Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Двигательная деятельность, как средство развития внимания и памяти младших классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ    3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА     6

1.1. Понятие двигательной деятельности и ее
значение для развития детей младшего школьного возраста  6

1.2. Особенности развития внимания и памяти в
младшем школьном возрасте  14

1.3. Влияние двигательной деятельности на
развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста  21

Выводы по первой главе  27

ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ВЛИЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     29

2.1. Определения уровня развития внимания и
памяти учащихся 2 класса на начальном этапе исследования  29

2.2. Организация деятельности по развитию внимания
и памяти  младших школьников посредством
двигательной деятельности  42

Выводы по главе  47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1   56

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3   65Усложнение школьных программ обучения привело к
существенному ограничению двигательной активности учащихся, к снижению уровня
их здоровья, работоспособности и росту заболеваемости. 

Современная учебная деятельность характеризуется ростом
объема информации, с одной стороны, и, при этом, низким уровнем двигательной
активности, однообразием рабочей позы. В связи с этим многими учеными и
практиками принимаются попытки решения вопроса о том, что необходимо
сбалансировать повышенные нагрузки в умственной деятельности и оптимальную
двигательную активность.

Интерес к проблеме влияния различных видов двигательной и
физической активности на психическое развитие человека возник давно, отражая
стремление ученых к целостному познанию человека в единстве его физического и
умственного развития. Основы научных теоретических и практических исследований
в этой области проблемы были заложены в трудах таких основоположников отечественной
науки, как Б.Г. Ананьев, Е.В. Булич, Н.И. Дворкина, А.В. Любаев и др.

Развитие когнитивных способностей
имеет важное значение для современного человека в связи с тем, что он живет в
сложном социальном и научно-техническом мире. Для того чтобы достичь в нем
успеха, необходим высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных
способностей. Современная образовательная система, наряду с обучением младшего
школьника основам различных знаний в соответствии со школьной программой,
выполняет дополнительную функцию развития у него внимания, памяти, мышления,
воображения и других познавательных способностей.

Развитие когнитивных способностей в начальной школе
осуществляется в соответствии со следующими основными нормативными документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).

 2. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №
1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной
разработанностью таких методов развития когнитивных
способностей, которые наиболее эффективны, доступны и вызывают интерес у детей,
делая процесс обучения естественным, не наносящими вред здоровью детей

Объект исследования: когнитивные способности.

Предмет исследования: двигательная деятельность как
средство развития внимания и памяти учащихся младших классов.

Цель исследования: определить,
теоретически обосновать и разработать систему деятельности по
развитию внимания и памяти учащихся
на основе двигательной деятельности.

Задачи исследования:

1) изучить понятие двигательной деятельности и ее значение
для развития детей младшего школьного возраста;

2) рассмотреть особенности развития внимания и памяти в
младшем школьном возрасте;

3) проанализировать влияние двигательной деятельности на
развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста;

4) разработать рекомендации по развитию внимания и памяти
детей младшего школьного возраста посредством двигательной деятельности.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ
психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме
исследования.

2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос.

Теоретической основой исследования являются концепции целостного и системного подхода к
психическому развитию человека (Б.Г. Ананьев); принципы развития (JI.C.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский), активности личности в процессе
жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко).

База исследования: МОУ Лицей № 6 г. Качканар,
Свердловская область.

Практическая значимость исследования заключается в
разработке рекомендаций по развитию памяти и внимания у детей младшего
школьного возраста посредством двигательной деятельности.  Результаты исследования могут быть
использованы учителями начальных классов, студентами педагогических учебных
заведений.

Структура работы: состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать
следующие выводы:

1.
Проведя теоретический анализ понятия двигательной деятельности и ее значения
для развития детей младшего школьного возраста, было выявлено, что под
двигательной деятельностью понимается потребность человека, которая влияет на
развитие всего организма человека. Двигательная деятельность способствует
гармоничному развитию личности ребенка.

2.
Проанализировав особенности развития внимания и памяти в младшем школьном
возрасте, пришли к выводу, в данном возрастном периоде происходят значительные
изменения в сфере развития психических процессов ребенка. Развитие памяти
связано с необходимостью запоминания учебного материала, в результате этого
происходит развитие произвольной памяти.  
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются
сравнительная слабость произвольного внимания и его малая устойчивость.

Внимание детей младшего школьного возраста отличается
маленьким объемом. У детей младшего школьного возраста преобладает
неустойчивость внимания, объясняется это тем, что у младшего школьника
преобладает возбуждение над торможением. Внимание может отвлекаться по
различным причинам, например, вследствие новизны обстановки, вследствие
воздействия ориентировочного рефлекса, при ошибочном применении наглядных
пособий и т.д.

3. Изучив влияние двигательной деятельности на развитие
внимания и памяти у детей младшего школьного возраста, было выявлено, что
двигательная активность оказывает положительное влияние на развитие когнитивной
сферы ребенка.

4. Для выявления уровня развития памяти и внимания у детей
младшего школьного возраста было организовано эмпирическое исследование.
Методики данного исследования включали в себя: тест на образную память ребенка;
 диагностика уровня развития зрительной
памяти; методика Л.А. Ясюковой «Кратковременная речевая память»; методика «Корректурная проба»; методика «Проставь значки»; методика «Запомни и расставь точки».

Сравнительный анализ, полученных результатов в двух группах
респондентов позволили нам выявить значимые отличия в уровне развития памяти и
внимания у детей младшего школьного возраста: у детей 2 класса с усиленной
физической подготовкой уровень развития памяти и внимания выше, чем у детей 2
класса обучающихся по обычной программе «Школа России».

Были разработаны рекомендации по организации деятельности по
развитию внимания и памяти  младших
школьников посредством двигательной деятельности на уроках, и во время перемен.

Таким
образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования
достигнута. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в
дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее
осуществлять работу по развитию внимания и памяти у детей младшего школьного
возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
 ВОЗРАСТА

1.1. Понятие
двигательной деятельности и ее значение для развития детей младшего школьного
возраста

 

Двигательная деятельность, являясь
специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию
организма, включая все основные средства физического воспитания. Посредством
двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей
средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды.
Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к
изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими
особенностями функционирования отдельных физиологических систем, как в покое,
так и в период нагрузки.

Потребность в движении считается
одной из общебиологических отличительных черт организма, играющая актуальную
роль в его жизнедеятельности. На всех этапах эволюции человека, формирование
всех его органов и систем происходило в неразрывной взаимосвязи с интенсивной
мышечной деятельностью, отсюда закономерна и неоспорима взаимосвязь
двигательной активности с состоянием здоровья человека: физического и духовного
[1, с. 89].

Двигательная деятельность –
совокупность двигательных актов. 
Основным компонентом двигательной деятельности считается движение.
Двигательная деятельность ориентирована на физическое и двигательное развитие
ребенка. Двигательное действие – это движение (перемещение тела и его звеньев)
выполняемое с предопределенной целью.

Движение – это жизнь. Все, что
проходит в живом организме, внешне происходит в движении. В них отражается, в
том числе и психическая деятельность, разные эмоции: удовлетворенность, горе,
удовольствие, страх. Двигательная деятельность считается средством
всестороннего развития детей. Она, в собственную очередь, включает в себя
двигательные умения и навыки [3, с. 66].

Двигательная активность человека –
одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния
человека, естественная потребность человека.

Двигательную деятельность следует
рассматривать с точки зрения двигательной активности.

Двигательная активность состоит из
движений, которые являются одной из необходимых условий жизни. Она повышает
работоспособность, улучшает здоровье, обеспечивает разностороннее гармоничное
развитие, функционирование сердечнососудистой, дыхательной, гормональной и
других систем организма, активизирует нервно-мышечный аппарат и механизмы
передачи рефлексов с мышц на внутренние органы.

Двигательная активность является не
только средством осуществления двигательной функции, но имеет и
общебиологическое значение. Проявляя тонизирующее действие на центральную
нервную систему, она способствует более совершенному и «экономическому»
приспособлению организма к окружающей среде. Изменение функционального состояния
центральной нервной системы в условиях гипокинезии – одна из основных причин
снижения адаптационных возможностей организма. В результате ограниченной
двигательной активности снижаются защитные механизмы организма к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды, развивается склонность к
различным заболеваниям [24, с. 52].

Одним из характерных выражений
деятельности и основной формой поведения человека во внешней среде является
двигательная активность. Мышечные сокращения имеют большое значение в жизни человека.
Они представляют собой естественную биологическую потребность, как фактор
развития органов и регулирующих систем организма, что обеспечивает нормальное
развитие и жизнедеятельность. Кроме того, движение – это один из основных
способов связи с окружающей средой (передвижение, защита, потребление и т.д.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы