями. Игра увлекает детей, поэтому дети не замечают, что учатся, и легко запоминают все новое, способны ориентироваться в необычных условиях. Поэтому игра является эффективным средством развития познавательной активности [59].
В игре ребенок обучается взаимодействию с предметами-заместителями, при этом присваивая им соответствующие игровому действию названия. По мере сокращения игровых действий с предметами и переходу к взаимодействию с ними в умственном плане, у ребенка развивается мыслительная деятельность в плане представлений, что также способствует развитию воображения. Игры создают возможности для решения разнообразных задач вне непосредственного общения со взрослыми и сверстниками [13, с. 34].
В процессе дошкольного обучения используется множество игр, приемов, игровых ситуаций, способствующих развитию настойчивости, самостоятельности, самоутверждения детей. Игры создают возможности для решения разнообразных задач вне непосредственного общения со взрослыми и сверстниками [13]. Игровая деятельность развивает у дошкольников потребность в приобретении новых знаний, способностях самостоятельно устанавливать сущность понятий, самостоятельно осваивать способы познавательной деятельности. Игра служит и средством развития инициативности дошкольников. Инициатива, проявляемая ребенком во время игр, способствует развитию познавательной активности и творчества [15]. По мнению Л.С. Выготского, игра является сферой, определяющей «зону ближайшего развития» ребенка [8, с. 116]. Игра обладает огромным развивающим потенциалом, способствует психическому развитию детей, характеризуется образовательными и воспитательными целями, является средством стимулирования к последующей учебной деятельности.
В игре дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются правила поведения, формируется характер. В процессе игры развиваются и совершенствуются духовные и физические силы ребенка в процессе усвоения общественного опыта. Игра способствует значительным преобразованиям, происходящим в психике ребенка, при переходе его на более высокую стадию развития, то предопределяют воспитательные возможности игры. В процессе вовлечения в игровую деятельность ребенок усваивает морально-этические нормы и правила.
Общение ребенка со сверстниками реализуется в процессе совместной игры. Совместная деятельность детей предопределяет учет одним ребенком желаний другого ребенка, заставляет подстраиваться, подбирать стратегии поведения, отстаивать собственную точку зрения, вырабатывать планы действий. Соответственно игра оказывает огромное влияние на развитие общения и дружеских отношений детей в этот период. Совместная игра способствует формированию у детей языка общения, взаимопонимания, взаимопомощи. Благодаря игре ребенок постигает причины поступков людей, осознает свое место в системе взаимоотношений.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. В сюжетно-ролевых играх в процессе подчинения ребенка правилам игры совершенствуется механизм управления собственным поведением. Развитие произвольности обеспечивается благодаря наличию у ребенка образа поведения и контроля. Условия игры диктуют необходимость концентрации на предметах, задействованных в игровой ситуации, на содержании игровых действий и сюжета, что формирует произвольность и самоконтроль.
Игра оказывает огромное воздействие и на формирование речевой деятельности ребенка, поскольку включение в игру уже само по себе требует от детей соответствующего уровня речевого развития. Развитие связной речи происходит в ходе общения со сверстниками. Инициатива, проявляемая ребенком во время самостоятельных игр, способствует развитию познавательной активности и творчества. Дидактические игры на воспитание звуковой культуры речи включают игры на развитие слухового восприятия, звукопроизношения, темпа и интонационной выразительности речи. Игры и упражнения способствуют развитию четкой артикуляции, например, для развития артикуляционного аппарата часто подходят дидактические игры, в которых используются звукоподражательные слова и голоса животных.
В игре развивается и мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Поведение ребенка контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, согласуемым с ролью.
Игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в этот период. Несмотря на присущий детям старшего дошкольного возраста эгоцентризм, они умеют договариваться друг с другом о сюжете и правилах игры, предварительно распределять роли. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Содержание сюжета игры позволяет ребенку на основе нравственного сюжета оптимизировать взаимоотношения не только в ходе игры, но и в повседневной жизни. Положительные роли в игре, опосредуют развитие дружеских взаимоотношений между детьми и после игр.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Инициатива, проявляемая ребенком во время игр, способствует развитию познавательной активности и творчества. В игре развивается и мотивационно – потребностная сфера ребенка. Игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в этот период. По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, игра способствует становлению произвольности ребенка [37]. Содержание сюжета игры позволяет ребенку на основе нравственного сюжета оптимизировать взаимоотношения не только в ходе игры, но и в повседневной жизни. Положительные роли в игре, опосредуют развитие дружеских взаимоотношений между детьми и после игр.
Игровая деятельность рассматривается как ведущее средство развития коммуникативных навыков дошкольников, способствующее эффективному овладению детьми навыками общения, и особое значение приобретают сюжетно-ролевые (творческие).
Игра является эффективным средством развития навыков сотрудничества у детей, прививает им нормы общения, развивает реальные взаимоотношения. Игровое взаимодействие позволяет детям развивать совместные действия с партнером как субъектом совместной деятельности. Вступив в совместную игру, дошкольники начинают познавать друг друга, обмениваться игровым опытом, проявляют как личностные, так и ролевые отношения друг к другу. Содержание взаимоотношений, моделируемых в условиях игры, заключается в том, что возникают различные комбинации соподчинения социальных ролей.
Воспитательные возможности игры в контексте развития у детей сотрудничества основаны на оказании взаимной помощи друг другу, развитии согласованности действий детей. Ребенок, действуя в соответствии с ролью, берет на себя определенные обязательства по оказанию помощи другим участникам. Ролевое поведение, в свою очередь, способствует развитию взаимоотношений детей уже и вне игрового взаимодействия. Для развития сюжетно-ролевой игры необходимо вступать в контакты со сверстниками, в результате чего дети приобретают способы и навыки совместной игры. В совместных играх дошкольники обучаются сообща управлять своим поведением, учатся подстраиваться под других в условиях совместной деятельности.
Р.И. Жуковской [14], Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой [35], А.П. Усовой [61] исследовалось значение сюжетно-ролевой игры для морально-нравственного развития дошкольников. Учеными подчеркивается, что само содержание игры предполагает освоение детьми норм и правил взаимоотношений между людьми, именно в игре создаются условия для возникновения и развития «детского общества» [61]. Совместная игра развивает самостоятельность и организованность детей при выполнении общих действий, согласовании ролей, выборе ребенком своего места в коллективе играющих детей.
Игры ориентированы на развитие способности понимать партнера по игровой деятельности. При подчинении правилам игры дошкольники учатся нравственным нормам, сопереживанию, эмпатии, взаимопомощи. Дети посредством игр обогащаются опытом взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения. В играх создаются благоприятные условия для естественного общения со взрослыми и сверстниками. Коллективный характер игр способствует созданию условий для развития чувства партнерства и навыков позитивного взаимодействия у дошкольников. Развитие навыков сотрудничества в процессе участия детей в играх происходит при согласовании своих действия с другими детьми; развитии умений выражать просьбу; воспитании доброжелательности, отзывчивости, умений выслушивать партнёра. В итоге у детей развиваются коммуникативные способности, совершенствуется партнерское взаимодействие [44]. Совместная игра способствует формированию взаимопонимания, взаимопомощи, дружеских отношений. Благодаря играм ребенок постигает причины поступков людей, осознает свое место в системе взаимоотношений.
Посредством игры у ребенка формируется потребность в преобразовании окружающего мира, он начинает наделять новыми значениями и функциями уже знакомые ему предметы и игрушки. Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития креативности ребенка, поскольку именно в этот период прогрессивные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности ребенка, способствуют совершенствованию многих психических процессов и личностных качеств, являющихся базой для формирования творческих способностей [10].
Воспитательный потенциал игры освещается в контексте роли игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии, приобретении навыков нравственного, культурного поведения; в формировании коммуникативных отношений, и т.д. Игра как средство социализации способствует усвоению детьми знаний, норм и ценностей, присущих обществу либо конкретной социальной общности (группе сверстников). Игра формирует навыки социального поведения, помогает ребенку реализовать сея как личность, вводит ребенка в контекст взаимоотношений между людьми.
Таким образом, игра обладает огромным развивающим потенциалом, способствует психическому развитию детей, характеризуется образовательными и воспитательными целями. В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические, воспитывающие; развивающие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы