Богословие Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Духовные аспекты воцерковления в процессе социальной адаптации после различных зависимостей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Воцерковление как принцип воспитательного процесса в православной педагогике 18
1.1. Социально-культурные предпосылки православных воззрений на природу человека и его сущность 18
1.2. Духовная жизнь как единственный верный путь ко Христу 26
1.3. Особенности и направления воцерковления 37
Глава 2. Воцерковление как способ избавления от различных зависимостей 43
2.1. Разновидности зависимостей как пороков 43
2.2. Воцерковление граждан, страдающих различными зависимостями 46
Глава 3. Исследование процесса воцерковления граждан на примере православного центра социальной адаптации «Доверие» г. Казань 57
3.1. Православный центр социальной адаптации граждан «Доверие» как аналог общества трезвости 57
3.1.1. Описание центра 57
3.1.2. Процедура выявления зависимостей 59
3.2. Мероприятия, направленные на воцерковление граждан с зависимостями 61
3.3. Результаты исследования процесса воцерковления граждан в православном центре социальной адаптации «Доверие» г. Казань 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современном мире приходится часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, среди которых нравственность и духовность.
Человек современного общества воспринимает их как некие абстрактные, ни к чему не обязывающие понятия, абсолютно не относящиеся ни к нему лично, ни к его жизни.
Однако от того, как человек понимает свои нравственные обязанности и что он подразумевает под нравственностью и духовностью, будет зависеть его жизнь в обществе, все то, что называется смыслом жизни человека. В силу искажения истинных ценностей и основных нравственных принципов, накопленных человечеством в христианскую эпоху, современное общество потеряло духовные ориентиры.
На сегодняшний день в современной православной практике актуализируется проблема зависимостей человека, которые выражаются в порочном состоянии души.
Любая зависимость как явление всегда является трехаспектной, а именно, фундаментализируется на следующих уровнях: психическом, физическом и духовном. Это означает, в сущности, то, что не могут быть проблемы только на одном из уровней – всегда затрагивается вся составляющая человека – и мирская, и духовная.
Психическая зависимость – это когда перестает вырабатываться внутренний алкоголь и человек нуждается во внешнем; физическая – когда появляется тяга к употреблению и постоянно увеличивается доза, а духовная – когда ощущается внутренняя опустошенность и одиночество.
Все это, в сущности, сливается воедино, составляя отдельный пласт проблемной области.
Однако, в рамках данного исследования нас интересует именно духовный аспект возникновения и развития зависимостей, поскольку он, как мы полагаем, наиболее значим для спасения от различных зависимостей в современной мире.
Человеку, который находится под влиянием зависимостей, следует объяснять, что психическую и физическую зависимость он может преодолеть самостоятельно или с помощью лечения.
Однако духовная зависимость имеет совершенно иной путь разрешения, поскольку человек не может контролировать не свои, а чужие мысли. Необходимо получить помощь Божью.
Существует такое понятие – «зарок». Это, в сущности, искреннее обращение к Богу: Господи, я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне для этого силы.
Так попросить больной может только самостоятельно, и никто за него не сможет этого сделать. Соответственно, задача Священника заключается в том, чтобы провести первую беседу с зависимым человеком так, чтобы он самостоятельно пришел к зароку и таким образом восстановил отношения с Богом.
Чаще всего первый приход в православный центр социальной адаптации не является добровольным или осознанным. Зависимые попадают туда по настоянию родных и близких, самостоятельно не понимая сложности и греховности своего состояния.
Интересно вспомнить, что преп. Серафим Саровский говорил о цели христианской жизни как о стяжании Святого Духа, получении благодати, потому что благодать дает мир в душе, радость, покой, свет. Но получить ее очень трудно – надо жить по заповедям, прилагать к тому определенные усилия. Царствие Небесное берется силою – но не все это осознают в полной мере.
Ничего нельзя получить просто так, не прилагая к тому усилий. Бог должен видеть стремление и веру человека. Желание выражается стремлением и упорным трудом.
По сути, всякая зависимость – это манипулирование радостью жизни, своего рода попытка прельщенного принять благодать против правил. Но, диавол приходит к человеку убеждает не ждать благодати, а взять ее здесь и сейчас, и для этого не надо прилагать усилий.
То есть, можно получить тоже самое, только без оплаты и ожидания, что всяко проще и быстрее.
Человек, попавший под такое влияние, духовно слабый, соглашается на такое предложение. А потом оказывается, что за удовольствие все же необходимо платить.
Диавол знает физиологическое устройство человека и подсказывает человеку, как включить при помощи химических веществ механизмы, которые святые отцы включают при помощи благодати Божьей и огромного труда.
Но, проблема заключается в том, что вместе с «неправомерным» включением этих механизмов включаются и другие, а именно, механизмы возмездия.
Сначала человек, действительно, испытывает чувство удовлетворения, удовольствия. Позднее он уже начинает употреблять химические вещества не для того, чтобы ему стало хорошо, а, чтобы не было плохо.
То есть зависимость от Бога – это когда все люди хотят быть счастливыми в Боге. Божью благодать трудно получить и легко потерять. А «диавольское удовольствие» удовольствие получить легко, однако же потом очень сложно уйти от этого. Механизм работает совершенно иначе, противоположно.
Можно сказать о том, что проблема зависимости приобрела социальный характер, поскольку зависимость, как мы уже смогли пояснить, – это состояние души.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе были решены следующие исследовательские задачи:
1) Изучено воцерковление как принцип воспитательного процесса в православной педагогике;
2) Рассмотрены разновидности зависимостей как пороков;
3) Исследованы аспекты воцерковления граждан, страдающих различными зависимостями;
4) Исследован Православный центр социальной адаптации граждан «Доверие» как аналог общества трезвости;
5) Проведена процедура выявления зависимостей;
6) Разработаны мероприятия, направленные на воцерковление граждан с зависимостями;
7) Представлены результаты исследования процесса воцерковления граждан в православном центре социальной адаптации «Доверие» г. Казань.
Было выяснено, что сегодняшние люди живут в неверии в то время, когда им требуется пробудиться и стать жить по Божьей воле. От этого, действительно, зависит человеческий мир, будущее. Но диавол стишком сильно искушает людей, а их нечистые помыслы этому и рады. Можно сказать о том, что человек в современном мире – существо слабое и безвольное, грешное и не желающее выйти на путь исправления. Однако, стало понятно, что прозрение уже наступает.
Внешне смирение перед Богом воспитывается через такие духовные средства, как послушание, пост, молитвы, воздержание, кротость, нестяжательность, простота и правость сердца, память смертная. Целью духовно-нравственной жизни для христианина является не просто достижение нравственного идеала, который мы видим в Лице Господа Иисуса Христа и Его учения, достижение обожения.
Одним из направлений воцерковления является Таинство крещения. Под Таинством Крещения в православном богословии понимается священнодействие, в котором происходит встреча Бога с человеком и приобщение человека к Церкви. Таинство Крещения содержит в себе видимую сторону (чинопоследование) и невидимая – духовное возрождение человека.
Было также выяснено, что зависимостей в мире существует много, однако все они действуют по-разному. Некоторые являются особенно пагубными – химические зависимости. В большей степени именно от них человеку нужна помощь Бога, наставление на путь, который приведет его к Праведной жизни с Богом.
В исследуемом нами центре было отмечено, что особое место занимает проблема борьбы с алкоголизмом и наркоманией. И именно в соответствии с этим было организовано диагностическое исследование свободной выборки по выявлению находящихся в группе риска возникновения аддиктивного поведения, выраженного в употреблении поверхностно-активных веществ (ПАВ), которые обозначают наличие зависимостей. Его результаты показали следующее: была подтверждена склонность опрашиваемых в свободной выборке к аддиктивному поведению, характеризующейся более заметной предрасположенностью в отношении наркотической зависимости и общей аддиктивности, чем алкогольной зависимости.
В процессе разработки мероприятий мы отметили, что участие в православном центре помощи зависимым, совместно с православным приходом, позволяет человеку проникнуться идеями помощи страждущему ближнему, преодолеть барьер индивидуализма и сделать шаг к той солидарности, которая, с одной стороны, так нужна современному обществу, с другой стороны, является основой для создания и развития христианских общин.
Были получены следующие итоги воцерковления зависимых граждан:
1. Воцерковление, как правило, происходит медленно, необходимо более, чем полгода.
2. Имеет место тесное взаимовлияние членов центра помощи зависимым и прихожан храма на воцерковление друг друга.
3. Большое значение имеет добрая, любящая «атмосфера» центра, большее, чем передаваемая информация.
4. Необходимо участие членов центра в церковной жизни храма.
5. Желателен и полезен культурно-образовательный, просветительский досуг.
Гипотеза представленного исследования, которая заключалась в том, что что работа центра социальной адаптации совместно с православным храмом содействует более успешному воцерковлению своих членов и участников, является подтвержденной.
Цель исследования достигнута.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Воцерковление как принцип воспитательного процесса в православной педагогике

1.1. Социально-культурные предпосылки православных воззрений на природу человека и его сущность

«В начале сотворил Бог небо и землю», – сказано в книге Бытия (1, 1). В этом догмате – источник православного восприятия мира. Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге как их общем Создателе.
В православном сознании гармонично единство невидимого и видимого, небесного и земного: и то, и другое суть разные образы тварного бытия, предназначенные и предрасположенные к благодатному единению с Богом и друг с другом, и Бог присутствует в каждом из них и во всем, не смешиваясь ни с чем.
«По православной вере и учению, есть, во-первых, область бытия Божия, в которой пребывает непосредственно Господь Бог в Своем Троическом Единстве. Эта область отлична от всего: она непостижима, как непостижим и отличен от Своего творения Бог Всемогущий Дух, не имеющий ни тварного вида, ни формы, ни вещественности; во- вторых, есть творение Божие, состоящее из двух областей: небесного и земного. В области небесного пребывают ангельские существа и праведные люди, отошедшие в потусторонний мир от земной жизни. Эта область вечна: в ней нет времени и пространства.
Область земного – это окружающий человека мир, подчиненный законам пространства и времени» .
И небесные и земные аспекты, то есть и временные, и вневременные, существуют в совокупности, входя друг в друга и дополняя.
Однако, при этом они остаются субъективными и независящими друг от друга. Но, существует и иерархия: небесное гораздо выше земного, но телесная связь дает им силу слияния. У каждого уровня свои законы Бытия, данные Богом.
Особое место во всем небесном и земном принадлежит человеку – венцу творения. Человек был сотворен по образу и подобию Божию. По свидетельствам Святых отцов, подобие и обожение – это константы однородные. Таким образом, обожение, «воскресение в любви Божией – таков высший смысл человеческой жизни» .
Иов в своей книге повествует о творении как о некоем замысле, в основу которого первоначально было брошено зерно свободы. В притче о рудокопах, к которой также отсылает Паисий Свтогорец, премудрость Божья представляется как замысел о мире, что, в свою очередь, трактуется следующим образом: Господь «видел», «явил», «приготовил» и «еще испытал» эту премудрость, после чего произнес человеку следующее: «страх Господень представляется в качестве истинной премудрости, а удаление от любого зла представляется, в свою очередь разумом.
Замысел о творении является некоторым испытанием. Так, враждебность мира – это лейтмотив книги Иова. Важно заметить, что весь ужас земного устроения Иов списывает именно на деяния Господа. Рассуждая о Божественной премудрости, он эту премудрость связывает с преисподней – не обретается она на земле живых. Такой замес жизни и смерти на начальном этапе, до грехопадения Адама, –вещь, по истине, немыслимая».
То есть, он поддерживает мысли о том, что сотворение мира является исключительно Божьим замыслом, в который вошло и сотворение человека как такового.
Грехопадение человека, в сущности, нарушило гармонию мироздания. Оно произошло вследствие того, что свободная воля, которой Богу благоугодно было наделить созданных Им Ангелов и людей, не была утверждена в добре, была использована против воли Божией.
Грехопадение человека, несоблюдение им заповеди Божией – это непослушание и неповиновение, заповеди Божией, данной Им первому человеку в раю: «… От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17).
Эти отпавшие от Бога духи образуют собою область тьмы кромешной (Мф. 8, 12, 22, 13), то есть область, как о том свидетельствует этимология, находящуюся кроме – вне Божественного света, в удалении от благодатного единения твари с Творцом. Но ей попускается вредить творению Божию в целях его испытания и вразумления, пока не совершится окончательно Божий Промысл о спасении человеческого рода.
Когда Бог спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?» – Адам не сказал: «Да, Боже, конечно я согрешил», он стал искать себе различные оправдания: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел». По сути, Адам сказал при этом Богу: «Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты». Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе?
Бог задал аналогичный вопрос и Еве, но и она при этом стала оправдываться: «Змей прельстил меня» (Быт. 3, 11–13).
Если бы Адам сказал: «Согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева тоже признала свою ошибку, то жизнь их не изменилась бы. Однако же, они выбрали другую тактику: стали искать себе оправдания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы