Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Двигательная активность как средство совершенствования креативности студентов вуза.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ. 7
1.1.Социально-биологический аспект взаимосвязи двигательной активности и профессионального становления студентов в ВУЗе. 7
1.2.Современные формы и технологии повышения двигательной активности студентов в процессе обучения в ВУЗе. 19
1.3. Влияние двигательной активности студентов ВУЗа на развитие их мыслительных (креативных) способностей 36
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 53
2.1. Методы исследования 53
2.2. Организация педагогического эксперимента 54
2.3. Рекомендации по итогам исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 70
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что общепризнанно, что нужно повышать двигательную активность студентов. Ведь недостаток движений ухудшает состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность.
Жизнь современной учащейся молодежи предполагает малоподвижный образ жизни – занятия в учебном заведении, телевизор, компьютер, смартфон. Около 18 часов в сутки подросток находится в полной или относительной неподвижности и лишь 6 часов остается у него на прогулки с друзьями, спорт и другие подвижные увлечения. В итоге недостаток движений сказывается на общем состоянии организма.
Гипокинезия, вызывая нарушения обменных процессов и избыточное отложение липидов, способствует заболеванию подростков ожирению. У них чаще возникают травмы, они более подвержены простудным заболеваниям. На протяжении всего обучения у 16% подростков развиваются болезни сердечнососудистой системы и болезни органов дыхания.
Сокращение сети бесплатных физкультурно-оздоровительных учреждений, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг, привели к отсутствию мотивации к здоровому образу жизни, а как следствие, к снижению двигательной активности учащейся молодежи, развитию у них хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов, ухудшению физической подготовленности и вредным привычкам.
Занятия по физическому воспитанию в учебных заведениях способны восполнить двигательный дефицит только на 9-11%. Для обеспечения необходимого уровня физического развития и физической подготовки учащейся молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях должна быть модернизирована новым подходом к этой проблеме
Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и двигательной работоспособности.
Большой объем зрительно-смысловой нагрузки, требующей напряженного функционирования психических процессов, неблагоприятные факторы умственного труда, оказывающие вредное воздействие на организм, (гиподинамия, гипокинезия, монотонность), отсутствие специальных оздоровительных средств физической культуры не могут не отразиться на состоянии здоровья студентов, при этом согласно офтальмологическому осмотру их зрение страдает в первую очередь.
Вопрос нормирования двигательной активности, количества тренировочных занятий, их интенсивности, оптимального двигательного режима для лиц различных возрастных категорий в литературе остается открытым. Наблюдается расхождение мнений как относительно методов оценки двигательной активности, так недельного и суточного объема занятий
Физиологами установлен факт снижения среднесуточного показателя уровня двигательной активности студентов на 50-55% в сравнении с гигиенически необходимой нормой.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что решение этой проблемы идет по двум путям:
1) увеличение объема занятий двигательной культурой в режиме учебного дня (введение дополнительных часов);
2) обучение студентов умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Второй путь эффективен, если воспитывается интерес к двигательной культуре, желание выполнять упражнения в свободное время. Но наиболее эффективным можно считать сочетание этих двух путей, двух возможностей.
Многие педагоги расширяют объем внеклассной работы по физическому воспитанию, а также уделяют особое внимание обучению детей на уроках умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Это наиболее трудная задача.
Тем не менее, она представляется перспективной, потому что способствует раскрытию творческих возможностей учителя, поскольку требует методических знаний, глубокого понимания психологии, а также умения применять свой опыт в конкретных условиях.
Объектом исследования являются особенности двигательной активности студентов ВУЗа.
Предмет исследования – двигательная активность как средство совершенствования креативности студентов ВУЗа.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для развития двигательной активности студентов ВУЗа в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть социально-биологический аспект взаимосвязи двигательной активности и профессионального становления студентов в ВУЗе;
— выявить современные формы и технологии повышения двигательной активности студентов в процессе обучения в ВУЗе;
— охарактеризовать влияние двигательной активности студентов ВУЗа на развитие их мыслительных (креативных) способностей ;
— провести педагогическое исследование;
— дать рекомендации по итогам педагогического эксперимента.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом, статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и целостности.
Особенности структуры работы. Выбор структуры дипломной работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
В настоящее время приоритетные цели и задачи высшего образования направлены на подготовку будущего специалиста, не просто профессионала, а как саморазвивающегося, самосовершенствующегося творческого человека, умеющего пользоваться полученными знаниями, продуктивно работать, вести здоровый образ жизни, быть патриотом своей Родины. Поэтому в процесс современного обучения в высшей школе внедряются все новые эффективные методы, формы, средства и подходы для решения выше поставленных целей и задач.
Анализ современной литературы в области физического воспитания показал, что дифференциация и индивидуализация образования обеспечивают все условия для развития, физически здоровой, социально-полноценной и творчески-активной личности.
Использование дифференцированного подхода на занятиях по дисциплине «Физическая культура» предусматривает последовательный поэтапный процесс освоения учебного материала студентом с учетом его состояния здоровья, физического развития, пола, функциональной подготовленности и работоспособности. Дифференцированное обучение предполагает индивидуальную помощь каждому студенту для реализации его собственных потребностей с учетом личностных возможностей и использование приобретенных умений и навыков в дальнейшей продуктивной деятельности.
Как правило, низкий уровень развития физических качеств часто бывает одной из причин неуспеваемости студента по предмету. Студентам с высоким уровнем развития физических качеств неинтересно на занятии, рассчитанного на среднего студента. Помимо этого, занимающиеся на занятиях физической культурой по медицинским показателям делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Реализация дифференцированного подхода на занятиях физической культуры позволит грамотно организовать учебный процесс в группах с различным уровнем физической подготовленности и с учетом их индивидуальных возможностей, разграничивая цели и задачи, содержание и темп освоения программного материала.
Благоприятное влияние физической активности на мозг и когнитивные навыки доказано. Наш высший орган обладает замечательной способностью восстанавливать и улучшать свои структуры, когда мы достаточно двигаемся и питаемся правильно. Не стоит противоречить генетике, структуры мозга и функции познания которых развивались благодаря энергичному существованию.
Необходимо подчеркнуть, что высокая активность двигательной деятельности одного студента по сравнению с другими еще не значит, что он сознательно или более ответственно относится к задачам занятия. Как отмечала Н.Н. Горячева «может быть и такое, что этому студенту необходим более высокий объем физической нагрузки, чтобы удовлетворить потребность в его двигательной активности. Этот фактор следует учитывать в процессе занятия, настраивая студента к более продуктивной и качественной работе».
Поэтому нужно убеждать студента в том, что его результат еще далек от реальных его возможностей, что вслед за достигнутой цели, ставил новую, более высокую цель.
Результаты проведенных исследований показывали, что студенты высоких и средних уровней подготовленности, осваивали учебный материал быстрее слабых групп (на 2-3 занятия), поэтому продолжение совершенствования изучаемого материала для них проходило уже в соревновательных условиях. Занимающиеся слабых групп продолжали выполнять двигательные действия по частям или многократно в его стандартных условиях.
В результате исследования выявлено, что:
Выводы:
1. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов соответствовали возрастным нормам. Использование методики определения двигательной активности с помощью шагометрии позволило выявить количественные показатели и сравнить их с официально признанными стандартами (10000 шагов в день).
2. Недостаток двигательной активности современной молодежи можно объяснить достаточно большим объемом информации, которую необходимо усваивать и обрабатывать, как правило, с помощью компьютерных технологий, а также неправильным планированием свободного времени или отсутствие желания заниматься спортом, и недостаточная мотивация для регулярных прогулок на свежем воздухе.
3. Выявленные показатели двигательной активности позволяют обратить внимание и пересмотреть свой режим дня, внести в него коррективы относительно увеличения количества шагов с помощью избранного вида движений, что, безусловно, будет иметь благоприятное воздействие, которое содержит в себе ряд положительных эффектов для отдельных психофизиологических реакций и организма в целом.
4. Учет психофизиологических и физических особенностей организма студентов позволит эффективнее выстраивать учебно-тренировочный процесс по физической культуре и снижать риск развития функциональных нарушений.
5. Выявленные показатели у студентов с различным уровнем здоровья позволят ориентировать их в ходе учебного процесса на занятия теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере отвечают их психофизиологическим и функциональным особенностям.
6. Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по оздоровлению и коррекции физических и функциональных состояний студентов в период обучения в ВУЗе.
Эффективным механизмом повышения физической подготовленности студентов и развития их основных физических качеств является применение индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой ВУЗе.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой предоставляет возможность объективно определить индивидуальный уровень физической подготовленности студентов, разработать индивидуальную программу и включить в учебную деятельность каждой дифференцированной группы комплексы индивидуальных упражнений, направленных на повышение физического развития, физической подготовленности и укрепления здоровья.
Использование индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой позволяет грамотно организовывать учебный процесс и управлять им, что дает успешное освоение материала и повышает качество знаний, формирует ценностное отношение занимающихся к физической культуре и спорту.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой повышает мотивацию студентов к занятиям, создает условия для саморазвития, самовыражения и самоутверждения, учит студентов быть уверенными в себе, воспитывает силу воли, характер, а так же учит использовать полученные знания в повседневной жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ.
1.1.Социально-биологический аспект взаимосвязи двигательной активности и профессионального становления студентов в ВУЗе.
Выявление физических устройств регуляции движения очень важно чтобы развить естественнонаучную и педагогическую базу воспитания и для обучения детей движениям. Развивая двигательную активность у студентов необходимо учесть ее взаимосвязанность в определенной степени с формированием двигательных навыков.
В настоящее время физическая культура является важной частью спорта, одним из способов физического воспитания. Она, так или иначе, касается всех сфер общества, оказывает влияние на основные области жизни. Спорт создает образ жизни людей, профессиональную сторону, способствует формированию моральных ценностей и так далее.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что в процессе обучения при повышенном объеме и сложности учебного материала в условиях дефицита времени и малоподвижном образе жизни происходит развитие психических и функциональных расстройств, снижение показателей физического состояния организма студентов.
Период обучения в вузе может привести как к улучшению, так и снижению физических и психофизиологических возможностей организма, при этом основным средством поддержания здоровья остается физическая культура. Установлено, что более 50% студентов имеют заболевания разной нозологии, более 60% имеют низкие показатели физического здоровья.
Считаем, что одной из причин низких показателей физической подготовленности студентов является их низкая двигательная активность, которая составляет 60% от необходимой, с дальнейшим ее снижением в два раза в период экзаменационной сессии.
Недостаточная двигательная активность, сниженная физиологическая адаптация, слабая физическая подготовленность, несбалансированность режима дня (по данным анкетного опроса) не могут не отразиться на нервно-психических процессах у студентов, имеющих зрительные расстройства, так дифференцированная сенсомоторная реакция ниже на 20%, в сравнении со студентами с нормальным зрением.
За последние 15 лет выявлена тенденция к ухудшению динамики показателей физического развития и функционального состояния. Исследования показали, что часто встречающиеся отклонения в состоянии здоровья – заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и зрения.
Настораживает факт, что 44,6% студентов страдает нарушениями зрительного анализатора, среди которых близорукость стоит на первом месте, с переходом на старшие курсы увеличивается количество студентов с более высокими степенями близорукости на 5–8%.